Конспект НОД по математике с использованием палочек Кюизенера «Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект НОД по математике с использованием палочек Кюизенера «Путешествие по сказкам»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_matematike_s_ispolzovaniem_palochek_kyuizenera.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по математике с использованием палочек Кюизенера «Путешествие по сказкам» (старшая группа)
Автор: Зейналова Сара Нажмудиновна - воспитатель МАДОУ ДСКВ «Сказка»
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с помощью палочек Кюизенера.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять понятие, что у палочки (у каждого цвета) есть свое число.
2. Упражнять в умении работать со схемами, по воображению.
3. Учить детей составлять число 6 из двух меньших чисел;
4. Закреплять представление детей о размере (длине) и цвете.
6. Расширить и закрепить знания детей о сказках.
Развивающие:
1. Развивать память, логическое мышление, воображение, внимание, речь,
умение рассуждать, доказывать.
Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.
Оборудование:
Палочки Кюизенера на каждого ребёнка, схема для постройки машины, карточки с кроватками на каждого ребёнка, презентация. Угощение для детей.
Методические приёмы:
Наглядные;
Словесные (напоминания, указания, вопросы);
Игровые (сюрпризный момент);
Поощрение, дифференцированный анализ занятия.
Ход занятия:
1. Психологический настрой.1 мин.
- Ребята, у нас сегодня в группе много гостей-взрослых. Что нам нужно сделать? (Поздороваться!)
- Правильно (Дети здороваются)
А сейчас:
Мы за руки возьмемся (взяться за руки)
Друг другу улыбнемся: вот так (улыбнуться в обе стороны)
Мы не будем ссориться, (погрозить пальчиком )
Будем мы дружить (сцепить руки над головой)
Ручками своими («фонарики»)
Тепло души дарить. (погладить соседа по голове или спине)
- Вот какие у вас замечательные ручки- приветливые и ласковые. А что еще умеют делать ваши ручки в детском саду? (Лепить, рисовать, собирать игрушки и т. д)
- Дети, ваши ручки умеют работать с Цветными палочками? (Да)
- Это умение нам сегодня очень пригодится.
2. Организационный момент. 1 - 2 мин.
- Посмотрите, сегодня утром почтальон принес нам письмо(слайд 2)
Прислал нам его гномик.Давайте прочитаем(на экране конверт и текст письма)(слайд 3)
«Здравствуйте ребята, в стране сказок был сильный ветер, и теперь там страшный беспорядок. Помогите, пожалуйста, сказочным героям, навести порядок в их сказках. Гномик».
- Ребята, гномик просит нас о помощи, приглашает в гости в страну сказок. Это большая и удивительная страна. Путь туда неблизкий.
3. Подготовка к усвоению нового материала. 2 мин.
-Прежде чем отправиться дальше, давайте спустимся по лестнице, и назовем цвет и номер каждой палочки (Дети рассказывают стихотворение о лесенке из палочек Кюизенера и делают различные упражнения) (слайд 4)
Мы по лесенке шагаем
И ступеньки мы считаем. (дети шагают на месте)
Все ступеньки до одной
Знаем в лесенке цветной! (дети хлопают в ладоши)
(слайд 5 - 14)
Первая это белый листок! (дети рисуют в воздухе двумя пальцами квадрат)
Вторая – розовый лепесток! (дети подносят ладошки к носу и делают вдох)
Третья, как голубой океан (дети делают движения руками, как прыжки дельфинов)
Четвёртая – красный красивый тюльпан (дети складывают ладошки вместе с локтями)
Пятая – желтый солнечный свет! (круговые движения руками)
Шестая – сиреневый яркий букет (дети соединяют руки кольцом и чуть наклоняются вперёд)
Седьмая – чёрный пушистый кот! (дети показывают движение кошачьих лапок)
Восьмая – вкусный вишнёвый торт (ладони вытянуты вперёд, держим торт и дуем на свечи)
Девятая – синий мой мячик (ладони соединяются шариком движение подбросили и поймали)
Десятая – оранжевый зайчик (ладони ушки на макушке шевелятся).
4. Содержательный этап. 20 мин.
- Итак, мы отправляемся с вами в путешествие.
- Но на чем же мы отправимся туда? (дети называют транспорт, на котором можно доехать: автобус, машина, поезд, телега, воздушный шар и т.д)
- Ребята, подождите, в письме еще что – то написано. Оказывается, мы не все прочитали.(слайд 15)
- Посмотрите,Гномик хотел отправить за вами машину, но она сломалась, и он предлагает сделать ее вот по такой схеме.
- Проходите за столы, там для вас лежат приготовленные гномиком цветные палочки (дети проходят за столы)
- Первой положим палочку, обозначающую какую цифру? (цифру один)
- Какого цвета она будет? (белая)
- Какого цвета палочка будет лежать за белой? (голубая палочка)
- Почему? (обозначает цифру 3)
- Посмотрите на стрелку. Палочку мы должны положить вертикально.
- Какого цвета палочка будет лежать за голубой?(красная)
- Какая она по счету? (третья)
- Посмотрите на стрелку. Палочку мы должны положить горизонтально.
- Ребята, чего еще не хватает для того, чтобы отправиться в путь? (колес)
- Колеса у нас будут из палочек, обозначающих цифру 1.
- Какого цвета палочки мы поставим? (белые) (дети делают колеса)
- Посмотрите на экран.(слайд 16)
- Проверьте, правильно ли вы выложили машину.
- Молодцы, все справились с заданием.
Отправляемся в путь.(Звучит музыка) (Подошли к экрану)
- Вот мы и приехали, но в сказку дверь непросто открывается.
Вам известен молодец,
Без которого жилец
Хоть и знает, где живет,
А в свой дом не попадет (Ключ)(слайд 17)
- Ключик этот не простой, а золотой.
- Из какой сказки этот ключик? (Сказка о золотом ключике или приключение Буратино).
- А теперь я предлагаю построить свои золотые ключики. (Дети подходят к столам, выкладывают из палочек ключики)
Молодцы! Посмотрите на экран, какие ключики могли бы у вас еще получиться (слайд 18)
- Этим золотым ключиком мы открываем дверь в сказку. А в какую сказку мы с вами попадем – вы узнаете, когда отгадаете загадку.
А дорога далека.
А корзинка нелегка.
Сесть бы на пенек,
Съесть пирожок. (Маша и медведь.)
- Правильно, мы попали в сказку «Маша и медведь»(слайд 19)
Гимнастика для глаз(слайд 20)
Сел медведь на бревнышко (присели)
Стал глядеть на солнышко (смотрят вверх, поднять голову кверху)
Не гляди на свет медведь (глазами вправо, -влево, моргают глазами)
Глазки могут заболеть.
(Дети подходят к столам и работают парами)
- Машенька очень хотела порадовать медведя и решила соткать для него коврик, но у Машеньки только одна фиолетовая ниточка. (слайд 21)
- Давайте мы с вами поможем Машеньке, сделаем красивые коврики, из наших палочек.
- У нас с вами уже лежит фиолетовая палочка, это будет основа коврика. Каждый ряд составьте из двух других палочек, ряды не должны повторяться.
- Прочитаем коврик.(слайд 22)
- Какое число обозначает фиолетовая палочка? (6)
- Из палочек какого цвета состоит второй ряд коврика, если первая палочка белого цвета? (белая и желтая)
- Палочки какого цвета взяли для третьего ряда? (розовую и красную)
- И четвертый ряд у нас состоит из палочек …(голубого цвета).
- Давайте «Прочитаем» коврик числами. (шесть это один и пять, два и четыре, три и три, четыре и два, пять и один).
- Чтобы коврик получился завершённым, надо его украсить бахромой, бахрома у нас будет из белых палочек, их мы положим на фиолетовую палочку.
Наше путешествие продолжается.
Физическая минутка «Медведи»(слайд 23)
Три медведя шли домой (шагают покачиваясь)
Папа был большой- большой (руки вверх)
Мама чуть поменьше ростом, (руки к груди)
А сынок малютка просто (приседают)
Очень маленький он был (в приседе переваливаются с ноги на ногу)
С погремушкою ходил дзинь-ля-ля (встают и звенят погремушкой)
(дети подходят к столам).
-Нашим ключиком золотым открываем дверь в следующую сказку.
«Возле леса на опушке
Трое их живут в избушке.
Три кровати, три подушки,
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?» (Три медведя)(слайд 24)
(слайд 25)Дети, у медведей поломались все кровати.
- Давайте поможем имвсе кровати отремонтировать и заправить.
-У кого будет самая большая кровать?(У папы,Михаила Ивановича)
- Посмотрите, какого цвета она? (оранжевого)
- А самая маленькая? (у Мишутки)
- Она какого цвета (фиолетовая).
- Тогда у Настасьи Петровны кровать будет среднего размера, и цвет у нее…(вишневый) (Дети выкладывают кровати из палочек за столами)
- Теперь надо заправить кроватки, а заправлять будем так:(слайд 26, 27,28)
- Сверху в одну линию положим «одеяло», которое сшито из «лоскутков» - палочек.
- Из каких «лоскутков» сшито «одеяло» на большой кроватке?
- на средней кроватке?
- на маленькой кроватке? (Ответы детей)
- Ну, вот «одеяло» мы постелили, что же ещё не хватает? (Подушки)
- А подушкой будет белая палочка, её надо положить с левой стороны на каждую кровать.
- И с этим заданием мы справились. Медведи очень обрадуются, что мы им помогли.
5.Рефлексия. 2 мин (слайд 29)
- Спасибо, Вам ребята, что помогли сказочным героям.
Гномик благодарит вас за помощь, передает вам подарок и прощается с вами.
Пришло время расставаться
И с героями сказок прощаться.
Но не будем унывать
Сказку будем в гости звать.
6. Заключительная часть.1 мин.
-Нам пора возвращаться в детский сад, чтобы быстрее добраться, скажем, волшебные слова. Закройте глаза.
Все мы дружные ребята,
Мы – ребята дошколята.
Из любого положенья
Выход мы всегда найдем
Фантазировать умеем
И нигде не пропадем.
Вот мы с вами и вернулись в детский сад.
Кому понравилось наше путешествие, улыбнитесь, а если нет – нахмурьтесь.
- Что больше всего вам понравилось?
- А какое было самое трудное задание?
- Молодцы! Если ещё раз позовут нас на помощь, мы всегда поможем.
Цель занятия:
• Закрепить знания в образовании чисел в пределах 10;
• Закрепить знания в порядковом и количественном счете до 10;
• Развивать умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы «Какой? Который? Сколько?»;
• Закрепить навыки детей выкладывать задание по образцу из палочек КЮИЗЕНЕРА;
• Закрепить умение детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине);
Оборудование:
Наборы палочек Кюизенера на каждого ребенка, мультимедийная доска, проектор, игрушки с киндер сюрприза на каждого ребенка (по одной)
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым , доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Дети, посмотрите, что у меня в руках?
Дети: Коробочка.
Воспитатель: Да, какая она красивая, а давайте посмотрим что в ней находится.
Воспитатель открывает коробку, а в ней лежат палочки Кюизенера.
Воспитатель: Что это?
Дети: Палочки Кюзенера
Воспитатель: Правильно, вот с ними мы сегодня и будем заниматься. Но для начала давайте вспомним какой сегодня день недели?
Дети отвечают: Четверг
Воспитатель: Правильно, давайте сейчас поиграем в игру «Будь внимательным» (Воспитатель называет разные слова, в том числе и дни недели. Если ребенок слышит название дней недели, то он должен хлопнуть в ладоши: лиса, хлеб, вторник, среда, книга, воскресенье, шорты, велосипед и т.д.)
Давайте вспомним, сколько у нас палочек? (10 палочек). Какие палочки? (Разноцветные).
Воспитатель: Чем они похожи, чем отличаются?
Дети: Они все прямоугольной формы, ими можно считать, выкладывать разные фигуры, отличаются размером.
- Давайте вспомним каждый цвет, какой цифре соответствует. (Белая палочка- цифра 1, розовая палочка-цифра 2 и т.д.)
Воспитатель: А сейчас все подойдите ко мне и давайте с вами поиграем в игру, которая называется я буду каждому из вас кидать мяч и задавать задание, а вы должны будите отгадывать мое задание:
1 задание « Разминка»
( воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос)
- посчитай от 1 до 10;
- посчитай от 10 до 1;
- назови дни недели;
- назови 1-й день недели;
- назови какой день следует за средой;
- назови соседей числа 3;
- какое число следует за числом 5;
- какое число стоит перед числом 8.
Воспитатель: Давайте вспомним каждый цвет, какой цифре соответствует. (Белая палочка- цифра 1, розовая палочка-цифра 2 и т.д.)
Вика: прочитай, пожалуйста, стихотворение:
Цифра 1-как первый снежок,
2-как самый красивый цветок,
3-небосвод над головой,
4-флажок, а по цвету, какой?
5-разукрашена как одуванчик,
6-фиалка в нашем стаканчике.
Цифра 7-темна как сажа,
8-цвет вишенки вкусной и спелой,
9-как колокольчик нежный,
10-как апельсин полезный.
Давайте возьмем наши наборы с палочками и пройдем за столы. Откройте коробки и приготовьтесь к заданию.
Задание № 2 «Выложи дорожку».
Воспитатель: У меня на доске схема дорожки. Вы должны ее запомнить, и после того как я ее закрою, самостоятельно выложить в той же последовательности. Проверили. (4 дорожки).
Задание № 3 « Весёлый поезд»
Воспитатель: Найдите стаканчик с числом , которое следует за числом 1 ( 2)
Что это за шум? (Слышится шум поезда)
Давайте сделаем свои поезда. Вагоны расположите так, чтобы их было 10: от самого маленького до самого большого. Машинистами будут игрушки (у каждого ребёнка маленькая игрушечка)
Давайте посчитаем вагоны, начиная с самого маленького- белого ( считают, ставя игрушку на «вагон»)
- сколько вагонов? ( 10)
- каким по порядку стоит жёлтый вагон?
- какого цвета вагон стоит 6-м?
- какой по порядку вагон стоит между красным и коричневым?
- какой вагон левее голубого?
- на сколько один вагон больше ( меньше) рядом стоящего? ( на 1)
-А теперь выложите числовой ряд. ( один ребёнок работает у доски)
Физ. минутка:
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду – мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу – торт купили.
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали, плясали,
Дни недели – посчитали».
Игра « Сколько раз ударю в ладоши…»
(Показать цифру, соответствующую количеству ударов)
Воспитатель: Каждый « вагон» имеет имя ( повторить: 1- белый, 2- красный и т.д.)
Игра « Сравни количество вагонов»
- Возьмите 5 красных « вагона»
- Рядом положите 8 зелёных « вагонов»
- Давайте сравним количество красных и зелёных « вагонов» ( красных меньше, зелёных больше)
- Как узнать на сколько красных « вагонов» меньше ( зелёных больше)? ( методом приложения или методом наложения)
- Что сделать, чтобы « вагонов» стало одинаковое количество?( добавить или убрать)
Гимнастика для глаз: ( на флешке физ. минутки)
Воспитатель: Сейчас давайте поиграем в игру «Что пропустили?»
В следующем задании вам нужно выложить лесенку в прямом и обратном порядке. А теперь узнаем, кто из вас самый внимательный. Закрываем глаза. (В это время воспитатель убирает несколько палочек). Открывайте, что изменилось? Каких палочек не хватает?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера «Путешествие к Незнайке» (старший возраст)
Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера «Путешествие к Незнайке»....
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе с использованием палочек Кюизенера «Путешествие в школу Математики»
Цели:Цели:Воспитывать дружеские отношения между детьми, интерес к занятиям по математике, самостоятельность, умение рассуждать.Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, фантазию.Закрепле...
Конспект НОД по математике с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста
Конспект НОД по математике с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша для детей старшего дошкольного возрастаЦели:Закреплять представления о свойствах геометрических фигур: цвет, форма,...
Конспект занятия по математике с использованием палочек Кюизенера «Интересное путешествие»
Конспект занятия по математике с использованием палочек Кюизенера «Интересное путешествие»...
Конспект НОД по математике с использованием палочек Кюизенера (подготовительная группа) «Путешествие по сказкам»
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с помощью палочек Кюизенера.Задачи:Образовательные:1. Закреплять понятие, что у палочки (у каж...
Конспект НОД по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера. "Путешествие по стране сказок" ( старшая группа)
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с помощью палочек Кюизенера.Задачи:Образовательные:1. Закреплять понятие, что у палочки (у каждого цвета)...