Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Измерение площади»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Кравцова Марина Сергеевна

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Измерение площади»

Цель: сформировать представления о площади фигур, сравнение фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки.

Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 9, состав чисел 8 и 9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи целого и частей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmerenie_ploshchadi.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Измерение площади»

Воспитатель: Кравцова Марина Сергеевна

Дата проведения: 10.03.2020

Цель: сформировать представления о площади фигур, сравнение фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки.

Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 9, состав чисел 8 и 9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи целого и частей

Материалы к занятию: рабочие тетради, карандаш цветные, простой карандаш, счётный материал

Ход занятия:

1. Введение в ситуацию.

Воспитатель собирает детей около себя,

- Любите ли вы гулять?

- В какие игры вы играете во дворе?

- Случалось ли, что во время игры вы падали или цеплялись -а сучок и порвали одежду?

- Что в этом случае делает мама?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель рассказывает; что мама-Коза из сказки «Волк и семеро козлят» часто зашивает одежду своих сорванцов-козлят, ставит на их порванную во время прогулки одежду заплатки. Мама Коза просит детей помочь одежду козлят.

-Хотите маме Козе?

2. Актуализация знаний.

Дети садятся за столы, на которых находятся куски картона неправильной формы на каждого.

Воспитатель рассказывает, что маме Козе нужен самый большой кусочек ткани. Как правило, дети сразу показывают на желтый кусок. Но мама Коза не уверена, что это так.

Как доказать Козе, т. е. как сделать так, чтобы сразу было ясно, что желтый кусок занимает на столе больше места, чем синий?

Дети кладут синий кусок на желтый. Воспитатель обращает внимание детей на то, что синий кусок полностью умещается на желтом.

Воспитатель подводит итог: желтый кусок ткани занимает на столе больше места. В этом случае говорят, что желтый кусок ткани имеет большую площадь (воспитатель проводит рукой по всей площади желтого куска картона), чем синий кусок.

Какой кусок ткани имеет меньшую площадь? (Синий.)

Какой кусок ткани имеет большую площадь? (Желтый. )

Как сравнить фигуры по площади? (Надо наложить фигуры так, чтобы одна фигура полностью уместилась на другой. )

3. Затруднение в ситуации.

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что мама Коза собралась в гости к бабушке и дедушке в деревню.

Ходят ли в гости с пустыми руками?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель рассказывает, что всегда приятно получить в подарок, что-то сделанное своими руками.

Как вы думаете, что может подарить Коза?

Дети вспоминают, что коза дает полезное молоко, а также шерсть, из которой потом прядут нитки. Из можно связать теплые вещи. Воспитатель говорит, что из этих ниток можно сделать мягкие коврики, которые кладут около кровати.

Дети подходят к столу, на котором находятся квадраты и прямоугольники,

разбитые на квадраты, на каждого. 

Воспитатель рассказывает, что Коза хочет подарить коврик большей площади дедушке, а коврик, у которого площадь меньше, бабушке. Воспитатель предлагает детям помочь Козе выбрать коврик большей площади.

Как можно сравнить фигуры по площади? (Надо наложить фигуры так, чтобы одна фигура полностью уместилась в другой. )

Дети начинают накладывать один коврик на другой, но ни один из ковриков полностью в другом не помещается.

- Смогли вы сравнить площади ковриков путем наложения? (Нет. )

Почему не смогли? (Потому что известный нам способ нельзя применить. )

- Что нам нужно сделать? (Надо узнать другой способ.)

Как это узнать? (Можно посмотреть в книге, придумать самостоятельно, а потом проверить себя по образцу. )

Что интереснее?

Воспитатель подводит детей к тому, что интереснее придумать самостоятельно.

4. Открытие нового знания

Воспитатель задает детям вопрос:

Что вы делали, когда хотели сравнить по длине, например, два шарфика, но не могли приложить их друг к другу, потому что шарфики были в разных местах? (Мы использовали одинаковые мерки. )

Что вы делали, когда хотели сравнить по объему два ведерка, но не могли перелить воду из одного ведерка в другое, потому что ведерки находились далеко друг от друга? (Мы использовали одинаковые мерки. )

- Что нам надо сделать для того, чтобы сравнить по площади два коврика, если их нельзя приложить друг к другу? (Надо воспользоваться одинаковой меркой. )

- Как вы думаете, что может служить меркой в нашем случае?

Если дети не догадаются назвать квадраты, воспитатель обращает на них внимание детей: каждый квадрат занимает часть площади, вое квадраты занимают всю площадь. Квадраты, из которых собраны оба коврика, одинаковые.

Как можно измерить площадь ковриков? (Надо сосчитать количество квадратов в каждом коврике. )

Дети считают квадраты в ковриках. В зеленом коврике - 9 квадратов- мерок, в красном 8 квадратов-мерок. Значит, зеленый коврик занимает большую площадь. Его- то Коза и подарит дедушке.

Воспитатель делает вывод: чтобы измерить площадь фигуры, нужно мерку данной фигуре.

5Включение нового знания в систему знаний.

Работа в тетради № 1, с. 25.

«Сравни участки по площади. Где находится самый маленький участок?»

Дети садятся за столы и открывают тетрадь на странице 25.

Воспитатель рассказывает, что в бабушкину и дедушкину деревню приехали люди из города. Они хотят купить себе участки земли, чтобы на них построить дачи. Кому-то нужен участок с небольшой площадью, кому-то хочется просторный участок. Новоослы просят детей сравнить участки по площади.

Как вы будете это делать? (Надо сосчитать количество квадратов, из которых составлен участок. )

Дети пересчитывают квадраты и под каждым «участком» пишут количество квадратов.

Есть ли участки с одинаковой площадью?

Дети должны назвать расположение этих участков:

Один участок площадью 9 квадратов находится в верхнем ряду на первом месте слева, второй участок такой же площади находится в нижнем ряду на первом месте справа».

Где находится самый маленький по площади участок? (В нижнем ряду на втором месте слева. )

На сколько квадратов самый большой участок больше самого маленького?

Дети проводят ниточки между квадратами участков в 5 и 9 квадратов и делают вывод, что самый большой участок больше самого маленького на 4 квадрата.

6. Физкультминутка Мишка вылез из берлоги

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна: (Потягивания – руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки –

Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся.

7. Работа в тетради № 2. с. 25.

«Сравни выражения, используя знаки, > < или =.

Дети садятся за столы.

Воспитатель рассказывает, что при строительстве ведутся записи, в которых учитывается, сколько и какого строительного материала было куплено, сколько израсходовано. В зеленых окошках записано количество зеленых стеклышек, купленных для витражей, в розовых окошках - количество розовых стеклышек и т. д.

Строители просят детей сначала сравнить количество зеленых и желтых стеклышек.

- Как узнать, что больше: 8 - 1 или 8 + 1?

Как правило, дети предлагают выполнить сложение и вычитание и результаты сравнить.

Дети выполняют действия и ставят нужный знак.

Можно ли, не выполняя действий, сказать, какой результат больше? (Можно, потому что в одном случае от 8 отнимают 1, а в другом - к этому же числу 8 прибавляют 1. Поэтому первый результат меньше второго. )

Следующие два примера дети выполняют самостоятельно. Для проверки воспитатель записывает на доске

Воспитатель предлагает детям рассмотреть последние два задания.

Можете вы сказать, какое число зашифровано цветком и листиком? (Нет, это может быть любое число. )

Чего меньше - синих или желтых камешков? (Синих камешков меньше, потому что в первом случае от цветка отнимаем 1, а во втором - от этого же числа ничего не и ничего не прибавляем)

Дети ставят нужный знак.

Последнее задание дети выполняют самостоятельно с последующей число.

Чего меньше - синих или желтых камешков? (Синих камешков меньше, потому что в первом случае от цветка отнимаем 1, а во втором от этого же числа ничего не отнимаем и ничего не прибавляем. )

Дети ставят нужный знак.

Последнее задание дети выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой по образцу, который воспитатель записывает на доске.

Воспитатель собирает детей около себя.

8. Итог занятия

Кому и чем вы сегодня помогли?

Какие новые знания дали вам возможность выбрать участки для дач,

смастерить красивые витражи, помочь Козе подарить коврики бабушке и

дедушке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Сказочное путешествие"

Решение примеров на сложение и вычитание;закрепление: ориентировки на листе бумаги; геометрических фигур; состава числа 10 из двух меньших чисел;развитие: логического мышления; моторики рук;воспитание...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Сказочное путешествие»

Цель: продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; закрепление ориентировки на листе бумаги, геометрических фигур, состава числа 10 из двух меньших чисел; развитие логическое мышление, мот...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Математическая сказка».

Программное содержание: Продолжать формировать умения детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия; закрепить представление о последовательности чисел; з...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема занятия: «Поиск сокровища пирата»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группеТема занятия: «Поиск сокровища пирата»...

«Математические приключения». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе № 7 "Улыбка".

Цель: формировать у детей элементарные математические представления.Задачи:- Образовательные:Совершенствовать навыки порядкового и обратного счета в пределах 10, умение называть соседей числа, умение ...