Статья "Игра как способ развития логического мышления дошкольников"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Статья лпубликована в сборнике статей по материалам V ежегодной городской ярмарки педагогических инноваций.
Выходные данные статьи:
Разенкова Е.В. Игра как способ развития логического мышления дошкольников // Инновации в дошкольном образовании: от инновационных проб к инновационному образу жизни: сб. ст. по материалам V ежегод. гор. ярмарки педаг. инноваций дошкольных работников "Инновации в дошкольном образовании: поиски и решения" 18 апреля 2018 г. СПб.: Реноме, 2018. С.20-22.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razenkova_e.v._igra_kak_sposob_formirovaniya_logicheskogo_myshleniya_doshkolnikov.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Разенкова Е.В.
педагог ГБДОУ №1
Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
Игра как способ формирования логического мышления дошкольников
Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком,
не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью
напряжения всей активности его собственной мысли.
Л.С. Выгодский.
Аннотация
В данной статье игра рассматривается как способ формирования логического мышления дошкольников. Перечисляются логические операции, доступные для дошкольников. Предлагаются логические игры для дошкольников, учитывая возраст. Описывается влияние, оказываемое логическими играми на развитие мышления.
Ключевые слова
Игра, дошкольное образование, логические игры, развитие мышления
Согласно классическому определению, логика (др.-греч. λογική – «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος – «рассуждение», «мысль», «разум») – это раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. В свою очередь, познавательная деятельность, мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью.
Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют формулировать собственные суждения и легко осваивать новое. Именно поэтому мышление нужно развивать с раннего возраста, и лучшим средством для этого является игра – основная форма деятельности дошкольника. Посредством игры развиваются коммуникативные навыки, формируются представления об окружающем мире и, конечно, вырабатываются навыки логического мышления.
Логические операции, доступные для дошкольников
Логика как философская дисциплина выявила и определила множество логических операций, среди которых можно выделить несколько особенно актуальных для данной работы – операций, доступных для дошкольников.
Сравнение – это относительно простая логическая операция, которая заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам. Например, можно развивать навыки сравнения по цвету (ребёнок определяет, одинаков ли цвет предмета) или размеру (например, путём наложения двух разных по размеру предметов друг на друга).
Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов. Например, процесс рисования строится на анализе составных частей изображаемого объекта: у домика должны быть окошки, крыша, дверь, и этим все домики похожи друг на друга.
Синтез можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Здесь можно использовать конструкторы («Дострой домик» и др.), а также игры с одеванием кукол согласно сезону и т.п.
Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Например, здесь можно использовать игры с чередованием фигур («Продолжи ряд» и др.) или игры для установления причинно-следственных связей («Что сначала, а что - потом?» и др.).
Классификация – более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Например, собрать игрушки одного вида в специальный контейнер – это пример классификации: ребёнок собирает предметы, определяя признаки («транспорт», «куклы» и т.д.).
Игры, развивающие логическое мышление
Для развития логических навыков и умения выполнять вышеназванные логические операции, можно использовать различные игровые средства: сюжетно-ролевые игры, конструкторы настольно-печатные игры, карточки с геометрическими фигурами, счётные палочки, игры-головоломки, ребусы, загадки и др. Развивающая среда должна обязательно включать в себя игровой материал разного уровня сложности.
Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуется иметь лото, парные картинки, набор кубиков, развивающие игры («Сложи узор», «Сложи квадрат»), игры с элементами моделирования и замещения, легкий модульный материал, строительные наборы (напольные, настольные). Для развития мелкой моторики рук необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, шнуровки (с «пришиванием», составлением узора). С этой же целью можно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, в которые помещаются разные виды игрушек.
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), игры на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (пазлы), на сериацию по различным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться.
Также необходимо, чтобы в развивающей среде был некоторый процент игр, предназначенных для детей более старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.
Выводы
Развитие логического мышления происходит постепенно. Благоприятные условия для развития интеллекта ребенка складываются в игровой деятельности. Применение логических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное положительное влияние на умственное развитие ребенка.
Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, временные отношения, учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.
Кроме того, применяя в работе с дошкольниками логические игры, можно выявить способности детей, а также увидеть трудности в преодолении задач, которые ставит игра. Это знание позволяет составить индивидуальную программу развития для каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские логические задачи в стихотворной форме как способ развития логического мышления и счетных навыков у детей
Материал поможет формировать и развивать у детей первые математические представления и определенные операции логического мышления. Он содержит стихотвор...
Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".
Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...
«Использование игрового материала с логическими блоками Дьенеша для развития логического мышления дошкольников».
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть напр...
Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».
Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....
Использование дидактичкского материала "Логические блоки Э. Дьенеша" в развитии логического мышления дошкольников
Презентация Использование дидактического материала «Логические блоки З.Дьенеша» в развитии логического мышлении у дошкольников...
«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»
Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...
Консультация для родителей «Способы развития логического мышления у будущих первоклассников».
Опыт работы педагогов начальных классов показывает, что каждый второй ребенок не способен правильно размышлять, выстраивать логические цепочки, делать предположения. На...