Формирование и развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения
материал (подготовительная группа)
В документе представлен опыт работы с детьми подготовительной группы по теме "Формирование и развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 206.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. А. Заболоцкий
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления,основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей. Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда
В этом году я наметила углубленную работу с детьми в этом направлении, работая в контакте с родителями. Целью моей педагогической работы являлось достижение положительной динамики в развитии логического мышления детей по средствам занимательной математики.
Для достижения цели мной были поставлены задачи:
1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;
4. Формировать базисные математические представления.
5. Развивать воображение, мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Повышать компетентность родителей в вопросе развития логического мышления детей по средствам занимательной математики.
Свою работу в этом направлении я планировала по нескольким этапам:
1. Ознакомиться с опытом педагогов - коллег.
2. Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития логического мышления детей четвертого года жизни.
3. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.
4. Конкретно обозначить для себя виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).
5. Продумать использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.
6. В течение всего временного промежутка наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления у каждого конкретного ребенка.
Средством достижения поставленной цели и задач мною были выбраны игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения. Их можно разделить следующим образом:
1.Предметные: дидактические - (настольно-печатные) - на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и др. В процессе разнообразных действий дети овладевали различными мыслительными умениями, важными как в плане подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. В специально разработанных играх и упражнениях у малышей развивались элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических игр дети тренируют внимание, память, восприятие.
Игры на развитиепространственного воображения: эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже - действовать по простейшей схеме (чертежу). В творческий процесс включаются логические операции - сравнение, синтез (воссоздание объекта).
Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр мы развивали представления ребенка о форме, количестве, цвете.
2.Словесные: - загадки.
Обучение детей умению отгадывать загадки я начинала не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях. Развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок.
Найти приемы отгадывания и воспользоваться ими - значит понять логический механизм загадки и овладеть им. Чтобы отгадать загадку,нужно провести следующие операции в такой последовательности: выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т. е. произвести анализ; сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные связи между ними, т. е. произвести синтез; на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение, т. е. отгадать загадку.
Тематический подбор загадок дает возможность формировать у детей начальные логические понятия. Для этого, после отгадывания загадок, я предлагала детям задания на обобщение,например: «А как одним словом назвать лесных обитателей: зайца, ежа, лису? (звери) и т. д.
3.Пальчиковые игры: эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т. д.
В ходе занятий использоваласледующие игровые приемы:
. Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);
. Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того - являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра.
. Элементы драматизации - для повышения интереса детей к подаваемому материалу, создание эмоционального фона занятия.
. Метод предварительной ошибки - так же эффективен, особенно при закреплении материала.
В течение всего года мною также использовалась Мозаика; Шнуровка; Игры с пересыпным материалом, Игры в экспериментальном уголке, работа со строительным материалом (по схеме и без); работа со счетными палочками; кубики «Сложи узор», «Уникуб», Игры с прищепками, с пирамидками и матрешками
4.Мультимедийные дидактические пособия:
«Лесная школа» Игра-тренажёр по математике Ориентировка в пространстве
Интерактивная обучающая игра счет до трех для младшего дошкольного возраста «Первые шаги в мир математики»
Игра-тренажёр по математике «Часть и целое»
Мультимедийное дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста Цвета и фигуры
Игра-тренажёр по математике «Геометрический поезд»
Все эти игры я создавала сама
Совместная деятельность проводилась фронтально, по группам (3 - 5 человек) и в парах. Использовала состязательный характер игр. Таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закреплялись в совместной деятельности, после чего переходили в самостоятельную и уже после этого - в бытовую деятельность. Следует отметить, что элементы мыслительной деятельности мною использовались во всех видах деятельности.
Развитие логического мышления детей - процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей - уровень мышления каждого очень специфичен. Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, я старалась внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности сменялся. Особую роль играли «сильные»дети: отлично справившись с конкретной задачей они, по моей просьбе «подключались» к тем, кто испытывает серьезные трудности.
Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах - более слабым.
Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики «Пальчиковые игры».
В течение всего года мною была проведена работа по развитиюмелкой моторики пальцев рук с детьми:ежедневно: пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, игры со шнуровками, игры с Лего, игры с крупным и мелким строителем, игры с шариками, игры с бусинами, игры с настольной мозаикой, игры с пазлами, рисование и закрашивание раскрасок и заготовок (пальцем, кисточкой, работа с пластилином (самомассаж пальцев, упражнения на сжимание и разжимание пальцев).
Работа с родителями – очень важна в моем направлении работы, так как от знаний и умений родителей в данном направлении зависит развитие логического мышления у детей в домашних условиях. Оформляла папку – передвижку, были проведены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы.
Главный принцип, которого я придерживалась при проведении диагностических методик, является принцип естественности в поведении ребенка, что предусматривает минимальное вмешательство в привычные повседневные формы поведения детей. Для реализации этого принципа я использовала разнообразные способы побуждения ребенка к игре, в процессе которой проявлялись особенности развития детей.
Мною были использованы следующие методики для оценки образно-логического мышления:
Методика «Нелепицы»
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях,существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяла умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Методика «Времена года»
Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Я показывала ребенку рисунок и просила, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время (2 мин) ребенок должен не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т. е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Применение диагностических методик позволило мне проанализировать эффективность, как своей педагогической деятельности, так и результативность использования занимательного материала для развития логического мышления моих воспитанников.
Полученный результат.
Исходя из проведённой работы были получены следующие результаты:
1. У детей появился интерес к элементарной математической деятельности. Наблюдается развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
2. У детей сформировалась потребность занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал стал являться средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.
Заключение
Проблема развития логического мышления ребёнка является одной из наиболее важных задач, от решения которых зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование продуктивного мышления, внутренней потребности и способности к самостоятельному добыванию знаний, умения применять имеющийся багаж знаний на практике, в творческом преобразовании действительности.
Таким образом, формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу, возможно,если соблюдать следующие условия:
. Создание специально подобранной системы игр-упражнений с дидактическим содержанием.
. Целенаправленное развитие логического мышления должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.
. Совместная деятельность воспитателя, музыкального работника, руководителя по физической культуре, родителей должна быть направлена на развитие логического мышления.
. Игры, направленные на формирование логического мышления должны быть разнообразны.
. Систему игровых занятий следует включать во все виды детской деятельности.
При правильной организации деятельности детей в дошкольном учреждении происходит интеллектуальное, эмоционально - личностное развитие. Дети обретают уверенность в себе, учатся излагать свои мысли, чувства. Все это будет хорошим подспорьем при их подготовке к школе.
В дальнейшем я планирую продолжать пополнять предметно-развивающую среду игровыми пособиями, играми, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, интереса к различным видам деятельности.
Литература
1. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике-СПБ: Питер, 1999.
2. Пиаже Ж. Логика и психология. Избранные психологические труды. М.: Наука, 1998.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. Т. 2/ Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982.
4. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1969. - №1
5. Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения/ В. В. Давыдов. - М., 2003.
6. Запорожец, А. В. Психическое развитие ребенка. Избр. психол. труды в 2-хт. - М.: Педагогика, 1986.
7. Семёнов Н. Н., Новикова В. Н. Роль игры в обучении младших дошкольников математике. // Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду. / под ред. Н. Н. Поддъякова. - М.: Мир, 1984.
8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989.
9. Поддьяков Н. Н. Особенности образного мышления детей в конструктивной деятельности/ Н. Н. Поддьяков, В. Б. Синельников //Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Вып. 4.- Душанбе: Дониш, 1974.
10. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. - М., 1987.
11. Азаров Ю. П. 100 тайн детского развития. - М.: ИВА, 1996.
12. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972.
13. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М., - 1967.
14. Оконь В. Метод дидактического эксперимента. - М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума».
Вашему вниманию предлагается поистине уникальный инновационный курс занятий развивающих словесно-логическое мышление у старших дошкольников. Его уникальность в следующем:1. Все занятия построены на ис...
Чтобы вы могли составить представление о курсе занятий "Сила ума" я решил разместить конспекты 4-х занятий из разных мест курса. Это первое занятие, в котором вводится пиктолграфическое письмо....
Обобщение опыта работы воспитателя по самообразованию за 2014 -2017 учебный год...
план самообразования. тема: развитие словесно-логического мышления старших дошкольников.
т.к. на протяжении трех лет я дополнительно работала с детьми своей группы на развитие логического мышления ( предметно-действенного и наглядно образного), уровень их развития несколько выше све...
Отчет по плану самообразования: на тему: «Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников
Отчёт по плану самообразования: на тему " Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников...
В данной консультации раскрыта важность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении; преимущество использования компьютерных технологий для обогащения и преобразован...
Самообразование на тему: «Развитие логического мышления у старших дошкольников по средствам блоков Дьенеша»...
ПОИСК УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Название материала содержит
Занятие
Тип материала
Группа
- Мне нравится
- РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
- ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
- (Опыт работы воспитателя детского сада)
- ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая
- потребности и интересы дошкольников. В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного,
- активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее. Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.
- Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики. Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы предоставлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
- На завершающем этапе:
- - ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
- - ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- - ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и
- сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
- самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- - ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Современная педагогическая и методическая литература предлагает педагогам разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие дошкольников. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса. Практически работа над развитием логического мышления ребёнка идёт без осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.
- В основе педагогического опыта лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов-психологов на проблемы развития мышления: С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, П.П. Блонского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Е.А. Вяхирева, А.И. Мещерякова, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори, и др.). Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и
- представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые ставит жизнь, человек размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.
- Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов. Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда
- процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой. Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя, и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Облекаясь в
- словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи.
- Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления. К основным мыслительным операциям учёные относят:
- 1. Анализ. При анализе происходит мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Например, чтобы сделать заключение о свойствах какого-либо сложного механизма, необходимо исследовать, из чего он сделан и из чего сделана каждая его деталь, то есть, провести анализ.
- 2. Синтез. Это обратный анализу процесс. При синтезе происходит мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Например, исследуя составные элементы сложного механизма, можно представить, как будет работать весь механизм в целом. Синтезу всегда предшествует анализ. В мыслительной деятельности синтез и анализ тесно взаимосвязаны.
- 3. Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.
- 4. Абстракция. Заключается в выделении каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта и представление этих признаков, свойств в виде самостоятельного объекта мышления. Например, абстракцией является понятие цвета, если мы не уточняем предмет, который обладает этим цветом. Говоря «зелёный», мы отделяем это понятие от предметов и мысленно можем приставить понятие «зелёный» к различным объектам, например, зелёное небо, зелёный человек и т.д., то есть, абстрактное понятие превращается в самостоятельный объект. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именно путём абстрагирования были созданы такие абстрактные понятия как длина, широта, количество, равенство и др.
- 5. Конкретизация. При конкретизации происходит возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном.
- 6. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
- Психолого-педагогические исследования учёных доказали, что основные логические умения формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста. Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности. В 2020-2021 гг. темой работы было «Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста».
- Цель: создание условий для формирования логического мышления у детей через развивающие игры и упражнения.
- Задачи:
- 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- 2. Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей дошкольного возраста.
- 3. Разработать серию конспектов; логических задач, проблемных ситуаций, с использованием развивающих игр, построенных на технологии сотрудничества.
- 4. Повысить педагогические компетенции родителей по проблеме развития познавательных способностей детей.
- 5. Провести анализ эффективности проделанной работы.
- Обязательным условием работы было: целенаправленно вести развитие мыслительных способностей дошкольников в играх, в игровых ситуациях на занятиях, при решении проблемных ситуаций в интеллектуальных играх.
- Основываясь на вышеназванных теоретических положениях о развитии мышления детей, было проведено исследование по развитию логического мышления у детей старшего и среднего дошкольного возраста. Использовались методики Р. Немова.
- - «Нелепицы», цель: оценить представления ребенка об окружающем мире, о логических связях между объектами этого мира: людьми, животными, природой;
- - «Раздели на группы», цель: диагностика восприятия и логического мышления.
- Определение и анализ диагностического исследования начального этапа позволили выделить следующие результаты. После проведения первичной диагностики в 2021 г. выяснилось, что 11,1% детей имеют очень низкий уровень, 27,8% - низкий уровень, у них
- низкий познавательный интерес; слабо развиты умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать; с занимательным материалом играют редко, он их интересует от случая к случаю (например, если яркие картинки или знакомые герои из мультфильмов), не развита связная речь дошкольников. 55,5% имели средний уровень развития логического мышления. В ходе обследования было выявлено, что дошкольники
- быстро теряли интерес к занятиям, отмечалась утомляемость, рассеянность внимания, что снижало обучающий эффект занятия. Лишь 5,56% детей отличает гибкость мышления, умение сопоставлять, делать логические выводы, предсказывать последствия, замечательная способность разбираться в прекрасном, изобретательность. Сосредоточенность и умение настойчиво заниматься какой-либо деятельностью формируется даже у чрезмерно активных детей. Они становятся менее раздражительными, у них снижается склонность к деструктивному поведению.
- Развитие логического мышления в дошкольном возрасте способствует в будущем быстрому запоминанию школьного материала. Как результат, такие дети более независимы и, как правило, выполняют сами школьные задания. На основании проведенного диагностического обследования определилась необходимость активизации работы в данном направлении.
- Работая в группе от 4 до 5 лет и имея положительный опыт работы по развитию логического мышления у старших дошкольников, я сочла возможным начать процесс формирования логических приемов мышления с более раннего возраста – с 4-5 лет. Основывала я свой выбор по нескольким причинам. 1 Группа детей, с которыми я работала второй год, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых.
- Такие ребята, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности. Для этого педагогу необходимо создать хорошую развивающую среду, максимально отвечающую потребностям ребенка. Учитывая психологические особенности детей среднего возраста
- (начало формирования детских взаимоотношений) я уделила игре большую роль – роль сближения детей в работе парами, группами. Итогом должно стать получение совместных результатов деятельности, ощущение радости за себя и своих сверстников.
- Для эффективности работы по развитию логического мышления я использую разнообразные методы обучения; практические, наглядные, словесные, игровые, проблемные, исследовательские.
- Наглядные: наблюдения, демонстрация (тематических картинок, видео, презентации); атрибуты к дидактическим играм, настольные игры;
- Словесные: загадки, игры на развитие воображения. Используем широкую тематику: о домашних и диких животных, одежде, питании и т.д.
- Практические: упражнения, познавательные игры.
- В процессе развития логического мышления детьми дошкольного возраста значительное место отвожу различным средствам:
- - игровым формам в познавательной деятельности: методика ТРИЗ.
- - игровые проблемные ситуации, лото, парные картинки, магнитную, крупную и гвоздиковую мозаики, набор кубиков из 4-9 штук, развивающие игры («Сложи узор», «Геометрический конструктор» «Цветные палочки Кьюизенера»; «Блоки Дъенеша» дидактические игры «Числовые карточки» «Засели числа в домик», «Числовые домики», «Что лишнее»). Плоскостные игры с элементами моделирования и замещения, строительные наборы (напольные, настольные), дидактические игрушки: вкладыши, шнуровки, игры с цветными крышками «Накорми птенца»;
- - игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), группировку по свойствам, игры на развитие пространственного воображения (учат детей анализировать образец постройки, чуть позже – действовать по простейшей схеме (чертежу), на воссоздание целого из частей («Танграм», пазлы), на сериацию по различным свойствам, игры на счет. Составление целого изображения из частей, «рядов» из одинаковых предметов по убыванию и возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине, высоте и др.) В творческий процесс включаются логические операции – сравнение, синтез (воссоздание объекта), счетные палочки; игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете.
- - пальчиковые игры - эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т.д. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок;
- - игры-эксперименты «В каком сосуде больше воды» и т.п.
- Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (смена примерно 1 раз в 2 месяца).
- Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю следующие игры: настольно-печатные дидактические игры, загадки (на закрепление изученной раннее темы), игры на развитие мелкой моторики (мозаика, шнуровка, игры с сыпучими материалами), игры со строительным материалом и счетными палочками, пазлы.
- Игры используются для организации игровой совместной и самостоятельной деятельности. Здесь я предусмотрела следующие пункты:
- - переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в самостоятельную;
- - еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;
- - учитывание временных рамок (т.е., планируя небольшой по объему материал, я тем самым, не сделала ущербной столь важную для ребенка деятельность – сюжетно-ролевую игру).
- Совместная деятельность проводится фронтально, но чаще – по группам (3-5 человек) и в парах. Ежедневное включение в занятия и в повседневную жизнь логических задач, загадок, упражнений, игр являются необходимым приемом, который способствует развитию у детей аналитического мышления, его активности, самостоятельности и творчества, сообразительности и находчивости.
- Немаловажную роль занимает организация самостоятельной детской деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном использовании у детей - занимательные игры, игровые материалы и пособия. Логические задачи подобраны с учетом возраста, последовательности усложнений.
- Все вышеперечисленные условия обеспечивают эффективное взаимодействие ребёнка с данной средой и не идут в разрез с требованиями, предъявляемым к развивающей среде ФГОС ДО - предметно-развивающая среда должна быть:
- - обеспечивающей полноценное и своевременное развитие ребенка;
- - побуждающей детей к деятельности;
- - способствующей развитию самостоятельности и творчества;
- - обеспечивающей развитие субъектной позиции ребенка.
- Организованная в русле игровых технологий работа по развитию логического мышления у детей отвечает интересам самих малышей, способствует развитию их интереса к интеллектуальной деятельности, соответствует нынешним требованиям к организации образовательного процесса для дошкольников и стимулирует педагогов к дальнейшему творчеству в совместной деятельности с детьми. Можно сделать вывод, что организация педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников показала свою эффективность, поскольку: широко использовались возможности игры в процессе обучения: ролевых, дидактических, игр-путешествий, игр-загадок, подвижных игр, настольных. Игры позволили организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер, что помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях дошкольнику кажутся
- невыполнимыми. Процесс развития логических приемов мышления представлял целенаправленную организованную деятельность детей с соблюдением следующих требований: непосредственный контакт воспитателя с детьми (воспитатель в кругу детей); усвоение нового материала непроизвольно на игровой основе; оперативная обратная связь, активное межличностное общение между детьми и детьми и воспитателем, т.е.
- субъект-субъектные отношения.
- Использование игровых приемов строилось в соответствии с общедидактическими принципами: сознательности; активности (развитие у ребёнка волевого, произвольного познавательного интереса); последовательности (от простого к сложному); доступности; наглядности; «опережающего развития» (ориентировка образовательного процесса на «зону ближайшего развития»).
- Литература
- 1 Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. –
- М.: Дрофа, 2001
- 2 Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление
- // Дошкольное воспитание. – 2004 – № 9
- 3 Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. –
- Ярославль: ТОО Гринго, 1995
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Родительское собрание «Формирование логического мышления у д
азвитие логического мышления с помощью дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста
Ирина Волкова
Развитие логического мышления с помощью дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста
(из опыта работы)
Одной из наиболее актуальных проблем в дошкольной педагогике является проблема подготовки детей к школе. Ежегодно первого сентября школы распахивают свои двери перед самыми маленькими учениками — семилетками. Возникает вопрос, а готов ли ребёнок к новому этапу своей жизни? Сможет ли успешно овладеть знаниями? Во многом это зависит от его умственного развития — развития памяти, логического мышления, речи, то есть тех качеств, которые необходимы для усвоения новых знаний.
Публикация «Развитие логического мышления с помощью дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Несомненно, очень важно развивать у детей представления об окружающем мире, учить конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять. Но не менее важно, развивать у ребёнка мыслительную деятельность. Современные программы школьного обучения требуют от детей высокого уровня развития мышления, умения самостоятельно приобретать, обобщать, синтезировать знания, творчески их перерабатывать, обладать длительной работоспособностью. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте вести работу по развитию логического мышления у детей.
На основании полученных результатов диагностики мы сформулировали цель, определили задачи, составили перспективный план работы по развитию логического мышления.
Цель:
способствовать дальнейшему развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Задачи:
- развивать у детей умение самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, измерение, классификация и др.);
- учить детей обобщать предметы по признакам и находить отличия между предметами;
- учить детей выполнять действия по заданию, алгоритму;
- развивать у дошкольников последовательное и доказательное мышление, строить простые высказывания о сущности выполненного действия
В своей работе мы столкнулись с определенными трудностями - контрастность в развитии дошкольников : некоторые дети опережают сверстников в развитии, кто-то наоборот очень сильно отстает, поэтому необходим индивидуальный подход в обучении.
Для успешной работы над развитием логического мышления, в группе, совместно с родителями, была создана предметно-развивающая среда.
Формы работы, которые мы использовали: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей.
Развитие логического мышления у детей - это сложный и длительный процесс. В своей работе для развития логического мышления дошкольников используем разнообразные средства: дидактические игры логико - математического содержания, словесно - логические упражнения, задачки-шутки, загадки, кубики «Сложи узор», счетные палочки, пазлы, разрезные картинки, разные виды плоскостных конструкторов, журналы с занимательными играми. В дидактических играх и упражнениях детей привлекают необычность постановки задачи (догадайся, найди, сравни и т. д.) и способ её подачи (помоги герою).
Свою работу начинали с наиболее лёгких и простых упражнений, таких как «Подбери пару». Помимо этого использовали такие игры и упражнения:
1. «Кто лишний?», «Чего не хватает у предмета?» - на развитие зрительно-мыслительного анализа.
2. «Найди отличия», «Найди ошибку» - на развитие концентрации внимания, наблюдательности.
3. «Подбери по смыслу» - на развитие логического мышления.
4. «Подбери по контуру» - на развитие избирательности зрительного восприятия.
5. «Подбери узор», «Собери бусы» - на развитие умений детей устанавливать закономерности и продолжать ряд.
Когда дети справлялись с такими заданиями, им предлагались более сложные игры.
1. «Похож- не похож» - на умение находить признаки сходства и различия между двумя предметами (мяч-яблоко)
2. «Логические цепочки» - на умение располагать предметы в порядке возрастания или убывания.
3. «Логический поезд» - на умение находить в отличающихся друг от друга объектах общих свойств, качеств, признаков и продолжать логический ряд.
4. «Плохо - хорошо» - на умение находить в одном объекте и хорошее, и плохое.
5. Лабиринты, головоломки и т. д.
Качество развития мыслительной деятельности зависит от уровня развития всех анализаторов : зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных. Поэтому в своей работе использовали такие игры:
1. «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Кто ушёл?» - на развитие зрительной памяти.
2. «Учимся запоминать», «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что стучит?», «Угадай, где звенит?» - развитие слуховой памяти.
3. «На что похоже?», «Забавные превращения» - развитие воображения, фантазии, образной памяти.
4. «Чудесный мешочек» - умение узнавать на ощупь различные геометрические фигуры, природные и искусственные объекты.
Организуя свою работу, мы старались подбирать материал в соответствии с тематикой недели. Если по календарному плану была прописана неделя «Транспорт», то и математические загадки были о транспорте; из геометрических фигур мы собирали машины, автобусы, самолеты; на волшебных видах транспорта мы «путешествовали» в страну математики.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагалось узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра типа «Лото». Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.
В свободное время использовали дидактическую игру «Геометрическая мозаика», с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, развития внимания и воображения у детей
Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дают возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях. Знакомлю детей со способами присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не всегда приводят к положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Усвоив способ присоединения фигур, будем осваивать способ построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата). Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения.
Переходя от простых заданий к более сложным, мы уделяли большое внимание играм с составлением плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Это игра «Танграм». Она еще называется «Головоломкой из картона». По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов я предлагаю им задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость.
Самыми трудными, но более интересными, являются задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. Такие задачи способствуют умению осуществлять последовательные мыслительные операции. Например: «Каких фигур больше - красных или больших? Квадратов или маленьких? Красных или синих?»
Большое внимание уделялось словесным упражнениям: «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Скажи ласково», «Подбери слово», «Так бывает или нет?». Активизируя мышление, эти и подобные упражнения воздействуют на эмоции детей : ребёнок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного решения, одобрения воспитателем, а главное - от самостоятельности в решении задачи. Например, детям предъявляем текст от имени какого-либо героя: Саша проснулся утром невесёлый. Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла на работу. Вопросы: Почему Саша проснулся невесёлый? Какая на улице погода? Такие упражнения учат детей рассуждать, доказывать.
Нередко дети задают вопросы, ответить на которые трудно, учитывая особенности их мышления. Здесь на помощь приходят детские энциклопедии, художественная литература, и конечно же эксперименты. Так, например, сначала я предлагала детям послушать небольшой текст: «Серёжа нашёл на берегу, какой - то шарик и бросил его в воду. Шарик утонул. Сережа сказал маме: «Я думал, что шарик деревянный, а он, оказывается, не деревянный…» Мама спросила: «Как ты догадался, что шарик не деревянный?» Вопрос: Как ты думаешь, что ответил Серёжа? Дети высказывали свои предположения на основе слухового восприятия, а потом мы проводим опыт с деревянным и металлическим шариками. И уже на наглядной основе дети подтверждали или опровергали свои выводы.
Во время прогулок мы устанавливали с детьми ассоциативные цепочки между разнообразными объектами и явлениями. Например, такие вопросы, как: Что было бы, если бы? Верно, ли сказано: «Ветер дует, потому что деревья качаются?» или «На улице лужи, потому что мы надели сапоги? и т. д. - помогают детям устанавливать причинно - следственные связи между явлениями природы.
Чаще всего в ответ на детский вопрос «Почему?» озадачиваю ребё нка вопросом на вопрос: «А как ты думаешь?» - тем самым, предоставляя ему возможность самому порассуждать.
Развитие логического мышления невозможно без развития мелкой моторики. Поэтому в своей работе использовали пальчиковые гимнастики, а так же такие упражнения, как: «Проведи дорожку», «Заштрихуй», «Соедини по точкам, «Продолжи узор».
Необходимым условием для успешной работы с детьми по развитию логического мышления является система работы с родителями. В течение года мы проводили консультации с родителями, например, «Игры и упражнения для развития умственных операций у детей».
Большую ценность имели индивидуальные беседы с родителями об успехах детей, о том, что еще не совсем получается. В процессе индивидуальной беседы даем рекомендации, отвечаем на интересующие вопросы по логическому развитию детей.
Таким образом, развитие логического мышления в дошкольном возрасте, значительно повышает качество речевого развития детей : обогащает и расширяет словарный запас, формирует умение рассуждать, анализировать, доказывать, делать выводы. Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм, возрастает степень их активности в самостоятельной деятельности. А это является важным показателем для успешного обучения в школе.
Формирование графических умений необходимо для развития навыков письма, рисования, начертания цифр. Педагоги детских садов, родители используют разные упражнения и задания. Одной из самых эффективных и интересных методик являются графические диктанты. Многим ребятишкам такие графические диктанты кажутся развлечением, но у многих они в то же время вызывают трудности. И преодолевая эти трудности ребенок учится, запоминает такие понятия, как право и лево, верх и низ, и закрепляет эти понятия на практике. Диктант в рисовании по клеточкам, под диктовку воспитателя. учит слушать и слышать, сосредоточиться на том, что говорит воспитатель, а это практически самое важное для школы умение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»
Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»Цель: Выполнение годовой задачи:определить эффективность воспитательно-образовательной работы ...
Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения. "Путешествие в страну игры и цветов" в старшей группе
1. Беседа о цветах первоцветах2. Рассматривание слайдов о Древнем Риме и цветах3. Чтение стихов о цветах4....
ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
Развитие логического мышления старших дошкольников через развивающие игры.
Навыки, "умения действовать в уме", приобретенные детьми в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. Одним из увлекательн...
Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»
Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша»....
Статья из опыта работы по теме " Развитие логического мышления у дошкольников через математические игры и упражнения"
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста....