НОД "Путешествие в песочную страну"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Ячменева Татьяна Геннадьевна

Занятие по ФЭМП для детей старшего возраста.

 

Тема: «Путешествие в песочную страну».

 

Цель: учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (форму, цвет, величину, расположение в пространстве), сравнивать предметы между собой. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_pesochnuyu_stranu.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ФЭМП для детей старшего возраста.

Тема: «Путешествие в песочную страну».

Цель: учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (форму, цвет, величину, расположение в пространстве), сравнивать предметы между собой. 

Задачи:

Образовательные задачи:

  • формирование навыка экспериментирования с песком,

способности классифицировать фигуры;

  • обогащение тактильного опыта у воспитанников.

Развивающие задачи:

  • развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики рук.

Воспитательные задачи:

  • воспитание  аккуратности.

Коррекционные задачи:

  • стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники;
  • устранение ментальных нарушений у воспитанников с помощью песочной терапии.

Оборудование:

  • салфетки, фартуки по количеству детей;
  • геометрические фигуры;
  • песочница;
  • предметные картинки («Правила техники безопасности при работе с песком»);
  • магнитофон;
  • дощечки для выравнивания песка.

 Воспитатель:

-Ребята! Вы любите играть с песочком? 

Но прежде, чем мы начнём играть, давайте вспомним

правила игры с песком (в картинках).

  1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
  2. Нельзя   бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
  3. Нельзя вдыхать песок -   можешь задохнуться!
  4. Грести песочек только от себя!
  5. После игры с песком – помой руки!

-Молодцы!

Ход занятия:

- Ребята, всем известно, что из песка можно построить крепость и дом, мост и подземный ход, и многое другое. Поиграем с песочком?

Покажите мне свои ручки!

Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики».

У нас ручки сильные,

Ручки крепкие,

Десять пальчиков

И все цепкие.         

-Давайте для начала поздороваемся с песочком:

дотронемся до песка всей ладошкой, затем тыльной стороной.

Положи, дружочек

Ручки на песочек.

Ручкой правой хлоп, хлоп, хлоп!

Ручкой левой хлоп, хлоп, хлоп!

Отдыхаем, дети. Стоп!

-Чувствуете, какой песочек  на ощупь: теплый или холодный, шершавый или гладкий, приятный или неприятный, мягкий или твердый.

Включаем режим «Сетка».

-Наши пальчики играют, наши пальчики шагают!

1. Раз, 2, 3, 4, 5

Вышли пальчики гулять,

Долго шли они пешком

А потом бегом, бегом.

Немного поскакали,

А в конце в песок упали.

Раз, 2, 3, 4, 5

В домик спрятались опять!

2. Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать

А за ней ребятки-

Желтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

3. Раз, 2, 3, 4, 5!

В лес  идем мы погулять

За черникой, за малиной,

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И  ребятам принесем!

4.Семья колючих ежиков

Бежала по тропинке.

Грибы, листочки, ягоды
Несли они на спинке!

5. Раз ступенька, два ступенька!

Мы идем по лесенке.

Вместе мы не унываем, распеваем песенки.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке,

Бежали по лесочку, скакали через кочки.

Прибежали в лесок,

Потеряли башмачок.

Встали ножки на пенек,

Отыскали башмачок.

6. Скачут, скачут две лошадки, но, но, но!

Мчатся, мчатся без оглядки, но, но, но!

Скачут, скачут в город новый, цок, цок, цок!

Звонко цокают подковы, цок, цок, цок!

Вы, лошадки, нас возьмите, да, да, да!

Быстро, быстро нас домчите, да, да, да!

Эй, лошадки, на пригорок, гоп, гоп, гоп!

Вот он город, новый город, стоп, стоп, стоп!

7. Раз, 2,3,4,5!

Вышли пальчики гулять

Изо всех силенок, топ, топ, топ

Топает теленок: топ, топ, топ.

-Теперь попробуем оставить волшебные следы на песке («Прыгают зайцы»),двумя пальцами «попрыгаем»  по песку в разных направлениях, повторяйте за мной:

-«Веселились на лужайке

   Летним днем трусишки- зайки».

«Ползут жуки»- жуки ползут под песком, и затем пальчики встречаются.

«Топают слоны» - кулаками топаем по песку, оставляя круглые следы:

«Всех огромней в джунглях слон,

  Напролом шагает он».

«Ползет змея»- ребром руки рисуем на песке волнистые линии, слегка нажимая и оставляя неглубокий след на песке:

«Змея ползет, ползет, ползет

  И никогда не устает»;

  другой рукой:

                                                «Змея очковая ползет,

                                                 В песке очки вдруг потеряла.

                                                 Ползет она в большой тоске

                                                 Ползет куда попало»;

тут встретила свою кобру- подружку, раздули они свои капюшоны, поискали справа, поискали слева, не нашли очков, дальше поползли и скрылись из виду.

«Идут верблюды по песку, они тяжелые, глубоко проваливаются в песок. Идут друг за другом, далеко ушли…»(четыре пальчика одной руки «идут» друг за другом по песку).

Подул легкий ветерок и все следы стер (легким движением руки следы «стираются»).

-Ой, смотрите, ребята, почтальон принес конверт, давайте посмотрим, что в нем. Здесь лежат фигуры, которые жалуются, что не могут вспомнить, как их зовут. Чтобы помочь им, надо загадки отгадать.

- Поможем фигурам?

1.Нет углов у меня, а похож на блюдце я, на тарелку и на крышку, на кольцо и колесо…(круг)

2.Злая рыба, хвост-лопата откусила полквадрата – целый угол, верь не верь! Кто ж он бедненький теперь? (треугольник)

3.Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой, все четыре стороны одинаковой длины, как зовут его? (квадрат)

4. Не овал я и не круг, треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат, а зовут меня…(квадрат)

4.Растянули мы квадрат и представили на взгляд,

На кого он стал похожим:

Не кирпич, не треугольник.

Стал квадрат…(прямоугольник)

Теперь фигуры вспомнили, как их зовут и предлагают вам поиграть.

Включаем режим «Формы и цвета».

Мы поиграем с геометрическими фигурами, которые живут в песочнице.

Посмотрите внимательно все ли они одинаковые?

- Разные;

- А какие вы видите фигуры? Назовите мне их. Например, здесь есть звезда. Сколько их?

- Две звезды.

- Они одинакового размера или разного?

- Одинакового размера.

- Отлично, молодцы! Как вы думаете, они большие или маленькие?

- Большие.

- Так, две большие звезды. Ребята, что мы еще видим?

- Семь кругов.

- Скажите мне, пожалуйста, а круги одинаковые или разные по размеру?

- И маленькие и большие.

-А сколько маленьких кругов вы видите?

- А больших.

- А вместе сколько получилось?

- Три больших и четыре маленьких. Всего семь фигур.

- Какие фигуры мы с вами еще не рассмотрели? Какая это фигура?

- Квадрат.

-Сколько квадратов мы видим в песочнице?

- Два.

- Они большие или маленькие?

- Большие.

- Отлично, два больших квадрата.

- А теперь выбираем себе одну фигуру. Обведите свою фигуру пальчиком по контуру и назовите ее. У меня круг. У тебя? У тебя? Чем они отличаются? У тебя маленькая звездочка, у тебя большая звездочка. Молодец, умница!

Игра «Найди и обведи фигуру».

-А теперь наши пальчики будут учиться рисовать на песке, они станут художниками. Выберите фигуру, которая вам больше всего понравилась, обведите ее прямо по контуру:

1.«Я рисую на песке,

Словно мелом на доске.

Просто пальчиком черчу

Все, что только захочу».

Вот (проведите пальцем прямую линию слева направо),

Так (проведите пальцем прямую линию сверху вниз),

Вот (проведите пальцем прямую линию справа налево),

Так (проведите пальцем прямую линию снизу вверх )-

Снова повторите эти действия в той же последовательности.

Получается Квадрат.

2.Прямоугольник квадрата длиннее.

Фигура попроще, рисуем смелее.

3.Раз, два, Три: Треугольник начерти.

4.Круглый круг похож на мячик,

По песочку быстро скачет (ребята самостоятельно рисуют фигуры).

Игра «Найди такую же фигуру и обозначь ее предметом».  Предлагаются фигуры из конверта, дети отыскивают их по заданию педагога.

Игра «Радужные фигуры».

 Переключаем на  режим «Раскраска».

-А сейчас мы с вами будем строить радужные фигуры: круги, треугольники, квадраты…

-Приступайте вместе со мной.

(Фигуру можно украсить различными предметами: камешками, семенами, ракушками, монетами, пуговицами и т.д.)

-Вам нравится рисовать? У Вас хорошее настроение? (воспитатель обращается к детям, дети отвечают)

-Какие красивые фигуры получились!

У тебя фигура какой формы? А у тебя? А у тебя?...Молодцы!

И этот круг очень красивый! Ребята, а что еще бывает круглой формы?

(мяч, часы, бусинки…шары)

-Верно! Давайте и мы поиграем с шариками. Только запомните правило:

какого цвета рамка по краю песочницы, такого же цвета шары накрываем ладошкой .

Переключаем режим «Шары».

-Молодцы! Медленно выровняйте поверхность песка дощечками.

Песочек необходимо оставить в порядке.

Понравилось вам наше путешествие в песочную страну?

Что интересного вы сегодня узнали?

Что вам больше всего понравилось и запомнилось?


И не забудьте выполнить последнее правило:

После игры с песком - вымой руки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)

Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети  особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, ко...

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшей группы «Путешествие в песочную страну. В гостях у песочного человечка»

Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека &ldq...

Использование песочных игр в коррекции речи детей "Сказки песочной страны"

Конспект занятия по развитию связной речи с использованием песочных игр....

Конспект занятия по песочной игровой терапии «Путешествие в песочную страну»

- познакомить детей с игровым материалом для песочной игротерапии;- формировать представление о свойствах сухого и влажного песка;- закреплять знания детей о правилах и нормах поведения при работе с п...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования - песочной живописи «Песочная страна»

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования - песочной живописи «Песочная страна» ...

ПРОГРАММА «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии» для детей 5-7 лет

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как п...