Ориентировка в пространстве.
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orientirovka_v_prostranstve.docx | 85.55 КБ |
orientirovka_v_prostranstve.docx | 85.55 КБ |
Предварительный просмотр:
\
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Конспект занятия, подготовительная группа.
Формирование элементарных математических представлений
«Ориентировка в пространстве и на плоскости, времени»
Воспитатель: Болатчиева Ф.А
Цель: Закрепление полученных знаний в ориентировке во времени (сутки, дни недели, времена года и временных отношений: вчера, сегодня, завтра); ориентировке в пространстве и на плоскости.
Задачи:
Ориентировка в пространстве.
Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;
двигаться в заданном направлении, в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.);
определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов.
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Ориентировка во времени.
Закрепить представление детей о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.
Закрепить умение устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Методы и приемы:
- Словесные игры. Составление рассказов по сюжетной картинке. Вопросы
- Подвижные игры
- Игры на развитие логического мышления
- Художественное слово
- Музыкальное сопровождение
- Задания поискового характера
- ЗСТ: упражнение для глаз, упражнение для пальчиков
- Рефлексия
- Коллективная и индивидуальная работа, дифференцированный подход.
- Работа с индивидуальными каточками.
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ресурсное обеспечение:
Технические средства:
Телевизор, магнитофон, USB-флэш-накопитель.
Музыкальные произведения:
«Утро начинается», «Барбарики», «Весна», видео ролик «Сутки».
Дополнительное оборудование:
Магнитная доска, магниты 4 штуки. Магнитные чемоданчики (3 штуки). К чемоданчикам фоны и мелкие фигурки, для составления сюжетной картинки: зима, весна, лето, осень. Микрофон.
Цветовые разметки, для ориентира:
В группе, на ковре: разноцветные дорожки, ряд прямоугольников, треугольники в кругу, ряд из карточек с кружочками для игры «Живая неделька». На стульчиках ромбы. На столах: круг, овал, квадрат.
Карточки:
Части суток (разрезные картинки - один комплект). Цифры (один комплект до 7). Дни недели (разрезные на одного ребенка). Времена года, месяца (разрезные на двоих детей)
- Вводная часть
- Звучит песня «Утро начинается», дети заходят в группу и встают в круг. Воспитатель читает стихотворение
«Утро»
Доброе утро, птицы запели.
Добрые люди встали с постели.
Прячется вся темнота по углам.
Солнце встает и идет по следам.
- О чем это стихотворение?
- Какое оно по характеру?
- Ребята, я хочу вам открыть секрет, чтобы целый день у вас было хорошее настроение, надо каждое утро начинать с улыбки.
- Давайте улыбнемся друг другу и будем играть в интересные игры, вспомним, части суток, дни недели, времена года и даже месяца.
- «Сутки» «Ориентировка в пространстве»
- Игра малой подвижности с карточками «Собери сутки»
- Скажите, на какие 4 части можно разделить сутки? - Утро, день, вечер, ночь.
- Посмотрите, кто-то разбросал все части суток, давайте их соберем.
- Два человека подойдите к магнитной доске на ножках, а остальные встаньте на прямоугольники, напротив разноцветных дорожек.
- Вы (обратиться к детям – на прямоугольниках), пойдете по цветным дорожкам, будете объяснять в каком направлении идете, дойдете до конца, возьмете карточку с частью суток, назовете эту часть и передадите карточку ребятам, которые у доски. (по дорожкам возвращаться не надо).
- Вы (обратиться к детям у стола), будите собирать из этих карточек «Сутки».
- Молодцы! Правильно выполнили задание! Что вы делаете утром? (днем, ночью, вечером).
- Я вас приглашаю послушать одно стихотворение, займите места с ромбами.
- Перед телевизором размещены стульчики с ромбами, дети садятся на них.
- Просмотр видео «Стихотворение сутки»
- О чем это стихотворение? – О сутках.
- Как одним слово можно назвать: ночь, утро, день и вечер? – Сутки.
- Давайте сделаем упражнение, для глазок, чтобы они отдохнули.
- Упражнение для глаз
- Дети снимают очки и выполняют движения глазами, не поворачивая головы, в соответствии с текстом.
В понедельник, как проснутся
Глазки солнцу улыбнутся.
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Во вторник часики глаза.
Отводят взгляд туда – сюда.
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.
В среду в жмурки мы играем
Плотно глазки закрываем
Раз, два, три, четыре, пять
Время глазки открывать.
- «Дни недели» «Вчера, сегодня, завтра»
- Давайте вспомним дни недели.
- Диана, подойди к маленькому столику и собери дни недели по порядку.
- Пока ты собираешь, мы с ребятами поиграем в веселый микрофон.
- Блиц – опрос «Веселый микрофон».
- Ребята, какой день недели сегодня?
- Какой был вчера?
- Какой будет завтра?
- Сколько всего дней недели?
- Сколько дней вы ходите в детский сад?
- Сколько дней вы отдыхаете?
- Какой день неделю начинает?
- Какой день неделю заканчивает?
- А теперь посмотрим, правильно ли Диана справилась с заданием?
- Называйте дни недели.
- Молодец, Диана, все сделала правильно и быстро.
- Подвижная игра с карточками, под музыку «Живая неделька»
- Сейчас проверим, как вы запомнили последовательность дней недели. Разбирайте карточки с цифрами, найдите на ковре треугольники и встаньте на них.
- Слушайте правила! Пока будет играть музыка, вы подскоками бегайте по кругу, как музыка замолкает, вы должны найти карточки с кружочками и встать на них, но чтобы количество кружочков соответствовало вашей цифре.
- Звучит веселая музыка, дети бегают по кругу подскоками, по окончании музыки следуют правилам игры.
- Расскажите, почему вы так встали?
- Сейчас дни недели правильно стоят? – Нет.
-Тогда играем еще раз, но как музыка закончится, вы должны построиться на прямоугольниках, так как друг за другом идут дни недели.
- Дети заняли свои места в ряду.
- Перекличка «Дни недели».
- Давайте сделаем перекличку и проверим, правильно ли вы построились.
- Какого дня не хватает?
- Между какими днями его надо поставить?
- Словесная игра «Между какими днями находится…?» и «Соседи».
- Между какими днями находится среда, …?
- Назовите соседей пятницы, …?
- Молодцы, ребята, какие вы внимательные!
- Сутки, вспомнили, дни недели вспомнили, осталось вспомнить времена года и месяца.
- У вас на груди приклеена маленькая геометрическая фигурка. Назовите, у кого какая? (Дети называют свои фигурки). Найдите такую же, но только большую на столе и сядьте за тот стол.
- «Времена года и месяца» «Ориентировка на плоскости»
- Кто знает загадки о временах года? Загадайте их друзья
- Загадки «Времена года»
- Хоть сама и снег, и лёд,
- А уходит — слёзы льёт.
- (Зима)
- Она приходит с ласкою
- И со своею сказкою.
- Волшебной палочкой взмахнёт —
- В лесу подснежник расцветёт.
- (Весна)
- Солнце припекает,
- Цветы расцветают,
- Бабочки порхают,
- Когда это бывает?
- (Летом)
- Пришла волшебница прекрасная
- Листву без краски перекрасила.
- (Осень)
- - Давайте подготовим наши пальчики к работе с карточками и мелкими деталями.
- Упражнение для пальчиков
Осень листья разбросала
Да и травы все прибрала.
- Поочередно сжимать и разжимать пальчики обеих рук
- Зима снегом завалила.
- Поочередно помахивать каждой кистью рук.
- А весна все напоила.
- Сжать кисти рук в кулачки.
- Летом выросло все снова
- Медленно выворачивать пальчики из кулачков «бутон».
- Осень все встречать готово
- Запястья прижать друг к другу, каждый пальчик «целуется» и все пальчики обнимаются (замочек)
- Работа по индивидуальным карточкам.
- - Диана и Рома, вам нужно собрать ГОД используя карточки которые у вас на столе.
- - А остальные ребята составьте сюжетную картинку по временам года, и расскажите, какую фигурку, куда вы положили.
- Дети с расходящимся косоглазием выполняют работу на подставках.
- Звучит легкая музыка.
- - Какие красивые у вас картинки получились сюжеты!
- - Расскажите, как называется ваша картина и что вы сделали, чтоб она такой получилась? – Моя картина называется Зима. В правом верхнем углу я положил дерево, а в правом нижнем……
- Блиц – опрос «Год»
- - Диана с Ромой уже справились с заданием.
- - Скажите, сколько месяцев в году?
- - Диана назови все.
- - Ребята, а сколько месяцев в каждом времени года?
- - Дима, назови осенние месяца.
- - Аня – зимние.
- - Лиза – весенние.
- - Ева – летние.
- - Какой месяц год заканчивает?
- - Какой месяц год начинает?
- Рефлексия
- - Спасибо, ребята, что вы со мной поиграли, вы меня так порадовали.
- - Мне понравилось как … (отметить успехи каждого ребенка).
- - А что вам особенно сегодня понравилось?
- - Что вы сегодня вспомнили, пока играли?
- Звучит песня с клипом «Зима не обижайся»
- Дети убирают рабочие места.
Предварительный просмотр:
\
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Конспект занятия, подготовительная группа.
Формирование элементарных математических представлений
«Ориентировка в пространстве и на плоскости, времени»
Воспитатель: Болатчиева Ф.А
Цель: Закрепление полученных знаний в ориентировке во времени (сутки, дни недели, времена года и временных отношений: вчера, сегодня, завтра); ориентировке в пространстве и на плоскости.
Задачи:
Ориентировка в пространстве.
Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;
двигаться в заданном направлении, в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.);
определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов.
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Ориентировка во времени.
Закрепить представление детей о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.
Закрепить умение устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Методы и приемы:
- Словесные игры. Составление рассказов по сюжетной картинке. Вопросы
- Подвижные игры
- Игры на развитие логического мышления
- Художественное слово
- Музыкальное сопровождение
- Задания поискового характера
- ЗСТ: упражнение для глаз, упражнение для пальчиков
- Рефлексия
- Коллективная и индивидуальная работа, дифференцированный подход.
- Работа с индивидуальными каточками.
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ресурсное обеспечение:
Технические средства:
Телевизор, магнитофон, USB-флэш-накопитель.
Музыкальные произведения:
«Утро начинается», «Барбарики», «Весна», видео ролик «Сутки».
Дополнительное оборудование:
Магнитная доска, магниты 4 штуки. Магнитные чемоданчики (3 штуки). К чемоданчикам фоны и мелкие фигурки, для составления сюжетной картинки: зима, весна, лето, осень. Микрофон.
Цветовые разметки, для ориентира:
В группе, на ковре: разноцветные дорожки, ряд прямоугольников, треугольники в кругу, ряд из карточек с кружочками для игры «Живая неделька». На стульчиках ромбы. На столах: круг, овал, квадрат.
Карточки:
Части суток (разрезные картинки - один комплект). Цифры (один комплект до 7). Дни недели (разрезные на одного ребенка). Времена года, месяца (разрезные на двоих детей)
- Вводная часть
- Звучит песня «Утро начинается», дети заходят в группу и встают в круг. Воспитатель читает стихотворение
«Утро»
Доброе утро, птицы запели.
Добрые люди встали с постели.
Прячется вся темнота по углам.
Солнце встает и идет по следам.
- О чем это стихотворение?
- Какое оно по характеру?
- Ребята, я хочу вам открыть секрет, чтобы целый день у вас было хорошее настроение, надо каждое утро начинать с улыбки.
- Давайте улыбнемся друг другу и будем играть в интересные игры, вспомним, части суток, дни недели, времена года и даже месяца.
- «Сутки» «Ориентировка в пространстве»
- Игра малой подвижности с карточками «Собери сутки»
- Скажите, на какие 4 части можно разделить сутки? - Утро, день, вечер, ночь.
- Посмотрите, кто-то разбросал все части суток, давайте их соберем.
- Два человека подойдите к магнитной доске на ножках, а остальные встаньте на прямоугольники, напротив разноцветных дорожек.
- Вы (обратиться к детям – на прямоугольниках), пойдете по цветным дорожкам, будете объяснять в каком направлении идете, дойдете до конца, возьмете карточку с частью суток, назовете эту часть и передадите карточку ребятам, которые у доски. (по дорожкам возвращаться не надо).
- Вы (обратиться к детям у стола), будите собирать из этих карточек «Сутки».
- Молодцы! Правильно выполнили задание! Что вы делаете утром? (днем, ночью, вечером).
- Я вас приглашаю послушать одно стихотворение, займите места с ромбами.
- Перед телевизором размещены стульчики с ромбами, дети садятся на них.
- Просмотр видео «Стихотворение сутки»
- О чем это стихотворение? – О сутках.
- Как одним слово можно назвать: ночь, утро, день и вечер? – Сутки.
- Давайте сделаем упражнение, для глазок, чтобы они отдохнули.
- Упражнение для глаз
- Дети снимают очки и выполняют движения глазами, не поворачивая головы, в соответствии с текстом.
В понедельник, как проснутся
Глазки солнцу улыбнутся.
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Во вторник часики глаза.
Отводят взгляд туда – сюда.
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.
В среду в жмурки мы играем
Плотно глазки закрываем
Раз, два, три, четыре, пять
Время глазки открывать.
- «Дни недели» «Вчера, сегодня, завтра»
- Давайте вспомним дни недели.
- Диана, подойди к маленькому столику и собери дни недели по порядку.
- Пока ты собираешь, мы с ребятами поиграем в веселый микрофон.
- Блиц – опрос «Веселый микрофон».
- Ребята, какой день недели сегодня?
- Какой был вчера?
- Какой будет завтра?
- Сколько всего дней недели?
- Сколько дней вы ходите в детский сад?
- Сколько дней вы отдыхаете?
- Какой день неделю начинает?
- Какой день неделю заканчивает?
- А теперь посмотрим, правильно ли Диана справилась с заданием?
- Называйте дни недели.
- Молодец, Диана, все сделала правильно и быстро.
- Подвижная игра с карточками, под музыку «Живая неделька»
- Сейчас проверим, как вы запомнили последовательность дней недели. Разбирайте карточки с цифрами, найдите на ковре треугольники и встаньте на них.
- Слушайте правила! Пока будет играть музыка, вы подскоками бегайте по кругу, как музыка замолкает, вы должны найти карточки с кружочками и встать на них, но чтобы количество кружочков соответствовало вашей цифре.
- Звучит веселая музыка, дети бегают по кругу подскоками, по окончании музыки следуют правилам игры.
- Расскажите, почему вы так встали?
- Сейчас дни недели правильно стоят? – Нет.
-Тогда играем еще раз, но как музыка закончится, вы должны построиться на прямоугольниках, так как друг за другом идут дни недели.
- Дети заняли свои места в ряду.
- Перекличка «Дни недели».
- Давайте сделаем перекличку и проверим, правильно ли вы построились.
- Какого дня не хватает?
- Между какими днями его надо поставить?
- Словесная игра «Между какими днями находится…?» и «Соседи».
- Между какими днями находится среда, …?
- Назовите соседей пятницы, …?
- Молодцы, ребята, какие вы внимательные!
- Сутки, вспомнили, дни недели вспомнили, осталось вспомнить времена года и месяца.
- У вас на груди приклеена маленькая геометрическая фигурка. Назовите, у кого какая? (Дети называют свои фигурки). Найдите такую же, но только большую на столе и сядьте за тот стол.
- «Времена года и месяца» «Ориентировка на плоскости»
- Кто знает загадки о временах года? Загадайте их друзья
- Загадки «Времена года»
- Хоть сама и снег, и лёд,
- А уходит — слёзы льёт.
- (Зима)
- Она приходит с ласкою
- И со своею сказкою.
- Волшебной палочкой взмахнёт —
- В лесу подснежник расцветёт.
- (Весна)
- Солнце припекает,
- Цветы расцветают,
- Бабочки порхают,
- Когда это бывает?
- (Летом)
- Пришла волшебница прекрасная
- Листву без краски перекрасила.
- (Осень)
- - Давайте подготовим наши пальчики к работе с карточками и мелкими деталями.
- Упражнение для пальчиков
Осень листья разбросала
Да и травы все прибрала.
- Поочередно сжимать и разжимать пальчики обеих рук
- Зима снегом завалила.
- Поочередно помахивать каждой кистью рук.
- А весна все напоила.
- Сжать кисти рук в кулачки.
- Летом выросло все снова
- Медленно выворачивать пальчики из кулачков «бутон».
- Осень все встречать готово
- Запястья прижать друг к другу, каждый пальчик «целуется» и все пальчики обнимаются (замочек)
- Работа по индивидуальным карточкам.
- - Диана и Рома, вам нужно собрать ГОД используя карточки которые у вас на столе.
- - А остальные ребята составьте сюжетную картинку по временам года, и расскажите, какую фигурку, куда вы положили.
- Дети с расходящимся косоглазием выполняют работу на подставках.
- Звучит легкая музыка.
- - Какие красивые у вас картинки получились сюжеты!
- - Расскажите, как называется ваша картина и что вы сделали, чтоб она такой получилась? – Моя картина называется Зима. В правом верхнем углу я положил дерево, а в правом нижнем……
- Блиц – опрос «Год»
- - Диана с Ромой уже справились с заданием.
- - Скажите, сколько месяцев в году?
- - Диана назови все.
- - Ребята, а сколько месяцев в каждом времени года?
- - Дима, назови осенние месяца.
- - Аня – зимние.
- - Лиза – весенние.
- - Ева – летние.
- - Какой месяц год заканчивает?
- - Какой месяц год начинает?
- Рефлексия
- - Спасибо, ребята, что вы со мной поиграли, вы меня так порадовали.
- - Мне понравилось как … (отметить успехи каждого ребенка).
- - А что вам особенно сегодня понравилось?
- - Что вы сегодня вспомнили, пока играли?
- Звучит песня с клипом «Зима не обижайся»
- Дети убирают рабочие места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей:Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста...
Конспект интегрированного индивидуального занятия по ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировке детей со сложной патологией зрительного анализатора. Тема: "Накроем стол для гостей".
Ребенок с ОВЗ ( комплексные нарушения психофизического развития - слабовидящий с нарушением ЦНС, речевыми нарушениями),возраст- 7,5 лет.Форма проведения: индивидуальная. Предварительная работа: р...
Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаге,ориентировка в пространстве во времени .Логические задачи с математическим содержанием.
Разработка занятия по математике.Цель : создание условий для развитие поисковой активности, по средством ознакомления состава числа в пределах 10Задачи:Создать условия для побуждения детей к речевой а...
Подгрупповое занятие по развитию ориентировки в пространстве с использованием компьютерной программы (игры) «Домик времени и пространства»: Географическая песочница
Конспект открытого занятия. Компьтерная программа раннего обучения KIDZMART...
конспект занятия на тему: "Ориентировка в пространстве, построение своего пространства группой детей вместе со взрослыми и каждым ребенком индивидуально" по программе "Золотой ключик".
Освоение пространства группы, всего детского комплекса, участвка, прилегющей местности....
Дидактическая игры на «Количество и счет», "Форму", "Величину", "Ориентировка в пространстве", "Временные пространства " для старших дошкольников.
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста направлена на уточнение, закрепление и расширение имеющихся представлений; развитие умственных способностей. Дидактические игр...