Кружковая работа "Пальчиковые игры, как основа развития мелкой моторики и умственных пособностей детей дошкольного возраста"
календарно-тематическое планирование по математике (младшая группа)
В настоящее время актуальнойпроблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немало важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка играет сформированная мелкая моторика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружковая работа.
Тема: Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и умственных способностей детей дошкольного возраста.
Цель: создать условия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры.
Задачи:
-способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;
- способствовать развитию речи;
- способствовать развитию внимания, памяти, воображения, пространственного мышления;
- воспитание эмоциональной выразительности
Пояснительная записка.
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.
На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
В XX в. такие исследователи, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, Э.Г., Пилюгина, М.М. Кольцова и др., доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Психологи отмечают, что умственные способности начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения деятельности ребенка, в том числе общей двигательной и ручной.
Недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, к проблемам во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.
Известный физиолог И.П. Павлов считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».
Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков, силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук приобретает в работе с дошкольниками важнейшее значение. Необходимо создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости. В работе с детьми младшего возраста выявляются такие проблемы детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук. У таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Вследствие этого, дети неловко держат ложку, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, поиграть с крупными пазлами.
Очень важной частью работы являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные. Они как бы отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Многие игры требуют участие обеих рук, чтобы более точно отобразить какое-либо явление. Это даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх» и т.д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку для других стихов и песенок.
Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, помогают проявить творческие способности, фантазию, способствуют формированию математических представлений. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, на ориентировку в пространстве, освоение понятий "впереди - сзади", "слева - справа"; другие знакомят малыша с названием частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать сразу двумя руками – это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко-низко, право-лево. Уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук – движений, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект. Игры и упражнения пальчиковой гимнастики могут быть использованы и на занятиях математикой.
Планируемые результаты
Дети:
- внимательно слушают, повторяют потешку как совместно с воспитателем, так и самостоятельно;
- умеют координировать движения рук в соответствии с текстом;
- освоили понятия: один – много, большой – маленький, вверху – внизу;
- познакомились с классификацией предметов по форме, цвету.
Форма работы
Игры-занятия проводятся 1 раз в 2 недели продолжительностью 10 минут.
Перспективное планирование
Октябрь
1.Тема: «Игрушки»
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук, речь, внимание;
- закрепить понятия «большой – маленький»
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».) Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
2. Тема: «Игрушки»
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук, речь, внимание, воображение;
-познакомить с понятием «круглый».
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.) Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладонями.)
Ноябрь.
1.Тема: «Ягоды»
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук, речь, внимание, воображение;
- закрепить цвета: красный, желтый;
- познакомить с классификацией предметов по цвету.
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз.
Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко,
Я поем ещё чуть-чуть, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)
2. Тема: «Осень»
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук, речь, внимание, воображение, мышление;
-закрепить цвета: красный, желтый, зелёный;
-учить классифицировать предметы по цвету.
Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)
Декабрь.
1.Тема: «Зима»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
- познакомить с понятиями «вверху», «внизу».
Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)
Улицы и крыши. (Руки «домиком».)
Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Мы её не слышим…(Рука за ухом.)
2. Тема: «Новогодний праздник»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи, внимания, пространственного мышления.
- Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)
Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)
- Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)
Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)
Январь.
1.Тема: «На ёлке»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи, внимания, пространственного мышления.
- закрепить понятие «круглый»
Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши.)
И плясали, и резвились, (Ритмичные удары кулачками.)
После добрый Дед Мороз («Шагают» по столу средним и указательным
Нам подарки преподнес. пальцами обеих рук.)
Дал большущие пакеты, («Рисуют» руками большой круг.)
В них же — вкусные предметы: (Ритмичные хлопки в ладоши.)
Конфеты в бумажках синих, (Загибают пальчики на руках, начиная с больших.)
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
2.Тема: «Ёлочка»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи, внимания, воображения, пространственного мышления.
- закрепить понятия «круглый», «большой», «маленький»
Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках.
Февраль.
1.Тема: «Зимние забавы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи,
внимания, воображения, пространственного мышления.
Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)
В снежки играть,
На лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
2. Тема: «Домашние животные»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи,
внимания, воображения, пространственного мышления.
- познакомить с понятием «домашние животные»
Вот, убрав царапки, («Моем руки».)
Кошка моет лапки.
Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)
На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)
Март.
1.Тема: «Детёныши диких животных»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи, внимания, мышления;
- познакомить с понятиями «много» и «один»
Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.) Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.)
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
2. Тема: «Домашние и дикие животные»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи, внимания, мышления;
- продолжать знакомить с понятиями «много» и «один»
.
Зайка – ушки на макушке . (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)
Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)
Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.
Шёл по травке без дорожек,
А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.) Рыжехвостая лиса.
Апрель.
1.Тема: «Снежок»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи, внимания, мышления;
- продолжать знакомить с понятиями «много» и «один»
Раз, два, три, четыре (загибаем пальчики)
Мы с тобой снежок лепили (лепим воображаемый снежок, меняя положение ладошек)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показываем круг, сжимаем ладошки, гладим)
И совсем-совсем не сладкий (грозим пальчиком)
Раз-подбросим, два-поймаем (подбрасываем и ловим воображаемый снежок)
Три уроним и сломаем. (топаем ногами)
2. Тема: «Снежный пирог»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи, внимания, мышления;
- продолжать знакомить с понятиями «вверху», «внизу»
Падал снег на порог, (медленно руки вверх-вниз)
Кот слепил себе пирог. (прижимаем ладошки друг к другу - лепим пирог)
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. (пальчиками обеих рук побежали по столу)
Пирожки себе пеки, (прижимаем ладошки друг к другу - лепим пирог)
Не из снега – из муки.
2.Тема: «Кулачок»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи, внимания, мышления;
- продолжать знакомить с понятиями «много» и «один»
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
Май.
1.Тема: «Считалочка»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи, внимания, мышления;
- продолжать знакомить с понятиями «много» и «один»
Раз, два, три, четыре, пять
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать
Крепкие дружные все такие нужные
На другой руке опять
Раз, два, три, четыре, пять
Пальчики быстрые, хотя не очень … чистые.
(во время упражнения по очереди загибаем пальчики сначала на левой, а потом на правой руке, на последних строчках машем пальчиками обеих рук)
2. Тема :"Червячки "
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, речи, внимания, мышления;
- продолжать знакомить с понятиями «много» и «один»
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).
Каркает: "Вот и обед!"
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).
Глядь - а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)
Литература
Интернет-ресурсы:
- ИНФОУРОК. Библиотека материалов - «Пальчиковая гимнастика на занятиях математикой»
- doshkolnik.ru motoroika/18204htm/
- detsad 45krsk. ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.
Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить сво...
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести работу в этом ...
На беседу к логопеду. Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников. Материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с нарушением речи....
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.
«Ум ребенка – в пальчиках»Если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!...
Статья: « Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста»
Пальчиковые игры - это один из способов развития детей. В этой статье я расскажу о том, чем полезны игры, как играть в пальчиковые игры, а также об их видах....
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК И РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для родителей на тему:«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК И РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...