Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Тема «Ознакомление с количественным составом чисел 3 и 4 и цифрой 9»
Возрастная группа дошкольников: старшая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_matematike.docx | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений
Образовательная область «Познавательное развитие»
Раздел «Формирование элементарных математических представлений»
Тема «Ознакомление с количественным составом чисел 3 и 4 и цифрой 9»
Возрастная группа дошкольников: старшая
Разработала:
воспитатель
Сотникова О.Ю.
Волгодонск 2020
I. Содержательно-целевой компонент:
Цель: Ознакомление с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц, ознакомление с цифрой 9, закрепление и совершенствование навыков ориентировки на листе бумаги, закрепление знаний о днях недели.
Задачи:
Образовательная: познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц, познакомить с цифрой 9, продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа, закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Развивающая: развивать мыслительную и речевую деятельность детей, зрительное внимание, восприятие, зрительно – моторную координацию.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества, взаимопонимания.
Словарная работа:
Обогащение словаря: цифра 9; счёт до 9;
Активизация словаря: названия посуды - тарелка, чайник, кастрюля, кружка, ложка, вилка, блюдце, сковорода, чашка, поднос; названия геометрических фигур – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; вверх, низ, право, лево; счет от 1 до 8; названия дней недели.
Интеграция в целостный образовательный процесс:
Познавательное развитие;
Социально - коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Физическое развитие.
Предварительная работа: беседа с детьми о посуде, обучение количественному счету в пределах 10, навыку соотнесения числа с цифрой, навыку ориентировки на листе, закрепление умения последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, разучивание физ.минутки «Посуда».
Связь с общей темой работы на неделю: «Посуда».
II. Организационно - деятельностный компонент
Оборудование:
Демонстрационный:
Картинки посуды, игрушки «Посуда», карточка с изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и по углам карточки), карточки с цифрами от 1 до 9.
Раздаточный: наборы цветных карандашей, листы бумаги, числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 9.
Подготовка к НОД: воспитатель вместе с детьми – дежурными подготавливает место для проведения занятия, располагает демонстрационный материал на магнитной доске, раздаточный материала на столах.
Формы организации НОД: фронтальная.
Методы обучения: наглядный (показ, иллюстрация, изучаемого материала); словесный (пояснения, указания, беседа, ответы детей, познавательные вопросы, контроль и оценка качества выполняемой работы), игровой (игровые задания и упражнения), практический (выполнение заданий, предложенных педагогом).
III. Эмоционально - мотивационый компонент: заинтересовывающий момент – появление в групповой комнате сказочного персонажа
IV. Результативно-оценочный компонент: вопросы к детям о том, что получилось, а что нет, что больше всего понравилось, вручение поощрительных жетонов за активную работу
Этапы реализации содержания НОД
Структурный компонент | Действия воспитателя | Действия детей | Дидактический материал |
I. Эмоционально - мотивационный компонент | |||
I. Вводная часть: 2-3 минуты (заинтересовывающий момент – появление в групповой комнате сказочного персонажа)
| В группу входит сказочный персонаж Федора (из сказки К.Чуковского «Федорино горе») Ребята, посмотрите, кто это к нам сегодня в детский сад пришел? Федора: Здравствуйте, ребята! Я Федора, пришла к вам в гости и мне нужна ваша помощь. От меня убежала посуда. Ребята, как вы думаете мы сможем помочь Федоре? | Дети обращают внимание на Федору. Дети высказывают свои предположения. Да, у нас получится справиться со всеми заданиями! | |
II. Организационно-деятельностный компонент | |||
II. Основная часть 20 минут Игровое упражнение: «Поможем Федоре собрать посуду»
Физ.минутка «Посуда» Игровое упражнение «Составим число» Работа с раздаточным материалом. Дидактическая игра «Запомни и повтори» Игровое упражнение «Назови день недели» Игра «Живая неделя» | Воспитатель читает четверостишие и просит детей определить из какого произведения эти строки (К.И. Чуковский «Федорино горе») «А за ними вдоль забора Скачет бабушка Федора: «Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Воротитеся домой!» Воспитатель предлагает детям собрать Федорину посуду и показывает цифру 8. Он уточняет название цифры и выясняет, сколько предметов посуды надо собрать. Воспитатель спрашивает у детей : - Какие предметы посуды вы собрали? -Сколько всего предметов собрали? - Какой цифрой обозначили восемь предметов посуды? Воспитатель добавляет ещё 1 предмет посуды и предлагает сосчитать , сколько их стало всего. Воспитатель выясняет, какой цифрой можно можно обозначить число 9. Затем показывает цифру 9. Воспитатель предлагает детям найти карточку с цифрой 9 , обвести её и определить на что похожа цифра. Воспитатель вместе с детьми называет цифры по порядку. Воспитатель ещё раз обращает внимание детей на цифру 9 и предлагает подумать на какую цифру он похожа. Воспитатель уточняет : - Сколько предметов посуды вы помогли собрать Федоре? Федора: - Спасибо вам , ребята вы мне очень помогли. « Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать Буду, буду я посуду И любить и уважать!» Ребята, я знаю физ.минутку про посуду, хотите вместе со мной её сделать? Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе) Федора: -Ребята, вы молодцы и мне так нравится у вас в гостях , можно я ещё побуду с вами и вместе с вами буду играть и заниматься важными делами? Воспитатель предлагает детям и Федоре составить число 3 с помощью разных предметов посуды. Воспитатель после выполнения задания спрашивает: - Сколько всего предметов посуды? - Сколько каких предметов посуды вы взяли? - Как вы составили число 3? -Сколько предметов посуды каждого вида? Воспитатель добавляет ещё один предмет посуды и спрашивает: - Сколько теперь стало предметов посуды? - Сколько каких предметов посуды? - Какое теперь мы число составили? -Как мы составили число 4? Воспитатель предлагает детям составить число 4 с помощью карандашей разного цвета. (Вопросы аналогичны предыдущим) Воспитатель показывает детям и Федоре карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить , как расположены фигуры и просит повторить их в том же порядке. Игра проводится 2-3 раза. Воспитатель вместе с детьми вспоминает названия дней недели, последовательность, определяет , какой день недели сегодня, какой вчера, какой будет завтра. У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию воспитателя дети и Федора под музыку выполняют различные движения. По её окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.
| Дети вспоминают , что произошло с Федорой и почему посуда убежала от неё. Вызванный ребёнок выполняет задание на доске. Дети отвечают: -Мы собрали тарелку, чайник, кастрюлю, кружку, ложку, вилку, блюдце, сковороду. -8 Дети находят цифру 8 и кладут перед собой. -Посуды стало 9. Дети выполняют задание. Вызванный ребёнок выстраивает цифровой ряд от 1 до 9. Дети находят цифру 6, ставят рядом с цифрой 9 и определяют, чем похожи цифры и чем отличаются. Дети отвечают: - Мы помогли собрать Федоре 9 предметов посуды. Дети выполняют физ.минутку «Посуда» на ковре.
Да, конечно мы справимся! Дети выполняют задание, при необходимости обращаются к воспитателю за помощью.
Дети: - Конечно, Федора , оставайся с нами и будешь нам помогать. Дети выполняют задание за столами. Дети отвечают. Дети выполняют задание. Дети играют сидя на ковре. Дети отвечают. Дети выполняют задание стоя на ковре.
| предметы посуды (10 предметов), карточки с цифрами от 1 до 9. наборы цветных карандашей, листы бумаги, числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 9. предметы посуды (10 предметов) наборы цветных карандашей карточка с изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и по углам карточки) числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов |
III. Результативно-оценочный компонент | |||
III. Заключительная часть 2 минуты (вопросы к детям о том, что получилось, а что нет, что больше всего понравилось, вручение поощрительных жетонов за активную работу) | Воспитатель: -Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? -Во что играли, какие задания выполняли? --Что вам понравилось больше всего? -А что вызвало затруднения? -Как вы думаете, те умения, которые мы с вами сегодня приобрели, нам пригодятся в жизни? А где именно? -Ребята, как я рада сегодня, что у вас получилось справиться со всеми заданиями! Думаю, Федора убедилась в том, что в нашей группе самые умные и сообразительные дети! Федора: -Ребята, это действительно так, сегодня я была приятно удивлена, думаю, вы по настоящему любите математику и с удовольствием занимаетесь ей. Вы были очень внимательными, не отвлекались, работали все вместе! И мне вы очень помогли. За это хочется подарить вам вот такие жетоны. Воспитатель от лица Федоры дарит жетон ребенку и говорит, что сегодня получилось хорошо, а над чем еще стоит работать. | Дети высказывают свое мнения, делятся впечатлениями с педагогом.
Дети с удовольствием принимают жетоны, благодарят Федору. | Поощрительные жетоны. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)
Здесь представлен конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада «Математическая эстафета»
Использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, квадратов Воскобовича на занятии по ФЭМП...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. «Колобок в математической стране»
Цели:1. Закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет) .2. Учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание; записывать решение задачи с помощью цифр ...
конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.
Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с деятельностью, которой занимаются дети в эти дни. Развит...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»
Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»
Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»Возрастная группа дошкольников С...