"Математические ступеньки"
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Дополнительная программа социально-педагогической направленности " Математические ступеньки" разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. «Математические ступеньки» - игры-занятия, в основе которых лежит методика Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной. Программа включает :
- расширение и углубление представлений о форме, цвете, величине предметов, способность целенаправленно, последовательно обследовать внешние особенности предметов, при этом ориентируясь не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.);
- существенное увеличение устойчивости непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей;
- увеличение объема памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации;
- мотивационная сфера дошкольников расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные ( побуждающие делать добро).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
platnaya_programma_matematicheskie_stupenmi.docx | 66.81 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 136
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 136
_____________________И.Н. Львова
Приказ от ____________№_________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
« МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»
Возрастная категория: дошкольный возраст (6-7 лет)
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Колбасина М.П. - воспитатель
Рассмотрено членами методического
объединения МАДОУ ЦРР д/с № 136.
Рекомендовано к использованию.
Заседание МО от _______протокол №
Калининград
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа «Математические ступеньки» является программой дополнительного образования социально-педагогической направленности.
Актуальность программы.
В последние годы российское образование переживает качественно новый этап своего развития, обусловленный изменением социального заказа общества на деятельность системы образования: не простое усвоение определенного набора знаний, умений и навыков, а «формирование креативности, умения работать в команде ,аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к сомообучению, что обеспечивает успешность личностного роста».
В связи с этим актуально стало создание современного педагогического инструментария, который позволит воспитателю не на словах, а на деле научить своих детей самостоятельно работать, учиться. В Ассоциации «Школа 2000..» создана дидактическая система деятельного метода, предлагающая решение новых образовательных задач в системе непрерывного образования с позицией восстановления единого образовательного пространства в новой деятельной парадигме образования. В предложенной дидактической системе на основе теоретического подхода синтезирован, сохранивший свою значимость опыт, идущий от Я.А. Коменского, И. Пестолоцци и инновационные идеи новых педагогических систем – П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, Ш.А. Амонашвили.
Исследования психологов, многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. В предлагаемой программе представлена система математического развития дошкольников в рамках единого процесса обучения, воспитания, сохранения и поддержки их здоровья. Единство образовательного процесса достигается за счет включения ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, инструментально обеспеченного технологией деятельностного метода и системой дидактических принципов «Школа 2000…», адаптированных для этапа дошкольной подготовки.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является не только формы образовательного процесса, методики обучения, но и формы организации самих занятий. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А педагог подводит детей к этим « открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Само же « открытие» должно происходить в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх. Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности, поэтому в программе предложено большое количество игровых упражнений. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они являются не только формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. В соответствии с психологическими особенностями развития дошкольников, занятия в программе «Математические ступеньки» по сути являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах, формирование навыков коммуникативного взаимодействия. Дети не замечают, что идет обучение,о ни перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система организации занятий воспринимается ими как естественное продолжение их игровой деятельности. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения Для того, чтобы переключить активность детей(умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, проводятся физкультминутки. Методика является природосообразной и здоровьесберегающей. Ребята не теряют в результате обучения здоровье. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.
В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха.Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом. Механизмом решения задачи разноуровневого обучения является подход, сформировавшийся в дидактике на основе идей Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка. В соответствии с ним работа с детьми в данном курсе ведется в зоне их «ближайшего развития» («максимума»): наряду с заданиями, которые они могут выполнить самостоятельно, им предлагаются и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Воспитатель акцентирует внимание детей на успех, поэтому решение таких заданий формирует у них желание и умение пре- одолевать трудности. В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не тормозится развитие более способных детей.
Адресат программы. Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 6-7 лет.
Объем и срок освоения программы. Срок освоения программы – 1 год.
На полное освоение программы требуется 36 часов.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. Набор осуществляется из числа детей, посещающих МАДОУ ЦРР д/с №136 г. Калининград. Программа предусматривает групповые, фронтальные и индивидуальные формы работы с детьми. Состав групп: 10 – 18 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Общее количество часов в год – 36 ( 9 месяцев). Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: для 6-7 лет – 30 минут. Занятия проводятся 1 раза в неделю.
Возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте 6-7 лет.
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.В этом возрасте чаще всего ваш ребенок:
• Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. • Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.
• Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.
• Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
• Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.
•Очень ориентирован на внешнюю оценку. Педагогическая целесообразность, практическая значимость. Настоящая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. «Математические ступеньки» - игры-занятия, в основе которых лежит методика Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной. Программа включает :
- расширение и углубление представлений о форме, цвете, величине предметов, способность целенаправленно, последовательно обследовать внешние особенности предметов, при этом ориентируясь не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.);
- существенное увеличение устойчивости непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей;
- увеличение объема памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации;
- мотивационная сфера дошкольников расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные ( побуждающие делать добро).
При разработке программы учитывались основные принципы дошкольного образования:
1.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
2.Признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
3.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
4.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
5.Возрастная адекватность дошкольного образования ( соответствие условий, требований, методов по возрасту и особенностям развития).
Работа с дошкольниками по данной программе строится на основе следующих дидактических принципов:
1.Принцип психологической комфортности, в соответствии с которым создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса.
2.Принцип деятельности, обеспечивающий самостоятельное получение детьми новых знаний.
3.Принцип целостного представления о мире, когда при введении нового понятия раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
4.Принцип творчества, то есть процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
5.Принцип непрерывности, направленный на обеспечение преемственных связей между дошкольным и начальным общим образованием.
6.Принцип вариативности, когда у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:Удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся 6-7 лет в интеллектуальном развитии посредством расширения и углубления у них математических представлений.
Задачи:
1.Расширение математических представлений и начальное формирование логического мышления.
2.Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
3.Развитие умения вербально аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
4.Формирование мотивации учения, предпосылок учебной деятельности – умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат.
5.Увеличение объема внимания и памяти.
6.Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
7.Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Принципы отбора содержания:
− принцип систематичности,последовательности;
− принцип доступности;
− принцип наглядности;
− принцип единства развития, обучения,воспитания;
− принцип учёта возрастных особенностей детей;
− принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний;
− принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
Основные формы и методы.
Основными формами образовательного процесса являются:
- игровые занятия;
- занятия - соревнования;
- занятия - викторины;
- занятия - обобщения;
-занятия - путешествия.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- мини - групповая;
- работа в парах.
Методы освоения содержания данной программы:
1.Использование иллюстративно – наглядного материала, презентаций, ТСО. (наглядные методы)
2.Рассказ воспитателя, беседа с детьми, ответы на вопросы воспитателя (словесные методы).
3.Дидактические игры математического содержания, игровые упражнения, обследование и поиски действий, решение задач, выполнение математических действий, продуктивная деятельность ( закрашивание нарисованных предметов, задания типа « дорисуй»), выявление признаков, анализ ( практические методы).
На каждом занятии используются игровые задания и упражнения, наглядный и раздаточный материал. Задачи программы реализуются с помощью математического домино, логических игр, дидактических заданий, головоломок, занимательных задач.
Планируемые результаты.
Дети в возрасте 6-7 лет. К концу обучения по данной программе у детей наблюдается продвижений в развитии мышления, речи, психических функций, формирование познавательных интересов, коммуникативных умений, мотивационная готовность к обучению в школе. Формируются следующие основные умения:
1.Умение продолжать заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушения закономерности. Умение самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.
2. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки <,>,=.
3.Умение выполнять сложение и вычитание в пределах 10 на основе предметных действий.
4.Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков +,-,=.
5.Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.
6.Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему, площади.
7.Умение практически измерять длину и объем различными мерками ( шаг, локоть, стакан ит.д.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.
8.Умение наряду с квадратом, кругом, треугольником узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, схожие по форме.
9.Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.
Механизм оценивания образовательных результатов.
Психолого-педагогическая диагностика обследования дошкольников: прогнозирующая диагностика - сентябрь месяц; промежуточная - январь месяц; контрольное исследование – июнь месяц (Методика: Е.А. Стребелева «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». М., Просвещение,2007).
Цель обследования: выявление уровня развития мыслительных процессов и познавательной деятельности
Форма обследования: индивидуальная; фронтальная.
Дошкольники 6 – 7 лет
1.Включение в ряд. Задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым и выявление уровня развития зрительного восприятия, ориентировки на величину.
2.Построй из палочек. Задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.
3.Сложи разрезную картинку. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке (из четырех частей).
4. Сгруппируй картинки. Задание направлено на проверку уровня развития восприятия и наглядно-образного мышления (ориентировка на цвет и форму, умения группировать картинки по образцу, переключаться с одного принципа группировки на другой, объяснять принцип группировки).
5.Узнавание фигур. Задание направлено на проверку развития памяти, умение принять задание и действовать в соответствии поставленной задачи.
6.Сравни сюжетные картинки. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, восприятия целостной ситуации, изображенной на картинках, умения сравнивать и понимать динамическое изменение события, изображенного на картинке.
7.Расскажи. Задание направлено на выявление умений определять временную последовательность событий, объединение последовательных действий в единый сюжет.
8.Нарисуй целое. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, целостное восприятие предметного рисунка.
Формы подведения итогов реализации программы.
Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. «Внутренняя позиция к школьному обучению» представляет собой совокупность развития интеллектуальной, личностной и мотивационной зрелости у старшего дошкольника, формирование его активной позиции к освоению средств и способов познания окружающего мира.
Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится промежуточное обследование «стартовой» готовности дошкольника к принятию новообразований, затем промежуточный срез знаний освоения программы.
Итоговый контроль проводится в завершении курса занятий в каждой возрастной категории. Результаты обследования оформляются в виде таблици.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№ | Название раздела | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Состав числа | 7 | 11 | 18 |
2. | Числовой ряд | 1 | 1 | |
3. | Размер и его измерение | 1 | 2 | 3 |
4. | Вес и его измерение | 1 | 1 | 2 |
5. | Объем и его измерение | 1 | 1 | 2 |
6. | Масса и ее измерение | 1 | 1 | 2 |
7. | Площадь и ее измерение | 1 | 1 | |
8. | Геометрические тела | 1 | 1 | 2 |
9. | Математические символы | 1 | 1 | 2 |
10. | Занимательная математика | 1 | 2 | 3 |
16 | 20 | 36 |
содержание программы
1год обучения( 36 недель, 1 раз в неделю)
№ | Тема | Цель | Средства реализации | Кол-во занятий | Месяц |
1 | Числа 1-5. Повторение | Повторить числа 1-5: образование, написание, состав | -игра «День-ночь», -игра «Волшебный мешочек», -игра «Волшебные домики» | 1 | сентябрь |
2 | Числа 1 -5. Повторение | Повторить сравнение групп предметов по количеству, с помощью составления пар, повторить смысл сложения и вычитания | -игровое упражнение «Составь пары», -игровое упражнение «Веселые задачи». | 1 | сентябрь |
3 | Число и цифра 6 | Ознакомление с образованием, составом числа 6, с цифрой 6 | - игра «В гостях у Зайки», -путешествие по числовому отрезку, -игра «Зайцы и морковка», | 1 | сентябрь |
4 | Состав числа 6 из 2х меньших | Формирование понятия « состав числа 6 из 2х меньших» | игра «Засели домики», -игра «Математическое домино», -дидактическое упражнение «Раскрась бабочку», | 1 | сентябрь |
5 | Длиннее, короче | Формирование умения сравнивать длины предметов на глаз и с помощью наложения | -игра «Подбери тесемочку для фартука», -упражнение « Помоги Незнайке», | 1 | октябрь |
6 | Длиннее, короче. | Формирование умения сравнивать длины предметов на глаз и с помощью наложения | -игра «Подбери тесемочку для фартука», -упражнение « Помоги Незнайке», | 1 | октябрь |
7 | Измерение длины | Формирование представления об измерении длины с помощью мерки | -игра «Винни-Пух и Пятачок играют в лесу», -упражнение «Измерь пядями, локтями, саженями». | 1 | октябрь |
8 | Число и цифра 7 | Ознакомление с образованием, составом числа 7, с цифрой 7 | -игра «Соты», -игра «дополни до семи», -рабочие тетради, | 1 | октябрь |
9 | Число и цифра 7 | Закрепление порядкового и количественного счета в пределах 7 | -игра «Цепочки», -игровое упражнение «Дорисуй до 7» -игра «Магазин игрушек» | 1 | ноябрь |
10 | Состав числа 7 из 2х меньших | Формирование понятия « состав числа 7 из 2х меньших» | игра «Засели домики», -игра «Математическое домино», -дидактическое упражнение «Подбери рукавичку», | 1 | ноябрь |
11 | Состав числа 7 из 2х меньших | Овладение способами составления числа 7 из 2х меньших | игра «Засели домики», -игра «Математическое домино», -дидактическое упражнение «Раскрась бабочку», | 1 | ноябрь |
12 | Цифровые цепочки | Формирование представлений: «числовой ряд», «числа соседи» | -игра «Найди соседей». - упражнение «Числовые цепочки», | 1 | ноябрь |
13 | Тяжелее, легче. Сравнение по массе | Формирование представления о понятиях «тяжелее»,»легче» на основе сравнения предметов по массе | -игра «Сравни кубики по массе», -упражнение «Сколько весит ежик», | 1 | декабрь |
14 | Измерение массы | Формирование представления о необходимости выбора мерки при измерении массы | -демонстрационный материал «Какие бывают весы», -игровое упражнение «Назови массу зверят», | 1 | декабрь |
15 | Число и цифра 8 | Ознакомление с образованием числа 8, с цифрой 8 | -игра «Где спрятались матрешки», -упражнение «Дорисуй горошины», -игра «Соты», | 1 | декабрь |
16 | Число и цифра 8 | Формирование счетных умений в пределах 8 | -игра «Магазин», -веселые задачи, -игра «Путешествие лягушонка». | 1 | декабрь |
17 | Состав числа 8 из 2х меньших | Формирование понятия « состав числа 8 из 2х меньших» | - игра «Засели домики», -игра «Математическое домино», -дидактическое упражнение «Зеркало», | 1 | январь |
18 | Состав числа 8 из 2х меньших | Овладение способами составления числа 8 из 2х меньших | игра «Засели домики», -игра «Математическое домино», -дидактическое упражнение «День рождения», | 1 | январь |
19 | Объем. Сравнение по объему | Формирование представлений об объеме, сравнении сосудов по объему с помощью переливания | -игра «Праздник в Простоквашино», -практическая работа, | 1 | январь |
20 | Измерение объема | Формирование представления об измерении объемов с помощью условной мерки | -игровое упражнение «Кувшин молока», -игра «Наполним бочку водой» | 1 | январь |
21 | Решай, смекай, отдыхай | Развитие креативного мышления, активизация вербальных форм познания | -игра « Заполни аквариум», -игра «Бабочки», -игра «Посуда». -игры- головоломки, | 1 | февраль |
22 | Число и цифра 9 | Ознакомление с образованием, составом числа 9, с цифрой9 | -игра «Дополни до 9», -игра «Веселые задачи», -рабочие тетради, | 1 | февраль |
23 | Число и цифра 9 | Закрепление счета в пределах 9, | -игра «Цепочки», -игра «Магазин игрушек», -числовая прямая, | 1 | февраль |
24 | Состав числа 9 из 2х меньших | Формирование понятия « состав числа 9 из 2х меньших» | - упражнение «Дополни до 9», -упражнение «Подбери к картинкам схемы», | 1 | февраль |
25 | Состав числа 9 из 2х меньших | Овладение способами составления числа 9 из 2х меньших | - игра «Засели домики», -игра «Математическое домино», -дидактическое упражнение «Самолет», | 1 | март |
26 | Площадь. Измерение площади | Формирование представления о площади фигур ,сравнение площади с помощью условной мерки | -игра «Коврики для сказочных героев», -игра «Зеркало», | 1 | март |
27 | Число и цифра 0 | Формирование представления о числе 0 и его свойствах | -игра «В лесной школе», -игра «Вспомним сказку», -логические задачи, | 1 | март |
28 | Знакомство с десятком | Ознакомление с числом 10 | -игра вое упражнение «Допиши равенства», -игра «Ладошки», | 1 | март |
29 | Знакомство с десятком | Формирование представления о числе 10, его образованием, записью | - игра «Засели домики», -игра «Математическое домино», -дидактическое упражнение «Раскрась бабочку», | 1 | апрель |
30 | Число 11 | Ознакомление с образованием, составом числа 11 | -игра «Футбольная команда», -игра»- «Разведчики», -игра «Поезд», | 1 | апрель |
31 | Число 12 и другие числа второго десятка | Ознакомление с образованием числа12 | -игра «12 месяцев», -игровое упражнение «На-дцать», -игровое упражнение « Посчитай и запиши», | 1 | апрель |
32 | Шар, куб, параллелепипед | Формирование умения находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда | -игра «Волшебный мешочек», -игра «Фотографы», | 1 | апрель |
33 | Пирамида, конус, цилиндр | Формирование умения находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра | - игра «Угадай-ка», -игра «Волшебный мешочек», | 1 | май |
34 | Символы | Ознакомление с использованием символов для обозначения свойств предметов | -игра «Путешествие Зайчика Пушистика», -игра «Угадай-ка», -игра «Календарь погоды», | 1 | май |
35 | Занимательная математика | Развитие креативного мышления, активизация вербальных форм познания | -игры головоломки, -занимательные задачи, -игра «Уложи волшебный чемодан». | 1 | май |
36 | Повторение | Повторение сравнения чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав числа в пределах 10. | -работа с числовыми отрезками. -игра «Веселые задачки», -игра «Засели домики». | 1 | май |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Режим организации занятий по данной дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» № 26 от 15.05.2013 (СанПин 2.4.1.3049-13)
Начало учебного года – 01 сентября
Окончание учебного года – 31 мая
№ | Год обучения | Объем учебных часов | Всего учебных недель | Режим работы | Количество учебных дней |
1 | 1 | 36 | 36 | 1 раз в неделю | 36 |
Организационно-педагогические условия реализации программы
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу,
имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в оборудованном для занятий кабинете детского сада. Для проведения занятий имеется детская мебель: столы, в соответствии с возрастом и ростом детей.
№ | Наименование тематического уголка в группе | Перечень основного оборудования |
1. | Уголок развивающих игр | Игры В.В.Воскобовича, Б.Никитина, игры-головоломки |
2. | Математический уголок | Магнитная доска с набором цифр и знаков, счетные палочки, счетный материал, блоки Дьенеша, набор игр и карточек к блокам Дьенеша, палочки Кюизенера, набор игр и карточек к палочкам Кюизенера |
Наглядный материал | Раздаточный материал | Математические и развивающие игры |
1 «Величина» 2 «Цвет» 3 «Форма» 4 «Геометрические фигуры» 5 «Геометрические тела» 6 «Противоположные величины» 7 «План» 8 «Решение примеров» 9 «Зебры и слоны» 10 «Числовая лесенка» 11 Набор предметов для группировки ( рыбки, морские звезды, почтовые конверты) 12 «Математические знаки» 13 «Строим школу по координатам» 14 «Наша улица» 15 Алгоритм «Строим школу» 16 «Числовой отрезок» 17 «Часы» | 1 Счетный материал
2 Плоские геометрические фигуры:
3 Объемные геометрические тела 4Часть- целое 5 «Математическое лото» 6 «Задачи» 7 Линейки 8 Блоки Дьенеша
10 Палочки Кюизенера 11.Карточки «Состав числа из 2х меньших» 12.Калька с мерными квадратами 13 Карточки «Решение задач» 14 Карточки «Наша улица» 15 Фигурки «Накроем стол к обеду» | 1Игры В.В.Воскобовича:
2 Игры Б.Никитина
3 Игры-головоломки
|
Технические средства обучения:
1. Магнитофон.
2. Аудиозаписи на дисках.
3. Ноутбук
4. Мультимедийный проектор.
5.Мультимедийные презентации: «Числа и цифры вокруг нас», « Как хорошо уметь считать», «Число три в играх и сказках», « Математика на кухне», «Фокусы волшебного карандаша», «Экскурсия на почту», «Математика на суше и на море».
6. Столы детские.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, приспособленного для реализации данной программы. Для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого ребенка, охраны и укрепления здоровья детей, учета особенностей и коррекции недостатков их развития созданы необходимые условия и соблюдены
основные принципы:
- Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости: от образовательной ситуации от меняющихся интересов детей от возможностей детей.
- Насыщенность среды (разнообразие материалов, оборудования)соответствует возрастным возможностям детей содержанию программы.
- Вариативность среды: в наличии различные пространства для игры, общения. Разнообразные материалы и игрушки для обеспечения свободного выбора детьми. Осуществляется периодическая сменяемость игрового материала. Появляются новые пособия, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- Полифункциональность обеспечивает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)
- Для воспитанников доступны все помещения, где осуществляется образовательная деятельность Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности Исправность и сохранность материалов и оборудования.
- Безопасность среды: обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности. На игрушки имеются сертификаты и декларация соответствия.
Список литературы
№ | Авторы | Заглавие | Город, издательство, год издания | Вид издания |
1 | Гендейштейн, Мадышева Л.Е. | «Энциклопедия развивающих игр» | Москва-Харьков, изд. «Илекса» «Гимназия» 1998 | Учебно –методическое пособие |
2 | Михайлова З.А. | «Игровые занимательные задачи» | Москва, изд. «Просвещение»1990 | Игровая технология интеллектуально-творческого развития |
3 | Метлина Л.А. | «Математика в детском саду» | Москва, изд. «Просвещение», 1977 | Методическое пособие |
4 | Никитин Б. | «Ступеньки творчества или развивающие игры» | Москва, изд «Просвещение» 1991 | Игровая технология интеллектуально-творческого развития |
5 | Носова Е.А., Непомнящая Р.А. | «Логика и математика для дошкольников» | Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 | Учебно –методическое пособие |
6 | Петерсон Л.Г., Холина Н.П. | «Раз –ступенька, два- ступенька» | Москва, изд «Ювента»2006 | Учебно –методическое пособие |
7 | Смоленцева А.А. Пустовойт О.В. | «Математика до школы» | Санкт-Петербург, изд. «Акцент»1998 | Учебно –методическое пособие |
8 | Смоленцева А.А., Суворова О.В. | «Математика в проблемных ситуациях» | Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2003 | Учебно –методическое пособие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Математические ступеньки» (Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.)
Программа «Математические ступеньки» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет....
ПРОГРАММА «Математические ступеньки» Развитие математических представлений в подготовительной группе кратковременного пребывания
Программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы кратковременного пребывания....
Комплексно-тематическое планирование по «Формированию элементарных математических представлений» для воспитанников старшей группы, составленное на основе программы Колесниковой Е.В. «Математические ступеньки»
Комплексно-тематическое планированиепо «Формированию элементарных математических представлений» для воспитанников старшей группы, составленное на основе программы Колесниковой Е.В. «Математические сту...
Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»
В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего...
Рабочая программа математического кружка «Математические ступеньки» в подготовительной группе.
Рабочая программа математического кружка «Математические ступеньки» в подготовительной группе....
Математический проект для детей раннего возраста "Математические ступеньки"
Математический проект "Математические ступеньки"...
Технология формирования элементарных математических представлений «Математические ступеньки» Е.В. Колесникова
Парциальная образовательная программа «Математические ступеньки» и учебно – методический комплект дополнены и переработаны в соответствии с требованиями федеральных государственных о...