НОД по ФЭМП "Поиграем с цифрами"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Кресс Ирина Мирославна

Поиграем с цифрами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_femp_na_temu.docx161.31 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по ФЭМП на тему: «Поиграем с цифрами»

https://krot.info/uploads/posts/2020-01/1579459987_10-31.jpg

Подготовила и провела: воспитатель Кресс И. М.

2014 год

Задачи:

  • упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и геометрические тела;
  • закреплять умение считать в пределах 5 или 10 прямой и обратный счет, учить соотносить цифру с количеством предметов, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «сколько? », «который по счету? », «на котором месте?», различать порядковый и количественный счет, умение находить последующее и предыдущее число от названного и обозначенного;
  • раскрыть на конкретных примерах значение понятий: большая, маленькая, короче, длиннее, толще, тоньше, выше, ниже.
  • Закрепить знания о временных представлений и по ориентировке в пространстве.
  • Учимся решать математические задачи.
  • Развитие внимания, слуховой памяти, мышления.


Материал для занятия: письмо от Умняшки, куклаУмняша, геометрические фигуры на столе и геометрические тела (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник цилиндр шар конус) , кубики «Сложи узор», картинки магнитные на доске, цветные карандаши, листочки каждому ребенку, мяч, карточки для счета, магниты, карточки с цифрами, клубок, «Занимательные задачки», подарки -«разукрашки»

Ход занятия:

Организационный момент.

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

У всех хорошее настроение?

Все забыты огорчения?

Я прошу вас мне сказать:

Готовы вы сейчас считать? (ответы детей)

-Ребята, сегодня почтальон принес мне письмо. Хотите узнать, что там?

«Здравствуйте ребята! Меня зовут кукла Умняшка. Я живу в волшебной стране Игрляндия! И я приглашаю вас к себе в гости! Я слышала, что вы очень послушные, умные и сообразительные ребята, и я очень хочу с вами познакомиться! »

- А вы хотите познакомиться с Умняшкой? А как мы отправимся в волшебную страну? (предположения детей)

- А я вам предлагаю отправиться пешком. Нам предстоит долгий путь.

Отправляемся друзья! Отставать никак нельзя!

(дети идут за волшебным клубочком, который указывает нам дорогу в страну Игрляндия)

1 задание «Считаем до 5» - у доски останавливаемся, лежат цифры вперемешку, магниты

1.- Смотрите, ребята, мы с вами оказались в королевстве феи Считалочки, но она сейчас в отъезде по делам. И вот фея Считалочка уехала, а числа 1,2,3,4 и 5 …. 10 решили пока ее нет, немного пошалить и перепутались так, что забыли свои порядковые места. Поэтому в королевстве даже солнышко спряталось. Давайте им поможем навести порядок?!

(Дети расставляют числа по порядку) – на доске

- Молодцы, вы все сделали правильно! Все по одной цифре ставят на доску.

(у каждого ребенка карточка с цифрами до 10 )

- закрепляем тут же обратный счет от 5 до 0 или от 10 до 0.

- А еще Считалочка нам оставила какое-то задание. Посмотрим?

2. ИГРА «ПРЯТКИ» 
Поиграем с цифрами в прятки. Закройте глаза или отвернитесь. Откройте. Какое число спряталось? (3, потому что после числа 2 идет число 3) (еще прячутся 2-3 цифры). 
Очень хорошо играли. Было весело и интересно.

3. ИГРА «ЦИФРЫ ПЕРЕПУТАЛИСЬ» 
(воспитатель открывает 2 часть доски – на доске числовой ряд)


. В этой стране видно прошел звездный ураган. Все цифры перепутались. Какая цифра не на своем месте? (ответ детей). Савелий , поставь на место цифру 2. 
Вы тоже на своих столах расставьте цифры по порядку. 
Расставили? 
- Какая цифра стоит перед цифрой 3? 
- Какая цифра стоит после цифры 1? 
- Какая цифра стоит между цифрами 3 и 5? 
Правильно. 

- Ребята, а посмотрите, вот здесь тоже какие-то картинки.

(рассматриваем картинки с изображением разных предметов, которые висят на доске на другой части доски- магнитные картинки. Затем дети выполняют движения соответствующие тексту)

Сколько яблочек у нас,

Столько мы подпрыгнем раз. (1)

- Сколько листиков у нас,

Столько мы присядем раз. (2)

- Сколько красных мухоморов,

Столько сделаем наклонов. (3)

- Сколько баночек у нас,

Столько хлопнем с вами раз. (4)

- Сколько клоунов веселых,

Столько топнем с вами раз (5).

- Молодцы! Справились со всеми заданиями феи Считалочки! Мы можем идти дальше!- катится клубочек дальше наш и указывает нам дорогу- подошли к окошку, а там листок с задачками


2 задание «Реши задачку»

- Ой, куда это мы опять пришли? А попали мы в королевство принца Задачкина, здесь тоже нужно выполнить несколько заданий. Вы готовы?

- Тогда давайте решим с вами занимательные задачки, которые приготовил для нас принц. Только слушать их нужно очень внимательно!

-Навострите свои ушки на макушке и послушайте:

Задачка «В гостях у пчелы».

Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчелы будут зверей медом угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. За ним прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Затем пришла лиса с кувшином, а последним приковылял волк.

- Перечислите всех, кто прибежал к улью. Сколько их всего?

- Каким по счету примчался к улью заяц? А белка?

- Каким по счету приковылял волк?

- У кого была самая маленькая посуда?

- У кого была самая большая посуда?

-Кто с какой посудой пришел к улью?

Задачка «Волк и лиса на рыбалке»

Собрались лиса и волк на рыбалку. Лиса взяла маленькую удочку с короткой леской, а волк-жадина подумал: «Возьму-ка я самую большую удочку с длинной-предлинной леской – больше рыбы наловлю». Сели ловить рыбу. Лиса только успевает рыбу вытягивать: то карася, то леща, то сома, то щуку. А волк поймал одного карасика, стал его из реки тянуть, да в длинной леске и запутался. Пока распутался, уже и домой пора идти.

- Сколько всего рыб поймала лиса? Волк?

- А сколько они поймали вместе?

- Кто больше наловил рыбы, почему?

Задачка «У лося в гостях»

Купил лось телевизор, пригласил зверей мультфильм смотреть. Пришли гости к лосю, а у него только две скамейки: одна большая, другая маленькая. На большую скамейку сели лось и медведь. А на маленькую – еж, белка, заяц, суслик и мышь.

- Сколько зверей поместилось на большой скамейке?

- Сколько зверей поместилось на маленькой скамейке?

- На какой скамейке поместилось больше зверей? Почему?

- Молодцы ребята!

- Нам нужно отправляться дальше! (опять дети идут по известному маршруту)

3 задание

игры на раскрытие понятий выше и ниже, тоньше и толще, короче и длиннее, на ориентировку в пространстве.

- Ну, вот, наконец, мы дошли до страны Игрляндии! (детей встречает кукла Умняшка) – моя синяя кукла Мальвина

- Здравствуй, Умняшка!

- Здравствуйте, ребята! Как вы до меня добрались? Трудно было? Какие вы молодцы! А хотите со мной поиграть? А я посмотрю, какие вы умненькие и сообразительные!

Начинаем мы опять:

Решать, отгадывать, смекать!

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час!

Дети играют с Умняшкой.

Игра называется: «Что длиннее».

Воспитатель бросает мяч одному из детей и говорит:

«Спичка, что длиннее? »

Ребенок ловит мяч и отвечает: «Карандаш, что длиннее? » - и бросает мяч следующему игроку (коса у девочки, ленточка, палка, веревка, рельсы, дорога) Мяч бросают до тех пор, пока фантазия не иссякнет и не с чем будет сравнивать.

Что выше и ниже - дерево выше чем…, цветок ниже чем…, карандаш тоньше чем…,стул ниже чем.., Катя выше чем…,Оля ниже чем…,ствол у дерева толще чем….

Игра «Когда это бывает?»


Завтракаем мы утром, а ужинаем …(вечером)

Спим мы ночью, а делаем зарядку…(утром)

Днем мы обедаем, а завтракаем …(утром)

Солнце светит днем, а луна…(ночью)

Ужинаем мы вечером, а обедаем…(днем)

В садик мы идем утром, а из садика….(вечером)

Когда это дети бывает

Что сон волшебный наступает

С неба месяц ясный светит

Кто из вас правильно ответит (ночью)

Дети просыпаются

Быстро одеваются

Делают дружно все зарядку

Потому что привыкли к порядку (утром)

Очень весело мы играем

Физкультурой занимаемся,

Еще песни поем

Это когда бывает?..... (днем)

Расставаться нам пора.

Вот уже и мы с тобой

Возвращаемся домой.

Огни мелькают словно свечи,

Все ответят это? ………(вечер)

- на подставке выставлены в ряд игрушки в 1ряду. Во 2 и в 3.( сколько игрушек на верхней полке, на нижней, на средней? Какая первая игрушка, последняя, посредине, на каком месте стоит зайчик, сколько всего игрушек, какая игрушка стоит между зайчиком и белочкой и т. д.

-или показываю листок с приклеенными геометрическими фигурами - что находится вверху , внизу , справа от круга, слева от квадрата, над кругом, под кругом.

А теперь нам пора отправляться дальше - катится клубочек дальше

Физкультминутка – музыкальная «Маленькая страна»

4) задание - ИГРА «ГОЛОВОЛОМКА» 
на столах лежат кубики «Сложи узор» - ребята собирают определенные узоры.


5) задание - ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ геометрические ФИГУРЫ»  - на столах стоят геометрические тела - конус , цилиндр, шар, и геометрические фигуры круг, треугольник, квадрат, трапеция, прямоугольник.

- Ой, ребята, смотрите, где это мы очутились? А я знаю. Мы на лужайке. А кто живет на этой лужайке, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это … (круг)

***

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник)

***

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат)

***

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник).

- Догадались, кто живет на этой лужайке? (геометрические фигуры)

- Ребята, а хотите, я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате. Садитесь удобнее. И так, слушайте сказку.

«В царстве - государстве геометрических фигур жили - были Прямоугольник и Квадрат. «Я такой неуклюжий» - говорил Прямоугольник «Если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким.

А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким.

А ты всегда остаешься одинаковым, - говорил он, обращаясь к Квадрату, - и стоя, и сидя, и лежа» «Да уж, - отвечал с гордостью Квадрат. - У меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.

Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом? » Она забралась с начала на одну его сторону, но не чего не увидела из - за деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть я смогу помочь тебе? » - спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай мы тебя проводим», - предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться! » - попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но. Плюх и упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, - обратилась девочка к Прямоугольнику, - что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».

-Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника? (две длинные, а две короткие)

А сейчас геометрические фигуры предлагают поиграть вам в игру «Нарисуй предмет из геометрических фигур».


.Ребята, а давайте мы с вами пофантазируем и придумаем, какие предметы можно составить из геометрических фигур. Составьте самые различные необычные силуэты из геометрических фигур, рисуют на листках бумаги. 
(дети составляют предметы) 
- Какие геометрические фигуры вы использовали? 
Все предметы красивые и замечательные. Оставим эти фигуры в подарок нашей кукле Умняше. 

6) ИГРА «ПОДАРОК кукле Умняше.
. А вот здесь принцесса оставила свой подарок для вас 
(открывает покрывало). Сюрприз – или раскраски или наклейки набор или сладкое угощение.
После игр кукла Умняшка подводит совместно с детьми итог занятия.

- Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Я очень рада, что вы ко мне пришли в гости – говорит вам кукла Умняша! До свидания! Приходите еще в мою страну Игрляндию!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка материалов на тему «Цифры рядом с нами» (цифры в пословицах, поговорках, загадках, стихах)

Данная подборка предназначена для воспитателей подготовительных групп детского сада и для учителей начальной школы. Загадок, пословиц и поговорок с использованием цифр можно найти немало в различных и...

цифра 4. состав цифра 4.

Количество и счет. Число и цифра  4. составь число 4.   Цель: познакомить детей с образованием числа 4,составом число 4, цифрой 4. Задачи:Сформировать умение соотносить цифру ...

Тема: «Путешествие в страну цифр. Число и цифра 1».

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений)...

"Счет до трёх, число и цифра 3. Знакомство с цифрой 3"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9888728","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"248","width":"480"}}]]Цель:Освоение числа 3, познакомить с цифрой 3. Развивать логиче...

План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине.

План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине....

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП) для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Число и цифра 9.

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП)для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Число и цифра...