Игры по формированию элементарных математических представлений
материал по математике

Дашкина Надия Белаловна

Игры по формированию элементарных математических представлений

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_femp.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на формирование элементарных математических представлений

«В лес за грибами»

Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного) .

                                       «Подбери фигуру»

Цель:закрепить представления детей о геометрических формах,

упражнять в их назывании.

Демонстрационный материал: круг, квадрат, треугольник, овал,

прямоугольник, вырезанный из картона.

Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Содержание.

Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает

задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы

фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все

фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить

каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на

начерченную фигуру.

                                    «Найди предмет»

Цель:учить сопоставлять формы предметов с геометрическими

образцами.

Материал:Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник, овал).

Содержание.

Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном

-геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель рассказывает

правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к

столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому

подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти

предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он

выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к

следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все

предметы не подойдут, подобраны к образцам

                                   «Длинное – короткое»

Цель:развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых

качеств величины.

Материал :Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров,

картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Содержание.

Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах

комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки,

полоски). Воспитатель достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю.

Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для

этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку

ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для

мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски

игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят

поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их

игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для

куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и

расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на

длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает

название качества величины - длина.

После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски -

длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с

ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая –

длинная.

                                         «Веселые матрешки»

Цель:учить различать и сравнивать предметы по разным качествам

величины.

Материал :2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по

величине кружочков, башенка из полых кубов.

Содержание

По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол,

на котором стоит матрешка. Воспитатель обращается к детям: «Я хочу поиграть

с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же

остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее).

Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю

половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки

выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Воспитатель называет имя

каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я -

Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку

берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по

столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по

очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет,

какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать.

Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов

величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек

тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на

прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети

подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек

передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки

захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару

матрешек одного роста. «Пора домой! - говорит воспитатель. Становитесь в

пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то

пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешек по

имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются,

малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Воспитатель

ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это

домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом

для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой

                     

                            

                              «Справа как слева»

Цель:

освоение умений ориентироваться на листе бумаги.

Содержание.

Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои

рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на

другую. Дети рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус

запятая - вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот

девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчишка». Дети

рассматриваю рисунки»

                                 «Три квадрата»

Цель:

научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить

их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой»,

«самый маленький».

Материал.

Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3

квадрата, фланелеграф.

Содержание.

Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот

самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый

из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и

показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие.

Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни.

Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала

большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню

на своих фланелеграфах, говорит воспитатель.

                                 Геометрическое лото

Цель:

учить детей сравнивать форму изображенного предмета с

геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал.

5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу,

квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. по 5 карточек с изображением

предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный

мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д.; овальной

(дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга,

домино, картина).

Содержание.

Принимают участие 5 детей. Воспитатель рассматривает вместе с детьми

материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя

подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением

предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать

форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная)

«Игра с обручем»

Цель: различение и нахождение геометрических фигур.

Для игры используются 4-5 сюжетных игрушек (кукла, матрешки, корзина и т. д.); отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.)

                                       «Широкое - узкое»

Цель:  создать условия для расширения представлений «широкое - узкое».

Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.

                                            «Составь предмет»

Цель:  создать условия для закрепления умений в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

Оборудование. На столе  крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина. На полу наборы разных геометрических фигур.

Педагог предлагает назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Дети рассматривают получившиеся силуэты игрушек, вспоминают соответствующие стихи, загадки. Возможно объединение составленных силуэтов в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица» и т. д.

                                              «Соберем бусы»

Цель: создать условия для развития умения группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем В. говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект игры на формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста ( первая младшая группа)

План  -  конспект   игры   на формирование   элементарных математическихпредставлений  у  детей  раннего возраста  ( первая млад...

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений

В данной презентации представлены  игры по формированию количественных, временных и пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений.

Дидактические игры на занятиях по математике в детском саду....

Авторские игры по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. С помощью игры закрепляются полученные знания, умения, навыки. В игру ребёнок включается с охотой и с желанием.Уважаемые педагоги! Хочу ...

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений детей от 3 до 4 лет.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...