Познавательно-творческий проект по формированию элементарных математических представлений средней группы. Тема: «В стране геометрических фигур»
проект по математике (средняя группа)

Куртямова Альбина Михайловна

Актуальность. На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Поэтому тему моего проекта считаю актуальной и необходимой, т.к. математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важнейших разделов программы. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

     В связи с этим возникла проблема: как обеспечить ознакомление детей с геометрическими фигурами. С этой целью и был написан проект, участвуя в котором дети не только знакомятся с геометрическими фигурами, но и развивают свои творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_fempv_sr.gr_.docx55.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок»

629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,

тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, ovgort-popova@mail.ru

Познавательно-творческий проект

по формированию элементарных математических представлений

средней группы

Тема: «В стране  геометрических фигур»

                                                                                              Автор проекта:

                                                                                   воспитатель МБДОУ   « Д/С « Теремок».

                                                                       Куртямова Альбина Михайловна.

Овгорт

Актуальность. На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Поэтому тему моего проекта считаю актуальной и необходимой, т.к. математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важнейших разделов программы. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

     В связи с этим возникла проблема: как обеспечить ознакомление детей с геометрическими фигурами. С этой целью и был написан проект, участвуя в котором дети не только знакомятся с геометрическими фигурами, но и развивают свои творческие способности.

Цель проекта. Создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «В стране геометрических фигур».

Задачи.

1.Закреплять знания детей о геометрических фигурах ( круг, квадрат,  треугольник овал, прямоугольник).

2.Узнавать, что фигуры могут быть разного размера.

3.Упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур по двум признакам - цвет и форма.

4. Развивать внимание, речь, память, воображение, мелкую моторику рук при различных видах продуктивной деятельности ( рисование, лепка, аппликация, конструирование ).

5. Находить геометрические фигуры в окружающих предметах.

6.Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, формировать коммуникативные навыки.

7.Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

8.Побуждать взрослых включаться в совместную деятельность с детьми.

Ожидаемые результаты:

Дети успешно:

1.Освоят геометрические фигуры;

2.Научатся сравнивать и выделять между фигурами сходство и отличие;

3.Обогатят словарь математическими терминами;

4.Научатся использовать полученные знания в практической деятельности (при создании наглядных образов, в конструктивной деятельности);

Родители:

Смогут овладеть необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят им решать вопросы развития у детей пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.

Вид проекта: среднесрочный  творческий, групповой.

Срок реализации проекта: декабрь – 2017г, январь, февраль.- 2018г.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников средней группы, педагоги.

Возраст детей: 4-5 лет.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Продукты проектной деятельности для детей:

-коллективная работа: Аппликация « Салют Победы», « Автопарк».

-презентация: «Лесная поляна»

-выставка работ семейного творчества:  «Забавные фигуры».

Для воспитателей:

- конспект НОД  на тему «В стране геометрических фигур»;

-картотека дидактических игр  «Занимательные фигуры»;

Для родителей:

-консультация на тему «Развитие математических способностей у дошкольников»

- папка стихотворений о геометрических фигурах

- Индивидуальные беседы

Этапы проекта:

1 этап- подготовительный: 

-выбор темы, постановка целей и задач;

-разработка  проекта на тему «В стране геометрических фигур».

-подбор дидактических игр, материалов для бесед, иллюстративного материала для работы с детьми, методических рекомендаций для родителей;

- привлечение внимания родителей к проекту.

-изучение познавательной и методической литературы; статьи в журналах «Дошкольное воспитание; Журнал «Ребенок в детском саду»;

-подборка литературы для детей  о геометрических фигурах «Фигуры вокруг нас»;

-информация интернет

-подбор и изготовление оборудования для игровой деятельности.

-Создание условий для реализации проекта;

-Взаимодействие с семьёй. Совместное обсуждение по выполнению проекта.

2 этап- основной:

-беседы с детьми о геометрических фигурах;

-чтение художественной литературы: р.н.с. «Колобок»,  «Три медведя».   С.В. Михалков «Три поросёнка». «Волк и козлята».

-отгадывание загадок о геометрических фигурах;

-целевая прогулка вокруг детского сада на тему «На что похожи»;

-рассматривание иллюстраций «На что похожи геометрические фигуры»;

-разучивание пальчиковой игры

-разучивание гимнастики для глаз «Все ребята встали в ряд»;

-дидактические игры:  «Найди свой домик»,  «Кто больше назовет предметов круглой, квадратной или другой формы»,  «Найди пару», «Собери узор по образцу», «Подбери пару», «Собери бусы», «Найди предмет такой же формы», «Чудесный мешочек», «Найди лишнюю фигуру», «Обведи по точкам».«Магнитная мозаика».

-работа с родителями.

Работа с родителями:

-консультации для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников»

- индивидуальные  беседы

-привлечение родителей к созданию альбомов «Занимательные фигуры»

-задание родителям «Придумайте конкурс для тематического досуга»

3. этап- заключительный:

-презентация опыта для сотрудников детского сада.

-подведение итогов и выводов по теме проектной деятельности;

-выставка творческих работ детей с использованием геометрических фигур.

Формы и методы работы:

Методы:

наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца;

словесный: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности. (указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение.

наглядно – практический: игровые действия, внезапное появление объектов. выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

 

Приёмы:

практические: изготовление альбомов; дидактических игр;

наглядные: рассматривание альбомов, книг и иллюстраций о геометрических фигурах, целевая прогулка рассматривание слайд-презентаций;

словесные: беседы-диалоги, стихов, чтение художественной литературы;

здоровьесберегающие: динамические паузы, гимнастика для глаз, подвижные игры.

Новизна заключается в использовании метода проекта в рамках реализации образовательной области «Познание» с целью изучения и закрепления детьми 4-5 лет  геометрических форм через создание наглядных образов.

План проектной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

для детей  средней группы

МБДОУ Д/С « Теремок».

Тема: « В стране геометрических фигур»

Социально – коммуникативное развитие

  • Итоговая выставка творческих работ воспитанников в раздевальной комнате.
  • Создание семьями воспитанников аппликации из геометрических фигур.

Познавательное развитие

Дидактические игры:  «Большие и маленькие», «Найди лишнюю фигуру», «Чудесный мешочек», «Построим фигуру», «Четвёртый лишний», «На что похоже»; «Магнитная мозаика», « Что бывает такой формы», лото «Цвета и фигуры», выкладывание геометрических фигур из палочек.

Настольно-печатные игры: «Геометрическое лото»; «Подбери по цвету и форме», «Цвета и форма»;

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек», «Детский сад».

Речевое развитие

Отгадывание загадок по теме, заучивание стихов о геометрических фигурах, чтение художественной литературы:

Художественно – эстетическое развитие

  • Раскрашивание готовой формы; Дид.игра «Обведи по контуру»;
  • Аппликации из геометрических фигур: «Дом», «Машина», «Паровозик», «Божьи коровки», « «Лошадка», «Ракета».
  • Коллективная работа. Аппликация: » Салют Победы».
  • Рисование палочками на песке по образцу.

Физическое развитие

  • Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток, гимнастики для глаз.
  • Подвижные игры: «Найди свой домик», «Попади в корзину», «Кто быстрее», « Цветные автомобили».

Результативность проекта: 

  • В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, в разных видах продуктивной  и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.
  • У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.

Были получены системные знания о геометрических фигурах.

  • Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные  и дидактические игры.
  • Результаты проекта показали повышение уровня знаний детей о названиях геометрических фигур, форме, цвете. Закрепили количественный и порядковый счет, цифры( в пределах 5).Вести диалог со взрослыми и сверстниками; адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.

  • В течение  осуществления проекта был подобран методический материал, пособия;
  •  подобран   дидактический  материал для рассматривания с детьми- тематические альбомы «Такие разные фигуры»;
  • изготовлен игровой материал:  дидактические   игры  «Пятый лишний», «Собери фигуру (разрезные картинки)» ; «Подбери пару», «Собери бусы», «Найди предмет такой же формы», «Чудесный мешочек», «Найди лишнюю фигуру», «На что похоже», «Геометрическая мозаика», «Магнитная мозаика», «Сложи узор», «Обведи по точкам», «Геометрические пазлы» и др.
  • в детском саду  проведены выставка семейного творчества «Забавные фигуры».
  • проведены беседы и занятие, которые вызывают интерес у детей  и родителей.
  • проведено игровое развлечение «Путешествие в сказку».
  • проведена целевая прогулка вокруг детского сада «На что похожи».

Конспект НОД

Тема: « Волшебный паровозик».

Цель:

           1.  Упражнять в счете звуков в пределах 5.

         2.  Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

         3.   Продолжать учить сравнивать  три предмета по длине, обозначать  результаты сравнения словами: длинный, короткий, самый короткий.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал: (веревки разного цвета и разной длины),номера вагончиков геометрические фигуры( круг, треугольник, прямоугольник) , для паровоза крупный строитель( кубик, кирпичик, колеса).

Раздаточный материал: на всех детей геометрические фигуры( квадрат, круг, треугольник,

прямоугольник).

Ход НОД:

1часть. Организационный момент:

 Игра « Подари улыбку».

Улыбнусь правой ручке.

Улыбнусь левой ручке.

Улыбнусь правому ушке.

Улыбнусь левому ушке.

Улыбнусь  правому дружку.

 Улыбнусь левому дружку.

Солнце улыбнусь.

 С друзьями обнимусь.

Игровая ситуация: « Волшебный паровозик».

Сейчас мы с вами поедем  путешествие на волшебном паровозике. Для этого нужно купить билеты с геометрическими фигурами. А вагоны  не с номерами, а тоже с фигурами.

(дети приобретают билеты)

Дети называют геометрические фигуры и садятся на свои места.( при этом называют цвета). Воспитатель спрашивает.

- У кого треугольник?  Какого цвета треугольник?

-  Максим,  какая фигура? – У меня  круг.

 - У Любы, какая фигура? – У меня прямоугольник. и .т.

2 часть.

Воспитатель  предлагает детям посмотреть на веревки.

Скажите, пожалуйста, веревки разные или одинаковые? (да)

-  Чем отличаются веревки?  (разной длины).

- Какого цвета?       (разного цвета).

 Вместе воспитатель вызванные дети располагают веревки от самой длинной до самой короткой друг за другом на одном уровне слева. Дети называют длину веревок.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и меняет веревки местами. Дети открывают глаза и располагают веревки в порядке возрастания: от самой короткой до самой длинной.

3часть. Работа в рабочей тетради

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинку « Аквариум».

 Задает вопросы: « Сколько всего рыбок плавает в аквариуме»? Чем отличаются рыбки? Сколько рыбок плавает направо? Сколько рыбок плавает налево?

Задание: Красным карандашом закрасить хвосты  рыбкам, плавающим налево, синим карандашом рыбкам, плавающим направо.

Подвижная игра: « Найди свой гараж».( по сигналу воспитателя дети начинают двигаться по группе, изображая водителей, по второму сигналу они ставят машины в гаражи  в соответствии с их номерами – геометрические фигуры)

Дидактические игры по математике.

  1. Д. и. «Что бывает такой формы».

Цель: учить различать фигуры, развивать память, мышление.

Ход игры: Яблоко, какое – круглое. Окно, какое – квадратное. Что бывает круглым, квадратным и т.д.

  1. Д. и. « Счетные палочки».

Цель: Упражнять детей выкладывании геометрических фигур из счетных палочек. Развивать фантазию, творчество.

  1. Д. и. « Подбери подходящее».

Цель: развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и подбирать фигуру по общим признакам.

Материал: карточки с изображением разнообразных геометрических фигур.

Ход игры: Перед ребёнком выкладываются три карточки с изображёнными на них геометрическими фигурами, находящимися в какой – либо зависимости. Задача ребёнка – подобрать четвёртую карточку с подходящей геометрической фигурой.

  1. Игры с конструктором.- « Машина»и « Самолет».

Цель: Развивать конструкторские способности, использовать геометрические фигуры. Правильно назвать цвета.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок»

629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,

тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, ovgort-popova@mail.ru

Консультация для родителей

«Развитие математических способностей у  детей с 4 – 5 лет».

                                                                                                                              Куртямова А. М.

Математика- эта такая сложная наука для многих взрослых, может совсем легко даваться многим пятилетним малышам. Расположение предметов: внизу справа, спереди… для детей не проблема. Они легко с этим справляются.

Да и геометрические фигуры, такие как квадрат, прямоугольник круг и другие ребенок распознает хорошо. По форме, по цвету, по величине, распределяя их при этом на равные и не равные части.

Кроме того может улавливать даже незначительные различия между предметами. Например, эта полоса длинная, а эта чуть длиннее, эта широкая, а эта чуть шире.

Если на столе поставить три одинаковых предмета, разной высоты, ребенок сможет расположить их «по росту», начиная с самого низкого или самого высокого.

Считает от 0 до 10 и соотносит цифру и количество игрушек или предметов. Многие дети берут в руку карандаш или фломастер и начинают учиться писать цифры.

Прекрасно складывает пазлы или разрезанные картинки, состоящие из 3 или 4 частей. Складывает по образцу многосоставные постройки из конструктора, конусов, кубиков, пирамидок. Конструирует из лего и хорошо складывает разные фигурки из мозаики.

Называет одним обобщающим словом некую группу предметов. Например, волк, лиса заяц – дикие животные, свинья, корова – домашние, понедельник , среда – дни недели, осень весна – времена года. Среди нескольких предметов одной группы находить один лишний или пару к выделенному.

У ребят развивается логическое мышление, они могут уже ответить на сложные вопросы. Например, Можно ли летом кататься на лыжах и снегоходах? Зачем зимой включают обогревательные приборы? Почему летом нужно надевать панамку? …

В этом возрасте малыши различают овощи, которые мама принесла с рынка или вырастила на огороде. Знают, когда они зеленые, а когда созрели и их можно употреблять в пищу.

Знают названия насекомых, могут немного рассказать о них, как передвигаются: прыгают, ползают, или летают.

 Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры. Надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

    Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

   Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка.

   Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хотим напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра-дело добровольное! Пожертвуйте ребенку немного своего времени, и не обязательно свободного; по дороге в детский сад или домой; на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программе по ФЭМП, для детских садов, выделены основные темы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для  старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.    Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Это можно сделать без счета, путем парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

    По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще - тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный - короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий - низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще -тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины). Различной длины и толщины (палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки...) Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

     Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

    Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

 Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки  нет, и где она стояла. Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени.

 Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди, сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась,

     В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

    Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

В процессе работы над проектом у детей сформировались знания  об основных признаках геометрических фигур (количество сторон, углов), умение узнавать фигуры по внешнему виду и на ощупь; называть сходства и различия у квадрата и прямоугольника, круга и овала, научились классифицировать фигуры по признакам – цвет, форма. Величина, составлять картинки из фигур по образцу и по замыслу, моделировать фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Старшая группа. Тема: «Поможем Королеве цветов».

Закрепление цифры 7, дней недели, цвета спектра; закрепление названий геометрических фигур....

Конспект занятия по формированию элементарного математического представления Средняя группа Тема: «Птичий двор. Цифра 5»

Цель: Познакомить с цифрой и числом 5.Задачи: 1. Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?»;2. Упражнять в нахождении геометрических фигур в формах п...

Конспект открытого занятия по ОО «Формирование элементарных математических представлений» (средняя группа) Тема: «Путешествие в сказку»

Программное содержание:Цель:Развивать логическое мышление, через устное народное творчество. Воспитывать образное восприятие, самовыражения.Познавательное развитие:1. Закреплять навыки количественного...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (средняя группа). Тема: «Путешествие в страну Математики»

Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.Задачи: упражнять в прямом и обратном счёте до 10; совершенствовать умение находить место чис...

Формирование Элементарных Математических Представлений , средняя группа. Тема "Полетаем на ракете!"

Развивать математическое мышление, внимание, ориентировку в пространстве. Учить сравнивать фигуры по форме, размеру, цвету. Воспитывать умение детей работатьв группе. Интеграция образовательных област...