Способы развития практического мышления дошкольников 4-5 лет (статья)
статья по математике (старшая группа)

Набережнева (Голубева) Светлана Дмитриевна

Актуальность статьи обусловлена возникающей необходимостью развития практического интеллекта современных дошкольников. Авторами изложены особенности формирования интеллектуальной сферы детей 4-5 лет, определено содержание их интеллектуальных способностей, предложена система заданий и упражнений, направленных на развитие практического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.24        С.Д.        Набережнева

                                                                                                             воспитатель,

г. Киселёвск, РФ

С.В. Понтилеева

воспитатель,

г. Киселёвск, РФ

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена возникающей необходимостью развития практического интеллекта современных дошкольников. Авторами изложены особенности формирования интеллектуальной сферы детей 4-5 лет, определено содержание их интеллектуальных способностей, предложена система заданий и упражнений, направленных на развитие практического мышления.

Ключевые слова:

Практическое мышление, дошкольник, развитие, интеллектуальная сфера

        

Цели и задачи современного образовательного процесса в дошкольных учреждениях ориентированы на учет закономерностей развития и особенностей воспитанников, на их всестороннее развитие. За последние 10 лет изменились не только подходы к процессу обучения, но даже способы развития дошкольников, особенно их интеллектуальных способностей. В связи с чем стало необходимым применение в практике работы воспитателей детских садов технологии развития практического мышления.

Мышление – это процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, является особой формой человеческой деятельности, формирующейся в практике, когда у человека возникает необходимость решить какую-то задачу. Оно позволяет человеку глубже познать сущность окружающего мира, нежели с помощью чувств и ощущений [4].

Классики психологии (С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.), разрабатывавшие проблему мышления, выделили такой его вид как практическое мышление. Упрощенно, практическое мышление можно охарактеризовать, как умение ориентироваться в социуме, ладить с людьми и решать задачи прикладного, реального свойства. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы [6, с. 31].

Некоторые исследователи используют понятие «практический интеллект». Так, например, С. Выготский разделил понятия «теоретический (гностический) интеллект» и «практический интеллект» [3, с. 92]. Обращая внимание на когнитивные функции индивида, он определил практический интеллект как «способность к разумному, целесообразному действию, которая в психологической природе отлична как от моторной одаренности, так и от теоретического интеллекта», представляющего особый, независимый тип интеллекта [4].

Практический интеллект позволяет отбирать из теоретического необходимую информацию, отвечающую решению конкретной интеллектуальной задачи, а моторная одаренность выступает как предпосылка, одно из условий, результат успешной реализации практического интеллекта.

В связи с чем возникает ряд вопросов: с какого возраста и как же развивать практическое мышление дошкольников?

В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн обосновывает, что полноценное практическое мышление может развиваться лишь в занятиях соответствующим видом деятельности и быть тесно с ним связано [5, с. 34]. Поэтому развивать этот вид мышления необходимо с младенчества.

Так как практическое мышление больше, чем чисто теоретическое и успешно развивается только в практической деятельности, то подбирать упражнения и игры необходимо сообразно возрасту дошкольника.

На каждом возрастном этапе дошкольного детства проявляются свои особенности протекания процесса интеллектуального развития. Так, характеризуя возрастные особенности интеллектуального развития детей 4-5 лет, отметим наметившийся процесс выстраивания деятельности с заранее намеченной целью, проявление способности к более углубленному расчленению целого на части, выявлению взаимосвязей между ними, а также воссоединению целого из частей, вычленению формы объекта и отнесение его к заданному эталону, сравнение образов, возникновение соподчинения мотивов, признаки возникновения произвольного поведения, установление причинно-следственных взаимосвязей, осознание половой принадлежности, личностная идентификация, способность исключения понятия на основе обобщения по разным признакам, мысленное выделение и удержание в сознании совокупности существенных свойств и связей предмета или объекта, наметившийся переход от субъективной оценки воспринимаемого к его объективной характеристике на основе применения эталонов, изменение характера мышления посредством усвоения общественно-выработанных эталонов, мерок, системы ориентировочных действий [7, с. 19].

Учитывая выше изложенные особенности формирования интеллектуальной сферы детей 4-5 лет, определим содержание интеллектуальных способностей, на развитие которых направлено психолого-педагогическое сопровождение. Это мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование); решение элементарных интеллектуальных задач; наглядное моделирование; пространственное восприятие; оперативная память; вербальная гибкость; символистическое опосредование; гибкость мыслительных действий; система когнитивных (познавательных) параметров; креативность (творческое воображение); логические операции.

В качестве примера выберем и построим серию упражнений, направленных на развитие практического мышления детей среднего дошкольного возраста.

1. Развивающие интеллект игры и загадки, направленные на тренировку произвольного внимания, стимулирующие активное логическое мышление. Они также развивают память, концентрацию внимания. Многие игры такого рода основаны на скорости выполнения поставленных задач. В процессе размышления с детьми над ответом необходимо приучать их проговаривать логику собственных рассуждений.

2. Игры и упражнения, направленные на расчленения целого на части (анализ) и выявление взаимосвязей между ними. Например, задание: «Посмотри на картинку. Что это? Что у него есть? Для чего? Если этого не будет, то… 1) сможет ли ехать (машина, автобус)? 2) сможем ли мы войти в (дом, во двор)? или видеть, что на улице? 3) сесть на стул? 4) играть с медвежонком?..» [2, с. 21].

3. Игры и упражнения, направленные на воссоединения целого из частей (синтез). Например, ребёнку показывают одну часть картинки, разрезанную на 3 части и спрашивают: «Посмотри вот сюда. Как ты думаешь, что это? Давай посмотрим, правильно ли ты угадал. Собери картинку так, чтобы она стала целой».

4. Игры и упражнения, направленные на сравнение предметов и явлений на основе последовательного выделение признаков сходства и различия. Например, ребёнку показывают картинки с парным изображением предметов, отличающихся друг от друга лишь по 3 признакам (цвету, форме и величине). Это могут быть 2 вазы (красная большая и синяя маленькая с разными узорами) или 2 ежонка (у одного на иголках большое желтое яблоко, у другого – маленький грибок с красной шляпкой) и т.д. Задают вопросы: «Что это? Что у них похожего? Что разное, не одинаковое?» [2, с. 27].

5. Игры и упражнения, направленные на классификацию предметов, т.е. на нахождение общих признаков или свойств предмета, объединение их в однородные группы. Например, перед ребёнком располагают набор картинок и предлагают: «Посмотри, что здесь нарисовано. Как ты думаешь, кто может плавать? А летать? А расти? Положи сюда (показывают рукой) того, кто плавает, сюда – то, что летает, сюда – то, что растёт [7].

6. Игры и упражнения, направленные на развитие умения мысленно выделять и удерживать в сознании совокупности существенных свойств и связей предмета и отвлекаться от других - частных, несущественных признаков (абстрагирование). Например, перед ребенком раскладываются различные геометрические фигуры: прямоугольники, круги, треугольники, ромбы, овалы, среди которых 5-6 квадратов разной величины. Ребенку предлагается отобрать только квадраты.

7. Упражнения на развитие способности создания целостной модели объекта из нескольких её частных эталонных характеристик (наглядное моделирование). Например, ребёнку предлагается составить из геометрических фигур цветок (домик, узор на коврике или иную модель) такой же, как у взрослого. «Посмотри, какая у меня получилась картинка. Попробуй сделать такую же». Усложнение - ребёнку предлагается сделать «цветочек», «машинку» из геометрических фигур, опираясь только на свой опыт: «Помнишь, какие бывают цветочки (машинки)? Попробуй сделать цветочек (машинку) из этих фигурок».

8. Игры и упражнения, направленные на развитие пространственного восприятия (верх, низ, право, лево).

9. Задания, направленные на развитие умения правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации. Например, игра «Подскажи, как поступить?». Ребенку задаются вопросы проблемного характера: «Представь, что Петя нарочно сломал машинку и поставил ее тихонько на полку. Как ты оценишь этот поступок? А если ты случайно испортил рисунок сестрёнки. Как ты поступишь?»

10. Задания, направленные на развитие умения сравнивать жизненные факты и делать из них правильные выводы. Это могут быть вопросы следующего содержания: «Как быть, если хочется пошалить, а тебе не позволяют этого делать (ты знаешь, что этого делать нельзя)?»

11. Задания, направленные на выработку умения изменять образ действий с учетом обстоятельств. Например, можно предложить ребенку вместе порассуждать над вопросами типа: «Что ты будешь делать, если к тебе на улице подойдет незнакомый человек и станет угощать конфеткой (предложит посмотреть щенка в машине)?»

Как видно из предложенных выше упражнений и заданий, практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно, проверяются практикой здесь и теперь.

Также на данном этапе стоит прививать детям любовь к чтению и спорту, музыке и танцам. В танцах, в боевых искусствах, командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса. Все это отлично работает на развитие интеллектуальных способностей не только дошкольников, но и в любом возрасте. И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны [1, с. 63].

Список использованной литературы:

1. Бурцева И.В. Дидактические игры для детей среднего возраста. //Дошкольная педагогика. – 2013. – № 3. – С. 63.

2. Давайте поиграем: Математические игры для детей 4-5 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей /Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; под редакцией А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.

3. Практический интеллект / Под общ. ред. Р. Дж. Стернберга. - СПб.: ПРОСТо, 2002. – 197 с.

4. Пути, способы и средства развития практического мышления - http://do.gendocs.ru/docs/index-268801.html 

5. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. АН СССР, Ин-т филос. - М.: изд-во АН СССР, 1958. – 145 с.

6. Шадриков В.Д., Ансимова Н.П., Корнеева Е.Н. Познавательные процессы и способности в обу- чении: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева. - М.: Просвещение. 1990. – 142 с.

7. Яфаева В.Г., Заплохова М.В. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников 3-5 лет: Программа. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011. – 72 с.

© С.Д. Набережнева, С.В. Понтилеева, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»

 Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлени...

Статья "Игра как способ развития логического мышления дошкольников"

Статья лпубликована в сборнике статей по материалам V ежегодной городской ярмарки педагогических инноваций.Выходные данные статьи:Разенкова Е.В. Игра как способ развития логического мышления дошкольни...

«Инсценирование - как способ развития творческого мышления дошкольников»

Мой многолетний опыт работы с дошкольниками показывает, что способности, проявляющиеся у дошкольников в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. Творческое мышление у дошкольник...

Презентация к Мастер-классу«Практическое  использование  исследовательских  методов  обучения  для  развития  творческого  мышления  дошкольников»

Презентация к Мастер-классу«Практическое  использование  исследовательских   методов  обучения  для  развития   творческого  мышления  дошкольников&r...

«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»

Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...