НОД по ФЭМП "Поиграем с цифрами"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
НОД по ФЭМП на тему: «Поиграем с цифрами»
Подготовила и провела: воспитатель Кресс И. М.
2014 год
Задачи:
- упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и геометрические тела;
- закреплять умение считать в пределах 5 или 10 прямой и обратный счет, учить соотносить цифру с количеством предметов, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «сколько? », «который по счету? », «на котором месте?», различать порядковый и количественный счет, умение находить последующее и предыдущее число от названного и обозначенного;
- раскрыть на конкретных примерах значение понятий: большая, маленькая, короче, длиннее, толще, тоньше, выше, ниже.
- Закрепить знания о временных представлений и по ориентировке в пространстве.
- Учимся решать математические задачи.
- Развитие внимания, слуховой памяти, мышления.
Материал для занятия: письмо от Умняшки, куклаУмняша, геометрические фигуры на столе и геометрические тела (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник цилиндр шар конус) , кубики «Сложи узор», картинки магнитные на доске, цветные карандаши, листочки каждому ребенку, мяч, карточки для счета, магниты, карточки с цифрами, клубок, «Занимательные задачки», подарки -«разукрашки»
Ход занятия:
Организационный момент.
Мы построим ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
У всех хорошее настроение?
Все забыты огорчения?
Я прошу вас мне сказать:
Готовы вы сейчас считать? (ответы детей)
-Ребята, сегодня почтальон принес мне письмо. Хотите узнать, что там?
«Здравствуйте ребята! Меня зовут кукла Умняшка. Я живу в волшебной стране Игрляндия! И я приглашаю вас к себе в гости! Я слышала, что вы очень послушные, умные и сообразительные ребята, и я очень хочу с вами познакомиться! »
- А вы хотите познакомиться с Умняшкой? А как мы отправимся в волшебную страну? (предположения детей)
- А я вам предлагаю отправиться пешком. Нам предстоит долгий путь.
Отправляемся друзья! Отставать никак нельзя!
(дети идут за волшебным клубочком, который указывает нам дорогу в страну Игрляндия)
1 задание «Считаем до 5» - у доски останавливаемся, лежат цифры вперемешку, магниты
1.- Смотрите, ребята, мы с вами оказались в королевстве феи Считалочки, но она сейчас в отъезде по делам. И вот фея Считалочка уехала, а числа 1,2,3,4 и 5 …. 10 решили пока ее нет, немного пошалить и перепутались так, что забыли свои порядковые места. Поэтому в королевстве даже солнышко спряталось. Давайте им поможем навести порядок?!
(Дети расставляют числа по порядку) – на доске
- Молодцы, вы все сделали правильно! Все по одной цифре ставят на доску.
(у каждого ребенка карточка с цифрами до 10 )
- закрепляем тут же обратный счет от 5 до 0 или от 10 до 0.
- А еще Считалочка нам оставила какое-то задание. Посмотрим?
2. ИГРА «ПРЯТКИ»
Поиграем с цифрами в прятки. Закройте глаза или отвернитесь. Откройте. Какое число спряталось? (3, потому что после числа 2 идет число 3) (еще прячутся 2-3 цифры).
Очень хорошо играли. Было весело и интересно.
3. ИГРА «ЦИФРЫ ПЕРЕПУТАЛИСЬ»
(воспитатель открывает 2 часть доски – на доске числовой ряд)
. В этой стране видно прошел звездный ураган. Все цифры перепутались. Какая цифра не на своем месте? (ответ детей). Савелий , поставь на место цифру 2.
Вы тоже на своих столах расставьте цифры по порядку.
Расставили?
- Какая цифра стоит перед цифрой 3?
- Какая цифра стоит после цифры 1?
- Какая цифра стоит между цифрами 3 и 5?
Правильно.
- Ребята, а посмотрите, вот здесь тоже какие-то картинки.
(рассматриваем картинки с изображением разных предметов, которые висят на доске на другой части доски- магнитные картинки. Затем дети выполняют движения соответствующие тексту)
Сколько яблочек у нас,
Столько мы подпрыгнем раз. (1)
- Сколько листиков у нас,
Столько мы присядем раз. (2)
- Сколько красных мухоморов,
Столько сделаем наклонов. (3)
- Сколько баночек у нас,
Столько хлопнем с вами раз. (4)
- Сколько клоунов веселых,
Столько топнем с вами раз (5).
- Молодцы! Справились со всеми заданиями феи Считалочки! Мы можем идти дальше!- катится клубочек дальше наш и указывает нам дорогу- подошли к окошку, а там листок с задачками
2 задание «Реши задачку»
- Ой, куда это мы опять пришли? А попали мы в королевство принца Задачкина, здесь тоже нужно выполнить несколько заданий. Вы готовы?
- Тогда давайте решим с вами занимательные задачки, которые приготовил для нас принц. Только слушать их нужно очень внимательно!
-Навострите свои ушки на макушке и послушайте:
Задачка «В гостях у пчелы».
Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчелы будут зверей медом угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. За ним прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Затем пришла лиса с кувшином, а последним приковылял волк.
- Перечислите всех, кто прибежал к улью. Сколько их всего?
- Каким по счету примчался к улью заяц? А белка?
- Каким по счету приковылял волк?
- У кого была самая маленькая посуда?
- У кого была самая большая посуда?
-Кто с какой посудой пришел к улью?
Задачка «Волк и лиса на рыбалке»
Собрались лиса и волк на рыбалку. Лиса взяла маленькую удочку с короткой леской, а волк-жадина подумал: «Возьму-ка я самую большую удочку с длинной-предлинной леской – больше рыбы наловлю». Сели ловить рыбу. Лиса только успевает рыбу вытягивать: то карася, то леща, то сома, то щуку. А волк поймал одного карасика, стал его из реки тянуть, да в длинной леске и запутался. Пока распутался, уже и домой пора идти.
- Сколько всего рыб поймала лиса? Волк?
- А сколько они поймали вместе?
- Кто больше наловил рыбы, почему?
Задачка «У лося в гостях»
Купил лось телевизор, пригласил зверей мультфильм смотреть. Пришли гости к лосю, а у него только две скамейки: одна большая, другая маленькая. На большую скамейку сели лось и медведь. А на маленькую – еж, белка, заяц, суслик и мышь.
- Сколько зверей поместилось на большой скамейке?
- Сколько зверей поместилось на маленькой скамейке?
- На какой скамейке поместилось больше зверей? Почему?
- Молодцы ребята!
- Нам нужно отправляться дальше! (опять дети идут по известному маршруту)
3 задание
игры на раскрытие понятий выше и ниже, тоньше и толще, короче и длиннее, на ориентировку в пространстве.
- Ну, вот, наконец, мы дошли до страны Игрляндии! (детей встречает кукла Умняшка) – моя синяя кукла Мальвина
- Здравствуй, Умняшка!
- Здравствуйте, ребята! Как вы до меня добрались? Трудно было? Какие вы молодцы! А хотите со мной поиграть? А я посмотрю, какие вы умненькие и сообразительные!
Начинаем мы опять:
Решать, отгадывать, смекать!
Пожелаю вам удачи-
За работу, в добрый час!
Дети играют с Умняшкой.
Игра называется: «Что длиннее».
Воспитатель бросает мяч одному из детей и говорит:
«Спичка, что длиннее? »
Ребенок ловит мяч и отвечает: «Карандаш, что длиннее? » - и бросает мяч следующему игроку (коса у девочки, ленточка, палка, веревка, рельсы, дорога) Мяч бросают до тех пор, пока фантазия не иссякнет и не с чем будет сравнивать.
Что выше и ниже - дерево выше чем…, цветок ниже чем…, карандаш тоньше чем…,стул ниже чем.., Катя выше чем…,Оля ниже чем…,ствол у дерева толще чем….
Игра «Когда это бывает?»
Завтракаем мы утром, а ужинаем …(вечером)
Спим мы ночью, а делаем зарядку…(утром)
Днем мы обедаем, а завтракаем …(утром)
Солнце светит днем, а луна…(ночью)
Ужинаем мы вечером, а обедаем…(днем)
В садик мы идем утром, а из садика….(вечером)
Когда это дети бывает
Что сон волшебный наступает
С неба месяц ясный светит
Кто из вас правильно ответит (ночью)
Дети просыпаются
Быстро одеваются
Делают дружно все зарядку
Потому что привыкли к порядку (утром)
Очень весело мы играем
Физкультурой занимаемся,
Еще песни поем
Это когда бывает?..... (днем)
Расставаться нам пора.
Вот уже и мы с тобой
Возвращаемся домой.
Огни мелькают словно свечи,
Все ответят это? ………(вечер)
- на подставке выставлены в ряд игрушки в 1ряду. Во 2 и в 3.( сколько игрушек на верхней полке, на нижней, на средней? Какая первая игрушка, последняя, посредине, на каком месте стоит зайчик, сколько всего игрушек, какая игрушка стоит между зайчиком и белочкой и т. д.
-или показываю листок с приклеенными геометрическими фигурами - что находится вверху , внизу , справа от круга, слева от квадрата, над кругом, под кругом.
А теперь нам пора отправляться дальше - катится клубочек дальше
Физкультминутка – музыкальная «Маленькая страна»
4) задание - ИГРА «ГОЛОВОЛОМКА»
на столах лежат кубики «Сложи узор» - ребята собирают определенные узоры.
5) задание - ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ геометрические ФИГУРЫ» - на столах стоят геометрические тела - конус , цилиндр, шар, и геометрические фигуры круг, треугольник, квадрат, трапеция, прямоугольник.
- Ой, ребята, смотрите, где это мы очутились? А я знаю. Мы на лужайке. А кто живет на этой лужайке, мы узнаем, если отгадаем загадки.
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг)
***
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник)
***
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат)
***
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
- Догадались, кто живет на этой лужайке? (геометрические фигуры)
- Ребята, а хотите, я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате. Садитесь удобнее. И так, слушайте сказку.
«В царстве - государстве геометрических фигур жили - были Прямоугольник и Квадрат. «Я такой неуклюжий» - говорил Прямоугольник «Если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким.
А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким.
А ты всегда остаешься одинаковым, - говорил он, обращаясь к Квадрату, - и стоя, и сидя, и лежа» «Да уж, - отвечал с гордостью Квадрат. - У меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.
Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом? » Она забралась с начала на одну его сторону, но не чего не увидела из - за деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть я смогу помочь тебе? » - спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай мы тебя проводим», - предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться! » - попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но. Плюх и упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, - обратилась девочка к Прямоугольнику, - что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».
-Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника? (две длинные, а две короткие)
А сейчас геометрические фигуры предлагают поиграть вам в игру «Нарисуй предмет из геометрических фигур».
.Ребята, а давайте мы с вами пофантазируем и придумаем, какие предметы можно составить из геометрических фигур. Составьте самые различные необычные силуэты из геометрических фигур, рисуют на листках бумаги.
(дети составляют предметы)
- Какие геометрические фигуры вы использовали?
Все предметы красивые и замечательные. Оставим эти фигуры в подарок нашей кукле Умняше.
6) ИГРА «ПОДАРОК кукле Умняше.
. А вот здесь принцесса оставила свой подарок для вас
(открывает покрывало). Сюрприз – или раскраски или наклейки набор или сладкое угощение.
После игр кукла Умняшка подводит совместно с детьми итог занятия.
- Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Я очень рада, что вы ко мне пришли в гости – говорит вам кукла Умняша! До свидания! Приходите еще в мою страну Игрляндию!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка материалов на тему «Цифры рядом с нами» (цифры в пословицах, поговорках, загадках, стихах)
Данная подборка предназначена для воспитателей подготовительных групп детского сада и для учителей начальной школы. Загадок, пословиц и поговорок с использованием цифр можно найти немало в различных и...
Методический прием по формированию элементарных математических представлений в закреплении правильного написания цифр. Сказка "Царство цифр".
Способ закрепить правильно писать цифры, а не в зеркальном виде....
цифра 4. состав цифра 4.
Количество и счет. Число и цифра 4. составь число 4. Цель: познакомить детей с образованием числа 4,составом число 4, цифрой 4. Задачи:Сформировать умение соотносить цифру ...
Тема: «Путешествие в страну цифр. Число и цифра 1».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений)...
"Счет до трёх, число и цифра 3. Знакомство с цифрой 3"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9888728","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"248","width":"480"}}]]Цель:Освоение числа 3, познакомить с цифрой 3. Развивать логиче...
План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине.
План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине....
План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП) для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Число и цифра 9.
План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП)для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Число и цифра...