Занятие "Королевство математики и всё живое" в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Итоговое занятие по математике в старшей грппе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_st_gr_matem.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Загадки леса
Цель: Развивать и активизировать у детей умственную деятельность, применяя полученные знания при выполнении заданий.
Задачи:
1.Продолжать учить считать в пределах 10, сравнивать две группы предметов выраженных соседними числами 8 – 9.
2.Упражнять в умении сравнивать два предмета по длине, используя условную меру, совершенствовать навыки счёта на слух.
3.Закрепить представление о геометрических фигурах.
4.Индивидуальная работа: учить Олега пользоваться условной мерой.
Демонстрационный материал: поляна, следы зверей, молоточек, ширма, картинка дятла, условная мера лента белая, две ленты: жёлтая длинная и зелёная короткая, конверт с заданием.
Раздаточный материал: карточки с геометрическими фигурами, карточки с кружками от 5 – 9 на каждого ребёнка, билеты с геометрическими фигурами.
Предшествующая работа: дидактические игры: «Сосчитай звуки», «Не ошибись», «Недостающая фигура», «Сделай столько же».
Ход занятия:
1 часть:
Ребята мы отправимся сегодня в лес, путешествовать. Поедем на автобусе. Я вам раздаю билеты. На каждом билете нарисована фигура геометрическая, согласно этого билета найдите своё место в автобусе, на спинке точно такая же фигура, как в билете. Будьте внимательнее. Проверяем правильность. Поехали.
Мы приехали с вами на поляну, выходим ребята, садимся на траву. (дети садятся на ковёр вокруг поляны)
Пробежал заяц и оставил на поляне следы.
- Сколько следов оставил заяц? ( ответ: заяц оставил 8 следов)
- Кто думает иначе? ( 2-3 ответа)
За зайцем пробежала лиса и оставила следы .
- Сколько следов оставила лиса? (ответ: лиса оставила 9 следов)
- Кто ещё так думает? (ответ 2 – 3 детей)
- Кто больше следов оставил лиса или заяц? (ответ: лиса оставила больше следов чем заяц)
- А ты как думаешь? (спрашиваю 2 – 3 детей)
- Кто меньше оставил следов заяц или лиса? (ответ: заяц оставил меньше следов чем лиса)
- А ты как думаешь? (спрашиваю 2-3 детей)
- На сколько меньше следов оставил заяц чем лиса?( Ответ заяц оставил следов меньше на один чем лиса).
- Кто думает по другому? (ответ 2-3 детей)
- На сколько больше оставила следов лиса чем заяц? ( ответ: лиса оставила на один больше следов, чем заяц).
- Кто ещё так считает? (ответ 2 – 3 детей)
- Что больше 9 или 8? (ответ: 9 больше чем 8) 2 – 3 ребёнка отвечают
- На сколько? (ответ: на 1) отвечают 2- 3 ребёнка
- Что меньше 8 или 9? (ответ: 8 меньше чем 9) 2 – 3 ребёнка отвечают
- На сколько? (ответ: на 1) отвечают 2- 3 ребёнка
Молодцы справились с заданием.
А заяц оставил нам задание: нам надо измерить дорожку. Какая дорожка короткая, а какая длинная. Измерять будем условной мерой. Условной мерой служит белая лента.
- Как узнать, сколько раз поместится белая лента на зелёной дорожке? (ответ: надо приложить белую ленту на зелёную дорожку.)
- Идёт ко мне Олег измерять дорожку.
- Сколько раз поместилась белая лента на зелёной дорожке? (ответ: белая лента поместилась на зелёной дорожке 1 раз) Вызываю ещё 2- 3 детей измерять дорожку уточняем правильность ответа.
А теперь надо померить жёлтую дорожку. Вызываю ребёнка измерять дорожку.
- Сколько раз поместилась белая лента на жёлтой дорожке? (ответ: белая лента поместилась три раза на жёлтой дорожке).
Вызываю ещё 2 – 3 измерять дорожку, уточняем правильность ответа.
- Какая дорожка длиннее? (ответ: жёлтая дорожка длиннее, чем зелёная)
- А ты как думаешь? 2 -3 ребёнка повторяют.
- С помощью чего мы это узнали? (ответ: мы это узнали с помощью условной меры) Молодцы справились с заданием зайца.
Физкультминутка.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
2 часть: «Считаем звуки»
Дальше идём по лесу. И садимся за столы, отдохнём немного и послушаем лесные голоса. Отгадайте загадку:
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. Ответ: Дятел.
Дятел будет стучать по дереву, а вы будете считать и показывать мне ту карточку, сколько раз он стукнул по дереву. Карточки лежат у вас на столе. Будьте внимательными, вслух не считаем.
- Почему ты поднял эту карточку? (ответ: я выбрал эту карточку, где семь кругов, потому что дятел постучал по дереву семь раз.)
- А ты почему поднял эту карточку? Спрашиваю 1 – 2 детей. Выполняем задание 3 – 4 раза.
Молодцы были внимательными. (Отмечаю, кто ошибался)
3 часть: «Недостающая фигура»
Нам дятел оставил задание на внимание. На столе лежат карточки со знакомыми геометрическими фигурами в клетках, а одна клетка пустая, надо нарисовать недостающую фигуру. Дети выполняют. Проверяю правильность выполнения задания.
- Какой фигуры не хватало у тебя? (ответы детей)
На этом наше путешествие заканчивается. Понравились вам ребята загадки леса?
- Какие задания мы выполняли? Ответы детей
Садимся ребята в автобус на свои места и отправляемся домой. Молодцы ребята мне понравилось, как вы сегодня занимались.
Математические загадки кота Базилио – «Математическая молчанка».
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кто будет задавать вам загадки из этого конверта? Правильно – кот Базилио. Он хочет с вами сыграть в математическую молчанку. Самое главное условие – ответы говорить вслух нельзя, можно только показывать правильные цифры с помощью картинок.
- Сколько пальцев на левой руке?
- Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько углов у треугольника?
- Сколько хвостов у двух котов?
- Сколько раз в году бывает день рождения?
- Сколько ушей у двух мышей
- Сколько носов у трех котов?
- Сколько монет дал Буратино Карабас Барабас?
Игровое упражнение «Завяжи Мальвине бантик».
Воспитатель: Следующий конверт приготовила нам девочка с голубыми волосами. Правильно, зовут ее Мальвина. Мальвина готовится к празднику 8 Марта - хочет заплести две косички и завязать бантики. У куклы уже есть одна ленточка и ей надо подобрать пару такой же длины.
- У меня есть ленточка. Давайте сравним ее с ленточкой Мальвины. Какая ленточка длиннее, какая короче?
- Что значит длиннее? (Это значит больше по длине.)
- Что значит корче? (Это значит меньше по длине.)
- Как мы определили, какая ленточка длиннее, а какая короче? (Приложили ленточки друг к другу, наложили ленточки друг на друга.)
Что нужно сделать, чтобы отрезать ленточку нужной длины?
- Удобно ли будет нам отмерить вторую ленточку для Мальвины при помощи приложения и наложения ленточек? (нет, ленточки скользят и распадаются).
У меня на столе лежат разные предметы, которые могут служить мерками, то есть предметы для измерения различных предметов: кусок веревки, тесьма, палочки, картонные полоски.
- Как вы думаете, какой меркой будет удобнее отмерять нашу ленточку? (Картонной полоской.) Запомните правила измерения при помощи мерки: начинать надо точно от конца, уложить полоску-мерку прямо.
При помощи картонной полоски воспитатель вместе с детьми отмеряет и отрезает ленточку нужной длины, сравнивает ее с первой ленточкой и завязывает кукле бантики.
Воспитатель: Я немного устала, а вы? Давайте отдохнем.
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)
Карточка с заданием №1. (Висит листок с заданием над полочкой с машинками – вопросы про дни недели и части суток).
Вот первое из них.
- Ребята, а какой геометрической формы у нас первая карточка? (треугольная, правильно)
- Чтобы пройти первый шаг, вам нужно будет ответить на вопросы. Я буду задавать, а вы быстро отвечайте. Готовы? Дети встают в круг.
- Какое сейчас время года? (осень)
- Перечислите все осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А сколько всего осенних месяцев? (3)
- А какой сегодня день недели? (среда)
- А какой был вчера? (вторник) Какой будет завтра? (четверг)
- А сколько всего дней в неделе? (7)
- Как называется часть суток, когда мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку и идем в садик? (утро)
- Как называется часть суток, когда дети играют в садике, обедают? (день)
- Как называется часть суток, когда дети идут домой из садика? (вечер)
- Какое время суток наступает, когда мы ложимся спать? (ночь)
(Еще раз с вами повторим, что сутки состоят из четырех частей: утро, день, вечер и ночь)
- Молодцы с этим заданием справились. Вот мы и приблизились на один шаг к острову.
(Воспитатель на карте прикрепляет первую геометрическую фигуру)
3. Карточка с заданием №2. Карточка прикреплена на кухонный шкафчик.
-Ребята, а какой формы у нас вторая карточка? (круглая)
- Чтобы продвинуться дальше, нам нужно выполнить следующее задание. Поиграем в игру, которая называется «Посадим пальмы в ряд». Дети усаживаются на коврике.
- Давайте расставим пальмы в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой.(Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов – слева на право, на фланелеграфе)
- Какая по высоте первая пальма? (самая низкая)
- Какая по высоте последняя пальма? (самая высокая)
- Какая по высоте третья пальма? (чуть выше 1-2ой и чуть ниже четвертой)
- Давайте теперь расскажем про каждую пальму, какой она высоты? (самая низкая, низкая, высокая, самая высокая)
Затем дети выстраивают пальмы в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. (Самая высокая, высокая, низкая, самая низкая)
А теперь тоже самое нам нужно проделать на столах с полоскам( Воспитатель помагает детям) Дети послушайте, вдруг подул сильный ветер и одну из пальм унесло в море, сколько у меня осталось пальм? (3) А сколько у вас полосок? (4) Что нужно сделать чтоб у нас с вами стало равное количество пальм и полосок? (убрать одну полоску)
- Молодцы, и с этим заданием справились. Вот мы и приблизились еще на один шаг к острову. Воспитатель прикрепляет круг к карте.
4. Карточка с заданием №3. (Висит листок с заданием на белом шкафчике – прямой и обратный счет). Дети встают в одну шеренгу.
-Ребята, а какой формы у нас вторая карточка? (квадратная)
- На нашем пути к сокровищам много препятствий. Нам нужно будет сейчас ребята перебраться через болото по камням. Но камни эти необычные, а пронумерованные от 1 до 10. Перепрыгивая по камням по порядку, не путаясь, мы будем на один шаг ближе к сокровищам. (Воспитатель вызывает одного ребёнка и просит выложить пронумерованные камни по порядку и посчитать).
- Ребята, а нам ведь всё равно придётся возвращаться обратно, домой, давайте сразу проверим, знаете ли вы счет наоборот. (Воспитатель вызывает другого ребёнка для счёта наоборот).
- Молодцы, дети, и тут справились!
- Вот мы и приблизились еще на один шаг к острову. Воспитатель прикрепляет квадрат к карте.
5. Давайте прочитаем следующую записку капитана Весельчака. Карточка с заданием №4 прикреплена на детский магазин. Работа за столами.
-Ребята, а какой формы у нас четвертая карточка? (прямоугольная)
- - У вас на столах вы видите длинные карточки с двумя полосками. Сейчас мы с вами выполним еще одно задание, и окажемся еще на шаг ближе к сокровищам пирата Джека. Но для начала мы немного разомнемся
- ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счёт раз кулак сожмём,
На счёт два в локтях сожмём.
На счёт три прижмём к плечам,
На четыре – к небесам.
Хорошо прогнулись и друг другу улыбнулись.
Про пятёрку не забудем – добрыми всегда мы будем.
На счёт шесть прошу всех сесть.
Числа, я и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
(Ребята, какая цифра слышится в слове семья? Правильно 7, вы очень внимательны, молодцы)
Слушайте меня внимательно.
- На верхнюю полоску нужно положить 8 треугольников, а на нижнюю, на 1 круг больше. (Сколько получается нужно кругов выложить на нижнюю полоску)
- Где у нас больше фигур, на нижней или верхней полоске? Что получается больше 8 или 9? 8 больше или меньше 9?
9 больше или меньше 8?
- А как сделать так, чтобы было поровну фигур на обеих полосках? (убрать 1 круг)
- А как еще можно сделать, чтобы было поровну? (добавить 1 треугольник)
-Молодцы, всё правильно делаете! Справились с заданием! Вот мы и приблизились еще на один шаг к острову. Воспитатель прикрепляет прямоугольник к карте.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
В гости к пальчику большому, прибежали прямо к дому:
Указательный и средний, безымянный и последний.
Вот мизинчик - малышок, постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья. Друг без друга им нельзя!
- Ну вот ребята, мы с вами выполнили практически все задания, мы совсем уже близко к сундуку с сокровищами.
8. Задание на ориентировку.
- Но нам его ведь надо найти. Здесь есть план. Давайте будем двигаться от доски прямо 5 шагов, потом 2 шага на лево и возможно мы что-то найдём. (Находим сундук с сокровищами, открываем и находим сокровища).
9. ИТОГ:
Дети садятся на коврик.
- Ребята, я отдам вам эти сокровища тогда, когда вы скажете, чем мы сегодня занимались на занятии, что мы делали, чтоб найти сокровища?
(ответы детей – прыгали по камням, чтобы перебраться через болото, повторяя прямой и обратный счет; выстраивали пальмы в ряд; искали сундук, соединяли картинки с фруктами с тем же числом точек… и т. д.)
- А сейчас я прочту волшебные слова, а вы закроете глаза. А когда откроете глаза, увидите, что вернулись с необитаемого острова обратно к нам в группу и получите сокровища – это награда за ваши труды, за то, что вы хорошо отвечали и всегда справлялись с заданиями.
- Крибле - крабле – бумс… .
- Открыли глаза. Молодцы!
.Введение в тему. Воспитатель вносит в группу корзинку.
Воспитатель: Ребята, я сегодня шла в детский сад и нашла
перед группой эту корзинку. Посмотрите, какая она красивая, яркая.
Интересно, кто нам её принёс? Чтобы узнать - отгадайте загадку.
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? (Осень).
5 мин
Основная часть
занятия
2. Основная часть занятия.
Воспитатель: Давайте заглянем в корзинку и узнаем, что принесла нам
осень. Из корзины достается листок дерева.
Задание 1: Лист «Найди место в ряду»
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Задание 6: Дидактическая игра « Да или нет?».
Воспитатель: Что же нам еще осень принесла?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по математике и экологии в старшей группе «Поможем ежику собрать грибы»
Цель: Продолжать учить детей количественному счету в пределах 10, пользуясь при этом правильными приемами счета.Продолжать учить детей порядковому счету в пределах 10.Продолжать знакомить детей с дня...
Образовательная ситуация математика с блоками Дьенеша старшая группа.
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возроста с использованием блоков Дьенеша....
"Путешествие в страну Математики" занятие для детей старшей группы.
Занятие по математике « Путешествие в страну математики» в старшей группеЦели занятия:Формирование элементарных математических представлений.Повышение интереса детей к изучению математики, подготовка ...
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по математике "Олимпийские игры" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха
Конспект по математике "Олимпийские игры" предназначен для детей старшей группы с нарушением слуха....
Интегрированное занятия по математике и экологии в старшей группе «Поможем ежику собрать грибы»
Интегрированное занятия по математике и экологии в старшей группе«Поможем ежику собрать грибы»...
Конспект занятия "Математика с Незнайкой" в старшей группе.
Занятие по математике для детей старшей группы....
Конспект интегрированного урока по математике и конструированию в старшей группе
Конспект интегрированного урока по математике и конструированию в старшей группе с элементами развивающего обучения А так же занятие по математике в старшей группе «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»...