Познавательно-исследовательская деятельность по формированию элементарных математических представлений.
план-конспект занятия по математике (старшая, подготовительная группа)
- Учить детей сравнению, измерению предметов и различных веществ, учить самостоятельно находить решение поставленной задачи посредством проведения опыта или эксперимента.
- Учить анализировать, делать выводы, умозаключения; устанавливать взаимосвязи, закономерности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экспериментирования в формировании элементарных математических представлений: | 111.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность по формированию элементарных математических представлений.
Задачи экспериментирования в формировании элементарных математических представлений:
- Учить детей сравнению, измерению предметов и различных веществ, учить самостоятельно находить решение поставленной задачи посредством проведения опыта или эксперимента.
- Учить анализировать, делать выводы, умозаключения; устанавливать взаимосвязи, закономерности.
В старшей группе особое внимание мы уделяем обучению детей измерению и сравнению, т.к. дети 6 лет переходят от непосредственной оценки величин к их более точной количественной характеристике, которую получают путем измерения. Измерение позволяет детям понять относительность числа, его зависимость от избранной меры.
Дети должны понять, для чего нужно измерение. С этой целью важно поставить их перед необходимостью измерения.
Например, предложить определить на сколько один предмет длиннее (выше, тяжелее) другого.
Измерение – сложная деятельность, поэтому в обучение детей этому умению нужна определенная последовательность.
Вначале измерять длину, ширину, высоту предметов.
Например, «ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ ПРЕДМЕТА. (Измерение ленты)».
Цель: учить измерять длину предмета с помощью условной мерки.
Материалы: лента (60 см), мерка – полоска (20 см), счетные палочки.
Ход: На доске горизонтально прикреплена лента.
В.: Посмотрите, какая красивая лента на доске. Из нее мы сделаем бантики вот такой длины (показываю мерку). Интересно, сколько бантиков получится? Как это можно узнать?
Выслушиваю ответы.
Затем показать, как надо измерять, помочь ребенку и объяснить правила измерения.
Порядок измерения длины:
- начать измерять от самого края;
- отметить конец мерки;
после того как мерка уложится полностью, положить палочку (чтобы не запутаться);
- перенести мерку и продолжить измерение.
- Сколько бантиков получиться?
Как это узнать?
(Пересчитать палочки.)
Проводя данный вид измерения, дети узнали, что такое мерка, а так же правила измерения. Необходимо показать, что нарушение любого правила измерения (начали измерение не точно от края, мерку укладывали не по прямой линии и пр.) ведет к ошибочному результату.
Обучая детей способам определения объема жидких и сыпучих веществ: - ---- вначале надо установить, что будем измерять (например, горох),
- что необходимо для измерения (выбрать подходящую мерку),
- как надо заполнить мерку,
- до каких пор надо продолжать измерение.
ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМОВ СЫПУЧИХ ВЕЩЕСТВ (фасоль)
Цель: учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки.
Материалы: две прозрачные миски, в одной из них фасоль; мерный стакан, чашка, ложка; счетные палочки.
Ход: На столе в прозрачной миске фасоль и мерная посуда.
В.: Как узнать, сколько здесь фасоли?
Насыпать полный стакан фасоли, обратить внимание детей на полноту стакана, затем пересыпать его в пустую миску. Чтобы не сбиться со счета, выложить на столе палочки. Предложить детям также выложить по одной палочке на каждый полный стакан гороха.
- Сколько пересыпано стаканов фасоли, столько и палочек будет у вас на столах.
- Сколько я пересыпала стаканов? Сколько палочек у вас на столе?
Таким образом, надо пересыпать всю фасоль из одной миски в другую. После чего дети, пересчитав все палочки, говорят, сколько стаканов фасоли.
Обратить внимание на то, что каждый стакан фасоли должен быть таким же полным, как и первый. И палочку надо положить только тогда, когда стакан пересыпан.
В третий стакан специально насыпать фасоли меньше и, поднося его к миске, воспитатель наблюдает за тем, положили ли дети палочку. Обращает внимание на наполненность стакана и напоминаю ребятам, какой полноты был первый стакан. Только тогда, когда будет выполнено это правило, можно положить палочку.
После того как будет измерена вся фасоль, отметить, сколько фасоли было в миске. Чтобы у детей не сформировалось неправильное представление о том, что фасоль можно измерять только стаканом, предложить попробовать измерить его другими мерками.
В.: Как можно назвать одним словом эти предметы: стакан, чашку, ложку?
ответ ( Мерка.)
Упражнения в измерении линейных величин и объемов жидких и сыпучих веществ необходимо чередовать, при этом в качестве мерки использовать разнообразные предметы: полоски бумаги, веревки, ленты, ложки, чашки, банки и пр. Полезно сравнивать разные свойства одних и тех же предметов.
После этого мы предложили детям дома вместе с родителями измерить какой-нибудь предмет или прибор (холодильник, стиральная машина), но чтобы измеряли все и мама, и папа, и ребенок. А после этого сравнили результаты. На следующий день дети с большим увлечением рассказывали о том, что они измеряли. Отметили, что у папы всегда был результат меньше чем у всех остальных членов семьи.
ВЗВЕШИВАНИЕ. СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕСУ И ЗАНИМАЕМОМУ ОБЪЕМУ.
(камень и вата (50г.)
Предложили детям камень и вату (50 г).
Спросила, что тяжелее?
Все дети сказали, что камень тяжелее ваты.
На вопрос «почему?» получила следующие варианты ответов:
«Потому что камень всегда тяжелый»,
«Потому что он тяжелее всего»,
«Потому что он большой»,
«Потому что вата легкая».
Далее измерили на весах, в результате дети увидели, что вата оказалась тяжелее камня.
На вопрос «Почему так получилось?» лишь двое детей дали ответ:
«Потому что ваты больше»,
«Потому что вата скручена в рулон и ее много».
Сделали вывод, что вес камня меньше веса ваты.
Серия экспериментов была проведена на основе принципа сохранения количества объектов при изменении их формы. Понятие сохранения означает, что предмет или совокупность предметов признаются неизменными по составу элементов или по любому другому физическому параметру, несмотря на изменения их формы или внешнего расположения, но при условии, что ничего не отнимается и не добавляется к ним. Овладение этим принципом составляет также необходимое условие для формирования у ребенка научных понятий.
НЕЗАВИСИМОСТЬ КОЛИЧЕСТВА ОТ РАСПОЛОЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ
Детям предлагаются два ряда бус с одинаковым количеством бусинок.
Задаю детям вопрос: «Одинаково ли количество бусинок в обоих рядах?». Дети отвечают: «Да, одинаково».
Затем на глазах детей один ряд бусин расставляю на большие расстояния друг от друга, а второй ряд не меняю.
После этого снова спрашиваю: «Одинаково ли количество бусин в двух рядах?» И хотя все дети внимательно наблюдали за изменением, некоторые из них отвечали, что в первом ряду бусин меньше, чем во втором.
Затем возвращаю бусинки в первоначальный вид, и дети убеждаются, что количество бусинок одинаково и в первом и во втором ряду.
После этого предлагаю детям самостоятельно выполнить данный эксперимент.
Методика введения экспериментирования в организованную образовательную деятельность в область «познание» по формированию элементарных математических представлений не представляет особых сложностей. Не должно быть четких границ между всеми составляющими методами и приемами, т.к. эксперимент вводится лишь, как способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
Преобразования, которые ребенок производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают речь, мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность, восприятие. И, что немаловажно, специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно исследовательская деятельность) в старшей группе
На данном занятии дети закрепляют умение классифицировать геометрические фигуры по трём признакам: цвет, форма, величина; развивают умение н...
Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности (по формированию элементарных математических представлений) в старшей группе на тему «Решение арифметической задачи. Число и цифра 8»
Образовательная область – познание.Интеграция образовательных областей – социализация, коммуникация, познание, труд, здоровье, музыка, конструирование.Цель – формировать представление детей...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формированию элементарных математических представлений) (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности)
Цели деятельности: развитие познавательной, коммуникативной, двигательной и эмоциональной сферы.Программное содержание:Продолжать обучать детей считать в пределах 5, знакомить с порядковым значе...
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие по родному городу».
Закреплять умение составлять и решать арифметические задачи; считать в прямом и обратном порядке; пользоваться линейкой; развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление, находчивость, фа...
Организованная деятельность с детьми. Образовательная область "Познание" (формирование элементарных математических представлений, познавательно исследовательская деятельность) в подготовительной группе. Тема "Приключения Буратино!".
Учимся играя. С помощью этого материала вы можете совершить увлекательное путешествие по страницам любимой сказки А. Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Закрепить умение классифици...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательно-исследовательской деятельности: формирование элементарных математических представлений у детей с ОИН
Конспект занятий по формированию элементарных математических представлений у детей с ОИН...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Развитие элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера»
Проблема: Наблюдение за образовательным процессом позволило сделать вывод о том, что математический опыт и основные логические операции у детей сформированы недостаточно. Причины проблемы:Недоста...