Рабочая программа по дополнительным образовательным услугам "Юный математик"
рабочая программа по математике (старшая группа)
1.1Актуальность программы.
В настоящее время математика необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.
Неслучайно, развитию у дошкольников элементарных математических
представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с 6,5 лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации,
получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно
раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца.
Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе
эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Математическое развитие детей на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «Юный математик» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_dopolnitelnym_obrazovatelnym_uslugam_yunyy_matematik.docx | 52.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №56 общеразвивающего вида»
«УТВЕРЖДАЮ»
Рассмотрено
на заседании педагогического совета Заведующий МДОУ №56 Протокол №1 от 05.09.2018 г.
______________________ Л.Н.Кирюхина
Рабочая программа по дополнительным образовательным услугам
«Юный математик»
(познавательное развитие)
возраст детей 5-6 лет
.
Срок реализации 1год
Составитель:
Королькевич В.Н.- воспитатель I кв. категории
г.о. Электросталь
2018 г.
Содержание
I.Пояснительная записка | 3 |
1.1 Актуальность программы | 3 |
1.2 Цель программы | 4 |
1.3 Задачи программы: | 4 |
1.4 Принципы, которые положены в основу рабочей программы | 4 |
| 5 |
1.6 Формы подведения итогов реализации данной программы | 5 |
II.Методическое обеспечение программы | 6 |
III.Тематическое планирование | 7 |
IV.Перспективное планирование | 8 |
V. Оценка результатов освоения программы. | 10 |
VI. Список литературы. | 11 |
I.Пояснительная записка.
1.1Актуальность программы.
В настоящее время математика необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.
Неслучайно, развитию у дошкольников элементарных математических
представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с 6,5 лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации,
получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно
раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца.
Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе
эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Математическое развитие детей на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «Юный математик» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
1.2 Цель программы: развитие у детей математических способностей через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
1.3 Задачи программы:
- Развитие логического мышления, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация),
- Развитие навыков самостоятельного решения поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
- Воспитание потребности в сотрудничестве, взаимодействии со
сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
1.4 Принципы, которые положены в основу рабочей программы:
- принцип развивающего обучения, цель которого – развитие ребенка;
-принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;
- принцип интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
В деятельности педагога с детьми применяются различные виды занимательного материала:
- занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности;
- задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
- наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.
1.5 Формы организации математической деятельности детей : задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Схема деятельности педагога с детьми включает:
- Организационный момент с элементами релаксации, психогимнастики и психофизическими упражнениями.
- Теоретическая часть.
- Физминутка.
- Система дидактических заданий, игр и игровых упражнений
Программа включает работу по подгруппам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.
1.6 Прогнозируемые результаты.
Дети, освоившие программу, имеют:
∙ арифметический и геометрический навыки на основе зрительного,
тактильного и слухового восприятия;
∙ произвольность психических процессов, абстрактно-логических и
наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных
операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
∙ основы логического мышления, умение рассуждать, делать
умозаключения ;
∙ развитые творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
∙ навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение
подчинять свои интересы определенным правилам;
∙ желание заниматься математической деятельностью.
Таким образом, данная работа развивает интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания, следовательно, способствует прочному усвоению программного материала. Происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм. Развивается умение самостоятельно объединяться для игры и выполнения заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
1.7 Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
-мониторинг усвоения детьми раздела «Математическое развитие»
-открытые показы детской деятельности родителям, педагогам в ДОУ.
II. Методическое обеспечение рабочей программы.
В деятельности педагога с детьми используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.
№ п/п | Название раздела | Организация воспитательно – образовательного процесса |
1 | Количество и счет | Наборы наглядного, демонстрационного и раздаточного материала, арифметическое домино, предметные картинки, набор карточек с цифрами от 0 до 20 |
2 | Геометрические фигуры | Набор пластмассовых плоскостных и объемных фигур, развивающие игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра» |
3 | Величина | Счетные палочки, линейки, весы, мерные стаканы, набор игрушек, набор карточек. |
4 | Ориентировка во времени | Модель часов, иллюстрации времен года, месяцев, дней недели, художественная литература по теме. |
5 | Ориентировка в пространстве | Карты, планы, схемы, дидактические игры, паззлы, строительные конструкторы. |
6 | Логические задачи | Наглядный материал, предметные картинки, развивающие игры, занимательные головоломки и задачи. |
Режим деятельности педагога с детьми
Возраст детей | Срок реализации программы | Количество занятий | Продолжительность | Итог |
5-6 лет | 1 год | 1 раз в неделю | 25 минут | 29 занятий |
III.Тематическое планирование.
Тема занятия | Количество занятий | К-во минут |
Раздел «Количественные представления» | ||
«Веселый счет» | 4 | 25 |
«Система знаков» | 1 | 25 |
«Умные задачки» | 6 | 25 |
Раздел «Величина» | ||
«Метр-метр-сантиметр» | 1 | 25 |
«Тяжелый-легкий» | 2 | 25 |
Раздел «Геометрические фигуры и формы | ||
«Точка, точка, линия» | 2 | 25 |
«Веселые танграмы» | 2 | 25 |
«Угадай фигуру» | 2 | 25 |
Раздел «Ориентировка в пространстве» | ||
«Найди клад» | 1 | 25 |
«Рисуем схемы» | 2 | 25 |
Раздел «Ориентировка во времени» | ||
«Тик- так часики» | 1 | 25 |
«Измерительные приборы» | 2 | 25 |
Обобщение изученного материала | ||
«Веселые домишки» | 1 | 25 |
«Занимательные задачи» | 1 | 25 |
Открытое занятие. Вечер развлечений | 1 | 25 |
Всего | 29 | 625 мин. |
IV. Перспективное планирование.
Октябрь |
|
2. Тема «Веселый счет» Прямой и обратный счет от1 до 10 по числовой прямой. Решение примеров на сложение. (Занятие 3,4) | |
3. Тема «Веселый счет» Прямой и обратный счет от1 до 10 по числовой прямой. Решение примеров на вычитание. (Занятие 5,6) | |
4. Тема «Веселый счет» соотнесение числа и количества предметов. Решение примеров на сложение и вычитание в несколько действий. (Занятие 7,8,9) | |
Ноябрь |
|
| |
| |
4. Тема «Умные задачки» Логические задачи на поиск недостающих фигур. З.А. Михайлова стр.43-47 | |
Декабрь |
|
| |
| |
| |
Январь | 1. Тема «Метр, метр, сантиметр» Измерение длины. Занятие 31 стр.88-89; Л.Г. Петерсон «Раз ступенька, два-ступенька» стр.147-154 |
2. Тема «Тяжелый, легкий» Сравнение по массе. Л.Г. Петерсон «Раз ступенька, два-ступенька» стр.168-170 | |
3. Тема «Тяжелый, легкий» Измерение массы, знакомство с весами. Л.Г. Петерсон «Раз ступенька, два-ступенька» стр.171-178 | |
Февраль | 1. Тема «Точка, точка, линия». «Дорисуй узор», «Соедини точки», «Соедини линией пример и правильный ответ» («Учимся думать» занимательные головоломки и задачи) |
2. Тема «Точка, точка, линия». Игра «Лабиринты», «Нарисуй фигуру по клеточкам» («Учимся думать» занимательные головоломки и задачи) | |
3. Тема «Веселые танграмы» Ознакомление с развивающей игрой «Танграм» Составление изображений по образцам и собственному замыслу. З.А. Михайлова стр.60 | |
4. Тема «Веселые танграмы». Игры на составление новых геометрических фигур из имеющихся по образцу и замыслу. З.А. Михайлова стр.61-63 | |
Март | 1.Тема «Угадай фигуру». Игра «Колумбово яйцо», «Монгольская игра» Составление по образцам и собственному замыслу интересных фигур- силуэтов. |
2. Тема «Угадай фигуру». Игра «Колумбово яйцо», «Монгольская игра» Составление по образцам и собственному замыслу интересных фигур- силуэтов. | |
3.Тема «Найди клад». Ориентировка в пространстве: впереди – сзади», справа – слева. Графический диктант. Л.Г. Петерсон «Раз ступенька, два-ступенька» стр.110-112. | |
4.Тема «Рисуем схемы». «Соедини цифры и раскрась рисунок», «Скопируй рисунок», «Преврати фигурки в рисунки». Занятие 33 стр.94-95. | |
Апрель |
|
| |
3. Тема «Измерительные приборы» «Объем. Сравнение по объему. Измерение объема» Л.Г. Петерсон «Раз ступенька, два-ступенька» стр.192-200 | |
4.Тема «Веселые домишки» Обобщение изученного материала. Счет, состав числа. | |
Май |
|
|
V. Оценка результатов освоения программы.
Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы с использованием занимательных игр и упражнений математического содержания.
Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.
Диагностические методики:
1.Диагностика познавательных умений дошкольников в математической деятельности.
Ф И ребенка | правильное восприятие ребенком математической задачи воспитателя | активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, поиска пути решения проблемы. | разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого | ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (сначала.., затем.., после этого) | владеет несколькими способами достижения одного и того же результата | умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности) | ||||||
Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | |
В.высокий С.средний Н.низкий |
Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ребенком связи математической задачи и полученного результата.
2.Диагностика математических умений.
№ | Ф.И | Количество и счет | Величина | Геометрические фигуры | Ориентир. во времени | Ориентир. в пространстве | Логические задачи | ||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
В.высокий С.средний Н.низкий |
Высокий уровень – ребенок безошибочно и правильно выполняет задания.
Средний уровень – ребенок затрудняется выполнять задания, при выполнении требуются дополнительные инструкции воспитателя, дает не полный ответ, затрудняется ответить на дополнительные задания.
Низкий уровень – ребенок не может выполнить задание, имеет слабые представления, допускает много ошибок, не устанавливает причинно - следственые связи, не может обосновать свой ответ.
VI. Список литературы.
- Володина Н.В. , Егупова В.А. «Ломоносовская школа. Годовой курс обучающих занятий «Считаем и решаем», «Эксмо»,2014 г.
- З.А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников» «Детство –Пресс», 2015 г.
- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька», «Баласс», 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге «Познавательное развитие»
Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге "Познавательное развитие""Занимательная математика"...
Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности
Министерство образования и науки Республики ТатарстанМуниципальное учреждение «Управление образования» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТМуницип...
Рабочая программа по дополнительному образованию по математике "Игралочка"
Математическое развитие на основе Петерсон Л.Г.,Кочемасовой Е.Е. отличается новым подходом,как в содержании,так и в форме подачи материала.Оно направлено нк всесторонее развитие личности ребенка.Занят...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 6-7 лет Шмидт С.С.
Рабочая программа по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 6-7 лет Шмидт С.С....
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Занимательная математика" для детей 4-7 лет
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те кто проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычку дума...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»...