План по самообразованию «Развитие логического мышления детей подготовительной группы средствами математики»
проект по математике (подготовительная группа)
Долгосрочный план по самообразованию для воспитателей подготовительной группы по теме «Развитие логического мышления детей подготовительной группы средствами математики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию «Развитие логического мышления детей подготовительной группы средствами математики»
Подготовила:
Воспитатель школы №1279
Восканян Лора Владимировна
Актуальность исследования обусловлена тем, что современная стратегия развития системы дошкольного образования выдвигает целый ряд требований к развитию ребенка, а особенно к развитию познавательных интересов. Процесс познания действительности возможен только при участии мышления, важнейшего компонента в структуре познавательной деятельности. Мышление помогает человеку познать свойства, явления, признаки предмета, которые невозможно воспринимать непосредственно. С помощью мыслительной деятельности человек может устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать не только объективные закономерности, но и их сущность. Мышление позволяет вести продуктивный поиск решения познавательных проблем, ориентироваться в новых событиях, открывать новые знания.
Изучением развития мышления занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, А.Р. Лурия, Л.Д. Столяренко, О.К. Тихомиров, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.) в своих работах авторы описывали природу мышления, рассматривали механизмы мышления, описывали виды мышления, изучали процесс формирования мыслительных операций.
Многие исследователи (Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Л.А Венгер, В.В. Давыдов и др.) отмечали необходимость исследования особенностей развития логического мышления у детей дошкольного возраста. В своих работах авторы приходили к выводу, что только систематические занятия, направленные на развитие логического мышления приучают ребенка к познавательной деятельности и способствуют росту интеллектуальных возможностей.
В психолого-педагогических работах приведен значительный материал, который указывает на необходимость развития логического мышления у детей подготовительной группы. Однако анализ педагогической практики показывает, что воспитатели в детских садах для развития логического мышления используют традиционные методы.
Главная цель модернизации дошкольного образования согласно ФГОС ДО развитие у детей любознательности, активности, понимания окружающей действительности, формирование способности решать интеллектуальные задачи.
Подготовительная группа является решающим периодом для развития логического мышления. Педагогическая работа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста должна осуществляться последовательно и своевременно. Проблема развития логического мышления у дошкольников вызывает необходимость поиска новых способов и средств развития, которые бы учитывали потребности и интересы детей 6-7 лет. Поэтому своей темой самообразования в качестве средства развития логического мышления детей 6-7 лет выбраны средства математики.
Исходя из вышеизложенного, были сформулированы тема, цель, обозначены задачи работы.
Цель: создание условий для использования средств математики как эффективного средства развития логического мышления детей подготовительной группы.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний по выбранной теме исследования путем изучения психолого-педагогической литературы, посещения РМО;
- Разработать перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами ДОУ по теме самообразования;
- Подготовить мониторинг уровня логического мышления подготовительной группы на начало и конец учебного года;
- Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
- Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
- Развитие у детей логико-математических представлений (представления о математических свойствах и отношения предметов, конкретных величин, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
- Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений и задач;
- Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребёнка;
- Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Предполагаемый результат: в процессе использования средств математики у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.
Практические выходы:
- Создание картотеки средств математики по развитию логического мышления детей подготовительной группы. Выставка средств математики по развитию логического мышления, изготовленных самостоятельно;
- Папка-передвижка «Средства математики как эффективное средство развития логического мышления»;
- Доклад на педсовете «Использование средств математики в развитии логического мышления дошкольников»;
Формы представления результатов самообразования:
- наглядно-иллюстративный материал;
- Консультации для педагогов «Задачи мышления»;
- Семинар. Развивающие игры, как средство формирования логического мышления;
- Памятка «Развитие логического мышления дошкольников».
- Методическая разработка «Рекомендации родителям по организации игр для детей дошкольного возраста дома с использованием занимательного математического материала»
- Консультация для педагогов «Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики»
План по самообразованию
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
Сентябрь | Диагностика логического мышления детей подготовительной группы (см. Приложение 1) | Анкетирование родителей «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста» (см. Приложение 2) | |
Октябрь | Пополнение ПРС средствами математики | Организация выставки средств математики | Привлечение родителей к пополнению ПРС средствами математики |
Ноябрь | Организация и проведение серии арифметических задач «Математический знайка» (см.Приложение 3) | Картотека Арифметических задач «Математический знайка» | Папка-передвижка «Средства математики как эффективное средство развития логического мышления»; |
Январь | Организация и проведение серии дидактических игр и упражнений по математике (см.Приложение 4) | Мероприятия по логике Викторина «Умники и Умницы». (см.Приложение 5) | Составление рекомендованного списка литературы для чтения дома с детьми |
Февраль | Организация и проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек) (см.Приложение 6) | Посещение и анализ открытых занятий по ФЭМП в ДОУ | Методическая разработка «Рекомендации родителям по организации игр для детей дошкольного возраста дома с использованием занимательного математического материала» (см.Приложение 7) |
Март | Развлечение по ФЭМП «Вечер математических игр » (см.Приложение 8) | Посещение групп ДОУ с целью обмена опытом по организации ПРС по развитию логического мышления. | Памятка «Развитие логического мышления дошкольников» |
Апрель | Проведение мероприятия «В стране логики» (см.Приложение 9) | Оформление папки передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни» (см.Приложение 10) | Консультация для педагогов «Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики» |
Май | Контрольный мониторинг уровня сформированности логического мышления в подготовительной группе на конец года | Отчет о проделанной работе на педсовете | Индивидуальные беседы с родителями по результатам проведенного мониторинга уровня сформированности логического мышления в группе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе развивающих игр и упражнений"
План по самообразованию "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе развивающи игр и упражнений"...
Отчёт по самообразованию «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики»
Отчёт по самообразованию...
Комплекс дидактических игр на развитие логического мышления детей подготовительной группы
Дидактические игры на развитие логического мышления у детей 6-7 лет...
Мастер – класс «Развитие логического мышления детей подготовительной группы»
Зачем логика дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этап...
план по самообразованию «Развитие логического мышления посредством занимательной математики».
план по самообразованию «Развитие логического мышления посредством занимательной математики»....
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста средствами занимательной математики
Материал посвящен вопросу развития логического мышления у детей дошкольного возраста средствами занимательной математики...
анализ работы по теме самобразования «Развитие логического мышления детей подготовительной группы средствами математики».
Актуальность выбранной мною темы по самообразованию обусловлена тем, что современная стратегия развития системы дошкольного образования выдвигает целый ряд требований к развитию ребенка, а особенно к ...