Конспект непосредственно образовательной деятельности взрослого с детьми второй младшей группы (с 3 до 4 лет) по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича Тема: «Подарки для Мишика».
план-конспект занятия по математике (младшая группа)
Занятие направлено на формирование элементарных математических представлений. С помощью этого занятия дети закрепляют умение определять и называть: цвет, форму предметов, количество предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект НОД | 51.5 КБ |
Технологическая карта | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
взрослого с детьми второй младшей группы
по формированию элементарных математических представлений
с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича
Тема: «Подарки для Мишика».
Составил:
воспитатель
первой кв. категории
Ананьева И.Г.
Цель: формирование элементарных математических представлений
Задачи:
1.Закреплять умение называть и определять:
- цвет, форму предметов;
- количество предметов (много-один, столько-сколько)
- уравнивать группы предметов, используя приемы наложение и приложения.
2.Упражнять в умении составлять из частей целое.
3. Закреплять умение отвечать на вопросы, выполнять словесные инструкции.
4.Развивать внимание, мышление, память, речь.
5.Воспитывать интерес к математическим играм.
Материал: Плоскостная игрушка-мишка Мишик, игры «Логоформочки» (по количеству детей); МиниЛарчик (4 шт); «Разноцветные лепестки Ларчик»; развивающая среда «Фиолетовый лес».
Словарная работа: много, один, столько, сколько, поровну, над, под, прямоугольник, полукруг, четырехугольник.
Предварительная работа: игры и упражнение на определение цвета, формы, величины, сравнение предметов.
Индивидуальная работа: Эльнар, Тимур, Даша, Вова – закреплять умение использовать приёмы наложения и приложения при сравнении групп предметов, Лиза – привлекать к ответам.
Организационный момент.
В-ль: - Дети, а у нас сегодня гости, давайте поздороваемся.
(дети здороваются).
Дети садятся полукругом на стульчики.
В-ль: Ребята, хотите узнать, кто ещё сегодня пришёл к вам в гости? Отгадайте загадку:
Он в берлоге спит зимой
Под большой той сосной
А когда придет весна
Просыпается от сна
Ответы детей (Мишка)
- Правильно, мишка. Нашего гостя зовут Мишик. Он пришёл к нам из красивого фиолетового леса.
Воспитатель берёт плоскостную игрушку-мишку.
- Здравствуй, Мишик. А почему ты такой грустный? Что случилось?
Мишка воспитателю на ушко говорит, что случилось.
- Мишик мне сказал, что у него сегодня день рождения, ему подарили игры, а он не знает, как в них играть?
- Мишик, покажи, какие игры тебе подарили? (Мишка показывает игры)
- Как хорошо, что ты пришел именно к нам. Наши ребята умеют играть в эти игры и тебя научат.
Игровое упражнение «Собери фигуру» (Д/И «Логоформочки»).
Воспитатель показывает детям игру
- Как называется эта игра? (логоформочки)
- Я предлагаю вам сесть за стол и показать Мишику, как играть в Логоформочки. (дети садятся за стол)
- Найдите, пожалуйста, на игровом поле треугольник и положите его перед собой.
- Тимур, какого цвета у тебя треугольник? (красный).
- Верно, теперь возьмите круг и положите его над треугольником.
- Эльнар, куда ты положил круг? (над треугольником)
- Правильно, возьмите, пожалуйста, квадрат и положите его под треугольником.
- Лиза, где лежит твой квадрат? (под треугольником).
-Вова, какого цвета у тебя круг? (красного).
- Даша, а где лежит у тебя треугольник? (под кругом, над квадратом).
-Хорошо, а теперь положите фигуры на свои места.
Если дети не справляются, использовать мольберт для наглядного показа.
- В игре остались ещё части геометрических фигур, они лежат у вас на тарелочках. Давайте попробуем сложить из частей целые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Самостоятельная работа детей. Воспитатель помогает затрудняющимся детям.
- Рита, из каких частей состоит круг? (из двух полукругов).
- Катя, какие части ты взяла, чтобы сложить квадрат? (два прямоугольника).
- Андрюша, из чего состоит треугольник? (из треугольника и четырёхугольника).
- Правильно, положите части геометрических фигур на место.
- Мишик, тебе понравилась эта игра?
Мишка: Да.
Воспитатель показывает следующую игру.
- Кто знает, как называется эта игра? (разноцветные лепестки)
- На день рождения можно подарить цветы. Посмотрите, какой цветок я выложила для Мишика.
- Андрюша, из чего состоит этот цветочек. (Из лепестков и серединки)
- Рита, какого цвета лепестки у цветка? (красного)
- Верно, Даша, какой формы серединка? (круглая).
- Правильно, Вова, как ты думаешь, сколько лепестков у цветочка? (много).
- А серединок сколько? (одна).
- Лиза, а как ты думаешь, где находится цветок вверху или внизу? (вверху).
- Верно. Дети, я предлагаю вам выложить цветы для Мишика.
Девочки выкладывают маленькие цветочки с красной серединкой и желтыми лепестками, но только вверху.
Мальчики – большие цветы с жёлтой серединкой и синими лепестками - внизу.
Самостоятельная работа детей. Воспитатель помогает затрудняющимся детям.
- Даша, какого размера твой цветок? (маленький)
- Лиза, а какого цвета лепестки у цветка? (красного)
- Эльнар, серединка у твоего цветка, какой формы? (круглая).
- Вова, какого цвета лепестки у твоего цветочка? (синего). А серединка какого цвета? (жёлтая).
- Катя, а где ты собрала свой цветочек вверху или внизу? (вверху)
- Молодцы, красивые цветочки получились. Я предлагаю спеть для нашего Мишика «Каравай».
Физкультминутка – хоровод.
Дети становятся в круг, игрушка на стульчике в центре круга.
Как на Мишин День рождения
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ужины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай,
С днем рожденья поздравляй!
- Давайте все вместе крикнем: «С днём рождения!» (дети кричат хором)
- Дети, Мишик приглашает нас в свой волшебный лес. Он хочет угостить нас чаем. Пойдёмте.
(Дети проходят к развивающей среде «Фиолетовый лес», садятся на стульчики полукругом).
- Посмотрите, какая красивая полянка. Мишик предлагает вам расставить на ней тарелочки и чашечки для угощения.
- Сначала девочки возьмут по тарелочке и поставят их на полянке.
- Теперь мальчики расставят свои тарелочки.
- А я поставлю тарелочку для Мишика.
- Сколько тарелочек на полянке? (много)
- А сейчас мальчики над тарелочками поставят чашечки.
- Девочки поставят свои чашечки.
- Посмотрите, чего больше чашечек или тарелочек? (тарелочек)
- На сколько? (на одну)
- А как вы думаете, чего меньше, тарелочек или чашечек? (чашечек)
- На сколько чашечек меньше (на одну)
- Что нужно сделать, чтобы и чашечек и тарелочек было поровну? (поставить еще одну чашечку)
- Мишик приготовил для нас пирожные. Возьмите по одному пирожному и положите на тарелочку.
(дети выкладывают пирожные на тарелочки)
- А чем обычно едят пирожное? (ложечками).
- Верно. Возьмите по одной ложечке и положите их рядом с тарелочками.
Воспитатель кладёт ложечку за Мишика
Дети: ой, а мне не хватило ложечки.
- И правда не хватило. Ребятки, чего больше пирожных или ложечек? (пирожных).
- Верно. Катя, а на сколько больше? (на одну).
- Дети, а чего меньше, ложечек или пирожных? (ложечек меньше).
- Правильно. Даша, а на сколько меньше? (на одну).
- А если я уберу одно пирожное, будет поровну? (да).
- Но тогда у нас … (кто-то из детей) останется без пирожного. Что нужно сделать, чтобы было поровну? (ложечку).
- Верно. Добавим одну ложечку.
- Рита, теперь у нас сколько ложечек? (много)
- Столько сколько пирожных? (да)
- Как сказать по-другому? (поровну)
- Правильно, пирожных и ложечек стало поровну.
- Дети, нам пора с Мишиком расставаться и возвращаться в детский сад.
- О чем просил нас Мишик?
- Как вы думаете, он самостоятельно сможет в эти игры играть?
- А что вам самим сегодня больше всего понравилось?
- А что было самое трудное для вас?
- Ну а сейчас пора прощаться. Поблагодарим нашего Мишика за угощенье и попрощаемся с нашими гостями.
Дети: Большое спасибо, до свидания!
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность | «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». | ||||
Возраст детей | 3-4 года | ||||
Тема НОД | «Подарки для Мишика» | ||||
Цель | Формирование элементарных математических представлений | ||||
Задачи | 1.Закреплять умение называть и определять: - цвет, форму предметов; - количество предметов (много-один, столько-сколько) - уравнивать группы предметов, используя приемы наложение и приложения. 2. Упражнять в умении составлять из частей целое. 3. Закреплять умение отвечать на вопросы, выполнять словесные инструкции. 4.Развивать внимание, мышление, память, речь. 5.Воспитывать интерес к математическим играм. | ||||
Материал | 1. Развивающая среда "Фиолетовый лес" 2. Игрушка-мишка Мишик . 3. Игры «Логоформочки» (по количеству детей) 4. МиниЛарчик (4 шт) 5.«Разноцветные лепестки Ларчик»;
| ||||
Предполагаемый результат | Умение: определять и называть цвет, форму предметов; сравнивать количественные группы предметов; уравнивать группы предметов, используя приемы наложения, приложения | ||||
Этапы НОД | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
I. Введение в игровую ситуацию | Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность. | -Дети, а у нас сегодня гости, давайте поздороваемся. (дети здороваются). Дети садятся полукругом на стульчики. - Хотите узнать, кто ещё сегодня пришёл к вам в гости? Отгадайте загадку: Он в берлоге спит зимой Под большой той сосной А когда придет весна Просыпается от сна Ответы детей (Мишка) - Правильно, мишка. Нашего гостя зовут Мишик. Он пришёл к нам из красивого фиолетового леса. Воспитатель берёт плоскостную игрушку-мишку. - Здравствуй, Мишик. Как вы думаете почему Мишик грустный? (ответы детей) Мишка воспитателю на ушко говорит, что случилось. - Мишик мне сказал, что у него сегодня день рождения, ему подарили игры, а он не знает, как в них играть? - Мишик, покажи, какие игры тебе подарили? (Мишка показывает игры) - Как хорошо, что ты пришел именно к нам. Наши ребята умеют играть в эти игры и тебя научат. | Слушают воспитателя, отвечают на вопросы, включаются в игровую ситуацию. | Умение слушать, принимать поставленную задачу | Приветствие, диалог, введение в ситуацию. |
II.Актуализация Знаний. | Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей. | Игровое упражнение «Собери фигуру» (Д/И «Логоформочки»). Воспитатель показывает детям игру - Как называется эта игра? (логоформочки) - Я предлагаю вам сесть за стол и показать Мишику, как играть в Логоформочки. (дети садятся за стол) -Найдите, пожалуйста, на игровом поле треугольник и положите его перед собой. - Тимур, какого цвета у тебя треугольник? (красного). - Верно, теперь возьмите круг и положите его над треугольником. - Эльнар, куда ты положил круг? (над треугольником) - Правильно, возьмите, пожалуйста, квадрат и положите его под треугольником. - Лиза, где лежит твой квадрат? (под треугольником). -Вова, какого цвета у тебя круг? (красного). - Даша, а где лежит у тебя треугольник? (под кругом, над квадратом). -Хорошо, а теперь положите фигуры на свои места. Если дети затрудняются, использовать мольберт для наглядного показа. - В игре остались ещё части геометрических фигур, они лежат у вас на тарелочках. Давайте попробуем сложить из частей целые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Самостоятельная работа детей. Воспитатель помогает затрудняющимся детям. - Рита, из каких частей состоит круг? (из двух полукругов). - Катя, какие части ты взяла, чтобы сложить квадрат? (два прямоугольника). - Андрюша, из чего состоит треугольник? (из треугольника и четырёхугольника). - Правильно, положите части геометрических фигур на место. - Мишик, тебе понравилась эта игра? Мишик: Да. Воспитатель показывает следующую игру. - Кто знает, как называется эта игра? (разноцветные лепестки) - На день рождения можно подарить цветы. Посмотрите, какой цветок я выложила для Мишика. - Андрюша, из чего состоит этот цветочек. (Из лепестков и серединки) - Рита, какого цвета лепестки у цветка? (синего) - Верно, Даша, какой формы серединка? (круглая). - Правильно, Вова, как ты думаешь, сколько лепестков у цветочка? (много). - А серединок сколько? (одна). - Лиза, а как ты думаешь, где находится цветок вверху или внизу? (вверху). | Включаются в активную познавательно-речевую деятельность. Выкладывают геометрические фигуры в заданном месте; определяют цвет. Составляют из частей целое. Называют составные части геометрических фигур. Определяют группы предметов (много-один) | Умение анализировать | Выполнение задания, ответы на вопросы воспитателя. |
III. Затруднение в ситуации. | Фиксация затруднения, понимание его причины. | - Верно. Дети, я предлагаю вам выложить цветы для Мишика. - Девочки выкладывают цветы с маленькими лепестками красного цвета и жёлтой серединкой, вверху. - Мальчики – большие цветы с жёлтыми лепестками и белой серединкой, внизу. Самостоятельная работа детей. Воспитатель помогает затрудняющимся детям. - Даша, какого размера твой цветок? (маленький) - Лиза, а какого цвета лепестки у цветка? (красного) - Эльнар, серединка у твоего цветка, какой формы? (круглая). - Вова, какого цвета лепестки у твоего цветочка? (жёлтого). А серединка какого цвета? (белая). - Катя, а где ты собрала свой цветочек вверху или внизу? (вверху) | Выполняют задания, основываясь на имеющемся опыте. Сравнивают имеющиеся лепестки по размеру, цвету. Определяют место расположения цветка (вверху, внизу) | Умение фиксировать затруднение, выявлять его причину. | Действия детей. |
IV. Открытие нового знания или способа действия. | Формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. | - Молодцы, красивые цветочки получились. А сейчас я предлагаю спеть для нашего Мишика «Каравай». Физкультминутка – хоровод. Дети становятся в круг, игрушка на стульчике в центре круга. Как на Мишин День рождения Испекли мы каравай. Вот такой вышины, Вот такой нижины, Вот такой ужины, Вот такой ширины. Каравай, каравай, С днем рожденья поздравляй! - Давайте все вместе крикнем: «С днём рождения!» (дети кричат хором) - Мишик мне снова хочет что то сказать. (Мишка воспитателю на ушко говорит). - Дети, Мишик приглашает нас в свой волшебный лес. Он хочет угостить нас чаем. Пойдёмте. (Дети проходят к развивающей среде «Фиолетовый лес», садятся на стульчики полукругом). - Посмотрите, какая красивая полянка. Мишик предлагает вам расставить на ней тарелочки и чашечки для угощения. - Сначала девочки возьмут по тарелочке и поставят их на полянке. - Теперь мальчики расставят свои тарелочки. - А я поставлю тарелочку для Мишика. - Сколько тарелочек на полянке? (много) - А сейчас мальчики над тарелочками поставят чашечки. - Девочки поставят свои чашечки. - Посмотрите, чего больше чашечек или тарелочек? (тарелочек) - На сколько? (на одну) - А как вы думаете, чего меньше, тарелочек или чашечек? (чашечек) - На сколько чашечек меньше (на одну) - Что нужно сделать, чтобы и чашечек и тарелочек было поровну? (поставить еще одну чашечку) | Активизируют мыслительные процессы. Сравнивают группы предметов, используя приемы наложения, приложения. | Умение сравнивать группы предметов | Слушают, отвечают на вопросы, выполняют действия. |
V. Введение новых знаний в систему знаний. | Закрепление полученных знаний в практической деятельности. | - Мишик приготовил для нас пирожные. Возьмите по одному пирожному и положите на тарелочку. (дети выкладывают пирожные на тарелочки) - А чем обычно едят пирожное? (ложечками). - Верно. Возьмите по одной ложечке и положите их рядом с тарелочками. Воспитатель кладёт ложечку за Мишика Кто-то из детей: - Ой, а мне не хватило ложечки. - И правда, не хватило. Ребятки, чего больше пирожных или ложечек? (пирожных). - Верно. Катя, а на сколько больше? (на одну). - Дети, а чего меньше, ложечек или пирожных? (ложечек меньше). - Правильно. Даша, а на сколько меньше? (на одну). - А если я уберу одно пирожное, будет поровну? (да). - Но тогда у нас … (кто-то из детей) останется без пирожного. Что нужно сделать, чтобы было поровну? (добавить ложечку). - Верно. Добавим одну ложечку. - Рита, теперь у нас сколько ложечек? (много) - Столько сколько пирожных? (да) - Как сказать по-другому? (поровну) - Правильно, пирожных и ложечек стало поровну. | Уравнивание групп предметов (столько-сколько, поровну) | Умение выполнять задания по словесному указанию. | Анализ индивидуальных достижений, фиксация результата. |
VI.Осмысление (итог). | Подведение итога, впечатления детей, | - Дети, нам пора с Мишиком расставаться и возвращаться в детский сад. - В какие игры вы сегодня играли? («логоформочки», «разноцветные лепестки»). - Как вы думаете, он самостоятельно сможет в эти игры играть? - А что вам самим сегодня больше всего понравилось? - А что было самое трудное для вас? - Ну а сейчас пора прощаться. Поблагодарим нашего Мишика за угощенье и попрощаемся с нашими гостями. Дети: Большое спасибо, до свидания!
| Отвечают на вопросы воспитателя | Умение запоминать, анализировать |
МБДОУ ЦРР ДС №58
Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности
взрослого с детьми второй младшей группы
по
«Подарки для Мишика»
Составил:
воспитатель
первой кв. категории
Ананьева И.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» в разделе «Формирование элементарных математических представлений» на тему: «Волшебные фигуры»
Конспект по ФЭМП "Волшебные фигуры"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по формированию целостной картины мира с использованием ЭОР и технологии ТРИЗ Тема «Лесная прогулка»
Направление развития: познавательно-речевое.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Ху...
Конспект интегрированной НОД с детьми младшей группы. Тема: «Игры с Зайкой». Формирование элементарных математических представлений.
Задачи по образовательным областям:Социально – коммуникативное развитие:Содействие накоплению доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать желание и умение оказывать помощ...
Сценарий педагогического мероприятия с детьми младшей группе «В гостях у мишек» /формирование элементарных математических представлений/
Сценарий педагогического мероприятия с детьми младшей группе «В гостях у мишек» /формирование элементарных математических представлений/ ...
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы (5-6 лет) по формированию элементарных математических с использованием дидактических игр
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы (5-6 лет) по формированию элементарных математических с использованием дидактических игр...
Конспект ООД во второй младшей группе «В гости к бабушке». (Формирование элементарных математических представлений в младшей группе) Воспитатель:Пачинская Ю.А.
Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию. Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат. Отвечать на во...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по освоению образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ на тему : "Подарки осени"
Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по освоению образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ.Те...