Конспект занятия по ФЭМП на тему: "Пространственные отношения. Вверху, внизу".
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
конспект занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp_prostranstaennye_otnosheniya._vverhu_vnizu.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе на тему:
«Пространственные отношения. Вверху, внизу».
Цель: уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения.
Задачи:
- закрепить счет в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры, определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов;
- тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, воображение, фантазию, логическое мышление, сформировать опыт самоконтроля.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: изображение 3 медведей, изображение зайца, карточки с цифрами от 1 до 4.
Раздаточный: листы бумаги с нарисованными на них двумя полками, 3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера, 1 треугольник, карточки с кругами разного цвета и размера от 1 до 4.
Ход занятия:
- Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую
деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Помогаете ли вы дома маме по хозяйству?
- Что вы делаете по дому?
После ответов детей воспитатель хвалит их и предлагает помочь трем
медведям расставить посуду на полки.
Воспитатель включает на телевизоре изображения трех медведей.
- Мотивационная игра.
- Игра «Найди свое место».
Дидактические задачи: закрепить умение соотносить цифры 1-4 с
количеством предметов, тренировать мыслительные операции анализ и
сравнение.
Чтобы зайти в дом к медведям, нужно разбиться на группы.
Сделать это можно следующим образом. Каждый ребенок получает
карточку, на которой нарисовано определенное количество точек — от
1 до 4.
На столах разложены карточки с цифрами от 1 до 4. Дети должны соотнести количество точек на своей карточке с цифрой и сесть за
нужный стол. Таким образом, за одним столом оказываются несколько с одинаковым количеством точек на своих карточках.
3 . Затруднение в игре
Игра «Расставь посуду».
Дидактические задачи:
- уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения;
- закрепить счет в предела х 4, умение определять, называть и сравнивать свойства предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры;
- тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь, сформировать опыт самоконтроля.
Дети сидят за столами. У каждого - лист бумаги с нарисованными
на нем двумя горизонтальными полосками (полками) и фигуры (посуда) - 3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера и 1 треугольник. Цвет у фигур одинаковый.
- Сколько полок на кухне у медведей?
Дети должны считать, согласовывая числительное с существительным в роде, — одна, две, всего две полки.
- Покажите верхнюю полку, нижнюю полку.
Дети проводят по полкам пальцем и говорят: «Верхняя», «нижняя».
Медведи просят расставить посуду так, чтобы на нижней полке была
только не круглая посуда.
- Сколько тарелок вы поставили на нижнюю полку?
Дети считают, согласовывая числительное с существительным в роде:
одна, две, три — всего три тарелки.
- Какую форму имеют эти тарелки?
- Сколько квадратных (треугольных) тарелок на нижней полке?
- На верхнюю полку поставьте остальные тарелки.
- Сколько тарелок вы поставили на верхнюю полку?
- Чем похожи эти тарелки? (Они все круглые — у них одинаковая
форма; они все желтые — у них одинаковый цвет.) - Чем отличаются тарелки? (У них разный размер.)
- Как вы думаете, какая тарелка на верхней полке принадлежит Михаилу Ивановичу (Настасье Петровне, Мишутке)?
Дети должны назвать размер кругов: самый большой — тарелка для
Михаила Ивановича, круг поменьше — тарелка для Настасьи Петровны, а самый маленький — тарелочка для Мишутки.
- Физкультминутка «Три медведя»
Три медведя в сказке жили,
Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.
В перевалочку ходили.
Идут переваливаясь из стороны в сторону.
К ним девчушка прибежала,
Бег на месте.
В дом зашла и увидала:
Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.
Стол большущий у окна,
Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.
Стула три – вот это да.
Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.
Чашки три, и ложки три,
Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и
касаются округлыми пальцами друг друга.
Три кровати: посмотри.
Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.
Ела Маша и пила,
Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.
На кроватку прилегла
Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.
И уснула сладким сном.
Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.
Что случилось потом?
Руки слегка разводят в сторону.
Тут медведи воротились,
Идут переваливаясь из стороны в сторону.
Увидев Машу, рассердились.
Руки на пояс, делают сердитое лицо.
Маша очень испугалась
Изображают испуганное лицо.
И домой она умчалась.
Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.
- Выход из затруднения
Игра «Накрой на стол».
Дидактические задачи:
- закрепить умение понимать и использовать в речи слова «верхний», «нижний», определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов;
- тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.
Дети садятся на свои места.
- Медведи попросили достать посуду с верхней полки.
Дети должны снять три круга с листа и положить перед собой.
Воспитатель выставляет на фланелеграфе рядом с медведями изображение зайца. Пришел в гости заяц.
- Как вы думаете, хватит ли тарелок на всех? (Нет.)
- Почему вы думаете, что не хватит? (Потому что тарелок три, а
зверушек за столом — четыре.) - Что нужно сделать, чтобы тарелок хватило всем? (Надо поставить
на стол еще одну тарелку.) - Где можно взять недостающую тарелку? (С нижней полки.)
Дети берут одну фигуру с нижней полки.
- Какую тарелку ты поставил зайцу? (Квадратную, треугольную.)
- Чем тарелка зайца отличается от остальных тарелок? (Формой.)
Медведи благодарят детей за помощь и приглашают поиграть.
- Включение нового знания в систему знаний
Игра «Что где?».
Дидактические задачи:
- закрепить умение понимать и использовать в речи слова «вверху»,
«внизу», связать их с движениями детей; - тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, речь.
Воспитатель собирает детей около себя и предлагает поиграть в такую игру: он называет предмет, например солнце, а дети должны сказать где — вверху или внизу — он находится.
Можно предложить детям не только говорить, но и показывать, где
что находится. Например, если звучит слово «луна», дети должны поднять руки вверх, встать на цыпочки и сказать: «вверху», а если звучит
слово «камень» - присесть на корточки и сказать: «внизу».
Слова могут быть такими: луна, птица, звезды, трава, земля, грибы
и т. п.
- Что у человека вверху (внизу)? (Вверху - голова, внизу — ноги.)
- Что у дерева вверху (внизу)? (Вверху — ветки, листья, внизу —
корни.)
6. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- У кого в гостях вы сегодня побывали?
- Чем вы помогли медведям?
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь
медведям потому, что хорошо считают, знают, где верх, а где — низ, и
не боятся трудностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность по ФЭМП у детей средней группы "Вверху,внизу"
Формирование пространственных отношений вверху, внизу. Закрепление знаний о геометрических фигурах, цветах. Развитие мыслительных операций, внимания, речи....
Конспект занятия по ФЭМП в детском саду во второй младшей группе. Тема: «Пространственные отношения»
Задачи:1. Дать представление о пространственных отношениях: выше — ниже, справа — слева.2. Совершенствовать умения:• определять равенство двух групп предметов;• определять отноше...
Дистанционное занятие по математике в средней группе. Тема "Вверху, внизу"
Дистанционное занятие по математике в средней группе. Тема "Вверху, внизу"...
Конспект занятия по ФЭМП "Вверху-внизу",впереди - сзади"
Конспект занятия по ФЭМП «Вверху - внизу, впереди - сзади». Задачи:1. Дать представление о пространственных отношениях: вверху - внизу, впереди — сзади.2. Продолжать учить опре...
Конспект занятия по ФЭМП для 2 младшей группы «сравнение групп предметов, сравнение геометрических фигур: квадрат, треугольник; определение предмета в пространстве, обозначая «вверху- внизу, слева- справа».
Конспект занятия по ФЭМП для 2 младшей группы «сравнение групп предметов, сравнение геометрических фигур: квадрат, треугольник; определение предмета в пространстве, обозначая «вверху- вниз...
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе. Тема: «Пространственные отношения»
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе. Тема: «Пространственные отношения»...
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5, Порядковый счет. Слева, справа, вверху, внизу». Установление последовательности событий. Развитие внимания.
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5, Порядковый счет. Слева, справа, вверху, внизу». Установление последовательности событий. Развитие вним...