Открытое занятие в старшей группе «Путешествие в страну сказок»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Занятие в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие по ФЭМП в старшей группе26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Вид деятельности: познавательно - исследовательская

Форма организации: реализация проекта

Тема: «Путешествие в страну сказок»

Цель: формирование элементарных математических представлений,  предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование мультимедийных технологий.

Программные задачи

Образовательная:

- закреплять порядковый и количественный счет в пределах 10

- закреплять прямой и обратный счет в пределах 10

- совершенствовать знания геометрических фигур

- закреплять знания цвета

- совершенствовать умение составлять и решать задачи

- закреплять ориентировку на листе бумаги

Развивающая: Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.

Воспитательная: Воспитывать интерес к занятиям математикой.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

(методы и приемы)

Материалы и оборудование

Мотивация детей к деятельности

- Ребята, сегодня на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы №4.

- Давайте откроем его и посмотрим, что внутри.

- Приглашение.  Интересно от кого?

«Дорогие ребята, сегодня в Стране Сказок день занимательной математики. Если вы умеете считать, решать задачи и знаете геометрические фигуры. Тогда мы приглашаем вас на наш праздник.

Жители Страны сказок».

Письмо от жителей «Страны сказок»

Постановка детьми цели деятельности

Организуется проблемный диалог (вопросы к детям):

- Ребята примем приглашение?

Д. Да. Мы знаем цифры, геометрические фигуры и умеем считать.

- А для того, чтобы попасть в Страну Сказок, надо пройти по этой дорожке с цифрами. Сначала нам надо вслух посчитать до 10, а потом по ним пройти.

(дети проходят по дорожке, наступая правильно на цифры).

Дорожка из кругов с цифрами от 1 до 10

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

- Вот мы и с вами оказались в Стране Сказок.

Перед нами на столе лежат конверты.

- Как узнать, сколько здесь конвертов? (Нужно их посчитать)

- Давайте их сосчитаем. Сколько их? (5)

- Эти конверты прислали нам жители Страны Сказок. Они необычные, они с загадками. Если мы правильно отгадаем их, то узнаем, кто живёт в этой Стране Сказок.

(ребята рассаживаются по местам)

Воспитатель берет красный конверт, открывает его и загадывает загадку:

1 загадка

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику

Что в лесу стоит

Нужно этой девочке к бабушке скорей

Отнести корзиночку, посланную с ней

(Красная Шапочка)

- А вот и сама Красная Шапочка

- Она идет к бабушке. Что она несет ей? (Ответы детей: пирожок и горшочек масла)

- Вдруг на встречу ей серый волк.

- Куда идешь?- спрашивает волк

- Иду к бабушке

- А далеко ли живёт твоя бабушка?

- Далеко, в той деревне за мельницей.

- А я тоже хочу проведать твою бабушку. Я пойду по этой дороге, а ты иди по той, посмотрим, кто из нас быстрее придёт.

- Ребята, давайте вспомним, кто первым пришёл к бабушке? (Волк)

- Ребята у вас на столе лежит много дорожек, как вы думаете, какого цвета выбрал себе дорожку волк? Почему? (синюю, потому что она самая короткая, а К.Ш. пошла по красной дорожке, она длинее).

- К.Ш. шла не спеша, останавливаясь на полянках, собирая цветы в букет.

- Посмотрите какая красивая полянка, а сколько на ней цветов.

- Как узнать сколько цветов на этой поляне? (надо сосчитать)

- Давайте сосчитаем сколько всего цветов? (Ответы детей)

- Молодцы.

- Какой по счету желтый цветок? Синий?

- Какой по цвету 5 цветок?

- Какой цветок находится перед синим?

- С первым заданием мы справились. Первый житель страны сказок это (Красная шапочка)

- Берём следующий конверт. Какого цвета он?  (жёлтый).

- Сейчас я загадаю загадку про следующего жителя сказочной страны.

2 загадка

Деревянным острым носом

Всюду лезет он без спроса

Даже дырку на картине

Носом сделал…

(Буратино)

Воспитатель: В сказочной стране живут не только сказочные герои. И вот Буратино, хочет рассказать, с кем он дружит. Я буду читать вам загадки, которые он нам прислал, а вы должны мне ответить и показать о чём идёт речь.

1. Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (круг)

Покажите?

Следующий житель.

2. Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его… (квадрат)

3. Три угла, три стороны.

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочишь сам! (Треугольник)

4. Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность -

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг…. (овал)

5. Что сейчас увидим мы?

Все углы мои прямы,

Есть четыре стороны,

Но не все они равны.

Я четырехугольник

Какой?. (прямоугольник)

- Как можно назвать одним словом этих жителей, с которым дружит Буратино?

- А теперь скажите, сколько их всего, геометрических фигур? (всего 5 г. ф.)

- Все они одинаковые? или отличаются? (цветом и формой)

- А по величине они какие? (по величине одинаковые)

- Назовите фигуры, у которых есть углы?

- Назовите фигуры у которых нет углов?

- Сколько геометрических фигур с углами? Без углов?

Ребята, жителей королевства математики мы можем встретить не только в сказочной стране. Этих жителей можно встретить в  обстановке, которая нас окружает. Посмотрите у вас на листочке, на верхней строчке нарисованы предметы. (шар, солнце, дом, часы). А вот внизу, нарисованы геометрические фигуры. Вы должны внимательно посмотреть на предметы, которые нарисованы на первой строчке, и соединить их, с теми геометрическими фигурами, на которые они похожи. Приступаем к выполнению задания.

Итак, шар- с какой геометрической фигурой ты соединил? (овал)

Солнышко - с какой геометрической фигурой ты соединил? (круг)

Дом - с какой геометрической фигурой ты соединил? (прямоугольник)

Часы - с какой геометрической фигурой ты соединил? (квадрат и круг)

И с этим заданием справились. Молодцы!

Игра «Что на что похоже».

Развивающая среда: набор геометрических фигур.

- На какие геометрические формы похожи предметы, которые я назову.

- Тарелка, дверь, дорожный знак, грань кубика, огурец.

- Дети называю их (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, овал)

- Молодцы!

- Берём следующий конверт. Какого цвета конверт (зелёный).

3 загадка

Их приглашают с другом Геной 

На день рожденья непременно.

И любит каждую букашку

Забавный добрый

(Чебурашка)

- Ребята, Крокодил Гена дал Чебурашке задание: построить разноцветный забор для зоопарка и чтобы все дощечки были разной высоты. Но Чебурашка один. А нас много. Одному ему не справиться с таким заданием. Давайте поможем Чебурашке.

- Поможем?

У вас на столе лежит поднос, на нем полоски. Это будут наши дощечки. Из них мы будем строить забор. Вы должны построить забор от самой высокой дощечки до самой низкой. Работу начинаем с левой стороны – от самой высокой до самой низкой. Получается?

А теперь, скажите пожалуйста, сколько дощечек в вашем заборе (всего 7 дощечек).

Ребята, все дощечки одинакового цвета? А длина?

Теперь назовите мне самую высокую у забора дощечку? (первая).

Первая дощечка какая (самая высокая) А вторая, она какая (меньше….)

А теперь скажите мне в обратном порядке (самая низкая, выше, ещё выше….)

И с этим заданием справились. Молодцы! Чебурашка благодарит нас. А мы продолжаем путешествие по Стране Сказок.

Открываем следующий конверт. Какого цвета конверт? (синий)

4 загадка

Маша по лесу гуляла

Заблудилась, потерялась

К Мише в домик забрела

Вместе с Мишенькой  жила

(Маша и Медведь)

1. По дороге на полянку

Четыре морковки зайка съел,

На пенек потом он сел

И еще морковку съел

Ну-ка быстро сосчитай-ка,

Сколько съел морковок зайка? (Пять морковок)

- Составь решение этой задачи (4+1=5)

2. Пять пушистых кошечек

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько кошек вместе стало? (шесть кошечек)

- Составь решение задачи и прочитай. (5+1=6)

3.Четыре щенка в футбол играли

Одного домой позвали

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет? (три щенка)

- Составь решение задачи и прочитай. (4-1=3)

- Молодцы!! Маша, благодарит вас. А мы продолжаем путешествие по Стране Сказок.

- И остался у нас последний конверт. Какого цвета конверт? (оранжевый)

5 загадка

Толстяк живет на крыше.

Летает всех он выше,

Если ляжет рано спать

Ты с ним сможешь поиграть

Прилетит к тебе в твой сон

Живой веселый ….

(Карлсон)

Карлсон приглашает вас пошалить

Физкультминутка:

Карлсон сонно потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел

Он варенье не нашел

Чтобы нам его достать

Нужно на носочки встать.

Вот такой вот шалун.

Молодцы! Садитесь.

А ещё Карлсон хочет с вами поиграть в игру.

Игра называется «Четвёртый лишний»

Посмотрите внимательно. Здесь изображены геометрические фигуры. Но одна из них лишняя. Вы, должны догадаться, какая и объяснить почему?

(круг; квадрат; прямоугольник; треугольник)

Лишний круг - потому что круг без углов, а остальные геометрические фигуры с углами.

Следующая картинка.

А что здесь может быть лишним? (4 дома) (крыша; самая высокая, одно окошка).

У последнего дома крыша прямоугольная, а не треугольная.

Самый высокий дом, потому что остальные низкие.

Первый дом 1 окно, у остальных по 2 окошка.

Следующее задание. «Что лишнее»

(овал - желтый; квадрат -желтый; прямоугольник -жёлтый; треугольник -красный).

Что лишнее? (овал) (потому что нет углов, а у остальных есть углы)

Лишний треугольник, потому что он красного цвета, а остальные жёлтого цвета.

На доске появляется картинка с изображением Страны Сказок

Пять конвертов разного цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый)

Красный конверт

На доске появляется картинка с изображением Красной Шапочки

*Звучит песня Красная Шапочка

Полоски разной длины и цвета

На доске появляется полянка с цветами

Жёлтый конверт

На доске появляется картинка с изображением Буратино

*Звучит песенка Буратино

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

На доске появляются геометрические фигуры.

Лист с заданием

Зелёный конверт

На доске появляется картинка с изображением

Чебурашки.

Полоски разной длины и цвета

Синий конверт

На доске появляется картинка с изображением Маши и Медведя.

Счётные палочки

Оранжевый конверт

На доске появляется картинка с изображением

Карлсона.

•Звучит песня Карлсона

На доске появляется картинка к игре «Четвёртый лишний»

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Следующая игра называется «Кто самый внимательный»

- Карлсон не знает что это за игра

- Ребята может вы знаете?

- Как можно в неё поиграть?

- Давайте попробуем соединить все цифры одну за другой по порядку

- Цифру 1 соединяем с 2-3-4-5-6-7-8

- Что получилось?

- На что похоже? (на машинку)

- А чего не хватает? (колёс)

- Дорисуте колёса?

- Молодцы со всеми заданиями спарвились.

Вот и пришло время отправляться нам обратно.

- Как мы это сделаем?

- Посчитаем в обратном порядке от 1 до 10.

Задание  «Нарисуй по точкам»

Подведение итогов

- Вот мы и в детском саду.

- Вам понравилось путешествовать по Стране Сказок? (ответы детей)

- Вспомните, с какими героями мы встретились? (Ответы детей)

- Какие задания выполняли? (Ответы детей)

- А в следующий раз мы с вами отправимся в другое путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие в старшей группе "Путешествие в страну сказок"

Итоговое занятие с детьми старшей группы по дифференциации звуков [С] и [Ш] в слоге и слове. На занятии используются элементы сказочной терапии. Все задания ребята выполняют, помогая героям сказок пре...

Музыкальное занятие в старшей группе «Путешествие в страну сказок»

Игра - путешествие, коммуникативная (беседа, ситуативный разговор, отгадывание сказок по некоторым словам, музыкально-художественная  (слушание, исполнение), познавательная (решение проблемных си...

Открытое занятие в старшей группе «Путешествие в мир сказок» в рамках недели игры и игушки

Цель: систематизировать математические представления детей; доставить детям радость от игр развивающей направленности; поддерживать интерес к сказкам.Задачи:1. Образовательные:Закреплять зна...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие в страну сказок».

Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие в страну сказок».Цель: формировать у детей познавательный интерес к народным сказкам.Задачи: обобщать знания детей о народных сказк...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Путешествие в страну сказок"

Задачи:продолжать учить пересказывать знакомые сказки с опорой на иллюстрации;закреплять навыки называть представителей растительного и животного мира, относящихся к определенному виду;учить дошкольни...

интегрированное занятие в старшей группе "Путешествие в страну сказок"

Задачи:продолжать учить пересказывать знакомые сказки с опорой на иллюстрации;закреплять навыки называть представителей растительного и животного мира, относящихся к определенному виду;учить дошкольни...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Путешествие в стану сказок"

конспект занятия по развитию речи,Внастоящее время речь ребенка является актуальной проблемой.в наше время сказки заменил телевизор, планшет.«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для тог...