Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме
Консультация для воспитателей:
Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orientirovka_v_prostranstve_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Ориентировка
в пространстве у детей
дошкольного возраста
Подготовила: Рябова Л. Н.
Пространственные понятия в различных видах деятельности.
Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственные представления у детей развивают у детей во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приёма пищи, в дидактических играх и подвижных. А так же используя повседневную жизнь. Обучение на занятиях- одна из основных форм прямой передачи знаний в определённой системе.
Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует на занятиях и вне занятий 2- 3 раза в неделю. На занятиях воспитатель использует различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приёмы (рассказ, беседы, описание, указание, и объяснение, На занятиях необходимо использовать многообразные методы и приёмы обучения, умело их сочетать, тогда занятия будут интересными, полезными для детей. Нельзя забывать, что длительная статическая пауза утомительна для ребёнка. Воспитатель должен давать детям возможность изменять её. Для этого необходимо проводить специальные физкультминутки. На музыкальном и физкультурном занятиях и занятиях по изодеятельности воспитатель также обучает детей пространственным понятиям: правая, левая рука; вправо, влево, вперёд, назад, вниз, вверх и т. д. Особое внимания уделяется индивидуальным занятиям. Эти занятия проводятся с теми дошкольниками, которые в силу особенностей своего развития не усваивают новых знаний на равнее со всеми, а также с одарёнными детьми и детьми пропустившими более одного занятия. Индивидуальная работа проводится в утренний отрезок времени, а также во вторую половину дня. Во время умывания и одевания воспитатель непринуждённо разговаривает с детьми, называя части тела и лица. Вымой нос, уши, подбородок, потри лоб. Надень на голову платок. Важно самих детей побуждать к называнию частей тела и лица. Если дети недостаточно хорошо ориентируются, можно провести дидактические игры «Купание куклы», «Укладывание куклы спать», «Оденем куклу». На прогулке также закрепляются понятия об ориентировке в пространстве в дошкольном возрасте.
Дидактические игры и игровые упражнения по разделу «Ориентировка в пространстве».
Организуя игры на занятиях и вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей. Игры несут основную учебную нагрузку. Игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е..те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представления. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного материала. В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются необычностью постановки задачи(найти, догадаться), неожиданностью преподнесения её от имени какого-либо литературного сказочного героя(Буратино, Чебурашки).Игровые упражнения следуют отличать от дидактических игр по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначения их-упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнения проводит воспитатель(даёт задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре.
Перспективный план
Тема (название) | месяц | |
1. Занятие по РЭМП | 1 .Делай так, как скажу. | Октябрь |
2.Что изменилось? | ||
2.Д/и | 1.Цапля гуляет по болоту в солнечный день. | |
2.Посмотри на рисунок и ответь на вопросы. | ||
3. Досуг | 1 .Помогите Незнайке найти дорогу. | |
1. Занятие по РЭМП | 1 .Выполни правильно. | Ноябрь |
2.Запомни и сделай. | ||
2.Д/И | 1 .Дорисуй и раскрась. | |
2.Вырос в лесу дуб. Созрели на дубе желуди. | ||
1. Занятие по РЭМП | 1 .Слушай и запоминай. | Декабрь |
2.Найди свое место. | ||
2.Д/И | 1 .Назови и сосчитай. | |
2.В городе построили новые дома. | ||
1. Занятие по РЭМП | 1.Найди ошибки Незнайки. | Январь |
2. Дорисуй. | ||
2.Д/И | 1.Лабиринт: «Девочка собралась в гости». | |
2.В океане три острова. | ||
3. Досуг | 1. Как медвежонок Топ учился математике. | |
1. Занятие по РЭМП | 1.Хоккей. | Февраль |
2.Матрешка и ее друзья. | ||
2.Д/и | 1 .Кто гуляет в дождь под двумя зонтами? | |
2.Лиса пригласила медведя на чай. | ||
1. Занятие по РЭМП | 1 .Измени цвет. Измени форму. | Март |
2.Цветные прямоугольники. | ||
2.Д/И | 1 .Что у нас в шкафу? | |
2.Зайчата и котята испугались лисы. | ||
1. Занятие по РЭМП | 1,.День и Ночь. | Апрель |
2.Кто, где стоит? | ||
2.Д/И | 1 .Что купила коза? | |
2.Щенок ищет спрятанные щетки. | ||
3. Досуг | 1. Задания кота Леопольда. | |
1. Занятие по РЭМП | 1 .Каждой фигуре свое место. | Май |
2.Часики. | ||
2.Д/и | 1 .Матросы. | |
2.Лабиринт: «К какому домику попадешь?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста
Ориентировка в пространстве один из важнейших компонентов развития дошкольников. В каждой возрастной группе имеются свои особенности и этапы формирования ориентировочных понятий....
Проблемы развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (дети с амблиопией и косоглазием)
Аннотация: статья посвящена проблеме развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Положительный эффект достигается посредством игр, направленных на закрепление навыков, полученн...
Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.
Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста....
Картотека игр и упражнений, направленных на ориентировку в пространстве для детей дошкольного возраста
Приложение к презентации для родителей:"Формирование ориентировки в пространстве у детей, ее значение в жизни ребенка"...
«Формирование временных представлений и развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста»
Картотека игр, которыми могут воспользоваться воспитатели детских садов для формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста....
Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста во время образовательной деятельности по физической культуре
Познание ребенком пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, требующий специального педагогического руководства. Пространственная ориентировка формируется на основе непоср...
Памятка для родителей «Игры на развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста»
Во всех областях человеческой деятельности существенную роль играет умение ориентироваться в пространстве. Ориентировка в пространстве представляет собой сложную познавательную деятельность. В которой...