Опыт работы по проектной деятельности в старшей группе "Цветы".
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ильина Светлана Николаевна

Проекты, на мой взгляд, — одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно – образовательный процесс как непосредственные участники образования собственных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otzyv_2.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

               МДОУ «Детский сад № 15 общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления».                              

Опыт работы по проектной деятельности «Цветы»

С детьми старшей группы №2.

                                                                                     Автор проекта: Ильина С.Н

                               город  Железногорск

                                                                  Если я сорву цветок,

                                                                  Если ты сорвёшь цветок..

                                                                  Если Все: и Я, и ТЫ –

                                                                  Если МЫ сорвём цветы,

                                                                  То окажутся пусты

                                                                  И деревья, и кусты..

                                                                  И не будет красоты.

                                                                                                      Т. Собакина

Природа окружает ребенка  с ранних лет, она его привлекает своей необычностью, новизной, волшебностью. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение.  

Проекты, на мой взгляд, — одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно – образовательный процесс как непосредственные участники образования собственных детей.

 Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан познавательно-творческий проект «Цветы». Я думаю, что это тема актуальна, так как природа побуждает ребенка к передаче чувств, мыслей, к речевой активности.  Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Поэтому проект «цветы» интересен и близок детям.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Предлагаемый проект был  направлен на решения следующих проблем:

- у детей поверхностные, не достаточные знания о цветах;

- практическое отсутствие знаний о значении и роли цветов в жизни человека; о классификации цветов, об их использовании;

- дети имеют поверхностные знания об особенностях роста, питания, цветов;

- у детей не всегда выражается эмоциональный отклик на красоту цветов;

- отсутствуют умения поисковой деятельности, умения выделять главное, делать обобщении, активизировать речь;

- отсутствие воспитания бережного отношения к цветам, желания заботится о растениях, использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности.

 Участники проекта – дети, педагоги, музыкальный руководитель  и родители.

 На начало работы по проекту была проведена диагностика знаний у детей среднего дошкольного возраста. Проведенное исследование показало, что высокий уровень знаний имеют 15% детей, средний – 45% и низкий – 40%. Большинство детей допускали ошибки в названиях цветов. Не могли аргументировать свой выбор (садовые цветы и полевые цветы). Затруднялись рассказывать, что необходимо растениям для роста и как правильно ухаживать за растениями.

Цель  проекта: Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания, формирование  осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира, развитие творческих способностей детей.

Для реализации цели были выделены следующие задачи:

1.Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.

2.Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: садовые, луговые, лесные цветы. 

3.Содействовать развитию у детей желания и умения наблюдать за растениями, замечать самое характерное в их внешнем виде.

4.Познакомить с лечебными свойствами некоторых лекарственных трав.

5.Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

6.Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.

7.Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

8.Обогощать словарь детей, развивать у них связную речь интерес к художественному слову.

9.Развивать любознательность и активность. 

 Для этого разработаны этапы проекта:

 — подготовительный

 — основной

 — заключительный

 На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:

 — подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;

 — подобраны дидактические и музыкальные  игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности.

— адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;

 — разработано содержание образовательной деятельности разных видов,

 — целевые прогулки по территории детского сада.

 — подобраны проблемные задания, занимательные эксперименты;

- беседа с родителями с целью включения их в проектную деятельность;

 Методы, используемые в реализации проекта.

  • Исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное);
  • Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты;
  • Слушание музыкальных произведений;
  • Детское проектирование, семейные проекты;
  • Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей)

Формы организации по реализации проекта:

  • игровая деятельность: дидактические, экологические, настольные и др. игры;
  • детское экспериментирование (наблюдения, исследования);
  • художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование, творческие конкурсы, поделки из бросового материала и др.); 
  • трудовая деятельность (работа в уголке природы – посадка, уход за растениями, посадка семян цветов и пр.);
  • образовательная деятельность: НОД, экскурсии, решение проблемных задач.

 Образовательную деятельность детей проводили в игровой форме с использованием проблемных ситуаций. Так были проведены педагогические мероприятия «Путешествие к Фее Цветов». Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, мы старались побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, а также к непосредственной образовательной деятельности. Мы познакомили  детей: с разнообразием луговых, полевых, лесных, садовых, лекарственных цветов. Их красотой и неповторимостью.

 Большую роль в пополнении экологических знаний детей о растениях играют дидактические игры. В утренние и вечерние часы проводили с детьми игры Дид.игры: « Отгадай что за растение». «К названному растению беги». «Какого растения не стало?», «Отгадай по загадке». «Четвертый лишний». « Найди растения по названию». Изготовили  с детьми игру «Собери цветок».

Словесные игры. Развивали умение описывать растения и находить их по описанию: «Я садовником родился», «Опиши цветок», «Букетик -семицветик», «Цветочные фантазии», «Цветы».

Пальчиковые игры. Развивали мелкую моторику пальцев рук, чувства ритма.

«Наши алые цветы», «Мак»,  «Цветы», «Ах, какие хризантемы».

Дыхательная гимнастика. «Нюхаем цветы», «Дуем на одуванчик».

Подвижные игры. Развивали у детей  умение действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развивать воображения.  « Солнышко и дождик», «Цветы и ветер».

Хороводные игры. Развивали музыкальный слух, чувства ритма, умения сочетать движения со словами. «Галя по садочку гуляла». 

 Проведенный цикл наблюдений за цветами на клумбе расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строение цветка, условиями необходимыми для их роста, наблюдая, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился в цветок.

 Наблюдения дополняли просмотром, игры-викторины «Цветы», Презентация «Весенние цветы».

Рассматривание  картин, иллюстраций, прослушиванием музыки, чтением художественной литературы.  Пришвин М «Золотой луг». Т.Шорыгина «Колокольчики и гном». Дмитриев Ю «Хоровод лепестков». «На лесной поляне», «На лугу». Чтение и заучивание поговорок, загадок, легенды о цветах. В результате чего происходила первоначальная оценка детьми деятельности взрослых, общение с представителями растительного мира, эстетическое наслаждение красотой природы.

В уголке природы были посажены бархатцы, где дети наблюдали за их ростом. Они с удовольствием поливали цветы, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни.

 

 Также проводились беседы «Растения нашего участка», «Полевые цветы нашего края». Оформление  альбомы «Лекарственные растения». Знакомство с Красной книгой. Где дети узнали, что  Красная книга - сигнал опасности. Познакомились с растениями Курского края, которые необходимо сохранить.

 Таким образом, в заключение проведения опыта или эксперимента, мы стремились к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности.

 Полученные в процессе наблюдения, впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности, изготовление цветов своими руками.

-Лепка  «Цветочная полянка». «Тюльпан».

-Раскрашивание цветов в раскрасках. Рисование «Ваза с цветами».

-Аппликация «На поляне».

-Рисование на песке, цветными мелками.

В группе были проведены конкурс рисунков «Мой любимый цветок», выставка «Цветочная полянка». «Тюльпан».

 На заключительном этапе был проведен праздник «Бал цветов», где к  детям пришла Фея цветов. Совместно с родителями дети выбирали любимый цветок и учили стихотворение о нем .Были изготовлены шапочки-цветов. На протяжении всего бала дети, участвовали в играх, пели и рассказывали стихи, показали хорошие знания о садовых и луговых растениях, выражали свое отношение к цветам. А в конце дети исполнили танец Чайковского «Вальс цветов». 

 На заключительном этапе родители принимали участие в выставке «Цветы». Проявляя выдумку и фантазию, они представили свои работы, которые отличались красочностью и оригинальностью. Каждый ребенок рассказывал про свой цветок, который они сделали с мамой. Илюша вместе с мамой сделал  творческую работу «Одуванчики». И рассказал про них стих, и загадку. Егор сделал с мамой книжку загадок, и загадал ребятам интересную загадку. Каждый ребенок рассказывал с большим удовольствием о своей работе.

Совместная работа пробуждает у родителей интерес к жизни группы и детского сада в целом.

Проведенное в конце проекта диагностическое исследование показало положительные результаты. Высокий уровень экологических знаний дошкольников вырос на 45% и составил 60%, средний снизился на 20% и составил 25%, низкий снизился до 15%.

Результаты проекта.

1.Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе.

2.Освоили нормы поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности.

3.Проявляют активное отношение к объектам природы ( действенной заботы, умение оценивать действия других людей по отношению к природе).

4.В результате проекта у детей проявились и развивались такие интегративные качества, как любознательно-активный, эмоционально отзывчивый.

5.Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.

6.90% родителей проявили активное участие в реализации проекта, осознали значимость совместных проектов для всестороннего развития детей. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

 

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает! 

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы в проектной деятельности.

В настоящее время познавательная активность детей развивается посредством исследовательской деятельности. Ребята должны должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе ко...

Опыт работы в проектной деятельности. Мини-музей "Транспорт"

Создание в группе музейного пространства, выставка экспонатов (различные виды транспорта): начиная от "ступы Бабы-яги" до современного....

Опыт работы по проектной деятельности воспитателя

Опыт работы по проектной  деятельности воспитателя "Уральская кладовая"...

Опыт работы в проектной деятельности

Экологический проект для детей средней группы: "Во саду ли, в огороде"...

Опыт работы по проектной деятельности дошкольников.

Основными принципами дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС, является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деяте...