«Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»
консультация
Консультация для воспитателей «Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp_ovz.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской
муниципального образования Ейский район
Консультация для воспитателей
«Использование современных технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ»
Воспитатель:
Бондаренко О.А.
11ноября, 2019г.
Математика – наука и сложная, и простая. Ее сложность и простота, как
ни парадоксально, в одном и том же свойстве – тщательной
упорядоченности, логичности элементов знания. Поэтому для одних, в силу
особенностей интеллектуального развития, она оказывается «легкой», для
других – «трудной».
Так или иначе, ее освоение начинается в дошкольном возрасте и
включает формирование элементарных математических представлений на
основе чувственного сенсорного опыта. Математическое развитие –
значимый компонент формирования «картины мира» ребенка, оно состоит из
взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве,
форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые
необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных»
понятий.
Среди всех детей дошкольного возраста выделяют группу детей,
которую определяют как «дети с ОВЗ». Это дети, у которых по причине
врожденной недостаточности или приобретенного органического
поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или
центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется
от нормы (дети с недостаточным интеллектуальным развитием, задержкой
психического развития, различными речевыми нарушения, особенностями в
развитии эмоционально-волевой сферы и поведения).
Дети с ОВ не готовы к школьному обучению по всем параметрам,
которыми характеризуется психологический аспект готовности к обучению,
поэтому одним из актуальных направлений работы по подготовке к школе
данной группы детей является работа по формированию элементарных
математических представлений. Поэтапное формирование математических
знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны
психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон
восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности
в целом.
Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную
практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно
приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет
и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком
математическими представлениями, знаниями и умениями является
немаловажным фактором его социализации.
Дети с ОВЗ могут овладеть математическими представлениями при
наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.
Содержание коррекционно-развивающей работы предполагает учет
общих принципов воспитания и обучения, принятых в дошкольной
педагогике: научность, системность, доступность, концентричность
изложения материала. Учитывая психические особенности обозначенной
категории детей, многократное повторение изучаемого материала,
используемое на занятиях, в процессе выполнения домашних заданий
обеспечивает более прочное его усвоение. В конспектах большинства занятий
при объяснении материала используется такой вид работы, как беседа. Для
повышения эффективности обучения используется интерес к
художественному слову. Отдельные занятия проводятся с использованием
средств мультимедиа.
Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными
возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические
игры и упражнения, развивающие его три основные формы (нагляднодейственное, наглядно-образное и словесно-логическое). Целенаправленная,
продуманная система игр будет способствовать умственному воспитанию
ребенка, вызовет интерес к окружающему, приведет к самостоятельности
мышления детей. Актуальность применения специальных дидактических игр
и упражнений по формированию мышления состоит в том, чтобы
существенно изменить способы ориентировки ребенка в окружающем мире,
приучить его выделять существенные связи и отношения между объектами,
что приведет к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начнут
ориентироваться не только на цель, но и на способы её достижения. У детей
будет формироваться более обобщенное восприятие окружающей
действительности, они начнут осмыслять собственные действия,
прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и
причинные зависимости. Ориентируясь также на уровень развития внимания,
памяти, зрительно-моторной координации, в занятия включены специальные
задания, способствующие их развитию.
Основной целью является формирование элементарных
математических представлений у детей с ОВЗ.
Обучение математике в игровой форме развивает и формирует
познавательный интерес ребенка. Лучше всего сформировать интерес к этой
науке еще до преподавания ее в школе. В этом помогут интересные и
увлекательные задания и упражнения по математике для дошкольников.
Виды заданий по математике
Математические игры
– элементарные логические игры;
– задачи;
– упражнения на классификацию, построение сериационных рядов;
– задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от
другой;
- дидактические игры, направленные на развитие пространственных
представлений.
Развлечения
Математические развлечения — отличный способ разнообразить
формы работы.
– Загадки;
– игры на пространственное преобразование;
– головоломки.
Поскольку дошкольный возраст подразделяется на младший и старший,
то и задания должны подбираться с учетом степени сложности. Младший
дошкольный возраст охватывает возрастной период 3-4 года, а старший — 5-
7 лет. Конечно, разбивка заданий по возрасту условная, так как все зависит от
темпов развития ребенка, именно на них и надо ориентироваться.
Формы организации работы
– работа с подгруппой детей с демонстрационным материалом на
занятиях;
– практическая индивидуальная работа;
– индивидуальная работа с детьми по разрешению проблемных
ситуаций;
– экспериментирование;
– математические развлечения с элементами театральной
деятельности с участием детей;
– консультирование родителей по ознакомлению с возможностью
использования математических игр.
В процессе обучения используются индивидуальные и подгрупповые
формы организации НОД.
Занятия по РЭМП у детей 4-5 лет проводятся 1 раз в неделю. Их
продолжительность составляет 15-20 минут. Занятия по РЭМП
представлений у детей 5-6 лет проводятся 2 раза в неделю. Их
продолжительность составляет 20-25 минут. Занятия по РЭМП у детей 6-7
лет проводятся 3 раза в неделю. Их продолжительность составляет 20-25
минут. Индивидуальные занятия с детьми проводятся согласно расписанию
по организации НОД.
Правила организации занятий
Работать с развивающими математическими заданиями совсем
нетрудно, родителям вполне по силам с этим справиться. Но чтобы ребенок
получал от занятий максимальную пользу, необходимо придерживаться
правил их организации: Перед тем как приступить к заданию, необходимо
дать рекомендации по его выполнению:
Учитывать уровень развития и возрастные особенности ребенка.
Если вдруг внимание ребенка угасло, не нужно заставлять его
заниматься дальше.
Исходить из интересов ребенка.
Не злоупотреблять подсказками.
Если ребенок не может найти решение задачи, не нужно каждый раз
говорить правильные ответы, надо побуждать его к поиску и
проявлению терпения.
Чтобы удержать интерес ребенка, взрослый может предложить
частичную подсказку. Как правило, дошкольнику не удается выполнить все
задания с первого раза, но это имеет позитивные стороны — если ребенок
вынужден что-то делать несколько раз, происходит развитие волевой сферы.
– Не ограничиваться упражнениями одного типа, а использовать
разнообразный материал.
– Это поможет разностороннему развитию. При организации
занятий надо обращать внимание на тренировку пространственных
временных отношений, навыков счета, воображения, логического мышления
и др.
– Применять разные формы организации занятий: индивидуальная
работа, игры в паре или командные соревнования.
– Исходить из постепенного усложнения заданий.
– Использовать средства наглядности, которые будут привлекать
внимание ребенка: яркие картинки или фотографии, изображения любимых
сказочных героев.
– Не скупиться на похвалу, если малыш ее заслужил.
– Поощрять самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...
Использование современных игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Педагогический совет № 3, по второй педагогической задачи доу, в форме деловой игры....
"Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Мастер класс. Педагог Ясинская Н.В. Тема: «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Обобщение опыта работы....
«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Современный этап развития общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании. Использование их способствует повышению качества обучения, приучает детей са...
Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».
Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...
Использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Наиболее эффективной формой организации работы с компьютером в детском саду является проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический проц...
"Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений дошкольников"
Выступление на педагогическом совете...
- Мне нравится (1)