Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в обучении и воспитании детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
Большую роль в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями играют дидактические игры. В жизни ребенка она занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский
Большую роль в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями играют дидактические игры. В жизни ребенка она занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность в обучении избежать монотонности и скуки.
В связи с особенностями развития дети с ограниченными возможностями здоровья в еще большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого, и дидактическая игра является одной из основных форм обучения, способом познания окружающего мира таких детей.
Использование дидактических игр делает обучение более интересным. Дидактическая игра широко охватывает всю личность ребёнка: умственно – эмоциональную, двигательную, волевую сферу, способствует всестороннему развитию детей. Использование дидактических игр способствует развитию ощущений и восприятий, внимание, памяти, наблюдательности, помогают развитию чёткой и выразительной речи. Дидактическая игра носит познавательный характер. При решении разнообразных задач у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение и т.д.
В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра является и средством всестороннего воспитания личности ребенка. С помощью игры успешно развиваются, корректируются, улучшаются, развиваются личностные качества ребенка-ответственность, активность, творчество, самостоятельность, физические и творческие способности.
Дидактические игры и занимательные упражнения построены на совокупности приёмов для повышения эффективности учебного процесса. Приёмы зрительной, слуховой, двигательный, наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности. Дидактические игры и занимательные упражнения способствует формированию одного из простейших качеств человеческого ума – его подвижность, гибкость. Значительная часть игр позволяет ребёнку сделать то или иное обобщение, осознать правила, повторить полученные знания в единстве, системе, новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного на занятиях материала. Хорошо руководит дидактической игрой тот воспитатель, который не только освоил специфику игры, но и сам умеет играть, испытывая при этом удовольствие. Для проведения дидактических игр и занимательных упражнений нужны различные материалы и пособия. Словесные дидактические игры не требуют никаких наглядных материалов.
Дидактические игры делятся:
а) с игрушками и предметами;
б) настольно-печатные;
в) словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе, а это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Игра, как сложное и интересное явление, привлекает внимание всех воспитанников. Игра – это самовыражение ребенка, способ его совершенствования. Игра повышает интерес воспитанников к учебным занятиям, стимулирует познавательную активность. В процессе игры активно работают его воображение, память, мышление, усиливаются его эмоции.
Таким образом, игра выступает как важное средство обучения, воспитания и разностороннего развития детей с ОВЗ.
Подготовила:
воспитатель
Грызлова С.А.
МБДОО №2 «Ромашка» ст.Гиагинской
Список используемой литературы:
1.Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия».
2.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.Под редакцией Шапковой.
3. http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konsultatsii-dlya-vospitateley/news5872.html
4. http://vospitateljam.ru/rol-didakticheskoj-igry-v-razvitii-doshkolnikov/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Дидактические игры по обучению игре в шахматы»
Уважаемые родители, эти несложные игры, вы можете использовать при обучении своего ребенка игре в шахматы....
Консультация на тему: "Дидактическая игра как средство обучения дошкольников"
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...
Консультация для родителей "Дидактические игры при обучении игре в шахматы"
Уважаемые родители, эти несложные игры, вы можете использовать при обучении своего ребенка игре в шахматы."'Куча мала". Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте как...
Консультация для воспитателей «Дидактические игры по обучению грамоте дошкольников»
Цель: учить основам звукового анализа, развивать фонематический слух. Методика проведения. На определенный звук ребенок называет слова, которые знает. Можно посоревноваться, кто больше назов...
Консультация для родителей " Дидактические игры в обучении детей основам математики"
Статья знакомит родителей с видами дидактических игр,задачами, которые решаются в ходе той или иной игры....
Консультация для родителей "Дидактические игры при обучении игре в шахматы"
Дидатические игры для обучения игры в шахматы...