Развитие логического мышления у дошкольников
консультация по математике (средняя группа)
Логическое мышление — процесс, который помогает человеку не только усваивать и преобразовывать получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей.
Научить дошкольника мыслить логически означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе, научить рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения, целесообразно вести себя в социуме и природе.
Актуальность
Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей.
Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов. Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра. Дидактическая игра делает процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 14 «ДЮЙМОВОЧКА» Г. ЯНАУЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Консультация для воспитателей
на тему:
«Развитие логического мышления
у детей дошкольного возраста».
(с презентацией)
Составила и провела:
воспитатель Саляхова О.Ф.
Октябрь 2019г.
Консультация для воспитателей на тему:
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста».
(2 слайд) Логическое мышление — процесс, который помогает человеку не только усваивать и преобразовывать получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей.
Научить дошкольника мыслить логически означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе, научить рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения, целесообразно вести себя в социуме и природе.
(3 слайд) Цель – развитие познавательных и логических способностей.
Задачи:
Формировать способность детей к анализу и синтезу.
Развивать образное логическое мышление, произвольное внимание.
Развивать у детей: речь(умение рассуждать, доказывать),познавательные интересы, творческое воображение.
Воспитывать коммуникативные навыки, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
(4 слайд) Актуальность
Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей.
Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
(5 слайд) Логическое мышление и дидактическая игра
Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов. Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра. Дидактическая игра делает процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.
(6 слайд) Выделяют три вида мышления
Наглядно - действенное мышление – 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет. Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления .
Наглядно-образное мышление – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет. Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.
Словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.
Словесно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
(7 слайд) Средства развивающие логическое мышление
Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.
Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.
Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.
Загадки. Задачи – шутки.
Игры-головоломки.
Игры с счетными палочками.
Разгадывание ребусов.
«Неправильные» сказки и т. д.
(8 слайд ) Мыслительные операции
Мышление – очень сложный процесс, включающий несколько видов психической деятельности.
Анализ
Синтез
Сравнение
Обобщение
Классификация
Закономерность
Умозаключение
Пространственное мышление
( 9 слайд) Логические приемы умственных действий анализ и синтез
Анализ – это мысленное разложение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств, качеств предметов/явлений.
Синтез - объединение частей в целое на основе смысловых связей предметов/явлений между собой.
(10, 11 слайды)
Сравнение - сопоставление предметов/явлений друг с другом, нахождение сходств и различий между ними.
(12, 13, 14 слайды)
Классификация – это распределение предметов или объектов по каким либо группам.
(15, 16) слайды
Закономерность – это связь между предметами явлениями, основанные на действии определенных законов.
(17, 18 слайды)
Умозаключение - это форма мыслительной деятельности, при помощи которой из одного или нескольких суждений делается заключение.
(19,20) слайды
Пространственное мышление – это способность воспринимать и анализировать пространственные отношения между предметами.
(21 слайд)
Загадки и задачки шутки
(22, слайд)
Логические задачи
(23,24, 25.26 слайды)
Развивающая среда
В группе создана развивающая среда, выделен специальный стеллаж с наличием дидактических игр по развитию логического мышления.
Игры с счетными палочками
Цель: Формирование геометрических представлений, развивать пространственное воображение детей.
Конструкторы, пазлы
Цель: Развивать мышление, воображение, умение из множества мелких деталей создавать единый образ.
Дидактическая игры «Где чей дом?», «Кто где живет и кто что ест?»
Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей. Играющий должен назвать животное, место его обитания, чем оно питается. Найти на большой картинке его место нахождение.
Игра-головоломка «танграм», «геоконт», квадрат Воскобовича и т.д
Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности. Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.
Игры с палочками Кюизенера
Цель: • Развивать у детей представление о числе;
• Научить их измерению с помощью мерки;
• Развивать комбинаторные способности;
• Познакомить с ориентированием;
• Учить выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции, буквы, цифры.
Игры с блоками Дьенеша.
Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму. Такие игры развивают творческие способности, восприятие, память, внимание и воображение.
(27 слайд)
Рекомендации педагогам для работы с детьми по развитию мышления:
- Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.
- Формировать умение классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
- Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
- Развивать быстроту мышления через дидактические игры, проблемные ситуации, опыты , эксперименты и наблюдения.
- слайд) Заключение
Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.
Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Развивая логическое мышление у дошкольников, мы должны помнить, что высокий уровень сформированности основных операций логики – залог успешного овладения школьной программы и дальнейшего развития личности ребенка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению
Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...
Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников.
презентация по теме "Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников."...
Пошаговая технология развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша
Я разработала пошаговую технологию развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.К ней прилагает материал для совместной работы воспитателя с родителями в данном напра...
План работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников посредством логических блоков Дьенеша
В материале определены цели и собраны формы работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша....
Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.
Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша....
"Использование логических игр и упражнений для развития логического мышления старших дошкольников".
Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько ...
Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»
Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша»....