Образовательная область «Познавательное развитие» «Формирование элементарных математических представлений» Тема: «А в попугаях я гораздо длиннее»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Цель: ознакомление детей с измерительными приборами - линейка и рулетка; c единицей измерения длины - сантиметр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_femp.docx | 89.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
"Детский сад № 57 "Веснушки".
Конспект организованной образовательной деятельности
в подготовительной группе
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Формирование элементарных математических представлений»
Тема: «А в попугаях я гораздо длиннее»
Автор:
Бельская Светлана Ивановна
воспитатель
высшей квалификационной категории
Петрозаводск
2017
Цель: ознакомление детей с измерительными приборами - линейка и рулетка; c единицей измерения длины - сантиметр
Образовательные задачи:
- формировать навык измерения длины разными мерками и устанавливать причинно-следственные связи: зависимость количества мерок от их величины;
- закрепить понятие «условная мерка»;
-познакомить со старинными мерами длины;
- познакомить детей с основной единицей измерения длины – сантиметром;
-формировать умение измерять длину с помощью линейки;
Развивающие задачи:
- развивать умение видеть проблему и принимать активное участие в совместном обсуждении нахождения путей её решения;
- развивать мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы;
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к математике.
Словарь: «ладонь», сантиметр, метр.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «38 попугаев» - «Зарядка для хвоста», беседа об единицах измерения, о способах измерения длины, измерение предметов с использованием условной мерки.
Методы и приёмы: игровой (сюрпризный момент); наглядный (использование проектора); совместная деятельность в подгруппе; практическая деятельность детей; вопросы поискового характера; использование интернета (отрывок из мультфильма); анализ занятия.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Использование современных образовательных технологий:
- социо - игровая технология
- ИКТ технология
- технология музыкального воздействия;
- ТРИЗ
- технология исследовательской деятельности
- здоровьесберегающие технологии
- личностно-ориентированные технологии
Материалы:
Демонстрационный: отрывок из мультфильма «38 попугаев», линейка, рулетка, игрушка удав, посылка, письмо, нитки, компьютер, проектор, цифры 1,2, 3, 4 – формат А4.
Раздаточный: по 6 карточек с цифрами 1,2,3,4; 4 конверта с карточками с изображением животных и насекомых (червяк, гусеница, ящерица, змея); куски ниток на каждого ребенка, линейки на каждого ребенка.
Ход оод:
I. Вводная часть.
Организационный момент:
Дети располагаются на ковре полукругом.
Разминка:
Воспитатель: Какое сегодня число? Какой месяц? Какой сегодня день недели? Какой по счету это день? Завтра - какой день? Сколько сегодня детей в группе (мальчиков, девочек)?
Воспитатель: Дети, посмотрите налево, посмотрите направо и скажите, а в группе у нас ничего необычного нет?
Дети рассматривают помещение группы и находят на подоконнике посылку
Воспитатель: Сегодня к нам в группу пришла посылка. На посылке кодовый замок, нам нужно угадать код. А вот и подсказки: цифры какие-то и задачи. Слушайте внимательно и отвечайте, подняв руку:
- На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов? Первая цифра кода – 3.
Воспитатель вызывает одного ребенка, он берет в руки соответствующую цифру и поворачивается лицом к детям.
- Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят? Вторая цифра кода – 4
Воспитатель вызывает второго ребенка, который берет в руки следующую цифру и поворачивается лицом к детям.
3. У Коли и Марины.
Четыре мандарина.
Из них у брата - три.
А сколько у сестры? Третья цифра кода -1.
Воспитатель вызывает третьего ребенка, который берет в руки третью цифру и поворачивается лицом к детям.
- На пасеке три медвежонка
Играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез.
А сколько убежало в лес? Четвертая цифра кода – 2.
Воспитатель вызывает четвертого ребенка, который берет в руки четвертую цифру и поворачивается лицом к детям.
Воспитатель: назовите хором код к посылке.
Дети хором называют: 3412
Технология музыкального воздействия:
Воспитатель открывает коробку, звучит музыка из мультфильма «38 попугаев»
Воспитатель: Снова загадка, вот послушайте:
Без рук, без ног -
Ползает на брюхе.
Нет у нее слуха,
Не жуёт – глотает.
Смотрит – не моргает.
Как загадка вам моя?
Отгадали?
Кто - …
Воспитатель: Правильно змея. Эта змея живет в джунглях, она очень длинная. Как называется? (Удав).
Верно удав. (воспитатель достает из коробки игрушечного удава, длиной 1,5 метра)
Воспитатель: А еще в посылке есть письмо, давайте прочитаем.
«Здравствуйте дети. Пишут вам Мартышка, Слоненок и Попугай. У нас есть друг Удав, который похож на игрушку из посылки. Он очень хочет знать какой у него рост. Мы измеряли его рост и мартышками и слоненками и попугаями, но всегда рост получался разный. Это очень расстраивает нашего друга Удава, помогите нам, пожалуйста. Подскажите чем можно измерить удава еще, да так, чтобы у всех один и тот же рост получался. Ждем с нетерпением от вас ответа».
Воспитатель: Дети давайте посмотрим как Мартышка, Слоненок и Попугай измеряли удава.
ИКТ технология:
Просмотр отрывка из мультфильма «38 попугаев».
Воспитатель: Да действительно, результат получался всегда разный.
Чем являлись слон, мартышка и попугай при измерении длины удава? (Условной меркой)
Ну что, поможем друзьям? (да).
II. Основная часть
Социо – игровая технология:
Воспитатель: Для начала давайте разделимся на команды, и каждая команда выберет себе капитана. На подносе разложены карточки с цифрами. Выбираем каждый по карточке. У кого цифра один – первая команда, занимает стол с цифрой 1, у кого цифра 2 – вторая команда, занимает стол с цифрой 2, у кого цифра 3 – третья команда, занимает стол с цифрой 3, и у кого цифра 4 – четвертая команда занимает стол с цифрой 4.
Дети садятся за стол.
Воспитатель: А теперь даю вам полминутки выбрать капитана команды.
Дети выбирают капитана команды и сообщают об этом воспитателю.
Воспитатель:
Пожелаю вам удачи!
За работу! В добрый час!
Воспитатель:
Руки? – на месте
Ноги? – на месте
Локти? – у края
Спина? – прямая.
Воспитатель: Сейчас ко мне подойдут капитаны команды.
Шепотом дает задание капитанам команд: У вас на столах лежат конверты с изображением животных и насекомых. Разложите этих животных и насекомых от самого короткого до самого длинного.
Капитан сообщает задание своей команде.
Мозговой штурм (ТРИЗ) «А в попугаях – то я гораздо длиннее!»
Воспитатель: Сейчас ко мне снова подойдут капитаны команды.
Воспитатель шепотом дает задание капитанам команд:
Подумайте, в каких животных удав будет длиннее, чем в попугаях? Каждая команда должна назвать по три таких животных.
Капитан сообщает задание своей команде.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Отвечать выходят по одному участнику команды
Вопросы к детям: - Друзья из мультфильма разных удавов измеряли или одного и того же? - Почему результаты измерения получились разные? - Что получилось, если бы захотели измерить удава в муравьях? В мультфильме удав воскликнул: «А в попугаях – то я гораздо длиннее!»
Как вы думаете, прав ли был удав и действительно ли он длиннее в попугаях?
В результате обсуждения делается вывод: длина удава не зависит от величины мерки. От величины мерки зависит только результат измерений.
Воспитатель: Не получается одинаковый результат.
А давайте попробуем измерить удава нашими шагами?
Технология исследовательской деятельности:
Воспитатель выбирает 2 ребенка разного роста (самого высокого и самого низкого).
Практическая деятельность: Дети шагают вдоль удава по очереди и считают шаги.
Вопросы детям: Сколько шагов получилось у Леона? А сколько шагов у Насти? У Леона больше шагов или у Насти? А теперь подумайте, удав одной длины, а количество шагов разное, почему же так получилось? Таким образом, сделаем с вами вывод: чем шире шаги, тем меньше кол-во шагов. У Леона были шаги шире, у него получилось меньше кол-во шагов. А у Насти шаги уже, поэтому у нее кол-во шагов получилось больше. Молодцы, ребята! Спасибо! Можете сесть за свои места.
Здоровьесберегающая технология:
Воспитатель: Давайте немного отдохнем.
Физминутка
Из мультфильма «38 попугаев» «Зарядка для хвоста».
Технология исследовательской деятельности:
Воспитатель: Как же нам помочь удаву?
Раньше люди для измерения длины пользовались тем, что было всегда с собой: руками, пальцами, шагами. Шагами мы уже измеряли, не получился один и тот же рост. А еще люди измеряли длину в «локтях», т. е. использовали расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)
Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.
Я сейчас вам покажу, как измеряли локтем (на примере нитки).
Воспитатель дает задание капитанам команд: У вас на столах есть нитки, отмерьте нитку длиной в свой локоть.
Практическая деятельность детей: дети отмеряют нитку длинной в «локоть»
Воспитатель: А теперь этой меркой измеряем удава. (воспитатель вызывает несколько детей).
Вопросы детям: Одинаковый результат получился или нет? Почему? (Дети разного роста и мерка, поэтому, у всех разная).
Подходят нам старинные мерки длины? (Нет.)
Воспитатель: Чтобы не было споров, люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела, - они всегда одинаковые. Сегодня мы познакомимся с двумя такими мерками – метром и сантиметром.
Воспитатель демонстрирует линейку сантиметровую и рулетку, объясняя, где удобнее использовать линейку, а где рулетку. Расстояние от одной цифры до другой называется сантиметр. В сантиметрах измеряют небольшие по длине предметы. А сто сантиметров – это один метр. Им измеряют длинные предметы.
Воспитатель: У вас на столах лежат линейки, возьмите их в руки. Рассмотрите. Какая первая цифра на линейке? Какая последняя? Чтобы правильно измерить длину, нужно совместить цифру «0» и край предмета, размещая линейку по прямой линии до конца предмета.
-Ребята, давайте попробуем измерить линейкой высоту жирафа и высоту тигра.
Практическая деятельность детей: Дети измеряют и сравнивают по высоте жирафа и тигра.
Скажите, удобно ли линейкой измерять длинные предметы? А чем удобнее измерять?
А удава чем удобнее измерить линейкой или рулеткой?
Воспитатель вызывает нескольких детей по - очереди и измеряют удава.
А теперь получился у всех одинаковый результат или нет.
III. Заключительная часть
Рефлексия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с новыми мерками. Давайте вспомним, какие это мерки? Правильно, метр и сантиметр. Для чего нам нужна такая мерка, как метр? А для чего нужен сантиметр? Вика, напомни нам, пожалуйста, как нужно правильно пользоваться линейкой? Все у нас получилось?
Смогли ли мы помочь друзьям? Что мы напишем в письме? Чем нужно измерить удава, чтобы узнать его рост?
Чтобы вы не забывали об этих мерках, измерьте дома длину стола, кровати, длину ваших книжек, которые у вас есть дома.
Очень долго занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!
Всем спасибо, все были сегодня молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по направлению «Познавательно-речевое развитие» образовательная область «Познание» по «Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Путешествие за названием группы»
Программные задачи:Обучающие:1. Совершенствовать умение различать инаходить геометрические фигуры; выделять несколько признаков (цвет и форму);2. ...
Конспект НОД, образовательная область «Познание», раздел «Формирование элементарно - математических представлений» Тема: "Зеркало времени"
Конспект непосредственно - образовательной деятельностиобразовательная область «Познание»раздел «Формирование элементарно - математических представлений»подготовительная логопедическая группа №3 «Руче...
Конспект НОД образовательная область «Познание» раздел «Формирование элементарно - математических представлений» Тема: «Лунный гость» (4-5 лет)
Конспект непосредственно - образовательной деятельностиобразовательная область «Познание»раздел «Формирование элементарно - математических представлений»средняя логопедическая группа №3 «Ручеек»Тема: ...
Образовательные области: Познание. Раздел: Формирование элементарных математических представлений. Тема: свойства предметов. Сравнение предметов по цвету и размеру.
конспект занятия по математике для старшей группы....
Конспект НОД по образовательной области: Познание.Раздел: Формирование элементарных математических представлений Тема: «Путешествие по сказкам»
Конспект НОД.Образовательной области «Познание». Формирование элементарных математических представлений.Направление развития: познавательно - речевое.Тема занятия «Путешествие по сказкам».Средняя груп...
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (развитие элементарных математических представлений) «Вкусная математика» в средней группе
Закрепить знание о числе и цифре 3.Уточнить сформированность знаний о геометрических фигурах.Активизировать словарный запас по теме «Продукты питания»....
Совместная деятельность в образовательной области познание по формированию элементарных математических представлений Тема: «Сокровища Форд Боярда»
Совместная деятельность в образовательной области познаниепо формированию элементарных математических представленийТема: «Сокровища Форд Боярда»...