Проект по математике.
проект по математике (младшая группа)

Ворогушина Алёна Александровна

У детей младшего дошкольного возраста недостаточно сформировано математическое развитие с их возрастными особенностями (знание геометрических фигур, умение сравнивать их и располагать, находить их в окружающей обстановке).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Содержание проекта.29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

  1. Название проекта: «Путешествие в страну геометрических фигур».
  2. Вид проекта: познавательно-игровой.
  3. Сроки реализации:  неделя
  4. Участники: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели Ворогушина Алёна Александровна, Варыгина Людмила Александровна.

Проблема

У детей младшего дошкольного возраста недостаточно сформировано математическое развитие с их возрастными особенностями (знание геометрических фигур, умение сравнивать их и располагать, находить их в окружающей обстановке).

Актуальность проекта

На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Поэтому тему нашей работы считаем актуальной и необходимой, т.к. математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важнейших разделов программы. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Цель проекта:

  1. Систематизировать знания детей о геометрических фигурах.
  2. Создать условия для реализации математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи проекта:

  1. Закрепить знания  детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
  2. Закреплять умение обследовать форму, различать и называть круг, квадрат, треугольник.
  3. Совершенствовать умения детей сравнивать две фигуры по цвету и форме.
  4. Развивать умение находить геометрические фигуры в окружающей обстановке.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

- Непосредственно-образовательная деятельность.

- Дидактические игры: «Найди предмет такой же формы», «Чудесный мешочек», «Сложи квадрат», «Какую фигуру забыл нарисовать художник», «Построим фигуру», «Найди лишнюю фигуру», «На что похоже».

- Презентация геометрических фигур.

- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «День рождение куклы Кати».

Социально – коммуникативное развитие

- Итоговая выставка творческих работ воспитанников.

- Создание семьями воспитанников аппликации из геометрических фигур.

- Самостоятельно-художественная и игровая деятельность детей

- Распространение опыта на сайте детского сада в сети интернет.

Речевое развитие

- Заучивание стишков о геометрических фигурах, заучивание стихотворения А. Барто «Мяч».

- Рассказывание русской народной сказки «Колобок».

- Отгадывание загадок по теме.

- Разучивание физкультминуток.

Художественно – эстетическое развитие

-  Продуктивная деятельность. Аппликация на тему «Декоративная тарелочка»

- Продуктивная деятельность. Аппликация: «узоры из геометрических фигур».

- Самостоятельно-художественное творчество детей: выкладывание из  геометрических фигур животных.

Знакомство детей с танграммом.

Физическое развитие

- Разучивание  физкультминуток.

- Подвижные игры: «Найди домик геометрической фигуре», «Мы идем по кругу», «Мой веселый звонкий мяч».

1 этап – подготовительный (пятница)

Исходя из интересов детей, проводиться анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.

2 этап – основной (с понедельника по четверг)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап – итоговый (пятница)

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:

  • расширение представлений о геометрических фигурах;
  • развитие умений соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами;
  • сформировать умение различать и называть геометрические фигуры.

Обеспечение:

  1. Развивающие игры.
  2. Наглядно-дидактические пособия.
  3. Геометрические фигуры различных форм и цветов.
  4. Трафареты для свободного рисования.
  5. Специальная методическая литература.
  6. Геометрический конструктор различных цветов.
  7. Мелкий счетный раздаточный материал (геометрические фигуры).

Продукт проектной деятельности: непосредственно-образовательная деятельность «Мишка в гости к нам пришел»

Презентация проекта: «Три веселых друга – круг, квадрат и треугольник»

Алгоритм планирования и организации деятельности

№ п/п

Мероприятие

Цели

Ответствен-ные

Сроки проведения

1 этап - подготовительный

1

Сбор информации, материалов для реализации проекта

Расширить знания детей о математических представления у детей младшего возраста

Воспитатели

2

Анкетирование родителей

Составить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Составление плана проекта.

Воспитатели, родители

пятница

3.

Разработка конспектов занятий, сценария итогового мероприятия, подготовка презентации

Закреплять с детьми названия геометрических фигур, учить обследовать форму фигур, используя зрение и осязание.

Воспитатели

Суббота и воскресенье

4.

Подбор дидактических игр, пальчиковых игр, физкультминуток

Расширять знания о геометрических фигурах.

Воспитатели

Суббота и воскресенье

5

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта

Информировать родителей по теме проекта.

Воспитатели

Суббота и воскресенье

6

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий игр.

Создать условия для ознакомления с геометрическими фигурами.

Воспитатели

Суббота и воскресенье, понедельник

2 этап - основной

7

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием презентации

Закрепить знания детей о геометрических фигурах - круг, квадрат, треугольник

Воспитатели

понедельник

8.

Рассказывание сказки «Колобок» с использованием театрализованных элементов

Формировать математические представления детей через использование русских народных сказок

Воспитатели

понедельник

10.

Продуктивная деятельность. Аппликация на тему «Декоративная тарелочка»

Закрепить геометрическую форму круг, учить наклеивать и располагать изображение на круге

Продуктивная деятельность. Аппликация: «узоры из геометрических фигур».

Воспитатели

четверг

11.

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «День рождение куклы Кати»

Развивать математические представления детей в игровой деятельности

Воспитатели, дети

неделя

12.

Подвижные игры: «Найди для домик геометрической фигуры», «Мы идем по кругу», «Мой веселый звонкий мяч»,

Закреплять название и формы геометрических фигур с использованием художественно-литературного сопровождения

Воспитатели, дети

С понедельника по пятницу

13.

Художественное творчество: выкладывание рисунка из геометрических фигур.

Закрепить знание геометрических форм в самостоятельно-художественном творчестве с использованием нетрадиционной технологии

Дети

С понедельника по пятницу

14.

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Мишка в гости к нам пришел» (итоговое)

Учить различать геометрические фигуры, используя зрительный и тактильные анализаторы, воспитывать доброе отношение друг другу, желание помочь сказочному герою, интерес к занятиям по математике.

Воспитатели, дети

пятница

3 этап - заключительный

15.

Обработка и оформление материалов проекта

Воспитатели

пятница

16.

Анализ результативности

Воспитатели

Суббота, воскресенье

Результаты проекта:

В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, договаривались и сами планировали свои дела в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.

Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры.

У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.

Были получены системные знания о геометрических фигурах.

Закрепили умения сравнивать геометрические фигуры по размеру, по цвету.

Список используемой литературы:

1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013.

2. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005.

3. Глаголева, Л.В. Сравнение предметов [Текст] / Л.В. Глаголева. –М.: Просвещение, 2010.

4. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2006.

5. Леушина А.М.Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.- М. Т.К. Велби, 2009.

6. Развивающие методические игры-занятия В ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сос. Стасова Л.П. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.

7. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Санкт-Петербург, 2003.

8. Целищева И. И., Большакова М. Д. Методика обучения дошкольников математике при ознакомлении с окружающим миром. Москва, 2009

Используемые дидактические игры.

Игра «Чудесный мешочек».

Я – чудесный мешочек,

Всем ребятам я дружочек.

Очень хочется мне знать,

Сможете ли угадать,

Что же спрятал я для Вас.

В «чудесном мешочке» лежат геометрические фигуры разных цветов и размеров. На доске геометрические фигуры.  Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвет и сравнивают с образцом проговаривая большой-маленький.

Игра «Построим фигуру».

Детям предлагают составить из геометрических фигур разных размеров рисунок (животных, дома, машины), затем каждый ребёнок проговаривает какие фигуры использовал для своей работы.

Игра «Найди предмет такой же формы»

Детям предлагают в окружающем найти предметы определенной формы – круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной;

Стихи про геометрические фигуры:

Треугольник - три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых -
Треугольник – «остроносый».

Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.
Треугольник мы рисуем,
Знать теперь его мы будем

Квадрат

Познакомьтесь, вот квадрат!
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,
Нет его ровнее в мире:

Стороны четыре в нём,
Две скрепляются углом.
Круг в нем может разместиться,
В куб он сможет превратиться.

Итак, смотрите: это круг,
Немало есть кругов вокруг:
Монета - круг, и блюдце - круг,
И солнце на картине - круг.

Прямоугольник с виду прост,
Его построить - не вопрос,
И он совсем не виноват,
Что не сложился как квадрат.

А вот - квадрат. Он очень рад,
Что сложен словно на парад,
Красив и строг: ведь у него
Равны все стороны его.

Про треугольник что сказать?
Его не сложно описать,
Он как подобие крыла:
Три стороны и три угла.

Два треугольника - и вот,
Имеет крылья самолёт.
Два круга взять - велосипед
Или очки, что носит дед.

Весь мир устроен из фигур,
Лишь присмотритесь - я не лгу
Дома, машины, люди, звери,
Столы, картины, окна, двери,
Пруды, каналы и поля
И в целом вся наша Земля.

Загадки

Три угла, три стороны

Могут разной быть длины (треугольник)

Он давно знаком со мной

Каждый угол в ней прямой

Все четыре сторон одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его (квадрат)

Вы подумайте, скажите ...
Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой
Противоположные равны.
(Прямоугольник).

Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины.
(
круг)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по математике «Город математики»

В основе проекта лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышл...

Проект по математике «Строительная математика»

Раскрыть значимости науки – математики в жизни человека....

проект по математике "Шаги в математику"

проект направлен на решение вопросов по ФЭМП в соответствии сФГОС ДО....

«Мы друзья математики» (познавательный проект по математики для детей средней группы в соответствии с образовательной программой «Югорский трамплин» и ФГОС ДО)

Данный проект способствует повышению активности детей в процессе самостоятельной и совместной образовательной деятельности. Активное участие в совместной познавательной деятельности....

Проект по математике "Волшебная страна - Математика"

Проект расчитан на два года , для детей 5-7 лет...