Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по математике
План по самообразованию "Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_matematicheskih_predstavleniy.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 172 компенсирующего вида»
Авиастроительного района г. Казани
План самообразования
воспитателя
Гущиной Елены Николаевны
2021-2026 гг.
Личная карточка
Ф.И.О воспитателя: Гущина Елена Николаевна
Дата рождения: 21.05.1980 г.
Образование (когда и какое учебное заведение закончил): Высшее профессиональное образование. Казанский государственный энергетический университет, по специальности «Электрические и электронные аппараты», квалификация «Инженер», Диплом № ДВС 1248150, выдан 25 февраля 2003 года.
Место работы: МБДОУ «Детский сад №172 г. Казань»
Занимаемая должность: воспитатель
Дата назначения на должность: 30.09.2015г.
Общий трудовой стаж: 17 лет
Педагогический стаж: 5 лет
Курсы повышения квалификации: в ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях», в объеме 72 часов.
Курсы переподготовки: Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 520 часов,
по направлению «Педагогика и методика дошкольного образования», Диплом КФУ ДПП 004193. Регистрационный номер ДП-20-001622/2015, выдан «08» мая 2015 года.
Тема работы по самообразованию
«Развитие математических представлений в дошкольном возрасте».
Цель: Создание условий, для усвоения дошкольниками математических представлений, объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.
Задачи:
1.развивать интерес к математике у детей дошкольного возраста;
2.развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развернутые игры;
3.формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности;
4.способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления)
Участники:
- Дети
- Родители
- Педагоги
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
- продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Актуальность:
Предмет математики настолько серьезен,
что надо не упускать случая,
сделать его занимательным
Б. Паскаль
В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т.к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.
В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция.
Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения, начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.
Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Я уверена, что знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Недаром народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми. Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.
Предполагаемый результат:
1. Расширение знаний детей о занимательном математическом материале.
2. Умение анализировать работу.
3. Активизация познавательной деятельности воспитанников, посредством вовлечения их в самостоятельные поиски решения тематических задач.
4. Формирование положительного отношения к труду.
5. Повышение уровня самообразования посредством изучения литературы, информационных интернет ресурсов и опыта коллег.
6. Активизация родителей в совместную творческую деятельность.
7.Развитие творчества, инициативы, самостоятельности в процессе продуктивных видов деятельности.
8.Формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.
Форма отчета по проделанной работе: Презентация о проделанной работе и фотоотчёт, открытые мероприятия совместно с родителями.
Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)
год | этапы | Содержание работы | Результат / форма отчетности | Срок выполнения |
2021-2022 уч. год | 1.Информационно подготовительный этап (вводно-ознакомительный). | - Изучение научно-методической и учебно- методической литературы. - Изучение периодической печати (подбор статей из журналов и газет) -Разработка перспективного плана на 2021-2022 учебный год. - Знакомство с работами других специалистов (просмотр сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов). -Проведение мероприятий по плану. -Изготовление демонстрационного материала; Изготовление дидактических игр -Разработка конспектов ОД по теме самообразования. | Картотека методической литературы Перспективный план на 2021-2022 учебный год. Сообщение на ПС или МС. Выступления на метод.часах, на родительских собраниях. «Цифры в картинках» Дидактические игры. «Составь узор», «Геометрическое лото»; Оформление конспектов ОД. | Сентябрь Октябрь Ноябрь-апрель |
Практический этап Итоговый этап. | - Составление дидактических игр. -Разработка конспектов ОД. «Путешествие по зимнему лесу» Оформление консультация для педагогов. -Разработка рекомендации, памятки для педагогов и родителей. -Разработка опросники для диагностирования детей. -Мастер- классы. «Математический каламбур» Из опыта работы -Открытые просмотры НОД по теме самообразовании. -Ознакомление с нетрадиционными формами. | Выставка игр. «Математические пазлы», «Собери целое», «Какой цифры не стало». Открытый показ на пед.вторнике Выступление на ПС «Развивающие игры для детей по методике Никитиных» «Математика - это интересно» Информационный лист– папка- передвижка. Диагностический материал Выступления на ММО - Участие в конференциях, семинарах. На родительском собрании.«Математический каламбур» Открытый показ ОД Самопризентация Участие на утренниках, развлечениях ДОУ.Нетрадиционными формами работы в освоении знаний по математике - театрализованные занятия -математические КВНы | Декабрь Февраль Март- апрель Декабрь Январь По плану УО Апрель По плану УО Февраль | |
год | Этапы | Содержание работы | Результат/форма отчетности | Срок выполнения |
2022-2023 уч. год. | 1.Информационно подготовительный этап (вводно-ознакомительный). 2. Практический этап 3. Итоговый этап. | - Подбор материала для разработки плана по самообразованию на новый учебный год. -Разработка перспективного плана на 2022-2023 учебный год - Изучение интернет ресурсов в поисках дополнительной информации для работы на следующих сайтах: «инфо-урок», «Maaam.ru», -посещение библиотек -Разработка картотек развивающих игр по ФЭМП - оформление наглядно-иллюстративного материала - Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей. -Оформление информационного листа. -Оформление выставки совместного творчества детей и родителей -Мастер-класс «Изготовление развивающих игр и дидактических пособий по ФЭМП для детей своими руками» -Родительское собрание на тему: «Дидактические игры по математике» -Презентация проекта. | Пополнение картотеки методической литературы. Перспективный план на 2022-2023 учебный год. Создание мини сайта Пополнение картотеки методической литературы. Методическая папка «Дерево» Дополнение методической папки материалов. Сообщение на тему: «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста». Информационный лист-ширма-передвижка «Зачем детям математика» Выставка рисунков «величина» Пополнение ППРС. Развивающие игры и дидактические пособий по ФЭМП для детей своими руками» Выставка творческих работ «Веселые формы» (поделки из геометрических форм). Выступление на итоговом педсовете | Сентябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Апрель Май |
год | Этап | Содержание работы | Результат/форма отчетности | Срок выполнения. |
2023-2024 уч. год | 1.Информационно подготовительный этап (вводно-ознакомительный). 2. Практический этап 3. Итоговый этап. | -Изучение дополнительной литературы по теме самообразования - Составление перспективного плана мероприятий проекта на 2023-2024 год. -Обмен опытом с другими педагогами. -Сбор материала для оздания книжки математических сказок «В стране «Математике» в пластилиновом районе» -Разработка конспектов НОД по теме сообразования. - Разработка в придумывании сказок про геометрические фигуры - Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка - Проведение консультации для родителей - Разработка доклада и презентации по теме «Роль развивающей предметно-пространственной среды в формирование элементарных математических представлений у дошкольников» -Разработка открытого занятия. - Отчёт по теме самообразования -Показ открытого занятия по ОД | Пополнение картотеки методической литературы. Перспективный план на учебный год. Выступление на метод.объед. Сборник сказок. Распространение опыта (всероссийский сайт педагогов ИСКРА) «Знакомство детей с единицей измерения времени» Неделя» через дидактические игры. Выступление на пед.вторнике (презентация) Мастер- класс для родителей Папка- передвижка для родителей на тему: «Веселая математика дома» Выступление на педсовете. Обсуждение на пед.вторнике «В гости к зайке» Выступление на итоговом педсовете На родительском собрании ( показ видио-урока) «Путешествие с Незнайкой» | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Январь Март Апрель Май Март Май Апрель |
год | этап | Содержание работы | Результат/форма отчетности | Срок выполнения |
204-2025 учеб. год. | 1.Информационно подготовительный этап (вводно-ознакомительный). 2. Практический Этап 3. Итоговый этап. | - Подбор литературы по теме: «Развитие математических способностей, через инновационные технологии» -Изучение журналов в методическом кабинете. -знакомство с работами других педагогов (обмен опыта) Оформление методической папки. - Разработка перспективного плана на учебный год. - Сбор материала для создания математического кубика -Разработка памятки, буклета для родителей. - Реализация проекта «Веселый счет» -проведение мероприятий по плану -Открытые просмотры НОД по теме самообразовании. -Участие в муниципальных конкурсах - оформление выставки совместного творчества детей и родителей. | Картотека методической литературы. Методическая папка Перспективный план на 2024- 2025 уч.год Математический кубик «Назови похожий предмет» «Кто знает, пусть дальше считает» Ориентировка в пространстве Сообщение на родительском собрании. Совместная ирга с родителями «Играем, вмести с детьми» Совместное развлечение с родителями «Веселый счет» Выступление на собраниях Выставка работ. «Математический сундучок» | Сентябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль-апрель Март В течении года. Май |
год | этап | Содержание работы | Результат/форма отчетности | Срок выполнения |
2025-2026 уч. год | 1.Информационно подготовительный этап (вводно-ознакомительный). 2. Практический Этап 3. Итоговый этап. | -Подбор литературы по теме самообразования. -Работа с личной библиотекой, интернетом. -Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП. -Обмен опытом по проблеме. -Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. -разработка игровые математические знания с театрализацией: «Математика в сказках». «Стоит в поле теремок» «Колобок ищет друзей» -разработать опросник для диагностирования детей -разработка конспекта «Весёлая математика» -создание атрибутов для занятия -разработка консультации по теме. -Анализ работы по теме самообразования. -оформление выставки | Пополнение картотеки. Выступление на метод.объед. Перспективный план на 2025-2026 уч.год Выступление на общем родительском собрании. Пополнение методической папки. Проведение развлечения «Весёлая математика»
Показ на пед. совете. Выступление на пед. вторнике на тему: «Развитие интереса к математике у детей дошкольного возраста» Выступление на родительском собрании Выставка работ в группе. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Сентябрь-октябрь В течение учебного года Январь Февраль Март Апрель. Май Апрель. |
Вывод:
как уже отмечалось, проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний.
Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Уровнем сформированности интеллектуальных способностей в дошкольном и школьном возрасте в дальнейшем во многом определяется возможность человека ориентироваться стремительно потоке информации и самостоятельно решать встающие перед ним задачи.
На успешность обучения дошкольников влияет содержание познавательного материала, а также такая форма, которая способна вызывать заинтересованность детей. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны, эмоциональны; у них развивается желание заниматься, положительное отношение к учению.
Список литературы:
1.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с.
2. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
3. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
4. «Играем в числа» - серия пособий
5. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
6. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
7. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
8. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М. : Просвещение, 1990.
9. Белоусова Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб. : Детство-пресс, 2004.
10. Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб. : Детство-пресс, 2006.
11.интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста. Тема: «Геометрические фигуры. Обобщение.»
Материал занятия поможет закрепить и обобщить знания детей о свойствах геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника....
Конспект занятия по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста (2 младшая группа)...
Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....
Перспективный план по самообразованию на период с 2014 по 2019 учебный год. Тема: «Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей дошкольного возраста».
Шигабутдинова Татьяна Николаевна. Специальность - в...
МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ПМК «МОЗАИЧНЫЙ ПАРК» ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Мастер-класс для педагогов...
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на основе дидактического панно "Погода" НОД - "Соотношение двух групп предметов по количеству".
Обучение по данному дидактическому панно носит наглядно-действенный характер и преподносится детям в игровой форме, что способствует лучшему усваиванию учебного материала. Данное панно создано для обо...
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста
Интерес к математике необходими формировать в дошкольном возрасте,чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным явлением окружающего мира....