НОД по ФЭМП в средней группе с использованием ТРИЗ технологий «Путешествие на ковре самолете»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Леонова Мария Олеговна

НОД по ФЭМП в средней группе с использованием ТРИЗ технологий «Путешествие в сказку»

 

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности

Задачи:

- Закрепить название геометрических фигур ( круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник); выделить их свойства ( форма, цвет, размер).
- Закрепить знание  количественного и порядкового счета до 5, умение распознавать цифры до 5 и соотносить их с количеством предметов.

- Воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.

- Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребятки.

Дети: Здравствуйте. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите?

Ответы детей (Герои из сказок).

Воспитатель: Ребята,  предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие. А отправимся мы туда на волшебном ковре-самолете.

(Воспитатель  показывает «ковер-самолет»)

Воспитатель: Ой, ребята, его прогрызли мыши. Надо срочно починить «ковер-самолет». У меня на подносе лежат геометрические фигуры.

(Дети по очереди  накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.)

Воспитатель: Какие вам понадобились «заплатки» для ремонта коврика?

Дети: «Заплатки» формы квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, круга.

(Дети называют большие и маленькие формы фигур). 

Воспитатель: Наш ковер готов к полету. А теперь, друзья, все на борт. 

(Воспитатель  и дети становятся друг за другом и имитируют движение полета).

Наш ковёр летит и мчится,

Трудностей мы не боимся.

В сказочный мир попадём,

И героев позовём!

Воспитатель: Вот мы и прилетели! Вокруг все сказочно красиво! Интересно, в какую сказку мы с вами попали? Ой, а нас кто-то встречает.

(Выходит девочка-Аленушка)

Девочка-Аленушка: Здравствуйте, ребята! Отгадайте  загадку и вы узнаете в какую сказку вы попали. 

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

Дети: Гуси – лебеди

Воспитатель: Гуси- лебеди герои из какой сказки?

Дети: Из сказки «Гуси – лебеди»

Воспитатель: Алёнушка, а ты хочешь с ребятками поиграть?

Девочка-Алёнушка: Я бы поиграла, но случилась беда. Баба- Яга забрала моего братика Иванушку, а я никак не могу найти дорогу до избушки.

Воспитатель: Мы тебя в беде не оставим. Ребята, поможем Алёнушке?

Дети: Да. Поможем.

Воспитатель: Ну, тогда в путь! (Воспитатель и дети добираются до яблони)

Воспитатель и дети: Яблоня, яблоня покажи дорогу до избушки Бабы-Яги?

Яблоня: Покажу,  если вы поможете сосчитать мои яблоки. Сколько у меня красных и сколько зеленых яблок?

Воспитатель: Наши ребята готовы тебе помочь. 

Дети: 5 красных, 4 зеленых

Воспитатель: Каких яблок больше?

Дети: Красных яблок больше.

Воспитатель: Каких яблок меньше?

Дети: Зеленых яблок меньше.

Воспитатель: Ребята. Вы справились.

Яблонька благодарит детей и дает яблочко.

«Куда яблочко покатится, туда и следуйте».

Ребенок рассказывает стих.

Пусть дорога нелегка,

Знаем без подсказки,

Что добро сильнее зла

На яву и в сказке. 

Воспитатель: Ребята, яблочко нас привело к речке. Но их здесь две. Какие?

Дети: Одна — широкая, вторая –узкая.

Воспитатель: Чтобы перейти речку нам нужно построить мост, а из чего можно построить мост?

Дети: Из досок, бревен.

Воспитатель: На берегу лежат  строительный материал  разного размера для постройки моста. Каждый выберите материал нужного размера и постройте мост? (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Нина, что ты выбрала? Какую? Узкую или широкую? Почему?

Нина: Я выбрала широкую доску, потому что я ставила на широкую речку.

Воспитатель: А как узнать какая дощечка длинная, а какая короткая?

Дети: Способом наложения. 

После того как постройка моста будет завершена, дети «перебираются» через речку.

Физкультминутка. 

По ровненькой дорожке шагают наши ножки Топ-топ-топ!

По  камешкам, по камешкам Прыг-прыг-прыг!

Шли мы шли и до печки дошли!.

Воспитатель: Попросим печку показать дорогу до избушки Бабы- Яги

Печка в ответ: 

Я вам, дети, подскажу

И дорогу покажу.

Но пока вы не спешите,

Пирожков мне напеките. 

Воспитатель: Ребята, давайте, покажем печке какие мы умеем делать вкусные пирожки.

Дети из готового теста делают пироги разной формы.

Воспитатель: Пока наши пироги пекутся, расскажем стишки про Бабу-Ягу. 

Пироги ставятся в «печку». Дети рассказывают стихотворения.

1-й ребенок:

В темном лесу есть избушка,

Стоит задом – наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живет. 

2-й ребенок:

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки горят…

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят.

Выходит Баба – Яга (взрослый)

Баба-Яга: Кто такие? Чего расшумелись? Что вы там про меня рассказываете, спать мне не даете?

Воспитатель: Полно тебе Баба- Яга спать. Отдавай нам Иванушку.

Баба-Яга: Сначала отгадайте загадки и удивите меня чем-нибудь.

Сяду рядышком на лавку,

Вместе с вами посижу

Загадаю вам загадку,

Кто смышлёней погляжу. 

1-я загадка.

Сколько бубликов в мешок

Положил ты петушок?

Два. Но дедушке дадим

И останется (Ответ: один

2-я загадка.

На пасеке три медвежонка

Играли в прятки у бочонка.

Один в бочонок еле влез.

А сколько убежали в лес? (Ответ: два

3-я загадка.

Четыре зайца шли из школы,

Но вдруг на них напали пчелы.

Два зайчика спаслись едва,

А сколько не успели? (Ответ: два

4-я загадка.

Две розы Маша сорвала,

В подарок маме принесла.

Сорви еще и подари

Ты мамочке не две, а (Ответ: три

5-я загадка.

Пять щенят в футбол играли,

Одного домой позвали -

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет?  (Ответ: четыре

Дети разгадывают загадки.

Баба-Яга: Ой, какие вы умненькие. Ладно, верну я вам Иванушку. (Баба- Яга возвращает куклу- Иванушку девочке-Аленушке

Дети: Спасибо, Баба - Яга, а эти пирожки мы сами сделали. Угощайся. 

Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад.

Вот мы и дома построили, а теперь садитесь на ковер - поиграем. У меня вот какой новый сундучок, а в нем лежит игра. Послушайте, как мы будем играть: 'Нужно назвать геометрическую фигуру кроме этой (показываю карточку с зачеркнутой фигурой)'.

Дети сами анализируют ответы.

Затем благодарю детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности по ФЭМП в средней группе

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности

Задачи:

- Закрепить название геометрических фигур ( круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник); выделить их свойства ( форма, цвет, размер).
- Закрепить знание  количественного и порядкового счета до 5, умение распознавать цифры до 5 и соотносить их с количеством предметов.

- Воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.

- Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Ход занятия: 

Воспитатель: Здравствуйте, ребятки.

Дети: Здравствуйте. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите?

Ответы детей (Герои из сказок).

Воспитатель: Ребята,  предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие. А отправимся мы туда на волшебном ковре-самолете.

(Воспитатель  показывает «ковер-самолет»)

Воспитатель: Ой, ребята, его прогрызли мыши. Надо срочно починить «ковер-самолет». У меня на подносе лежат геометрические фигуры.

(Дети по очереди  накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.)

Воспитатель: Какие вам понадобились «заплатки» для ремонта коврика?

Дети: «Заплатки» формы квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, круга.

(Дети называют большие и маленькие формы фигур). 

Воспитатель: Наш ковер готов к полету. А теперь, друзья, все на борт. 

(Воспитатель  и дети становятся друг за другом и имитируют движение полета).

Наш ковёр летит и мчится,

Трудностей мы не боимся.

В сказочный мир попадём,

И героев позовём!

Воспитатель: Вот мы и прилетели! Вокруг все сказочно красиво! Интересно, в какую сказку мы с вами попали? Ой, а нас кто-то встречает.

(Выходит девочка-Аленушка)

Девочка-Аленушка: Здравствуйте, ребята! Отгадайте  загадку и вы узнаете в какую сказку вы попали. 

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

Дети: Гуси – лебеди

Воспитатель: Гуси- лебеди герои из какой сказки?

Дети: Из сказки «Гуси – лебеди»

Воспитатель: Алёнушка, а ты хочешь с ребятками поиграть?

Девочка-Алёнушка: Я бы поиграла, но случилась беда. Баба- Яга забрала моего братика Иванушку, а я никак не могу найти дорогу до избушки.

Воспитатель: Мы тебя в беде не оставим. Ребята, поможем Алёнушке?

Дети: Да. Поможем.

Воспитатель: Ну, тогда в путь! (Воспитатель и дети добираются до яблони)

Воспитатель и дети: Яблоня, яблоня покажи дорогу до избушки Бабы-Яги?

Яблоня: Покажу,  если вы поможете сосчитать мои яблоки. Сколько у меня красных и сколько зеленых яблок?

Воспитатель: Наши ребята готовы тебе помочь. 

Дети: 5 красных, 4 зеленых

Воспитатель: Каких яблок больше?

Дети: Красных яблок больше.

Воспитатель: Каких яблок меньше?

Дети: Зеленых яблок меньше.

Воспитатель: Ребята. Вы справились.

Яблонька благодарит детей и дает яблочко.

«Куда яблочко покатится, туда и следуйте».

Ребенок рассказывает стих.

Пусть дорога нелегка,

Знаем без подсказки,

Что добро сильнее зла

На яву и в сказке. 

Воспитатель: Ребята, яблочко нас привело к речке. Но их здесь две. Какие?

Дети: Одна — широкая, вторая –узкая.

Воспитатель: Чтобы перейти речку нам нужно построить мост, а из чего можно построить мост?

Дети: Из досок, бревен.

Воспитатель: На берегу лежат  строительный материал  разного размера для постройки моста. Каждый выберите материал нужного размера и постройте мост? (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Нина, что ты выбрала? Какую? Узкую или широкую? Почему?

Нина: Я выбрала широкую доску, потому что я ставила на широкую речку.

Воспитатель: А как узнать какая дощечка длинная, а какая короткая?

Дети: Способом наложения. 

После того как постройка моста будет завершена, дети «перебираются» через речку. 

Физкультминутка. 

По ровненькой дорожке шагают наши ножки Топ-топ-топ!

По  камешкам, по камешкам Прыг-прыг-прыг!

Шли мы шли и до печки дошли!.

Воспитатель: Попросим печку показать дорогу до избушки Бабы- Яги

Печка в ответ: 

Я вам, дети, подскажу

И дорогу покажу.

Но пока вы не спешите,

Пирожков мне напеките. 

Воспитатель: Ребята, давайте, покажем печке какие мы умеем делать вкусные пирожки.

Дети из готового теста делают пироги разной формы.

Воспитатель: Пока наши пироги пекутся, расскажем стишки про Бабу-Ягу. 

Пироги ставятся в «печку». Дети рассказывают стихотворения.

1-й ребенок:

В темном лесу есть избушка,

Стоит задом – наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живет. 

2-й ребенок:

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки горят…

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят.

Выходит Баба – Яга (взрослый)

Баба-Яга: Кто такие? Чего расшумелись? Что вы там про меня рассказываете, спать мне не даете?

Воспитатель: Полно тебе Баба- Яга спать. Отдавай нам Иванушку.

Баба-Яга: Сначала отгадайте загадки и удивите меня чем-нибудь.

Сяду рядышком на лавку,

Вместе с вами посижу

Загадаю вам загадку,

Кто смышлёней погляжу. 

1-я загадка.

Сколько бубликов в мешок

Положил ты петушок?

Два. Но дедушке дадим

И останется (Ответ: один

2-я загадка.

На пасеке три медвежонка

Играли в прятки у бочонка.

Один в бочонок еле влез.

А сколько убежали в лес? (Ответ: два

3-я загадка.

Четыре зайца шли из школы,

Но вдруг на них напали пчелы.

Два зайчика спаслись едва,

А сколько не успели? (Ответ: два

4-я загадка.

Две розы Маша сорвала,

В подарок маме принесла.

Сорви еще и подари

Ты мамочке не две, а (Ответ: три

5-я загадка.

Пять щенят в футбол играли,

Одного домой позвали -

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет?  (Ответ: четыре

Дети разгадывают загадки. 

Баба-Яга: Ой, какие вы умненькие. Ладно, верну я вам Иванушку. (Баба- Яга возвращает куклу- Иванушку девочке-Аленушке

Дети: Спасибо, Баба - Яга, а эти пирожки мы сами сделали. Угощайся. 

Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад.

Вот мы и дома построили, а теперь садитесь на ковер - поиграем. У меня вот какой новый сундучок, а в нем лежит игра. Послушайте, как мы будем играть: 'Нужно назвать геометрическую фигуру кроме этой (показываю карточку с зачеркнутой фигурой)'.

Дети сами анализируют ответы.

Затем благодарю детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП в средней группе с использованием ТРИЗ

Ход занятия:-Ребята, хотите сегодня поедем в сказку?Подъехал поезд и мы сейчас купим билеты,чтобы занять свои места в вагончиках( раздаю карточки с геометрическими фигурами)Рассаживайтесь на те ...

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в средней группе с использованием ТРиЗ технологии "Полевые цветы"

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в средней группе с использованием ТРиз технологии " полевые цветы" Цель: развитие словаря, грамматического строя, связной речи. Знакомство со звук...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ ПО ТЕМЕ «ПОМОЖЕМ МАЛЬВИНЕ»

Цель:  Закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.Задачи:Совершенствовать умения составлять число 10 из двух меньших единиц, расклады...

Методическая разработка игрового взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием социоигровых технологий «Путешествие на ковре-самолете»

Конспект игрового взаимодействия с детьми с задействованием 2 персонажей в лице взрослых предназначен для воспитателей ДОУ и  рассчитан для проведения с группой детей до 25 человек старшего дошко...

КОНСПЕКТ НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми в средней группе с использованием ТРИЗ технологии «ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК»

Программное содержание:Образовательные задачи:закрепить и уточнить знания детей о животных.активизировать и расширить словарь по темеупражнять в классификации объектов.Развивающие задачи:умение правил...

Занятие по ФЭМП в средней группе с использованием ТРИЗ технологий «Путешествие в сказку»

Закрепить название геометрических фигур ( круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник); выделить их свойства ( форма, цвет, размер).- Закрепить знание  количественного и порядкового счета до ...