Конспект НОД по ФЭМП "Юные знатоки математики"
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Алексеенко Надежда Геннадьевна

В ходе выполнения заданий от Феи Математики дети подготовительной к школе группы закрепляют и обобщают математические знания, умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_femp_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Основная общеобразовательная программа

«От рождения до школы»

Возрастная группа: дети подготовительной группы 6 – 7 лет

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

Тема НОД: «Юные знатоки математики»

Подготовила воспитатель

подготовительной  группы

Алексеенко Н.Г

Цель: Создать условия для закрепления и обобщения математических знаний, умений и навыков детей подготовительной к школе группы.

Задачи:

Обучающие задачи:

-продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;

- записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;

-закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, умения называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число;

-закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев;

-совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20, в счете в пределах 20

- закрепить умение сравнивания 2-х рядом стоящих чисел, используя знаки  «больше», «меньше», «равно»,

- закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел;

Развивающие задачи:

-Создать условия для развития логического мышления, внимания, воображения, графические навыки

-Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания и желание оказывать помощь.

Воспитывающие задачи:

-Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

-Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Виды деятельности:

Игровая:  дидактические игры,  подвижная игра;

Коммуникативная: беседа, ситуативный разговор, разгадывание загадок.

Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, поставленных задач.

 Формы организации: НОД .

 Формы реализации детских видов деятельности: совместная деятельность детей и взрослого; самостоятельная деятельность детей.

 Оборудование и материалы:  конверт с письмом, 5 конвертов с заданиями, карточки с заданием, карточки с цифрами от 1 до 20, арифметические знаки, картинки дерева, птиц,  белочек, и т.д для решения задач, числовые дома, магнитная доска.

Раздаточный материал:

карточки с заданием,  карандаш, счетные палочки, цифры, круги, геометрические фигуры.

Ход занятия:

Организационная игра

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте мы их вместе поприветствуем.

-Здравствуйте!

Воспитатель: А теперь поприветствуем друг друга и настроимся на работу.

Приветствие

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется. -ДОБРОЕ УТРО!

Педагог: Ребята! В этом году мы с вами  продолжали путешествовать по стране Математики. Всем  известно, что Математика очень важная и нужная наука.

В нашей жизни современной – в годы мирного труда,
При расчетах непременно математика нужна.
Без нее побед не будет, а победа – это мы.
Без нее российским людям не познать своей страны!

- Ребята! Прежде чем начнется наше занятие  нам нужно повторить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.

- Ты сиди за партой стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)

- Парта – это не кровать и на ней нельзя… (ЛЕЖАТЬ)

- Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)

- Хорошо, все вспомнили наши правила поведения на занятии.  Здорово! Теперь  наш день обязательно будет хорошим, принесёт нам много нового и интересного.

А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте их подружим.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

1,2,3,4,5 начинаем счёт опять

5,4,3,2,1 дружно мы в кругу стоим!

Встали ровненько ребята,

Слушайте внимательно

Вы к занятию готовы? (Дети«Да!»)

Здравствуй, математика!

- Ребята! Сегодня нам пришла  посылка от  Феи Математики. -Здесь есть письмо, хотите узнать, что в нем написано?

«Ребята, я хочу узнать, готовы ли вы к школе,  проверить ваши знания, выявить самого внимательного и активного, наградить самого умного. Для этого надо правильно выполнить все задания.

Я приготовила для вас конверты с заданиями,  где вы будете считать, складывать, вычитать, сравнивать числа, решать сложные примеры и “веселые” задачи, а еще вас ждут загадки, сюрпризы и приятные неожиданности».

 - Ребята, готовы вы показать свои знания и выполнить задания Феи Математики? (ответы детей).

Ну, что? Приступим?

Первая загадка:

Растянули мы квадрат и  представили на взгляд,

На кого он стал похожим  или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник – стал квадрат… (прямоугольник)

Педагог: Ребята, что это за фигура?

Дети: Ответы детей.

Педагог: выберите, пожалуйста, конверт с прямоугольником. А какие предметы вокруг нас похожи на прямоугольник?

Первое задание в конверте с прямоугольником «Работа со вторым десятком».

(Дети встают перед столом полукругом).

Педагог- Ребята,  посмотрите, здесь лежат в беспорядке цифры, что мы можем сделать?.

- выложи цифры от 11 до 20. Прочитайте эти числа по порядку.

- посчитай обратно от 20 до 11.

- найди число 15, 18, 13 и покажи его (сколько счетных палочек нужно взять?)

Педагог: - Следующая загадка:

. Нет углов у меня и  похож на блюдце я,

На медаль, на блинок, на осиновый листок.

Людям я старинный друг,  называют меня (круг)

Да, это круг. А какие предметы вокруг нас похожи на круг? Давайте посмотрим, есть ли конверт с геометрической фигурой - круг. А какая еще есть фигура похожая на круг? (шар) Какая из них плоская, а какая объемная? (ответы)

Второе задние задание  в конверте, на котором изображена геометрическая фигура –круг.  Задание «Засели дом цифрами»:

В математическом городе дома необычные, на каждом этаже живут соседи-числа, которые в сумме дают число – номер дома. Заселите домик числами. (Проверка с комментированием).

-Молодцы! Справились с заданием! А теперь немного разомнемся.

Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

И.п. стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, поднимаясь на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, на выдохе произносим уххх! Повторить 4-5 раз.

Следующая загадка:

Три вершины,  Три угла,

Три сторонки  – Кто же я? (Треугольник)

Педагог: Какая геометрическая фигура имеет 3 угла?

Дети: 3 угла у треугольника. А какие предметы вокруг нас похожи на треугольник?  А какая еще есть фигура похожа на треугольник? (конус) Какая из них плоская, а какая объемная?  Третье задание находится в конверте с геометрической фигурой – треугольником. Задание  «Сравни числа»

А для выполнения следующего задания  вам будет необходимо сравнить числа. У вас на столах лежат карточки  с предметами. Рассмотрите рисунки, как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? Запишите число предметов в каждом мешке в пустых клетках и сравните полученные числа. (Дети рисуют волшебные нити, выделяют красной линией предметы, которым не хватило пары и выбирают знак, дают ответ на вопрос «На сколько больше?»,  «На сколько меньше?»

-Молодцы, ребята! А теперь минутка отдыха! Присядем на ковер!

Воспитатель: Ребята, перед тем, как мы с вами узнаем следующее  задание, я предлагаю вам отдохнуть, сделать гимнастику для глаз.

ЛУЧИК СОЛНЦА
Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной.(Моргают глазками)
Ну-ка лучик, повернись, на глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду.(Отводят взгляд влево)
Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду.

Дидактическая игра «Календарь»

Задание: назвать дни недели, части суток, месяцы, времена года.

- Сколько дней в неделе?

- Про какие дни мы говорим «рабочие дни»?

- Про какие дни говорим «выходные»?

- Назови соседей субботы?

- Назовите соседей вторника?

Первый день большой недели, трудовой день, не бездельник,

Как зовется …(понедельник).

Прокричал усатый дворник: «День второй в неделе …(вторник)»

Третий день не ерунда, как зовется он…(среда).

День четвертый лень отверг, как зовется он ...(четверг).

Пятый день – опрятница, и зовется ... (пятница).

День шестой – конец работы, как зовется он ...(суббота).

А седьмой день – всем веселье, как зовется ...(воскресенье).


Воспитатель перечисляет дни недели, дети внимательно слушают и называют день недели, который пропустил воспитатель.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием! А сейчас давайте поиграем!

Подвижная игра «Дни недели, стройтесь».

Играет музыка, Детям раздают листы , на  которых разное количество кругов  (количество кругов соответствует порядковому номеру дня недели). По команде воспитателя дети должны занять свое место и назвать день недели.

Следующая загадка:

Четыре угла и четыре сторонки,

Похожи точно родные сестренки.

 В ворота его не закатишь, как мяч,

И он за тобою не пустится вскачь.

Фигура знакома для многих ребят.

Его вы узнали? Ведь это … (Квадрат)

Дети: Это квадрат.

Педагог: А какие предметы вокруг нас похожи на квадрат? А какая еще есть фигура похожа на квадрат? (куб) Какая из них плоская, а какая объемная? (ответы)

Четвертое задание в конверте с геометрической фигурой – квадратом.  «Решение и составление задач».

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче?

Дети: В задаче четыре части.

Педагог: Назовите их.

Дети: 1 - условие, 2 - вопрос, 3 - решение, 4 - ответ.

Что такое условие? (Условие, это то, что уже известно)

Что такое вопрос задачи? (Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти)

Что такое решение задачи? (Решение, это то, что можно сложить, объединить, прибавить или убавить)

Что такое ответ задачи? (Ответ задачи, это то, что получилось, и стало известно нам)          - Хорошо!  

Педагог: Какие вы знаете математические действия?

Дети: сложение, вычитание.

Какие вы знаете математические  знаки?

Дети: Плюс, минус, равно.

Педагог: Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на вопросы.

«На дереве сидели четыре птицы, к ним прилетели еще две птицы.

Сколько птиц стало на дереве?

С помощью какого арифметического действия будем решать задачу?». (Сложение) 
Выслушиваю задачи детей и уточняю: «Какое условие в задаче? Какой вопрос в задаче?». Прошу повторить задачу  еще раз. 
Дети на доске обозначают данные задачи цифрами. Уточняю «Больше или меньше стало птиц, после того как прилетели еще 2 птицы.
Дети решают задачу и отвечают на вопрос. (Считают при помощи кружков).

Выясняю «Какое арифметическое действие выполняли?

Какие числа сложили?

Почему складывали эти числа?

 Что сделали, чтобы решить задачу?

Какой ответ в задаче?».

Обобщаю ответы детей: к четырем  прибавить два, получилось шесть.

-Чтобы вы правильно дали ответ задачи, я еще раз прочту вопрос: Сколько птиц прилетело на дереве? (На дерево прилетело шесть птиц).

«На ветке было 7 белочек, 3 белочки убежали. Сколько стало белочек?»

(Считают при помощи числовой ленты)

Педагог: Назовите, пожалуйста, условие задачи.

Педагог: Назовите вопрос.

Решение задачи. Ответ.

Молодцы! Решите следующие задачи.

Составление задач по картинкам. (дети сами составляют задачи).

Игровое упражнение «Хитрые задачи»

Педагог: Здесь нас ждут хитрые задачки. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а кто знает ответ,  поднимает руку.

В тарелке лежали 5 морковок и 4 яблока. Сколько фруктов было в тарелке? (4, поскольку морковь – это овощ).

В люстре горело 5 лампочек. Две из них погасли. Сколько лампочек в люстре? (5. В задаче не сказано, что их вывернули).

У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы? (2).

Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько птиц стало возле дома? (4)

На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще 2. Сколько книжек она прочитает?

( Ни одной – собаки не умеют читать).

На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? (Висело 5 яблок)

Росли две березы, на каждой березе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? (Ни одной)

Подведение итогов:

Молодцы ребята, вы ответили на все вопросы, выполнили все  задания.

 Какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?  Мне тоже очень понравилось, что вы сегодня были внимательными, сообразительными.

У нас осталось последнее задание, но очень приятное

Перед вами лежат по три круга (желтый ,красный ,зеленый)

Вы должны сами себя оценить;

Красный цвет – означает - я ничего не понял

Желтый- понял, но не все;

Зеленый – все понял.  

 Приступайте, Молодцы.

-Ребята, здесь в посылке появился еще один конверт. Прочитаем!

«Я очень довольна вашими знаниями, все дети были очень внимательными, активными и старательными. Поэтому,  за свои знания, умные дети получают от меня подарки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной группе математический КВН « Знатоки математики»

КонспектНепосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной группематематический КВН « Знатоки математики»Формированию у ребенка математи...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной группе математический КВН « Знатоки математики»

КонспектНепосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной группематематический КВН « Знатоки математики»Формированию у ребенка математи...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНИТИЯ-КОНКУРСА ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ "ЗНАТОКИ МАТЕМАТИКИ".

Конспект содержит задания для 2 команд, выполнение которых поможет воспитателю выявить уровень усвоения детьми знаний и умений по математическому развитию....

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений на тему "Знатоки математики"

Занятие на закрепление определенных умений и навыков: состава числа первого десятка из единиц, умения сравнивать числа (больше, меньше на 1); состава числа из двух меньших; умения назыв...

Конспект НОД, образовательная область «Познание» (ФЭМП), Математический КВН - «Знатоки математики» подготовительная группа.

Через игровую деятельность развивать у детей смекалку, самостоятельность, умение логически мыслить и воспринимать информацию на слух. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направле...

Конспект итогового занятия по математике «Знатоки математики»

Цель: - выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Задачи:Обучающие:- совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обр...