Конспект НОД по ФЭМП "Юные знатоки математики"
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
В ходе выполнения заданий от Феи Математики дети подготовительной к школе группы закрепляют и обобщают математические знания, умения и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_femp_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 36.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная общеобразовательная программа
«От рождения до школы»
Возрастная группа: дети подготовительной группы 6 – 7 лет
Образовательная область «Познавательное развитие»
Раздел «Формирование элементарных математических представлений»
Тема НОД: «Юные знатоки математики»
Подготовила воспитатель
подготовительной группы
Алексеенко Н.Г
Цель: Создать условия для закрепления и обобщения математических знаний, умений и навыков детей подготовительной к школе группы.
Задачи:
Обучающие задачи:
-продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;
- записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;
-закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, умения называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число;
-закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев;
-совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20, в счете в пределах 20
- закрепить умение сравнивания 2-х рядом стоящих чисел, используя знаки «больше», «меньше», «равно»,
- закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел;
Развивающие задачи:
-Создать условия для развития логического мышления, внимания, воображения, графические навыки
-Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания и желание оказывать помощь.
Воспитывающие задачи:
-Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
-Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Виды деятельности:
Игровая: дидактические игры, подвижная игра;
Коммуникативная: беседа, ситуативный разговор, разгадывание загадок.
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, поставленных задач.
Формы организации: НОД .
Формы реализации детских видов деятельности: совместная деятельность детей и взрослого; самостоятельная деятельность детей.
Оборудование и материалы: конверт с письмом, 5 конвертов с заданиями, карточки с заданием, карточки с цифрами от 1 до 20, арифметические знаки, картинки дерева, птиц, белочек, и т.д для решения задач, числовые дома, магнитная доска.
Раздаточный материал:
карточки с заданием, карандаш, счетные палочки, цифры, круги, геометрические фигуры.
Ход занятия:
Организационная игра
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте мы их вместе поприветствуем.
-Здравствуйте!
Воспитатель: А теперь поприветствуем друг друга и настроимся на работу.
Приветствие
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется. -ДОБРОЕ УТРО!
Педагог: Ребята! В этом году мы с вами продолжали путешествовать по стране Математики. Всем известно, что Математика очень важная и нужная наука.
В нашей жизни современной – в годы мирного труда,
При расчетах непременно математика нужна.
Без нее побед не будет, а победа – это мы.
Без нее российским людям не познать своей страны!
- Ребята! Прежде чем начнется наше занятие нам нужно повторить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.
- Ты сиди за партой стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)
- Парта – это не кровать и на ней нельзя… (ЛЕЖАТЬ)
- Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)
- Хорошо, все вспомнили наши правила поведения на занятии. Здорово! Теперь наш день обязательно будет хорошим, принесёт нам много нового и интересного.
А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте их подружим.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
1,2,3,4,5 начинаем счёт опять
5,4,3,2,1 дружно мы в кругу стоим!
Встали ровненько ребята,
Слушайте внимательно
Вы к занятию готовы? (Дети: «Да!»)
Здравствуй, математика!
- Ребята! Сегодня нам пришла посылка от Феи Математики. -Здесь есть письмо, хотите узнать, что в нем написано?
«Ребята, я хочу узнать, готовы ли вы к школе, проверить ваши знания, выявить самого внимательного и активного, наградить самого умного. Для этого надо правильно выполнить все задания.
Я приготовила для вас конверты с заданиями, где вы будете считать, складывать, вычитать, сравнивать числа, решать сложные примеры и “веселые” задачи, а еще вас ждут загадки, сюрпризы и приятные неожиданности».
- Ребята, готовы вы показать свои знания и выполнить задания Феи Математики? (ответы детей).
Ну, что? Приступим?
Первая загадка:
Растянули мы квадрат и представили на взгляд,
На кого он стал похожим или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник – стал квадрат… (прямоугольник)
Педагог: Ребята, что это за фигура?
Дети: Ответы детей.
Педагог: выберите, пожалуйста, конверт с прямоугольником. А какие предметы вокруг нас похожи на прямоугольник?
Первое задание в конверте с прямоугольником «Работа со вторым десятком».
(Дети встают перед столом полукругом).
Педагог: - Ребята, посмотрите, здесь лежат в беспорядке цифры, что мы можем сделать?.
- выложи цифры от 11 до 20. Прочитайте эти числа по порядку.
- посчитай обратно от 20 до 11.
- найди число 15, 18, 13 и покажи его (сколько счетных палочек нужно взять?)
Педагог: - Следующая загадка:
. Нет углов у меня и похож на блюдце я,
На медаль, на блинок, на осиновый листок.
Людям я старинный друг, называют меня (круг)
Да, это круг. А какие предметы вокруг нас похожи на круг? Давайте посмотрим, есть ли конверт с геометрической фигурой - круг. А какая еще есть фигура похожая на круг? (шар) Какая из них плоская, а какая объемная? (ответы)
Второе задние задание в конверте, на котором изображена геометрическая фигура –круг. Задание «Засели дом цифрами»:
В математическом городе дома необычные, на каждом этаже живут соседи-числа, которые в сумме дают число – номер дома. Заселите домик числами. (Проверка с комментированием).
-Молодцы! Справились с заданием! А теперь немного разомнемся.
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
И.п. стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, поднимаясь на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, на выдохе произносим уххх! Повторить 4-5 раз.
Следующая загадка:
Три вершины, Три угла,
Три сторонки – Кто же я? (Треугольник)
Педагог: Какая геометрическая фигура имеет 3 угла?
Дети: 3 угла у треугольника. А какие предметы вокруг нас похожи на треугольник? А какая еще есть фигура похожа на треугольник? (конус) Какая из них плоская, а какая объемная? Третье задание находится в конверте с геометрической фигурой – треугольником. Задание «Сравни числа»
А для выполнения следующего задания вам будет необходимо сравнить числа. У вас на столах лежат карточки с предметами. Рассмотрите рисунки, как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? Запишите число предметов в каждом мешке в пустых клетках и сравните полученные числа. (Дети рисуют волшебные нити, выделяют красной линией предметы, которым не хватило пары и выбирают знак, дают ответ на вопрос «На сколько больше?», «На сколько меньше?»
-Молодцы, ребята! А теперь минутка отдыха! Присядем на ковер!
Воспитатель: Ребята, перед тем, как мы с вами узнаем следующее задание, я предлагаю вам отдохнуть, сделать гимнастику для глаз.
ЛУЧИК СОЛНЦА
Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной.(Моргают глазками)
Ну-ка лучик, повернись, на глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду.(Отводят взгляд влево)
Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду.
Дидактическая игра «Календарь»
Задание: назвать дни недели, части суток, месяцы, времена года.
- Сколько дней в неделе?
- Про какие дни мы говорим «рабочие дни»?
- Про какие дни говорим «выходные»?
- Назови соседей субботы?
- Назовите соседей вторника?
Первый день большой недели, трудовой день, не бездельник,
Как зовется …(понедельник).
Прокричал усатый дворник: «День второй в неделе …(вторник)»
Третий день не ерунда, как зовется он…(среда).
День четвертый лень отверг, как зовется он ...(четверг).
Пятый день – опрятница, и зовется ... (пятница).
День шестой – конец работы, как зовется он ...(суббота).
А седьмой день – всем веселье, как зовется ...(воскресенье).
Воспитатель перечисляет дни недели, дети внимательно слушают и называют день недели, который пропустил воспитатель.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием! А сейчас давайте поиграем!
Подвижная игра «Дни недели, стройтесь».
Играет музыка, Детям раздают листы , на которых разное количество кругов (количество кругов соответствует порядковому номеру дня недели). По команде воспитателя дети должны занять свое место и назвать день недели.
Следующая загадка:
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … (Квадрат)
Дети: Это квадрат.
Педагог: А какие предметы вокруг нас похожи на квадрат? А какая еще есть фигура похожа на квадрат? (куб) Какая из них плоская, а какая объемная? (ответы)
Четвертое задание в конверте с геометрической фигурой – квадратом. «Решение и составление задач».
Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче?
Дети: В задаче четыре части.
Педагог: Назовите их.
Дети: 1 - условие, 2 - вопрос, 3 - решение, 4 - ответ.
Что такое условие? (Условие, это то, что уже известно)
Что такое вопрос задачи? (Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти)
Что такое решение задачи? (Решение, это то, что можно сложить, объединить, прибавить или убавить)
Что такое ответ задачи? (Ответ задачи, это то, что получилось, и стало известно нам) - Хорошо!
Педагог: Какие вы знаете математические действия?
Дети: сложение, вычитание.
Какие вы знаете математические знаки?
Дети: Плюс, минус, равно.
Педагог: Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на вопросы.
«На дереве сидели четыре птицы, к ним прилетели еще две птицы.
Сколько птиц стало на дереве?
С помощью какого арифметического действия будем решать задачу?». (Сложение)
Выслушиваю задачи детей и уточняю: «Какое условие в задаче? Какой вопрос в задаче?». Прошу повторить задачу еще раз.
Дети на доске обозначают данные задачи цифрами. Уточняю «Больше или меньше стало птиц, после того как прилетели еще 2 птицы.
Дети решают задачу и отвечают на вопрос. (Считают при помощи кружков).
Выясняю «Какое арифметическое действие выполняли?
Какие числа сложили?
Почему складывали эти числа?
Что сделали, чтобы решить задачу?
Какой ответ в задаче?».
Обобщаю ответы детей: к четырем прибавить два, получилось шесть.
-Чтобы вы правильно дали ответ задачи, я еще раз прочту вопрос: Сколько птиц прилетело на дереве? (На дерево прилетело шесть птиц).
«На ветке было 7 белочек, 3 белочки убежали. Сколько стало белочек?»
(Считают при помощи числовой ленты)
Педагог: Назовите, пожалуйста, условие задачи.
Педагог: Назовите вопрос.
Решение задачи. Ответ.
Молодцы! Решите следующие задачи.
Составление задач по картинкам. (дети сами составляют задачи).
Игровое упражнение «Хитрые задачи»
Педагог: Здесь нас ждут хитрые задачки. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а кто знает ответ, поднимает руку.
В тарелке лежали 5 морковок и 4 яблока. Сколько фруктов было в тарелке? (4, поскольку морковь – это овощ).
В люстре горело 5 лампочек. Две из них погасли. Сколько лампочек в люстре? (5. В задаче не сказано, что их вывернули).
У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы? (2).
Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько птиц стало возле дома? (4)
На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще 2. Сколько книжек она прочитает?
( Ни одной – собаки не умеют читать).
На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? (Висело 5 яблок)
Росли две березы, на каждой березе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? (Ни одной)
Подведение итогов:
Молодцы ребята, вы ответили на все вопросы, выполнили все задания.
Какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего? Мне тоже очень понравилось, что вы сегодня были внимательными, сообразительными.
У нас осталось последнее задание, но очень приятное
Перед вами лежат по три круга (желтый ,красный ,зеленый)
Вы должны сами себя оценить;
Красный цвет – означает - я ничего не понял
Желтый- понял, но не все;
Зеленый – все понял.
Приступайте, Молодцы.
-Ребята, здесь в посылке появился еще один конверт. Прочитаем!
«Я очень довольна вашими знаниями, все дети были очень внимательными, активными и старательными. Поэтому, за свои знания, умные дети получают от меня подарки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной группе математический КВН « Знатоки математики»
КонспектНепосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной группематематический КВН « Знатоки математики»Формированию у ребенка математи...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной группе математический КВН « Знатоки математики»
КонспектНепосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной группематематический КВН « Знатоки математики»Формированию у ребенка математи...
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНИТИЯ-КОНКУРСА ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ "ЗНАТОКИ МАТЕМАТИКИ".
Конспект содержит задания для 2 команд, выполнение которых поможет воспитателю выявить уровень усвоения детьми знаний и умений по математическому развитию....
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений на тему "Знатоки математики"
Занятие на закрепление определенных умений и навыков: состава числа первого десятка из единиц, умения сравнивать числа (больше, меньше на 1); состава числа из двух меньших; умения назыв...
Конспект НОД, образовательная область «Познание» (ФЭМП), Математический КВН - «Знатоки математики» подготовительная группа.
Через игровую деятельность развивать у детей смекалку, самостоятельность, умение логически мыслить и воспринимать информацию на слух. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направле...
Конспект игрового занятия по математике для старшей группы «Знатоки математики».
игровое занятие по математике....
Конспект итогового занятия по математике «Знатоки математики»
Цель: - выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Задачи:Обучающие:- совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обр...