Развитие математических представлений у детей с помощью занимательных игр
методическая разработка по математике

Савельева Татьяна Вячеславовна

Обучение математике дошкольников невозможно без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. Применяется занимательный материал для того, чтобы активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие математических представлений у детей с помощью занимательных игр

Автор: Савельева Татьяна Вячеславовна

Организация: МБДОУ Детский сад № 5 «Солнышко»

Населенный пункт: Сахалинская область, г. Невельск 

Математика занимает важную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а именно: увеличивается круг представлений детей и идет перестройка умственной деятельности.

С раннего детства и до самой старости мы в той или иной мере связаны с математикой (даже набор телефонного номера требует знания цифр и умения запоминать цифровые последовательности).

Обучение математике дошкольников невозможно без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. Применяется занимательный материал для того, чтобы активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

В повседневной жизни, в быту  в играх ребенок рано начинает встречаться с ситуациями, требующими применения математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т.д.), знания таких отношений, как "много", "мало", "больше", "меньше", "поровну", умения определить и выбрать количество предметов во множестве. Сперва с помощью взрослых, далее самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Итак, уже в дошкольном возрасте ребенок знакомится с математикой и овладевает элементарными вычислительными умениями. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений является важным направлением работы дошкольных образовательных учреждений.

Формирование математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Вопросами ознакомления и обучения детей дошкольного возраста математики занимается такая дисциплина как «методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников», которая выделилась из дошкольной педагогики и стала самостоятельной научной и учебной областью знаний.

В основе методики обучения математики лежат общедидактические принципы:

систематичность,

последовательность,

постепенность,

индивидуальный подход,

научность,

доступность,

коррекционная направленность,

непрерывное повторение материала.

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель осуществляет на занятиях и вне занятий 2 - 3 раза в неделю. Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления у них математических знаний.

Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование отдельных элементов разных видов игр (сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной и т. д.), игровых приёмов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д.), органическое сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей, обучающей роли взрослого и возрастающей познавательной активности и самостоятельности ребёнка.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.

Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели, месяцами. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игры: "Живая неделя", "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев"- которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамида и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя.

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

Четвертая группа: Игры и упражнения с геометрическими фигурами и их моделями (блоками) являются основными методами ознакомления детей с формой предметов.

Большую роль в педагогической системе работы с дошкольниками играет математическая подготовка. Исследования показывают, что у детей дошкольного возраста формирование математических представлений оказывает влияние на развитие психических процессов, содействует развитию мышления, восприятия и всей познавательной деятельности в целом. Многие дети испытывают трудности при формировании математических знаний в школе, потере интереса к этому предмету. Это объясняется не совсем верными методами, которые используют в своей работе педагоги в работе с детьми.

Одним из факторов развития элементарных математических представлений у дошкольников является игра и прежде всего, это развивающая игра.

В процессе игры, дошкольники вычитают, складывают, решают разного рода логические задачи, которые формируют логические операции. Игры развивающего характера способствуют активизации работы мысли, они расширяют кругозор, дают представления об окружающем мире.

Основная цель развивающих игр – развитие детей. Характерной особенностью данных игр является набор задач, который ребенок решает с помощью квадратов, пластилина, кубиков и т. д. Задания необходимо давать ребенку в виде: четкой инструкции, чертежа, рисунка, модели и т. п., данным образом знакомя дошкольников с разнообразием способов передачи информации.

 Возьмите для игры игрушки: мишку и зайчика.

Белочка и зайчонок играют в игру «Превращайка»

- Я могу превратить круг в колесо, а квадрат в домик,- хвастается мишутка.

- А я могу превратить треугольник в ёлочку, а овал в огурец, - отвечает зайчонок.

Спросите у ребёнка, а во что ты можешь превратить круг, квадрат, треугольник, овал? Нарисуйте фигуры вместе с ребёнком и подумайте, во что можно их превратить. После предложите рисунки раскрасить.

2.Возьмите для игры  любимую игрушку ребёнка.

- Наш ёжик предлагает поиграть с ним в игру «Запоминайку»

Внимательно слушай и запоминай слова, которые он назовёт: яблоко, воздушный шарик, флажок, домик. Нарисуй и раскрась то, что ты запомнил

Как форма развитияразвивающая игра содержит в себе познавательное и игровое направление. Узнавая новое, дети играют. Пополняется и активизируется словарь у детей, развивается связная речь, способность правильно выражать мысли.

При всем многообразии задач, которые стоят в развивающей игре, необходимо, чтобы они оставались оригинальными,интересными, предоставляли ребенку свободу для творчества, и были привлекательными.

Одна из групп развивающих игр – это универсальные игровые обучающие средства. Данный вид игр служит дидактическим пособием во время НОД, в самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей. В основном это игры, направленные на математическое развитие через освоение геометрических фигур, пространственных отношений происходит развитие мыслительных операций.

Знакомя дошкольников с квадратом можно предложить такие задания:

• «Знакомимся с квадратом» (обведи меня пальчиком, пройди по сторонам квадратика, найди уголки, спустись по треугольникам сверху вниз, поднимись на вершину, положи квадрат разными по цвету сторонами, загни уголок и др.);

• «Играем в прятки» (найди спрятанные квадраты меньшего размера, самые маленькие, обведи их пальчиком);

• «Сложи квадрат» (пополам разными способами). Какие фигуры ты узнаешь? Сложи квадрат, чтобы получился большой, маленький треугольник, прямоугольник, квадрат;

• «Путешествие в квадрате» (пройдись по дорогам-диагоналям, знакомство с центром, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам)

Игра «Прозрачный квадрат» («нетающие льдинки», состоит из прозрачных пластин с разными по форме и размеру цветными элементами. Данная игра помогает освоить название и форму геометрических фигур, их размер, формирует представление о соотношении целого и части. Игра поможет освоить навыки конструирования предметных силуэтов путем наложения или приложения пластинок; освоить умение анализировать, сравнивать, проявлять творчество, разовьет память, речь, внимание, воображение, мелкую моторику рук.

Во время проведения НОД по формированию элементарных математических представлений прозрачные квадраты помогут провести анализ геометрических фигур, соотнести части и целое.

Задания могут быть самыми разными. Например, подумайте, чтобы получился квадрат, какую фигуру надо добавить? Какую часть она составит от целого квадрата? Из равных или неравных частей был сложен квадрат? Сложите свой вариант квадрата из двух, четырех равных частей.

Задание может быть и таким: выложи такой же ряд; найди в ряду лишнюю фигуру, почему задание выполнил именно так, заверши ряд из пластинок, что их объединяет - поможет дошкольникам освоить умение классифицировать пластины по признакам (форма, величина, основные свойства)

Игра Кораблик "Брызг - Брызг"- это игровое поле в виде корабля. Игра способствует развитию памяти, внимания, мелкой моторики, мышления, дает представление о высоте, пространственном расположении предметов, высоте и количестве предметов, условной мерке, цифровом ряде, количестве предметов, порядковом номере.

При индивидуальной работе с детьми можно дать следующие задания:

• Разбери флажки по цвету. Какого цвета флажков больше, а какого меньше?

• Сколько флажков на первой и т. д. мачте?

• Ветер сорвал все флажки. Наденьте флажки на мачты. Но есть правило — голубые и фиолетовые флажки будут повернуты вправо.

• Расположить цветовые ряды по вертикали, горизонтали и диагонали.

• Диктанты с разными вариантами, например, прикрепи на 4 мачту вверху голубой флажок.

• Снять с пятой мачты флажки и заполнить ее флажками со 2 и 3 мачт. (или 4 и 1) Какого цвета будут флажки и сколько их. Из каких чисел состоит число 5?».

"Математические корзинки" - поможет дошкольникам уточнить счет, уяснить состав чисел, а также понять смысл сложения и вычитания. Дети вкладывают в корзины с разным количеством выемок определенное количество вкладышей - грибов.

С помощью развивающих игр Никитиных дошкольники формируют свое умение в счете, операциями с дробями, элементами черчения. Игры направлены на развитие логики, пространственного воображения, сообразительности и т. п.

Особенности игр Б. П.Никитина:

1. Каждая игра - это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора - механика и т. д.

2.Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр - от простого к сложному.

4.Задачи имеют очень большой диапазон трудностей: от детей 2-3 лет до непосильных порою среднему взрослому

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать.

6. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу, возможно, он еще не дорос, не созрел, и надо подождать.

7. Решение задачи престает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это дает возможность визуально сравнить «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

Игра «Сложи узор» состоит из 16 кубиков и направлена на формирование элементарных математических навыков, хорошо развивает способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

Игровое пособие «Дроби».

Сравнивая между собой разные части целого, ребенок усваивает понятия «больше» и «меньше». Кроме того, впоследствии ему легче будет понять принципы деления и умножения. Еще в детском саду детей можно начинать знакомить с математическими терминами.

Игровое пособие «Уникуб».

Эти универсальные кубики вводят ребенка в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Широкий диапазон заданий "Уникуба" может увлекать детей от 2 до 15 лет.

К развивающим играм математического характера можно отнести: блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, математические мозаики, пазлы.

Особое место занимают игры на составление плоскостных изображений предметов. Эти игры знакомы взрослым и детям«Танграм»«Вьетнамская игра»«Волшебный круг»«Колумбово яйцо»«Пифагор» и т. д.

Цель игр: формировать умение детей составлять новые фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.

Следует отметить, что важным условием развития элементарных математических представлений является обогащенная предметно-пространственная среда. В каждой возрастной группе должны быть интересные развивающие игры, разнообразный игровой материал. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений во время НОД и в свободной и совместной деятельности - закрепление уже имеющихся представлений. Обязательным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса.

Использование игр позволяет ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Без учебного процесса на занятиях математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО "Развитие естественно – математических представлений у детей с помощью применения флексагонов".

Ознакомление с историей открытия флексагонов . Применение различных видов моделирования для ФЭМП у дошкольников....

Статья «РОЛЬ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ, РАЗВИВАЮЩИХ, ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ».

Каждый педагог знает, что важной задачей для подготовке детей к школе является развитие у них логического мышления, познавательных способностей, формирование элементарных математических представлений,...

«Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи малой фольклорной формы – загадки.»

В этой методической разработке, раскрыта роль малой фольклерной формы - загадки, в формировании элементарных математических представлениях.  Кратко описаны основные моменты формирования математич...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (возраст детей от 5 - 6 лет)

Главным достоинством данного кружка является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций сп...

Образовательный проект «Занимательные игры математического содержания как средство развития математических представлений у детей подготовительной группы»

Цель проекта:Создать условия для развития у детей  подготовительной группы математических представлений через проектную деятельность  по использованию занимательных игр математического содер...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы «Занимательная математика»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представленийдля детей подготовительной группы«Занимательная математика»...

Конспект игровой образовательной деятельности по развитию математических представлений для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Гео и Квадрат спешат на помощь»

Процесс развития  математических представлений (РМП) у дошкольников занимает одно из главных мест в подготовке ребенка к школе. Овладение математическими представлениями будут эффективными и резу...