Программа дополнительных платных услуг "Студия развития логического мышления и математических способностей" "Занимательная математика" в средней группе
рабочая программа по математике (средняя группа) по теме
Программа составлена для работы с детьми 4-5 лет в течение 1 года. В ней представлено перспективное планирование по ознакомлению детей с развивающими играми В.В.Воскобовича по методике "Сказки Фиолетового леса", Б.П.Никитина "Сложи узор" и играми-головоломками "Танграм", "Колумбово яйцо" и играми из пособия М.В.Кралина "Логика".
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №6 «Золотой петушок»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому
развитию детей»
Программа дополнительных платных услуг
студии развития логического мышления и
математических способностей
«Занимательная математика»
Составитель:
Бутырская Кира Станиславовна
высшая квалификационная категория
Лесной 2013г
Пояснительная записка
1.1.Введение
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.
В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:
- интеллектуальное развитие;
- создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.
Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой дополнительных платных услуг и создаст условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления, креативности, высокого интеллекта. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры В.В.Воскобовича и игры - головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
По решаемым образовательным задачам все развивающие игры В.В. Воскобовича делятся на три группы.
Первая группа игр направлена на математическое развитие детей. В процессе освоения чисел, геометрических фигур, пространственных отношений произойдет развитие мыслительных операций.
(«Геоконт», «Волшебная восьмерка», «Конструктор цифр», «Прозрачная цифра», «Чудо – соты», «Чудо-крестики», «Двухцветный квадрат Воскобовича»).
Вторая группа-это игры с буквами, звуками, слогами и словами («Яблонька», «Парус», «Снеговик», «Звуки и буквы», «Шнур-затейник», «Читайка на шариках 1», », «Читайка на шариках 2»).
Третья – универсальные игровые обучающие средства. (Коврограф «Ларчик», «Игровизор», «Геовизор»)
Среди множества существующих игр-головоломок на создание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений с детьми будут использоваться такие игры, как: «Танграм», «Колумбово яйцо» и «Счетные палочки».
1.2. Цель работы по данной программе – развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
1.3. Основными задачами реализации программы являются:
- Обучение пониманию и решению логических задач.
- Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
- Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.
- Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
- Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».
- Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
- Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.
- Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
- Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
- Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.
1.4. Возраст детей – 4-5 лет
1.5. Продолжительность реализации программы и ожидаемые результаты.
Программа рассчитана на реализацию в течение 2013-2014 учебного года.
К концу года дети научатся:
- различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
- использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;
- ориентироваться в пространстве и на плоскости;
- Повышение степени активности в самостоятельной деятельности.
- высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.
Ожидаемым результатом в работе с родителями является:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Формирование интереса к развивающим играм.
1.6. Педагогическая диагностика проводится в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 1 «Методика».
2. Учебно-тематический план
Работа кружка «Занимательная математика» осуществляется под руководством педагога, проводится 1 раз в неделю, в четверг, в форме игрового тренинга длительностью 30 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.
В течение года будет запланировано провести 31 занятие.
Неделя | Тема занятия и используемые игры | Задачи | |
Октябрь | 1 | Тема: «В гостях у зверят цифроцирка» «Цифроцирк», «Чудо-соты» (стр.12; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» средний возраст) | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
2 | Тема «Как Кораблик Плюх-Плюх готовился к путешествию» («Кораблик Плюх-Плюх» и «Прозрачный квадрат» (стр. 61 Г.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ» и стр.14 «Сказки Фиолетового леса») | Обучающие:
Развивающие:
| |
Воспитательные:
| |||
3 | Тема «Как лягушата пополняли запасы пресной воды» («Чудо-соты», «Коврограф Ларчик» игра «Игрушечный дождь») стр.16 «Сказки Фиолетового леса», стр. 6 методичка к пособию «Коврограф Ларчик» | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные
| |
4 | Тема «Фабрика фигур» («Чудо-соты», «Прозрачный квадрат», игра из пособия «Логика» М.В.Кралина) | Обучающие:
| |
Развивающие:
Воспитательные:
| |||
Ноябрь | 1 | Тема «Путешествие в Фиолетовый лес» («Цифроцирк», «Чудо-цветик») стр.64 Г.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ» | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
2 | Тема «В гости к веселым гномам» (Эталоны цвета «Лепестки» и «Геовизор») (стр. 42 «Развивающие игры в ДОУ») | Обучающие:
| |
Развивающие:
Воспитательные:
| |||
3 | Тема «В гостях у сказки» («Чудо-соты», «Чудо-цветик», «Геоконт») | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
4 | Тема: «Как Лопушок и Гусеница Фифа гуляли по ковровой дорожке» («Коврограф: Ларчик», «Чудо-соты», «Чудо-цветик») стр. 21«Сказки Фиолетового леса» | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
Декабрь | 1 | Тема: «Как малыш Гео гостил у девочки Дольки и Ворона Метра» («Чудо-цветик», «Игровой квадрат Воскобовича» (двухцветный) стр. 23 «Сказки Фиолетового леса» | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
2 | Тема: «Как малыш Гео оказался на островах» («Прозрачный квадрат», «Игровой квадрат») стр. 25 «Сказки Фиолетового леса» | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
3 | Тема: «Как друзья разгадывали загадки Краб-Крабыча» («Чудо – соты», «Прозрачная цифра») стр. 27«Сказки Фиолетового леса»
| Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
4 | Тема: «Как зверята выступали на арене Цифроцирка» («Чудо-соты», «Колумбово яйцо») Стр.34 «Сказки Фиолетового леса» | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
Январь | 1 | Тема: «Как кораблик попал в шторм» («Кораблик Плюх-Плюх», «Геовизор» стр. 35 «Сказки Фиолетового леса» | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
2 | Тема: «Встречаем гостя из страны Волшебных игр» - 1 занятие («Танграм», «Прозрачный квадрат») 1 игровая ситуация «Загадочный конверт» 2 игровая ситуация «Портреты друзей» | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
Февраль | 1 | Тема: «Встречаем гостя из страны Волшебных игр» - 2 занятие («Танграм»), «Лепестки») 3 игровая ситуация «Волшебный зоопарк (звери)» 4 игровая ситуация «Волшебный зоопарк (птицы)» «Методика ознакомления с игрой» (распечатка) | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
2 | Тема: «Найди фигуру» («Танграм», «Геоконт», игра из пособия «Логика» М.В.Кралина, стр.42) | Обучающие:
Воспитательные:
задание взрослого до конца. | |
3 | Тема: «Как гусеница Фифа наряжалась» («Сложи узор» Никитина, пособие «Коврограф «Ларчик», «Эталоны цвета», «Прозрачный квадрат») Стр. 49 и стр. 158 «Сказки Фиолетового леса» | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
| |||
4 | Тема: «Волшебные превращения счетных палочек» | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
Март | 1 | Тема: «Вечернее представление в Цифроцирке» («Прозрачная цифра», пособие «Коврограф «Ларчик» - «Цветные квадраты», «Забавные цифры», «Сложи узор» Стр. 60 «Сказки Фиолетового леса» | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
2 | Тема: «Как малыш Гео нашел грибы» ««Чудо-цветик», «Квадрат Воскобовича (двухцветный), «Забавные цифры») Стр. 65 «Сказки Фиолетового леса» | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
3 | Тема: «Как Медвежонокс Галчонком поссорились и помирились» «Выбери фигуры» пособие «Логика» М.В.Кралина, «Чудо-соты», «Танграм») Стр. 67 «Сказки Фиолетового леса» | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные: воспитывать элементы коммуникативной культуры: умение слушать друг друга и договариваться между собой в процессе решения различных задач, работать в парах. | |
4 | Тема: «Как артисты Цифроцирка плавали на Кораблике Плюх-Плюх» («Кораблик Плюх-Плюх», пособие «Коврограф «Ларчик», «Колумбово яйцо») Стр. 82 «Сказки Фиолетового леса» | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
Апрель | 1 | Тема: «Как артисты Цифроцирка получили волшебную стрелочку» («Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Забавные цифры», «Колумбово яйцо») Стр. 85 «Сказки Фиолетового леса» | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
2 | Тема: «Как гусеница Фифа вырастила цветы» («»Чудо-соты», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), пособие «Коврограф «Ларчик», «Геовизор») Стр. 93 «Сказки Фиолетового леса» | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
3 | Тема: «Как у гусеницы Фифы осыпался цветок» («Лепестки», » пособие «Логика» М.В.Кралина (знаки - символы), наборы геометрических фигур, «Геоконт») Стр. 99 «Сказки Фиолетового леса» | Обучающие:
Развивающие:
| |
Воспитательные:
| |||
4 | Тема: «Как на Чудо-островах появилась необычная машина» («Чудо-соты», «Танграм») Стр. 99 «Сказки Фиолетового леса» | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
Май Апрель | 1 | Тема «Как друзья помогли Девочке Дольке» («Чудо-цветик», «Колумбово яйцо», пособие «Коврограф «Ларчик») Стр. 102 «Сказки Фиолетового леса» | Обучающие:
Развивающие:
|
Воспитательные:
| |||
2 | Тема: «Как друзья играли с Крутиком По» («Прозрачный квадрат», «Счетные палочки») | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
3 | Тема: «Как Ворон Метр спас команду кораблика Плюх-Плюх» («Кораблик Плюх-Плюх», «Чудо-соты», «Колумбово яйцо») Стр. 109 «Сказки Фиолетового леса» | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
4 | Тема: «Как Галчонок Каррчик помогал Пчелке Жуже». («Прозрачный квадрат», пособие «Коврограф «Ларчик», «Цветные квадраты») Стр. 114 «Сказки Фиолетового леса» | Обучающие:
( между, после, перед, после, впереди, за); Развивающие:
Воспитательные:
| |
5 | Тема «Как Лопушок и Гусеница Фифа делили фигуры» (наборы геометрических фигур, «Игровизор» лист № 1, пособие «Коврограф «Ларчик», «Цветные квадраты») Стр. 118 «Сказки Фиолетового леса» | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
3. Соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта ДО.
Программа дополнительных платных услуг составлена с учетом ФГОС дошкольного образования, в которых утверждены основные принципы, цели и задачи.
Основные принципы:
- самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности,
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей.
Стандарт позволяет решить основную цель - обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.
ФГОС нацеливает на решение следующих задач:
- сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
- формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
В соответствии с ФГОС программа платных услуг направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, его всестороннего и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Методика работы кружка «Занимательная математика» направлена на освоение детьми задач образовательных областей:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и ориентирована на сложившиеся традиции группы.
В соответствии с ФГОС создана предметно-развивающая среда:
- развивающие игры математического характера: «Геоконт», «Волшебная восьмерка», «Прозрачная цифра», «Чудо – соты», «Двухцветный квадрат Воскобовича», «Чудо-цветик», «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат» «Сложи узор», «Танграм», «Колумбово яйцо».
- игры с буквами, звуками, слогами и словами: «Яблонька», «Парус», «Снеговик», «Шнур-затейник», «Читайка на шариках 1», «Читайка на шариках 2».
- универсальные игровые обучающие средства: Коврограф «Ларчик», «Игровизор».
4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Формы организации работы с детьми:
1. Логико-математические игры.
2. Интегрированные игровые занятия.
3. Совместную игровую деятельность детей и взрослых.
4. Конструктивную деятельность.
5. Развлечения.
Методы: игровые, практические, словесные.
- Игровые приемы:
- манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;
- побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).
- Практические приемы:
- манипуляция,
- превращение,
- складывание,
- выбор,
- складывание,
- показ,
- совместные действия,
- сравнение.
- Словесные приемы:
- диалог с игровыми персонажами,
- объяснение,
- описание,
- рассказ,
- сказка,
- уточнение,
- стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка, саморефлексия);
- игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении материала).
Формы организации работы с родителями:
- консультации о подборе развивающих игр для детей 4 -5 лет;
- индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;
- развлечения, педагогические всеобучи - практикумы, собрания с показом фрагментов деятельности детей;
- совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;
- подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
- организация «Домашней игротеки»;
- разъяснительная и образовательная работа.
Методы и приемы:
- Словесные (беседы с родителями, рассказ о работе).
- Наглядные (реклама, просмотры материалов и документов).
- Практические (показ предоставляемых услуг)
Литература:
- Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
- Т.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж: ИП Лакоценин С.С. 2009.
- Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С-Петрбург, 2003.
- З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Просвещение, М., 1990.
- Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», АКЦИДЕНТ, С-Петербург,1997.
- Т.Г.Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса», ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-Петербург, 2013.
- Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Просвещение,1990.
Краткая характеристика логических операций, доступных для детей
среднего возраста.
Сравнение – относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.
Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
Синтез –мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.
Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий.
Систематизация – приведение в систему, расположение объектов в определенном порядке, установление между ними определенной последовательности.
Обобщение - процесс познания, состоящий в мысленном выделении признаков, свойств предметов, явлений и объединении их на основе общности существенных черт.
Классификация –распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков..
Классификация включает такие логические действия, как:
1. выделение общего признака – основание классификации;
2. деление на классы по основанию классификации.
Логическая связка «не» - очень важная для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания.
Игры | Цель |
1. «Цифроцирк» |
|
2. «Чудо-соты» |
|
3. «Кораблик Плюх-Плюх» |
|
4. «Чудо-цветик» |
|
5. «Прозрачный |
|
6. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) |
|
7.Эталоны цвета «Лепестки» |
|
8. «Прозрачная цифра» |
|
9. «Сложи узор» |
|
10. «Геовизор» |
|
11.«Игровизор» |
|
12. «Шнур-затейник» |
|
13. «Колумбово яйцо» |
|
14. «Геоконт» |
|
15. «Танграм» |
|
16. «Волшебные символы» (пособие М.В.Кралина «Логика»: Изд-во «У – Факто-рия» Екатеринбург; 1988 |
|
17. «Счетные палочки» |
|
Специальные «ключевые слова и фразы» способствуют активизации мыслительных процессов ребёнка или группы детей:
- ключевые слова и фразы, направленные на активизацию познания: «соотнесите», «перечислите», «расскажите», «сформулируйте», «опишите», «установите» и т.д.;
- ключевые слова и фразы, направленные на активизацию понимания: «расскажите своими словами»; «опишите, что вы чувствуете относительно…»; «суммируйте»; «покажите взаимосвязь»; «объясните смысл» и т.д.
- ключевые слова и фразы, направленные на активизацию применения: «покажите как…»; «продемонстрируйте»; «объясните цель применения» и т.д.;
- ключевые слова и фразы, направленные на активизацию анализа: «сравните»; «разложите по порядку»; «объясните, как и почему»; «разложите на составляющие» и т.д.;
- ключевые слова и фразы, направленные на активизацию синтеза: «придумайте»; «создайте»; «что произойдёт, если…»; «придумайте другой вариант» и т.д.;
- ключевые слова и фразы, направленные на активизацию оценки: «выберите то, что вам больше нравиться»; «отберите и выберите»; «что вы думаете о …»; «подскажите критические замечания» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления через использование средств занимательной математики
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо много знать, иметь развитое мышление, уметь последовательно и доказательно мыслить. Должное вни...
Опыт работы по теме "Развитие логического мышления у дошкольниклв посредством занимательной математики"
Материал представляет собой передовой педагогический опыт для использлвания в работе воспитателя...
Программа дополнительной образовательной услуги «Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики для детей 5-7 лет»
Программа по дополнительной платной образовательной услуге «Логика» разработана на основе программ «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева; «Играя...
"Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики"
Материал для родителей и педагогов...
Рабочая программа по развитию логического мышления и математических способностей « УМКА» для детей старшего дошкольного возраста
Ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. Леонардо да ВинчиРабочая программа по развитию логического мышл...
Буклет Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики
методич. материалы Скачать материал Для чего и как необходимо развивать логическое мышление у дошкольников? Логическое мышление – процесс, который помогает человеку не только усваивать и прео...
«Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики»
Овладение мыслительными операциями является основой развития умственных способностей ребенка и невозможно без занимательных игр математического содержания. Сущность занимательности составляют нов...