Система работы с младшими дошкольниками по ФЭМП, как преемственность с проектной деятельностью в старших группах ДОО
статья по математике (младшая группа)

Моисеева Наталья Валентиновна

Описание опыта работы по ФЭМП в младшем дошкольном возрасте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с младшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений, как преемственность с проектной деятельностью в старших группах ДОО

Автор: Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель ГБОУ «Школа №1503» г. Москва

Полноценное развитие дошкольника формируется через познавательные интересы к окружающему миру. Если в старших дошкольных группах педагоги часто используют проектную деятельность, то в младших дошкольных группах, в силу небольшого жизненного опыта, не получается полноценно использовать метод проектов в работе с детьми. Чтобы заложить в ребёнке «стержень», который поможет в старшем дошкольном возрасте успешно внедрять проектную деятельность, я часто в своей работе с младшими дошкольниками использую систему работы, закладывающую предпосылки проектной деятельности.

 В открытых информационных источниках размещены мои авторские работы: «Народная игрушка», «Опасные ситуации», «Изучение природы родного края", »Толерантность», «Кленовый лист», «Овощи», «Маленькие огородники», «Наши зубки». Как видно, темы самые разнообразные. Все вышеперечисленные темы были доступны и понятны детям младшего дошкольного возраста. Малыши получили бесценный опыт познания, используя чаще всего, экспериментирование с различными материалами в зависимости от темы работы: с водой, песком, листьями, семенами, игрушками, собственным телом и т. д.

Представляю вашему вниманию систему работы с детьми младшего дошкольного возраста «Волшебные геометрические фигуры».

Целью работы является: формирование у детей представлений о геометрических фигурах и геометрических формах.

Задачи данной системы работы:

  1. Максимально применить сенсорные эталоны геометрических фигур для расширения опыта детей в познании особенностей и структур геометрических фигур и форм и их свойств.
  2. Помочь детям освоить новые слова и понятия.
  3. Обогащать игровую активность детей с применением геометрических фигур и форм.
  4. Развивать у детей навык к решению математических задач.
  5. Развивать творческие способности детей и умение использовать геометрические фигуры и формы для реализации своего творческого замысла.

Провожу игры детей с геометрическими фигурами: треугольник, круг и квадрат.

К малышам в гости приходят куклы, животные, сказочные персонажи и приносят плоскостные геометрические фигуры, либо объёмные геометрические фигуры. В зависимости от того, что нужно изучить, разворачиваем сюжет игры, направляя детей в нужное русло. Обязательно даём детям потрогать, поиграть с фигурами.

Во всех играх с геометрическими фигурами дети воспринимают их, как целое, каждую воспринимают особенно.

Важное место занимают игры - конструирование!

Я использую ушные палочки, предварительно сняв с них вату. С помощью таких одинаковых по размеру палочек и небольших кусочков пластилина или теста мы с детьми занимаемся каркасным способом конструирования. Пластилиновые шарики служат креплением между палочками. Пока детки маленькие, они делают из такого подсобного материала плоскостные геометрические фигуры и могут их назвать. Некоторые дети могут сконструировать объёмные фигуры, но не могут назвать. Однако дети используют в своих играх и плоскостные и объёмные фигуры, сделанные своими руками.

Дети конструируют, чтобы создать платформу для своих игр, всегда старательно подходят к изготовлению фигур. Ребята всегда заинтересованы в процессе конструирования, ведь от того, как они построят что-то, зависит качество их игры. Допустим, ребёнок построил гараж, но не построил или неправильно построил ворота. В таком случае игра не получится, ведь машина не сможет заехать. Я с детьми всегда перед началом конструирования проговариваю варианты и детали будущих построек.

Сделав фигуру, ребёнок осматривает её, обводит пальчиками по сторонам, может посчитать уголки и стороны. Всё наглядно и доступно!

Использую ИКТ игры: «Найди такую же фигуру», «Превращение геометрических фигур или форм в персонажей», где дети учатся понимать и находить в окружении вещи, похожие на какую-либо геометрическую фигуру; игры – эксперименты «Протащи геометрическую фигуру через отверстие», где ребята зрительно представляют фигуру, подходящую к отверстию и предварительно тактильно исследовав её, протаскивают через отверстие; по типу «Чудесный мешочек» дети наощупь выбирают и достают геометрические фигуры, называя их; опыты «Геометрические фигуры вокруг нас».

Во всех играх делаю упор детей на сенсорное восприятие форм, провоцирую детей на обследование геометрических фигур двигательным анализатором.

Для закрепления усвоенных понятий, делаю с детьми аппликации с использованием геометрических фигур, например, кошка, собака и цыплёнок из фигур.

Без чтения литературы и рассматривания иллюстраций не обходится ни одного дня. Использую книгу А. П. Тимофеевского «Весёлая геометрия для самых маленьких».

Родители являются непосредственными участниками нашей работы. Дети с родителями просматривают развивающие мультики о фигурах, делают необычные поделки и приносят их в сад. В группе мы вместе рассматриваем поделки, обсуждаем. Задумываемся в дальнейшем организовать мини-музей «Волшебные геометрические фигуры» своими руками.

Чтобы чётко видеть динамику развития ребёнка в той или иной области, в нашем случае по усвоению форм предметов, геометрических форм и фигур, следует постепенно в каждом возрасте добавлять новые понятия, основываясь на психофизических особенностях восприятия детьми того или иного возраста геометрических фигур и форм.

В младшем дошкольном возрасте знакомим малышей с квадратом, кругом, бруском, кубом и шаром.

В средней группе закрепляем знания детей об уже знакомых фигурах, а также  знакомим с прямоугольником и цилиндром.

В старшей группе продолжаем формирование знаний о геометрических фигурах. Знакомим с ромбом, пирамидой, овалом. На основании имеющихся знаний у детей формируем  понятие о четырехугольнике.

В подготовительной группе знакомим детей с конусом, так же дети упражняются в различении и построении многоугольников (пяти-, шести-, семиугольников).

Список литературы

  1. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества .- Москва, Просвещение, 2010
  2. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников / О.В. Дыбина. - М.: Сфера, 2016
  3. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов.- М.:Изд.-полиграф.центр «Маска»,2013  
  4. Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. 2 младшая группа.

Издательство: ИД Цветной мир, 2015 г.

  1. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А. Всестороннее воспитание детей в игре. // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1988.
  2. Соловьёва Е. В. «Геометрическая аппликация. Пособие для детей 3-4 лет» 
    Издательство: Просвещение, 2017 г.
  3. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в старшей группе

Воспроизведение генеалогии своей семьи, знать её историю, проследить развитие творческого человека от поколения к поколению....

Паспорт проектной деятельности в старшей группе "В гостях у хозяйки медной горы"

Проблема нравственно - патриотического воспитания детей в современном мире актуальна и сложна, так как уделяется мало внимание знакомству их с природой России. Живя в стране  богатом полезными ис...

Опыт работы по проектной деятельности в старшей группе "Цветы".

Проекты, на мой взгляд, — одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для де...

Проектная деятельность в старшей группе группе «Мир книг»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное                   учреждение города Ростова-на-Дону...