Ориентировка в пространстве.
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Болатчиева Фатима Айсаевна

для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovka_v_prostranstve.docx85.55 КБ
Файл orientirovka_v_prostranstve.docx85.55 КБ

Предварительный просмотр:

Эмблема детского сада

\

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Конспект занятия, подготовительная группа.

Формирование элементарных математических представлений

«Ориентировка в пространстве и на плоскости, времени»

Воспитатель: Болатчиева Ф.А

Цель: Закрепление полученных знаний в ориентировке во времени (сутки, дни недели, времена года и временных отношений: вчера, сегодня, завтра); ориентировке в пространстве и на плоскости.

Задачи:

Ориентировка в пространстве.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;

двигаться в заданном направлении, в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.);

определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Ориентировка во времени.

Закрепить представление детей о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.

Закрепить умение устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Методы и приемы:

  • Словесные игры. Составление рассказов по сюжетной картинке. Вопросы
  • Подвижные игры
  • Игры на развитие логического мышления
  • Художественное слово
  • Музыкальное сопровождение
  • Задания поискового характера
  • ЗСТ: упражнение для глазупражнение для пальчиков
  • Рефлексия
  • Коллективная и индивидуальная работа, дифференцированный подход.
  • Работа с индивидуальными каточками.

Интеграция образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ресурсное обеспечение:

Технические средства:

Телевизор, магнитофон, USB-флэш-накопитель.

Музыкальные произведения:

«Утро начинается», «Барбарики», «Весна», видео ролик «Сутки».

Дополнительное оборудование:

Магнитная доска, магниты 4 штуки. Магнитные чемоданчики (3 штуки). К чемоданчикам фоны и мелкие фигурки, для составления сюжетной картинки: зима, весна, лето, осень. Микрофон.

Цветовые разметки, для ориентира:

В группе, на ковре: разноцветные дорожки, ряд прямоугольников, треугольники в кругу, ряд из карточек с кружочками для игры «Живая неделька». На стульчиках ромбы. На столах: круг, овал, квадрат.

Карточки:

Части суток (разрезные картинки - один комплект). Цифры (один комплект до 7). Дни недели (разрезные на одного ребенка). Времена года, месяца (разрезные на двоих детей)

  • Вводная часть
  • Звучит песня «Утро начинается», дети заходят в группу и встают в круг. Воспитатель читает стихотворение

«Утро»

Доброе утро, птицы запели.

Добрые люди встали с постели.

Прячется вся темнота по углам.

Солнце встает и идет по следам.

- О чем это стихотворение?

- Какое оно по характеру?

- Ребята, я хочу вам открыть секрет, чтобы целый день у вас было хорошее настроение, надо каждое утро начинать с улыбки.

- Давайте улыбнемся друг другу и будем играть в интересные игры, вспомним, части суток, дни недели, времена года и даже месяца.

  • «Сутки» «Ориентировка в пространстве»
  • Игра малой подвижности с карточками «Собери сутки»

- Скажите, на какие 4 части можно разделить сутки? - Утро, день, вечер, ночь.

- Посмотрите, кто-то разбросал все части суток, давайте их соберем.

- Два человека подойдите к магнитной доске на ножках, а остальные встаньте на прямоугольники, напротив разноцветных дорожек.

- Вы (обратиться к детям – на прямоугольниках), пойдете по цветным дорожкам, будете объяснять в каком направлении идете, дойдете до конца, возьмете карточку с частью суток, назовете эту часть и передадите карточку ребятам, которые у доски. (по дорожкам возвращаться не надо).

- Вы (обратиться к детям у стола), будите собирать из этих карточек «Сутки».

Молодцы! Правильно выполнили задание! Что вы делаете утром? (днем, ночью, вечером).

Я вас приглашаю послушать одно стихотворение, займите места с ромбами.

  • Перед телевизором размещены стульчики с ромбами, дети садятся на них.
  • Просмотр видео «Стихотворение сутки»

- О чем это стихотворение? – О сутках.

- Как одним слово можно назвать: ночь, утро, день и вечер? – Сутки.

- Давайте сделаем упражнение, для глазок, чтобы они отдохнули.

  • Упражнение для глаз
  • Дети снимают очки и выполняют движения глазами, не поворачивая головы, в соответствии с текстом.

В понедельник, как проснутся

Глазки солнцу улыбнутся.

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Во вторник часики глаза.

Отводят взгляд туда – сюда.

Ходят влево, ходят вправо,

Не устанут никогда.

В среду в жмурки мы играем

Плотно глазки закрываем

Раз, два, три, четыре, пять

Время глазки открывать.

  • «Дни недели» «Вчера, сегодня, завтра»

- Давайте вспомним дни недели.

- Диана, подойди к маленькому столику и собери дни недели по порядку.

- Пока ты собираешь, мы с ребятами поиграем в веселый микрофон.

  • Блиц – опрос «Веселый микрофон».

- Ребята, какой день недели сегодня?

- Какой был вчера?

- Какой будет завтра?

- Сколько всего дней недели?

- Сколько дней вы ходите в детский сад?

- Сколько дней вы отдыхаете?

- Какой день неделю начинает?

- Какой день неделю заканчивает?

- А теперь посмотрим, правильно ли Диана справилась с заданием?

- Называйте дни недели.

- Молодец, Диана, все сделала правильно и быстро.

  • Подвижная игра с карточками, под музыку «Живая неделька»

- Сейчас проверим, как вы запомнили последовательность дней недели. Разбирайте карточки с цифрами, найдите на ковре треугольники и встаньте на них.

- Слушайте правила! Пока будет играть музыка, вы подскоками бегайте по кругу, как музыка замолкает, вы должны найти карточки с кружочками и встать на них, но чтобы количество кружочков соответствовало вашей цифре.

  • Звучит веселая музыка, дети бегают по кругу подскоками, по окончании музыки следуют правилам игры.

- Расскажите, почему вы так встали?

- Сейчас дни недели правильно стоят? – Нет.

-Тогда играем еще раз, но как музыка закончится, вы должны построиться на прямоугольниках, так как друг за другом идут дни недели.

  • Дети заняли свои места в ряду.

  • Перекличка «Дни недели».

- Давайте сделаем перекличку и проверим, правильно ли вы построились.

- Какого дня не хватает?

- Между какими днями его надо поставить?

  • Словесная игра «Между какими днями находится…?» и «Соседи».

- Между какими днями находится среда, …?

- Назовите соседей пятницы, …?

- Молодцы, ребята, какие вы внимательные!

- Сутки, вспомнили, дни недели вспомнили, осталось вспомнить времена года и месяца.

- У вас на груди приклеена маленькая геометрическая фигурка. Назовите, у кого какая? (Дети называют свои фигурки). Найдите такую же, но только большую на столе и сядьте за тот стол.

  • «Времена года и месяца» «Ориентировка на плоскости»

- Кто знает загадки о временах года? Загадайте их друзья

  • Загадки «Времена года»
  • Хоть сама и снег, и лёд,
  • А уходит — слёзы льёт.
  • (Зима)
  • Она приходит с ласкою
  • И со своею сказкою.
  • Волшебной палочкой взмахнёт —
  • В лесу подснежник расцветёт.
  • (Весна)
  • Солнце припекает,
  • Цветы расцветают,
  • Бабочки порхают,
  • Когда это бывает?
  • (Летом)
  • Пришла волшебница прекрасная
  • Листву без краски перекрасила.
  • (Осень)
  • - Давайте подготовим наши пальчики к работе с карточками и мелкими деталями.
  • Упражнение для пальчиков

Осень листья разбросала

Да и травы все прибрала.

  • Поочередно сжимать и разжимать пальчики обеих рук
  • Зима снегом завалила.
  • Поочередно помахивать каждой кистью рук.
  • А весна все напоила.
  • Сжать кисти рук в кулачки.
  • Летом выросло все снова
  • Медленно выворачивать пальчики из кулачков «бутон».
  • Осень все встречать готово
  • Запястья прижать друг к другу, каждый пальчик «целуется» и все пальчики обнимаются (замочек)
  • Работа по индивидуальным карточкам.
  • - Диана и Рома, вам нужно собрать ГОД используя карточки которые у вас на столе.
  • - А остальные ребята составьте сюжетную картинку по временам года, и расскажите, какую фигурку, куда вы положили.
  • Дети с расходящимся косоглазием выполняют работу на подставках.
  • Звучит легкая музыка.
  • - Какие красивые у вас картинки получились сюжеты!
  • - Расскажите, как называется ваша картина и что вы сделали, чтоб она такой получилась? – Моя картина называется Зима. В правом верхнем углу я положил дерево, а в правом нижнем……
  • Блиц – опрос «Год»
  • - Диана с Ромой уже справились с заданием.
  • - Скажите, сколько месяцев в году?
  • - Диана назови все.
  • - Ребята, а сколько месяцев в каждом времени года?
  • - Дима, назови осенние месяца.
  • - Аня – зимние.
  • - Лиза – весенние.
  • - Ева – летние.
  • - Какой месяц год заканчивает?
  • - Какой месяц год начинает?
  • Рефлексия
  • - Спасибо, ребята, что вы со мной поиграли, вы меня так порадовали.
  • - Мне понравилось как … (отметить успехи каждого ребенка).
  • - А что вам особенно сегодня понравилось?
  • - Что вы сегодня вспомнили, пока играли?
  • Звучит песня с клипом «Зима не обижайся»
  • Дети убирают рабочие места.



Предварительный просмотр:

Эмблема детского сада

\

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Конспект занятия, подготовительная группа.

Формирование элементарных математических представлений

«Ориентировка в пространстве и на плоскости, времени»

Воспитатель: Болатчиева Ф.А

Цель: Закрепление полученных знаний в ориентировке во времени (сутки, дни недели, времена года и временных отношений: вчера, сегодня, завтра); ориентировке в пространстве и на плоскости.

Задачи:

Ориентировка в пространстве.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;

двигаться в заданном направлении, в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.);

определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Ориентировка во времени.

Закрепить представление детей о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.

Закрепить умение устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Методы и приемы:

  • Словесные игры. Составление рассказов по сюжетной картинке. Вопросы
  • Подвижные игры
  • Игры на развитие логического мышления
  • Художественное слово
  • Музыкальное сопровождение
  • Задания поискового характера
  • ЗСТ: упражнение для глазупражнение для пальчиков
  • Рефлексия
  • Коллективная и индивидуальная работа, дифференцированный подход.
  • Работа с индивидуальными каточками.

Интеграция образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ресурсное обеспечение:

Технические средства:

Телевизор, магнитофон, USB-флэш-накопитель.

Музыкальные произведения:

«Утро начинается», «Барбарики», «Весна», видео ролик «Сутки».

Дополнительное оборудование:

Магнитная доска, магниты 4 штуки. Магнитные чемоданчики (3 штуки). К чемоданчикам фоны и мелкие фигурки, для составления сюжетной картинки: зима, весна, лето, осень. Микрофон.

Цветовые разметки, для ориентира:

В группе, на ковре: разноцветные дорожки, ряд прямоугольников, треугольники в кругу, ряд из карточек с кружочками для игры «Живая неделька». На стульчиках ромбы. На столах: круг, овал, квадрат.

Карточки:

Части суток (разрезные картинки - один комплект). Цифры (один комплект до 7). Дни недели (разрезные на одного ребенка). Времена года, месяца (разрезные на двоих детей)

  • Вводная часть
  • Звучит песня «Утро начинается», дети заходят в группу и встают в круг. Воспитатель читает стихотворение

«Утро»

Доброе утро, птицы запели.

Добрые люди встали с постели.

Прячется вся темнота по углам.

Солнце встает и идет по следам.

- О чем это стихотворение?

- Какое оно по характеру?

- Ребята, я хочу вам открыть секрет, чтобы целый день у вас было хорошее настроение, надо каждое утро начинать с улыбки.

- Давайте улыбнемся друг другу и будем играть в интересные игры, вспомним, части суток, дни недели, времена года и даже месяца.

  • «Сутки» «Ориентировка в пространстве»
  • Игра малой подвижности с карточками «Собери сутки»

- Скажите, на какие 4 части можно разделить сутки? - Утро, день, вечер, ночь.

- Посмотрите, кто-то разбросал все части суток, давайте их соберем.

- Два человека подойдите к магнитной доске на ножках, а остальные встаньте на прямоугольники, напротив разноцветных дорожек.

- Вы (обратиться к детям – на прямоугольниках), пойдете по цветным дорожкам, будете объяснять в каком направлении идете, дойдете до конца, возьмете карточку с частью суток, назовете эту часть и передадите карточку ребятам, которые у доски. (по дорожкам возвращаться не надо).

- Вы (обратиться к детям у стола), будите собирать из этих карточек «Сутки».

Молодцы! Правильно выполнили задание! Что вы делаете утром? (днем, ночью, вечером).

Я вас приглашаю послушать одно стихотворение, займите места с ромбами.

  • Перед телевизором размещены стульчики с ромбами, дети садятся на них.
  • Просмотр видео «Стихотворение сутки»

- О чем это стихотворение? – О сутках.

- Как одним слово можно назвать: ночь, утро, день и вечер? – Сутки.

- Давайте сделаем упражнение, для глазок, чтобы они отдохнули.

  • Упражнение для глаз
  • Дети снимают очки и выполняют движения глазами, не поворачивая головы, в соответствии с текстом.

В понедельник, как проснутся

Глазки солнцу улыбнутся.

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Во вторник часики глаза.

Отводят взгляд туда – сюда.

Ходят влево, ходят вправо,

Не устанут никогда.

В среду в жмурки мы играем

Плотно глазки закрываем

Раз, два, три, четыре, пять

Время глазки открывать.

  • «Дни недели» «Вчера, сегодня, завтра»

- Давайте вспомним дни недели.

- Диана, подойди к маленькому столику и собери дни недели по порядку.

- Пока ты собираешь, мы с ребятами поиграем в веселый микрофон.

  • Блиц – опрос «Веселый микрофон».

- Ребята, какой день недели сегодня?

- Какой был вчера?

- Какой будет завтра?

- Сколько всего дней недели?

- Сколько дней вы ходите в детский сад?

- Сколько дней вы отдыхаете?

- Какой день неделю начинает?

- Какой день неделю заканчивает?

- А теперь посмотрим, правильно ли Диана справилась с заданием?

- Называйте дни недели.

- Молодец, Диана, все сделала правильно и быстро.

  • Подвижная игра с карточками, под музыку «Живая неделька»

- Сейчас проверим, как вы запомнили последовательность дней недели. Разбирайте карточки с цифрами, найдите на ковре треугольники и встаньте на них.

- Слушайте правила! Пока будет играть музыка, вы подскоками бегайте по кругу, как музыка замолкает, вы должны найти карточки с кружочками и встать на них, но чтобы количество кружочков соответствовало вашей цифре.

  • Звучит веселая музыка, дети бегают по кругу подскоками, по окончании музыки следуют правилам игры.

- Расскажите, почему вы так встали?

- Сейчас дни недели правильно стоят? – Нет.

-Тогда играем еще раз, но как музыка закончится, вы должны построиться на прямоугольниках, так как друг за другом идут дни недели.

  • Дети заняли свои места в ряду.

  • Перекличка «Дни недели».

- Давайте сделаем перекличку и проверим, правильно ли вы построились.

- Какого дня не хватает?

- Между какими днями его надо поставить?

  • Словесная игра «Между какими днями находится…?» и «Соседи».

- Между какими днями находится среда, …?

- Назовите соседей пятницы, …?

- Молодцы, ребята, какие вы внимательные!

- Сутки, вспомнили, дни недели вспомнили, осталось вспомнить времена года и месяца.

- У вас на груди приклеена маленькая геометрическая фигурка. Назовите, у кого какая? (Дети называют свои фигурки). Найдите такую же, но только большую на столе и сядьте за тот стол.

  • «Времена года и месяца» «Ориентировка на плоскости»

- Кто знает загадки о временах года? Загадайте их друзья

  • Загадки «Времена года»
  • Хоть сама и снег, и лёд,
  • А уходит — слёзы льёт.
  • (Зима)
  • Она приходит с ласкою
  • И со своею сказкою.
  • Волшебной палочкой взмахнёт —
  • В лесу подснежник расцветёт.
  • (Весна)
  • Солнце припекает,
  • Цветы расцветают,
  • Бабочки порхают,
  • Когда это бывает?
  • (Летом)
  • Пришла волшебница прекрасная
  • Листву без краски перекрасила.
  • (Осень)
  • - Давайте подготовим наши пальчики к работе с карточками и мелкими деталями.
  • Упражнение для пальчиков

Осень листья разбросала

Да и травы все прибрала.

  • Поочередно сжимать и разжимать пальчики обеих рук
  • Зима снегом завалила.
  • Поочередно помахивать каждой кистью рук.
  • А весна все напоила.
  • Сжать кисти рук в кулачки.
  • Летом выросло все снова
  • Медленно выворачивать пальчики из кулачков «бутон».
  • Осень все встречать готово
  • Запястья прижать друг к другу, каждый пальчик «целуется» и все пальчики обнимаются (замочек)
  • Работа по индивидуальным карточкам.
  • - Диана и Рома, вам нужно собрать ГОД используя карточки которые у вас на столе.
  • - А остальные ребята составьте сюжетную картинку по временам года, и расскажите, какую фигурку, куда вы положили.
  • Дети с расходящимся косоглазием выполняют работу на подставках.
  • Звучит легкая музыка.
  • - Какие красивые у вас картинки получились сюжеты!
  • - Расскажите, как называется ваша картина и что вы сделали, чтоб она такой получилась? – Моя картина называется Зима. В правом верхнем углу я положил дерево, а в правом нижнем……
  • Блиц – опрос «Год»
  • - Диана с Ромой уже справились с заданием.
  • - Скажите, сколько месяцев в году?
  • - Диана назови все.
  • - Ребята, а сколько месяцев в каждом времени года?
  • - Дима, назови осенние месяца.
  • - Аня – зимние.
  • - Лиза – весенние.
  • - Ева – летние.
  • - Какой месяц год заканчивает?
  • - Какой месяц год начинает?
  • Рефлексия
  • - Спасибо, ребята, что вы со мной поиграли, вы меня так порадовали.
  • - Мне понравилось как … (отметить успехи каждого ребенка).
  • - А что вам особенно сегодня понравилось?
  • - Что вы сегодня вспомнили, пока играли?
  • Звучит песня с клипом «Зима не обижайся»
  • Дети убирают рабочие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей:Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста...

Конспект интегрированного индивидуального занятия по ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировке детей со сложной патологией зрительного анализатора. Тема: "Накроем стол для гостей".

Ребенок с ОВЗ ( комплексные нарушения психофизического развития - слабовидящий с нарушением ЦНС, речевыми нарушениями),возраст- 7,5 лет.Форма проведения: индивидуальная. Предварительная работа: р...

Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаге,ориентировка в пространстве во времени .Логические задачи с математическим содержанием.

Разработка занятия по математике.Цель : создание условий для развитие поисковой активности, по средством ознакомления состава числа в пределах 10Задачи:Создать условия для побуждения детей к речевой а...

Дидактическая игры на «Количество и счет», "Форму", "Величину", "Ориентировка в пространстве", "Временные пространства " для старших дошкольников.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста направлена на уточнение, закрепление и  расширение имеющихся представлений; развитие умственных способностей. Дидактические игр...