«Использование дидактических игр для формирования представлений о форме и величине у детей четвертого года жизни»
статья (средняя группа)

Гордеева Екатерина Александровна

Консультация для родителей «Использование дидактических игр  для  формирования представлений о форме и величине у детей  четвертого года жизни»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx444.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Использование дидактических игр

 для  формирования представлений о форме и величине

у детей  четвертого года жизни»

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм и  величин, в частности игрушек и предметов. Ребенка окружает природа со всеми ее сенсорными признаками. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, все это воспринимает. Но, если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период четвертого года жизни. И помогут нам в этом дидактические игры!

Дидактическая игра – явление сложное, но очень интересное. Одним из элементов подобной игры является дидактическая задача. Вторым элементом является игровая задача, побуждающая детей к игре. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент – игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент – результат, показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

Какое же значение имеет дидактическая игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Для детей четвёртого года жизни игра имеет исключительное значение – это способ познания окружающего мира.

При использовании дидактических игр для формирования представлений о форме и величине у детей четвёртого года жизни широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Вот некоторые примеры подобных дидактических игр:

1. Игры с предметами для формирования представлений о величине: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку» и т. п.

2. Игры для закрепления формы предмета: «Какой это формы?», «Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки» и т. п. В подобных играх дети учатся различать, группировать предметы по форме.

3.  Игры для закрепления представлений одновременно о величине и форме  предмета: «Большие и маленькие мячики и кубики», «Угостим мишек большими и маленькими пряниками (пряники круглые, квадратные, треугольные)» и т. п.

Важно отметить, что каждая дидактическая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей четвёртого года жизни и их воспитания. Благодаря подобным играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей четвёртого года жизни. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.

Консультация для родителей

«Как знакомить детей с геометрическими формами»

С самого рождения ребенок может видеть, улавливать звуки, но его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.

На протяжении всего детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. 0_98513_8ac4845b_orig

Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны – представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают в процессе игр - они манипулируют предметами, рассматривают, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.

Экспериментальные данные  Л.А. Венгера   показали,  что возможностью различать геометрические фигуры обладают дети 3-4 месяцев. Сосредоточение взгляда на новой фигуре – свидетельство этому.

Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов:  цилиндр – стаканом, столбиком, овал – яичком, треугольник – парусом или крышей, прямоугольник – окошечком.

Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр – как стакан, треугольник – как крыша и т.п.

И, наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом.

0_f9627_8a620860_origввв

Родительское собрание

«Использование дидактических игр и упражнений для формирования представлений о форме и величине у детей четвертого года жизни»

Цель: обогащение родительских представлений о формировании представлений о форме и величине у детей  четвертого года жизни.

Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми и упражнениями, способствующими формированию представлений о форме и величине у детей четвёртого года жизни, активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Форма проведения: игровой практикум.

Участники: родители, воспитатели.

Место проведения: групповое помещение

План проведения:

Вступительный этап:

- введение в проблему;

- создание проблемной ситуации.

Основная часть:

- игротека в форме путешествия по станциям.

Подведение итогов собрания:

- решение родительского собрания;

Ход мероприятия:

Подготовительный этап.

- Подборка и оформление рекомендаций по теме собрания.

- Изготовление «ящика ощущений»

- Оформление наглядной информации: приложения, слайд-шоу «Вот как мы играем», цитаты.

- Музыкальное оформление.

Вступительный этап.

Воспитатель:  Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а, потому что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему-то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома. И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры- путешествия в страну Сенсорику. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Традиционно ознакомление детей со свойствами предметов предполагает выделение формы, величины, как особых свойств предметов, без которых не могут быть сформированы полноценные представления.

 При этом следует отграничивать целостное восприятие предмета и его узнавание, так как узнавание предмета лишь первый шаг к полноценному восприятию. У детей третьего года жизни адекватное зрительное восприятие формы и величины предметов может возникнуть только на основе многократного применения, на практике различных способов, проб и примериваний, сравнения в разных ситуациях и на разных объектах, овладения умением вычленять нужный признак у предмета и соотносить с признаками других предметов.

В психолого-педагогическом словаре дидактические игры понимаются как специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры.

Дидактическая игра, как следует из ее названия, содержит в себе два начала: учебное и игровое. Как отмечает А.В. Белошистая, ребенком она «воспринимается как игра, а взрослый, организующий эту деятельность, рассматривает ее как образовательный процесс, но при этом знает и понимает, что ребенок не обязан воспринимать ее таким же образом».

Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

- Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры? (ответы родителей)

- При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Создание проблемной ситуации.

Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями появляется «ящик ощущений».

- Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений».

Воспитатель предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое ящика. Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения.

Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом. Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

Воспитатель: Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей раннего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на формирование представлений о форме и величине. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания. Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!

Звучит сказочная мелодия. Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную палочку.

Воспитатель: Вот я палочкой взмаху – загадаю чудо!

(действия выполняются по содержанию текста)

Всем родителям я помогу,  доброй феей буду!

Палочка-чудесница, волшебная кудесница!

Поскорее встали в круг, за руки все взялись вдруг.

Будем рядом мы стоять, будем глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться, в ребятишек превращаться!

Паровоз давно вас ждет, в  страну Сенсорику  везёт!

Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель надевает фуражку машиниста, родители становятся «паровозиком».

Воспитатель:  Паровоз, паровоз, новенький , блестящий

Он вагончики повез  будто настоящий.

Тук, тук, тук, тук, тук. Тук, тук, тук колеса,

Мчится паровоз, он в страну Сенсорику

Всех детей привез!

Воспитатель: Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как же называется эта станция, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины (круг)

***

Злая рыба хвост-лопата

Откусила полквадрата –

Целый угол, верь не верь!

Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

***

Кубик в краску окуни,

Приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они (квадраты)

Воспитатель: Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра «Чудесный  мешочек».

Родители по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

Игра «Прятки».

Те фигуры, которые родители достали из «чудесного мешочка» (3 штуки) воспитатель ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого родители  должны определить, какая фигура «спряталась».

Воспитатель: Мы со стульев тихо встали и зарядку делать стали.

Руки – вверх, руки – вниз,  вправо, влево повернись.

Руки в стороны пошире: раз, два, три, четыре.

Ты пониже наклонись и тихонько распрямись.

Мы хлопаем руками, мы топаем ногами, киваем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы песенку поем:

Руки – вверх, в кулачок, разожмем – и на бочок,

Руки – вниз, в кулачок, разожмем – и на бочок.

А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу.

Занимаем скорее места (звучит музыка) Едем дальше!

Вагончики, вагончики, по рельсам тарахтят,

Везут они станцию компанию ребят.

Чох-чох, чу-чу. Паровоз летит.

Чох-чох, чу-чу. Паровоз гудит.

Воспитатель: Ну, вот и приехали. Не удивляйтесь, мы приехали на удивительную станцию. Станция «Большая – Маленькая». Мы предлагаем вам научиться играть в «Большие – Маленькие » игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать.

Пальчиковая гимнастика «Большие и маленькие»

  • Напрягите пальцы на обеих руках. Вот какие они! (Растопырьте пальцы),
  • А теперь они стали маленькие-маленькие. Согните их и коснитесь подушечками (кончиками пальцев) верхней стороны ладоней, т. е. у основания пальчиков.
  • Были маленькие мы (пальцы согнуты, прижаты к ладони).
  • Стали вдруг большие (расправить пальцы, растопырить).
  • Шалунишки, шалуны (движение «фонарики»).
  • А дружные какие! (Сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты.)

Воспитатель предлагает рассмотреть большие карточки. Обратить внимание, что на карточках изображены предметы,  отличающиеся друг от друга по величине. Родители выбирают понравившиеся карточки. На середине стола выкладываются картинки-вкладыши. Выигрывает тот родитель, который быстрее других заполнит свою карточку.

Воспитатель раздает родителям  по две коробки с крышками (двух размеров) и по две игрушки – большую и маленькую. Просит их спрятать игрушки в коробочки и закрыть крышками. Воспитатель бращает внимание родителей на то, что если крышка не закроется, значит, игрушка не подходит для этой коробки и ее надо спрятать в другую.  Придет волк и увидит зайчика, прячьте его хорошо!  

Воспитатель: Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

Родителям предлагается поиграть в дидактические игры

Воспитатель: С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых.

Звучит сказочная мелодия.

Воспитатель:  Вот я палочкой взмахну – загадаю чудо!

 (действия выполняются по содержанию)

Всем ребятам помогу,  доброй феей буду!

Палочка-чудесница, волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг, за руки все взялись вдруг.

Будем рядом мы стоять, будем глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться и во взрослых превращаться.

Воспитатель: В заключении хотелось бы подчеркнуть, что формирование представлений о форме и величине у детей третьего года жизни составляет фундамент их общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Подведение итогов собрания.

Воспитатель: Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель бросает мяч родителям и задаёт вопросы). 

Решение родительского собрания.

1. Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм и упражнениям, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на формирование представлений о величине и форме.

2.  Принимать активное участие в жизни детского сада.

Заключительное слово.

Воспитатель:  Уважаемые родители! Закончена игра! Она у нас рассчитана на один час, но вы играйте с детьми  дома круглый год! Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование конструктивных игр в развитии творческого мышления детей шестого года жизни

В настоящее время все больше педагогов начинают ставить целью воспитания и развития не просто накопление знаний и овладение навыками и умениями, но и решение более важных задач – развитие у дете...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ

В настоящее время все больше педагогов начинают ставить целью обучения не просто накопление знаний и овладение навыками и умениями, но и решение более важных задач – развитие у детей творческого...

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей 3 года жизни

Рааставить букеты по вазамПодбери гараж для машиныНайди колеса к паравозуГеометрическое лоттоЧто лежит в корзинеБабочки и цветыНарядим неволяшкуПочини коту Леопольду зонтикПодбери узорыВеселые поварят...

Конспект занятия в игровой форме для детей третьего года жизни, тема: «Осень»

Конспект занятия в игровой форме для детей третьего года жизни, тема: «Осень»Оборудование:Осенние листья большие и маленькие.Вырезанные из картона листья желтого, красного и зеленого цветов и таких же...

игры и упражнения на формирование представлений о величине у детей третьего года жизни

игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей третьего года жизни...

Конспект Занятия в игровой форме для детей второго года жизни «Кто к нам в гости пришёл…»

Цель: Расширить знания детей  о диких  животных.  Учить детей решать проблему путем поиска решения; развивать мышление, речь, воспитывать нравственные качества у детей - отзывчивость, с...