Консультация для педагогов ДОУ «Современные технологии в формировании у дошкольников представлений о количестве и счете»
консультация по математике
Консультация для педагогов ДОУ «Современные технологии в формировании у дошкольников представлений о количестве и счете»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx | 56.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для молодых педагогов ДОУ
Дебирова Минара Такабудиновна
«Современные технологии в формировании у дошкольников представлений о количестве и счете»
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Опыт работы показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность и т.д. Этого можно достичь, если включать здание детям не в готовом виде, а постигалось ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира.
Группа | Программное содержание | ||
Е.В Колесникова | Л.Г.. Петерсон, Е.Е. Кочемасова; Н.П. Холина | И.А. Помораева, В.А Позина | |
Младшая | Сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много. Понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше. Понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него. Называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов. Согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным. Решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации. Знакомиться со стихами, загадками сказками, в которых присутствуют числа. | Сравнение групп предметов, содержащих до 5 предметов, по количеству на основе составления пар (равно - не равно, больше - меньше предметов). Формирование представлений о сохранении количества. Знакомство с понятиями «один», «много», их иллюстрация с помощью предметов окружающей обстановки. Образование чисел в пределах 5 на предметной основе. Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел. Знакомство с наглядным изображением чисел 1-5, формирование умения соотносить цифру с количеством. | Формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного. Формировать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше, поровну. |
Средняя | Согласовывать в роде, числе, падеже числительное ко всей группе. Знакомить с цифрами от 1-5; со стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа. Учить писать числа по точкам; соотносить цифры с количеством предметов; понимать отношения между числами в пределах 5; отгадывать математические загадки; порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «кокой по счету?»; устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине, форме, расположению. | Сравнение групп предметов, содержащих до 10 предметов, по количеству на основе составления пар (равно – не равно, больше – меньше предметов). Развитие представлений о сохранении количества. Развитие представлений о понятиях «один» и «много». Образование последующего числа из предыдущего путем прибавления единицы. Количественный и порядковый счет от 1 до 10. Сравнение предыдущего и последующего чисел. Знакомство с наглядным изображением чисел 6 - 10, формирование умения соотносить цифру с количеством. | Сравнивать количество предметов на основе сопоставления пар, различать, где один предмет, где много. Формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета. Понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше. Учить количественному и порядковому счету в пределах 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д. |
Старшая | Дать представление о цифрах от 6 до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств. Учить: - воспроизводить количество движений по названному числу; писать цифры от 1 до 9 и число 10; - отгадывать математические загадки; записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр; - составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале; из неравенства делать равенство; - различать количественный и порядковый счет в пределах 10; - устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; - решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Познакомить со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года); математическими знаками +, -, =, <, >. | Развивать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными; формировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, формировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов; развивать умение соотносить число с количеством предметов; формировать представления о сложении и вычитании совокупностей предметов, развивать умение использовать для записи сложения и вычитания знаки + и –; развивать умение сравнивать, складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 10; развивать умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, при сравнении пользоваться знаками =, ≠, >. Формировать представление о равных и неравных группах предметов; развивать умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления пар и фиксировать результат сравнения с помощью знаков =, ≠. | Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5. Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом. Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями. Формировать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел. Формировать представление о порядковом значении чисел первого десятка. |
Подготовительная | Учить: - считать по образцу и названному числу в пределах 10; - понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета; - определять место того или иного числа в ряду (10 – 20) по его отношению к предыдущему и последующему числам; - различать количественный и порядковый счет в пределах 10; - различать количественный и порядковый счет в пределах 20, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?; - сравнивать группы разнородных предметов; отгадывать математические загадки; - записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр, чисел; - сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр; - устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; - решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание; - решать логические задачи. Продолжить знакомить с составом числа из двух меньших (до 10); стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года); Познакомить с числами от 11 до 20 и новой счетной единицей – десятком; числами второго десятка и их записью. | Развивать умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа. Сравнивать рядом стоящие числа; совершенствовать умение сравнивать числа, записывать результат сравнения с помощью знаков = и ≠, < и >, устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого; формировать представление о составе чисел первого десятка из двух меньших; формировать умение обозначать числа от 1 до 10 с помощью групп предметов и точек, а также цифрами, печатая их в клетках; формировать начальное представление о числовом отрезке; формировать умение обозначать числа точками на отрезке прямой; совершенствовать умение решать простые (в одно действие) задачи на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. Закреплять умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым; совершенствовать умение обозначать свойства фигур с помощью знаков (символов); пользоваться таблицей. | Формировать умения составлять множества по заданным основаниям, видеть составные части множеств, в которых предметы отличаются определенными признаками. Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе); на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+),минус (—) и знаком отношения равно (=). |
По программе «Игралочка» Л.Г.. Петерсон Е.Е. Кочемасова, я выделила такие общие задачи как:
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
- Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
- Увеличение объема внимания и памяти.
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
- Формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия по программе «Игралочка» по сути являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система организации занятий должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Часто, когда я затрудняюсь в подборе мотивации при разработке занятий, я использую методы и приемы Л.Г. Петерсона.
При сравнении групп предметов в младшей и средней группе я использую счетную линейку, вверху дети расставляют заданное количество предметов или геометрических фигур (в качестве заместителей предметов). Этот способ рекомендуется использовать в младшем и среднем дошкольном возрасте, т.к. ребенку легче таким способом освоить счет, последовательность, сравнивать предметы. При изучении с детьми цифр, «Игралочка предлагает загадки и стихи на каждую изучаемую цифру, а в свободной деятельности мы с детьми лепим изученную цифру. Так же можно предложить тактильное изучение цифр (вырезанные из наждачной бумаги цифры и наклеенные на карточку). По этой программе автор на занятиях по ознакомлению счетом, рекомендует воспитателю задавать вопрос детям таким образом, чтоб дети на глаз могли сказать сколько предметов они видят, и только после этого посчитать их с детьми, оказавшимися в затруднении. При закреплении последовательности цифр, детям предлагаются карточки, на которых пустые клетки
Они должны поставить в пустой клетке нужное число точек или выложить нужное число предметов. По завершении дети ходят по группе и проверяют правильность выполнения задания.
По этой программе дети учатся измерять длину, объем с помощью условных мер. Им дается проблемная ситуация, например: Доктору Айболиту надо добраться до домика больного Зайчика. От домика доктора до домика зайчика ведут две дороги. Одна дорога через домик Лисы, другая – через домик Медведя. Детям дается задача: как узнать, какая дорога короче. Условная мерка – шаг. Можно предложить другие условные мерки: линейку, ленту, кубики и т.д. Здесь можно предложить детям разделиться на две группы. При измерении объема воспитатель просит детей помочь: как насыпать пшена в две кормушки поровну? На столе выставляются различные мерки: ложки, стаканы, чашки. Дети выбирают что то одно для измерения. Высыпав стакан крупы в кормушку, ребенок ставит фишку, и так до тех пор пока не закончится крупа. Фишки пересчитываются и ставится цифра. Дальше проводится рефлексия. Воспитатель спрашивает, как сделать, чтобы во 2-ой кормушке пшена было столько же? Можно ли отмерять пшено для второй кормушки другой меркой? Что будет если взять мерку поменьше, например ложку? Что будет если, взять мерку побольше, например чашку?
В конце года в старшей группе дети знакомятся с числовым отрезком. Здесь можно предложить детям послушать рассказ о путешествии лягушонка. Лягушонок прыгнул через озеро (выкладывают синюю полоску, в конце ставится цифра 1) и оказался на лужайке, прыгает снова (выкладывается зеленая полоска и в конце цифра 2). Лягушонок оказался рядом с маком, мак не мог путешествовать с ним. Лягушонок снова прыгнут (выкладывается красная полоска и цифра 3) и оказался рядом с золотым одуванчиком. Одуванчик не смог путешествовать с ним и лягушонок прыгнул дальше (выкладывается желтая полоска и цифра 4). Лягушонок устал и решил отдохнуть на пенечке. Оглянулся назад и что же он увидел? Дети высказываются. Дети сами могут продолжить рассказ о том как лягушонок вернулся домой. Во время рефлексии дети приходят к мысли:
- Из маленьких отрезков получился большой – числовой.
- На числовом отрезке отложены равные (единичные) отрезки.
- Каждое число показывает, сколько таких отрезков отложено.
- При движении по числовому отрезку вправо число увеличивается на 1 – «прибавляем один шаг».
- При движении влево каждое число уменьшается на 1 – «вычитаем один шаг» (одну за другой убираем полоски).
Познакомившись с числовым отрезком, дети по нему учатся считать.
Круги Эйлера. Прочитав некоторую, литературу я натолкнулась на то, что детям для облегчения решения задач учителя предлагают использовать круги Эйлера. Оказывается с их помощью легко разобраться во взаимосвязях множеств. Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Так, в программе «Одаренный ребенок», представляющей собой вариацию программы «Развитие», большое внимание уделяется работе с круговой моделью Эйлера. Создатели программы полагают, что построение и использование наглядных моделей в максимальной степени способствует развитию умственных способностей дошкольников. Если ребенок научится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, он получит в свои руки инструмент, с помощью которого в дальнейшем сумеет познавать и конструировать действительность. Знакомить детей с кругами Эйлера лучше начать со старшей группы. Вот пример, как можно использовать их при сравнении множеств:
1. Назовите числа ....<4,....>8,....<1.
2. Назовите числа ....>5, но ....<9 (6, 7, 8).
3.Назовите числа ....>3, но ....<6 (4, 5).
4. Назовите числа ....<7, но ....>2 (3, 4, 5, 6).
1:
В скобках указаны цифры, которые выкладываются детьми в круг.
Остальные задания можете попробовать сами.
ИКТ-технологии. В настоящее время не представляется возможным обучение детей без использования компьютерных технологий. ИКТ дает возможность воспитателю заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Практика показала, что значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.
Технология проектной деятельности. С недавних пор изменились образовательные стандарты в школах и дошкольных учреждениях. Сейчас для того чтобы развить в ребенке свободную творческую личность недостаточно обучать и развивать теми методами, к которым мы привыкли. Здесь педагогам поможет технология проектной деятельности. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.
Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Современные технологии обучения дошкольников""
В содержании консультации перечислены некоторые современные технологии обучения дошкольников, позволяющие организовать процесс дошкольного воспитания и обучения в соответствии с федеральными государст...
Городской теоретико-практический семинар "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"
Городской теоретико-практический семинар "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"...
«Современные технологии в формировании элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте» (Консультации для воспитателей и родителей)
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)...
«Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»
Консультация для воспитателей «Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»...
Консультация для воспитателей: «Использование современных технологий в формировании у дошкольников представлений о себе и ЗОЖ»
laquo;Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»...
Консультация для педагогов "Использование современных технологий в речевом развитии дошкольников"
Консультация...
Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в формировании финансовой грамотности дошкольников»
Цель: познакомить педагогов с технологиями экономического воспитания...