мастер - класс "Формирование познавательной активности у детей с ОНР посредством технологии моделирования"
методическая разработка на тему

Шнайдер Вера Алексеевна

 

В конспекте мастер - класса рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_po_modelirovaniyu.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 65 – Центр развития ребенка»

Мастер – класс

Тема. Формирование познавательной активности    

у детей с общим недоразвитием речи

посредством технологии моделирования.

Разработала:

Воспитатель

Шнайдер В.А.

г. Бийск

 Тема:  Формирование познавательной активности    

у детей с общим недоразвитием речи

посредством технологии моделирования.

 

Познавательная активность – это стремление получить знания о явлениях окружающего мира, в том числе экологического характера. Познавательная активность – это познавательная потребность ребенка и побуждаемая его познавательная деятельность. Каждому ребенку присуща познавательная активность, но ее мера и направленность у детей неодинакова. Охарактеризовать познавательную активность ребенка, значит определить уровень его развития.

Изучение и анализ литературы показали, что проблемы  развития  познавательной активности    у детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи актуальна на современном этапе, привлекает внимание многих педагогов и психологов (Венгер Л.А., Годовикова Д.Б., Лисина М.И., Матюшкин А.М., Пороцкая Е.).

  Актуальность.    

        Для успешного овладения предпосылками  учебной деятельности на этапе завершения   дошкольного образования от воспитанников дошкольных учреждений  требуется значительная познавательная активность.  

       В современном  дошкольном   образовании, в связи с внедрением в  процесс   воспитания и образования,  ФГОС, одним из целевых ориентиров образования на этапе завершения детского сада,  является: обладание начальными знаниями о себе, о природном мире,   проявление любознательности,   интереса к причинно-следственным связям, к самостоятельному придумыванию объяснения явлений природы, склонности к наблюдению, экспериментированию.

       Но именно у детей с общим недоразвитием речи имеются  нарушения в самоорганизации и в  структуре деятельности,   обусловленные несформированностью устойчивого интереса и недостатками мотивации, которые являются  одними из компонентов познавательной активности. Однако исследовательская и предметная деятельность в уголке природы группы и на участке детского сада, свойственная ребенку, закрепляет и развивает активное познавательное отношение к   природному миру.

          Как известно, в дошкольном возрасте, основные средства образных форм сознания - это сенсорные эталоны, символы, знаки (наглядные модели, схемы, планы).  Это и вызывает необходимость моделирования в процессе познания объектов  природы. Моделирование рассматривается  как совместная деятельность воспитателя и детей по разрабатыванию моделей и обеспечивающая успешное усвоение представлениями об особенностях объектов природы.

          Таким образом, моделирование в процессе познания объектов природы у дошкольников с общим недоразвитием речи, способствует развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию.

Актуальность проблемы позволила сформировать цель работы.

Цель. Создание условий для формирования познавательной активности   у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования.

Объект. Познавательная активность детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет. Процесс формирования познавательной активности  у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования.

          Гипотеза заключается в предположении о том, что  формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективным, если использовать технологию моделирования.

Задачи: 

1. Теоритически обосновать проблему развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2.Выявить уровень познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3.Разработать систему работы по развитию познавательной активности  у детей среднего дошкольного  возраста с общим недоразвитием речи, посредством технологии моделирования.

4.Выявить эффективность разработанной системы работы по развитию познавательной активности   у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством  технологии моделирования.

В соответствии с выдвинутыми целью, задачами, гипотезой   опыт работы включал в себя три этапа исследования: констатирующий, формирующий   и контрольный.

Для решения поставленных задач на констатирующем этапе были использованы следующие методы исследования: наблюдения (методика, разработанная Д.П. Годовиковой) для выявления уровня развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, метод математической и статической обработки данных.

          Результаты наблюдения показали что, познавательная активность детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не очень высока. Это означает, что уровень развития интереса к внутренним свойствам предмета, к понятиям и опосредованности поиска, т.е., к самоорганизации детей   не достаточный.

На формирующем этапе была разработана и реализована система работы по развитию познавательной активности   у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством моделирования.

        Данная система предполагает три этапа:

     На первом этапе: происходит накопление впечатлений, выделение того или иного объекта природы из окружающего мира и на этой основе обнаружение простейших связей, отношений, зависимостей, умение делать предположения по поводу своих действий, необходимых для решения стоящей перед дошкольниками познавательной задачи. Подражание педагогу в применении средств и способов познания (обследование, осуществление пробующих действий, наблюдение, рассматривание иллюстраций, комнатных растений, трудовые поручения в уголке природы и на участке детского, дидактические игры «Найди такое же», «Где спряталась матрешка», «Угадай растение по описанию» и т.д.), фиксирование результатов.    

Проведение дидактической игры «Загадай, мы отгадаем» (комнатные растения) с педагогами.

Цель. Закрепить умение находить предмет по описанию.

Игровые действия. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

Оборудование. 3-4 растения на столе.

Игровое правило.

Описывать растение (загадка) не называя его.

Ход игры.

Педагоги, внимательно выслушав рассказ – загадку, должны назвать и показать растение. Кто быстрее это сделает, получает фишку. Тот, кто больше наберет фишек, в конце игры присваивается звание «Знаток природы»

     На втором этапе:  первичное упорядочивание полученных впечатлений об объекте природы, их систематизация, проверка вновь обнаруженных фактов, определение их места в системе уже имеющихся представлений. Совместно с педагогом дети с общим недоразвитием речи организуют разные познавательные действия с объектом: наблюдения, сравнения, эксперименты, сопоставления, классификация и др.

Проведение дидактической игры «Кто в домике живет» (комнатные растения)

с педагогами.

Цель игры. Формировать представления детей о комнатных растениях

с помощью моделей.

Игровая задача. Отгадывание комнатного растения с помощью полоски – шифра.

Правила игры.  Узнать комнатное растение с помощью модели.

Ход игры.

Педагог раскладывает карточки с «домиками» моделей комнатных растений. Педагоги  должны угадать, какие растения зашифрованы  в  «домиках» и закрыть соответствующей картинкой с изображением растения.

- Ребята, в домиках живут фигурки (символы), надо расселить жителей – комнатные растения по домам. После ответа ребенок проверяет по карте – шифру   правильность  своей отгадки. Побеждает тот, кто первый закроет все квадраты на карточке с «домиками» моделей комнатных растений.

      На третьем этапе: предполагается работа по дальнейшему упорядочиванию  и структурированию представлений детей с общим недоразвитием речи об объекте природы: выявление более сложных отношений, связей и закономерностей, которые невозможно обнаружить, оставаясь лишь на уровне восприятия. Для их выполнения необходима способность предвидеть в образном  плане и осуществлять самоорганизацию поиска.

Дидактическая игра «Третий лишний» (комнатные растения), педагоги сами придумывают модели и проводят игру.

Цель. Закрепить умение детей обобщать  предметы по определенному свойству (размножение комнатных растений), с использованием моделей.

Игровые действия. Поиск лишнего предмета (комнатного растения) с использованием моделей.

Дидактическая задача.

Сгруппировать комнатные растения по способу размножения(корнем, луковицей, черенком).  

Правила игры.  Найти лишний предмет (комнатное растение) с использованием моделей, объяснить почему.

Ход игры.

Педагог раскладывает карточки с  комнатными  растениями. Педагоги придумывают модели – комнатных растений, находят группу комнатных растений  

по одному способу размножения и определяют лишнее. Побеждает тот, кто первый найдет лишний предмет (комнатное растение)

 

      По итогам   контрольного этапа познавательная активность   у детей среднего возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования возросла. Анализ сравнения результатов показывает положительную динамику.

     Таким образом, можно констатировать, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.

     Результаты работы позволяют сформулировать следующие выводы:  

         1. Проблема формирования познавательной активности   у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования  актуальна на современном этапе.

          2. Разработанная система   обеспечивает высокую результативность в развитии познавательной активности   у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования, что определяет выявленная положительная динамика.

3. Показателем служат  увлеченность познавательной деятельностью в центре природы в группе и на улице детского сада, проявление стремления, инициативы, самостоятельности при выборе средств, способов действий, постоянное стремление к получению новых знаний о разнообразном мире природы,  т.е. к познанию.

   Рефлексия.

- Уважаемые коллеги, участники мастер – класса,

на окошке стоят комнатные растения, выберите, какое вам понравилось.

Герань красная – ваше ощущение от мастер-класса

Герань белая – самое ценное приобретение

Герань сиреневая – положительные моменты

Герань розовая – игры, которые могли бы вам пригодиться в работе

Упущение со стороны ведущего

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме: "Формирование познавательной активности у детей с ОНР посредством моделирования"

В работе рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования....

Доклад на тему: Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов

Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии»

Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптиро...

"Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности. "

Ранний возраст – период активного  познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром....

Стимулирование речевой активности у детей с ОВЗ посредством технологий буктрейлера и буккроссинга.

Стимулирование речевой активности у детей  с ОВЗ посредством технологий буктрейлера и буккроссинга....

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством интерактивных технологий

Развитие функциональной граммотности у детей старшего дошкольного возраста через применения социоигровых технологий....