Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по математике

Гущина Елена Николаевна

План по самообразованию "Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_matematicheskih_predstavleniy.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 172 компенсирующего вида»

Авиастроительного района г. Казани

План самообразования

воспитателя

Гущиной Елены Николаевны

2021-2026 гг.

 

          Личная карточка

Ф.И.О воспитателя: Гущина Елена Николаевна

Дата рождения: 21.05.1980 г.

Образование (когда и какое учебное заведение закончил): Высшее профессиональное образование.  Казанский государственный энергетический университет, по специальности «Электрические и электронные аппараты», квалификация «Инженер», Диплом № ДВС 1248150, выдан 25 февраля 2003 года.

Место работы: МБДОУ «Детский сад №172 г. Казань»

Занимаемая должность: воспитатель

Дата назначения на должность: 30.09.2015г.

Общий трудовой стаж: 17 лет

Педагогический стаж: 5 лет

 Курсы повышения квалификации: в ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях», в объеме 72 часов.

Курсы переподготовки: Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки  работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 520 часов,

по направлению «Педагогика и методика дошкольного образования», Диплом КФУ ДПП 004193. Регистрационный номер ДП-20-001622/2015, выдан «08» мая 2015 года.

Тема работы по самообразованию

«Развитие математических представлений в дошкольном возрасте».

Цель: Создание условий, для усвоения дошкольниками математических представлений, объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.

Задачи:      

1.развивать интерес к математике у детей дошкольного возраста;

2.развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развернутые игры;

3.формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности;

4.способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления)

Участники:

  • Дети
  • Родители
  • Педагоги

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Актуальность:

Предмет математики настолько серьезен,

 что надо не упускать случая,

 сделать его занимательным

 Б. Паскаль

В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т.к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.

В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция.

Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения, начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Я уверена, что знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Недаром народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.  Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

Предполагаемый результат:

1. Расширение знаний детей о занимательном математическом материале.

2. Умение анализировать работу.

3. Активизация познавательной деятельности воспитанников, посредством вовлечения их в самостоятельные поиски решения тематических задач. 

4. Формирование положительного отношения к труду.

5. Повышение уровня самообразования посредством изучения литературы, информационных интернет ресурсов и опыта коллег.

6. Активизация родителей в совместную творческую деятельность.

7.Развитие творчества, инициативы, самостоятельности в процессе продуктивных видов деятельности.

8.Формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.

Форма отчета по проделанной работе: Презентация о проделанной работе и фотоотчёт, открытые мероприятия совместно с родителями.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная) 

год

этапы

Содержание работы

Результат / форма отчетности

Срок выполнения

2021-2022 уч. год

1.Информационно подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

- Изучение научно-методической и  учебно- методической литературы.

- Изучение периодической печати (подбор статей из журналов и газет)

-Разработка перспективного плана на 2021-2022 учебный год.

- Знакомство с работами других специалистов (просмотр сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов).

-Проведение мероприятий по плану.

-Изготовление демонстрационного материала;

Изготовление дидактических игр

-Разработка конспектов ОД по теме самообразования.

Картотека методической литературы

Перспективный план на 2021-2022 учебный год.

Сообщение на ПС или МС.

Выступления на метод.часах, на родительских собраниях.

«Цифры в картинках»

Дидактические игры. «Составь узор», «Геометрическое лото»;

Оформление конспектов ОД.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь-апрель

Практический этап

Итоговый этап.

- Составление дидактических игр.

-Разработка конспектов ОД.

«Путешествие по зимнему лесу»

Оформление консультация для педагогов.

-Разработка рекомендации, памятки для педагогов и родителей.

-Разработка опросники для диагностирования детей.

-Мастер- классы.

«Математический каламбур»

Из опыта работы

-Открытые просмотры

НОД по теме самообразовании.

-Ознакомление  с нетрадиционными формами.

Выставка игр.

«Математические пазлы», «Собери целое»,

«Какой цифры не стало».

Открытый показ на пед.вторнике

Выступление на ПС «Развивающие игры для детей  по методике Никитиных»

«Математика - это интересно»

Информационный лист– папка- передвижка.

Диагностический материал

Выступления на ММО

- Участие в конференциях, семинарах.

На родительском собрании.«Математический каламбур»

Открытый показ ОД

Самопризентация

Участие на утренниках, развлечениях ДОУ.Нетрадиционными формами работы в освоении знаний по математике

- театрализованные занятия

-математические КВНы

Декабрь

Февраль

Март- апрель

Декабрь

Январь

По плану УО

Апрель

По плану УО

Февраль

год

Этапы

Содержание работы

Результат/форма отчетности

Срок выполнения

2022-2023 уч. год.

1.Информационно подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

2. Практический этап

3. Итоговый этап.

- Подбор материала для разработки плана по самообразованию на новый учебный год.

-Разработка перспективного плана на 2022-2023 учебный год

- Изучение интернет ресурсов в поисках дополнительной информации для работы  на следующих сайтах: «инфо-урок», «Maaam.ru»,

-посещение библиотек

-Разработка картотек развивающих игр по ФЭМП

- оформление наглядно-иллюстративного материала

- Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей.

-Оформление информационного  листа.

-Оформление выставки совместного творчества детей и родителей

-Мастер-класс «Изготовление развивающих игр и дидактических пособий по ФЭМП для детей своими руками»

-Родительское собрание на тему: «Дидактические игры по математике»

-Презентация проекта.

Пополнение картотеки методической литературы.

Перспективный план на 2022-2023 учебный год.

Создание мини сайта

Пополнение картотеки методической литературы.

Методическая папка «Дерево» Дополнение методической папки материалов.

Сообщение  на тему: «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Информационный  лист-ширма-передвижка «Зачем детям математика»

Выставка рисунков «величина»

Пополнение ППРС. Развивающие игры и дидактические пособий по ФЭМП для детей своими руками»

Выставка творческих работ «Веселые формы» (поделки из геометрических форм).

Выступление на итоговом педсовете

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Апрель

Май

год

Этап

Содержание работы

Результат/форма отчетности

Срок выполнения.

2023-2024 уч. год

1.Информационно подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

2. Практический этап

3. Итоговый этап.

-Изучение дополнительной литературы по теме самообразования

- Составление перспективного плана мероприятий проекта на 2023-2024 год.

-Обмен опытом с другими педагогами.

-Сбор материала для оздания книжки математических сказок «В стране «Математике» в пластилиновом районе»

-Разработка конспектов НОД по теме сообразования.

- Разработка в придумывании сказок  про геометрические фигуры

- Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка

- Проведение  консультации для родителей

- Разработка доклада  и презентации по теме «Роль развивающей предметно-пространственной среды в формирование элементарных математических представлений у дошкольников»

-Разработка открытого занятия.

- Отчёт по теме самообразования

-Показ открытого занятия по ОД

Пополнение картотеки методической литературы.

Перспективный план на учебный год.

Выступление

на метод.объед.

Сборник сказок.

Распространение опыта (всероссийский сайт педагогов ИСКРА)

«Знакомство детей с единицей измерения времени» Неделя» через дидактические игры.

Выступление на  пед.вторнике (презентация)

Мастер- класс для родителей

Папка- передвижка для родителей на тему: «Веселая математика дома»

Выступление на педсовете.

Обсуждение на пед.вторнике «В гости к зайке»

Выступление на итоговом педсовете

На родительском собрании ( показ видио-урока) «Путешествие с Незнайкой»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Январь

Март

Апрель

Май

Март

Май

Апрель

год

этап

Содержание работы

Результат/форма отчетности

Срок выполнения

204-2025 учеб. год.

1.Информационно подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

2. Практический

Этап

3. Итоговый этап.

- Подбор литературы по теме: «Развитие математических способностей, через инновационные технологии»

-Изучение журналов в методическом кабинете.

-знакомство с работами других педагогов (обмен опыта) Оформление методической папки.

- Разработка перспективного плана на учебный год.

- Сбор материала для создания математического кубика

-Разработка памятки, буклета для родителей.

- Реализация проекта «Веселый счет»

-проведение мероприятий по плану

-Открытые просмотры

НОД по теме самообразовании.

-Участие в муниципальных  конкурсах

- оформление выставки совместного творчества детей и родителей.

Картотека методической литературы.

Методическая папка

Перспективный план на 2024- 2025 уч.год

Математический кубик «Назови похожий предмет» «Кто знает, пусть дальше считает» Ориентировка в пространстве

Сообщение на родительском собрании.

Совместная ирга с родителями «Играем, вмести с детьми»

Совместное развлечение с родителями «Веселый счет»

Выступление на собраниях

Выставка работ. «Математический сундучок»

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль-апрель

Март

В течении года.

Май

год

этап

Содержание работы

Результат/форма отчетности

Срок выполнения

2025-2026 уч. год

1.Информационно подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

2. Практический

Этап

3. Итоговый этап.

-Подбор литературы по теме самообразования.

-Работа с личной библиотекой, интернетом.

-Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП.

-Обмен опытом по проблеме.

-Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

-разработка игровые математические знания с театрализацией:

 «Математика в сказках». «Стоит в поле теремок» «Колобок ищет друзей»

-разработать опросник для диагностирования детей

-разработка конспекта  «Весёлая математика»  

-создание  атрибутов для занятия

-разработка консультации по теме.

-Анализ работы по теме самообразования. 

-оформление выставки

Пополнение картотеки.

Выступление на метод.объед.

Перспективный план на 2025-2026 уч.год

Выступление на общем родительском собрании.

Пополнение  методической папки.

Проведение развлечения «Весёлая математика»  

 

Показ на пед. совете.

Выступление на пед. вторнике на тему: «Развитие интереса к математике у детей дошкольного возраста» 

Выступление на родительском собрании

Выставка работ в группе.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Сентябрь-октябрь

В течение учебного года

Январь

Февраль

Март

Апрель.

Май

Апрель.

Вывод:

как уже отмечалось, проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний.

Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Уровнем сформированности интеллектуальных способностей в дошкольном и школьном возрасте в дальнейшем во многом определяется возможность человека ориентироваться стремительно потоке информации и самостоятельно решать встающие перед ним задачи.

На успешность обучения дошкольников влияет содержание познавательного материала, а также такая форма, которая способна вызывать заинтересованность детей. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны, эмоциональны; у них развивается желание заниматься, положительное отношение к учению.

Список литературы:

1.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с.

2. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

3. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

4. «Играем в числа» - серия пособий

5. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

6. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

7. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

8. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М. : Просвещение, 1990.

9. Белоусова Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб. : Детство-пресс, 2004.

10. Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб. : Детство-пресс, 2006.

11.интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста. Тема: «Геометрические фигуры. Обобщение.»

Материал занятия поможет закрепить и обобщить знания детей о свойствах геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника....

Конспект занятия по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста (2 младшая группа)...

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы  по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на основе дидактического панно "Погода" НОД - "Соотношение двух групп предметов по количеству".

Обучение по данному дидактическому панно носит наглядно-действенный характер и преподносится детям в игровой форме, что способствует лучшему усваиванию учебного материала. Данное панно создано для обо...

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста

Интерес к математике необходими формировать в дошкольном возрасте,чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным явлением окружающего мира....