Пошаговая технология развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему
Я разработала пошаговую технологию развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.К ней прилагает материал для совместной работы воспитателя с родителями в данном направлении.Плюс карты наблюдения(средняя, старшая, подготовительная группы) - мониторинг развития логического мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №128 комбинированного вида Невского района Санкт - Петербурга
Технология развития логического мышления дошкольников с помощью логических блоков Дьенеша.
Разработала
Воспитатель ГБДОУ №128
Ишанина Любовь Петровна.
Санкт –Петербург
2014
Область педагогической деятельности и актуальная проблема, на разрешение которой направлена технология.
Технология направлена на развитие логического мышления дошкольников при помощи логических блоков Дьенеша, которое необходимо для формирования математических представлений.
Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. В математике заложены огромные возможности для развития мышления у детей в процессе обучения с самого раннего возраста. Использование блоков Дьенеша в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логических операций; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Цели и задачи применения конкретной технологии.
Цели:
-Способствовать развитию логического мышления, интеллектуальных способностей, речи через игры с блоками Дьенеша.
Задачи:
-Познакомить детей с блоками Дьенеша.
-Учить детей подбирать блоки по 1 свойству.
-Отрицание свойства через его присутствие.
-Введение карточек-схем.
-Подбор блоков по 2-м, 3-м свойствам.
-Подбор блоков по 4-м свойствам.
-Расширять словарный запас.
-Научить дошкольников решать логические задачи на различение по свойствам.
-Научить выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их.
-Адекватно обозначать словом их отсутствие.
-Абстрагировать и удерживать в памяти 1,2,3 свойства.
-Обобщать объекты по 1,2,3 свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
-Обеспечить целенаправленное решение задач по развитию мыслительных операций анализа, абстрагирования, обобщения, необходимых для освоения математических знаний.
-Повысить интерес и активность детей на занятиях.
-Обогатить формы работы на занятиях по математике, вне занятий, в свободное от занятий время.
Условия применения технологии
1.Перспективное планирование.
2.Участие родителей в изготовлении пособий для игр с блоками Дьенеша.
3.Наличие дидактического материала.
4.Компетентность педагога
Теоретическое обоснование
Теоретический анализ проблемы и практический опыт дают мне основание утверждать, что игра является наиболее синтезивной формой дошкольного развития. Игры с блоками Дьенеша дают возможность совершать мыслительные операции, учат детей самостоятельно подходить к правильному решению. Ребенок идет по логической цепочке, учится делать умозаключения, выводы. Легче усваивается материал по развитию элементарных математических представлений.
Технологическое пошаговое описание процесса взаимодействия.
Пошаговое описание процесса взаимодействия основано на золотом правиле дидактики – от простого к сложному.
Пошаговое описание
1 шаг | Диагностика | Беседа, игры для выявления имеющихся знаний. Авторская разработка диагностики (см.приложение) |
2 шаг | Разработка перспективного плана. Создание условий через обогащение учебной зоны. Работа с родителями. | Консультация с педагогами. Сбор, изучение и накопление информации по блокам Дьенеша + собственные разработки игр с блоками Дьенеша. Консультация с родителями по изготовлению пособий, Дидактического материала по блокам Дьенеша. |
3 шаг | 1 этап. Выбор блоков по 1 свойству. Изучение всех четырех свойств блоков Дьенеша. | Организация образовательной деятельности с дошкольниками через : А) Специальные занятия по математике Б) Совместную деятельность вне занятий В) В свободное от занятий время Г) Самостоятельную деятельность детей Д) Игры Организацию работы с родителями: А) Проведение открытого занятия с родителями |
2 этап Отрицание свойства «не» | Использование карт-схем по отрицанию свойства: -на занятиях -в свободное время -в самостоятельной деятельности детей Схематическая зарисовка (кодирование) блоков детьми. Организация работы с родителями: Изготовление карточек-схем «не» | |
3 этап Подбор и разбитие блоков: -по 2-м свойствам -по 3-м свойствам -по 4-м свойствам | Игры с использованием пособий и карт-схем: -на занятиях по математике -в совместной деятельности с детьми -в самостоятельной деятельности в свободное от занятий время. Работа с родителями: Проведение открытого занятия для родителей. | |
4 шаг | 1 этап Разработка авторских игр: «Подбери платье» Создание условий (оснащение учебной зоны). | Авторские разработки игр (см. приложение). Консультации с родителями по изготовлению дидактического материала. |
2 этап Подбор и разбиение «платьев» по 2-м,3-м, 4-м свойствам | Игры с использованием дидактического материала по авторским разработкам: -на занятиях -в совместной деятельности с детьми вне занятий -самостоятельной деятельности детей Работа с родителями: Проведение открытого занятия для родителей. | |
5 шаг | Оформление итогов. | Проведение итоговой диагностики. Выступление с опытом работы на педсовете, родительском собрании. |
6 шаг | Вывод | Подведение итогов |
Способ диагностики результата:
-Педагогические наблюдения.
-Собеседование с детьми.
-Игры с блоками, картами-схемами.
-Анализ карт – шифровок.
-Отзывы родителей.
-Создать настрой на занятия по математике, вызвать интерес и желание заниматься.
-Содержательно насытить и интеллектуально обогатить работу по развитию логического мышления дошкольников.
При применении возможна вариативность:
-В степени организации.
-В выборе дидактического материала.
-В количестве участников.
-В расширенной подаче знаний.
Каковы основные достоинства применяемой технологии:
-Универсальность.
-Широкий спектр видов деятельности.
-Возможность привлечь большое количество участников.
Каковы негативные последствия применяемой технологии:
-Дополнительное время, которое требуется для изготовления пособий, авторских игр.
Описание основных результатов , полученных при апробации в учреждении:
-Активное участие родителей в изготовлении пособий.
-Увеличение объема знаний, формирование понятий, обогащение словаря.
-Скачок в развитии интеллектуальных способностей и эмоциональной сферы дошкольников.
В каких коллективах может применяться данная технология:
В детских дошкольных образовательных учреждениях от средней до подготовительной группы.
Формы работы с родителями по теме:
«Развитие логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша»
Средняя группа
Месяц | Форма работы | Тема |
Сентябрь | Ширма | Развитие логического мышления логическими блоками Дьенеша. |
октябрь | Поручения, консультации | Изготовление плоскостных блоков Дьенеша |
Ноябрь | Поручения | Изготовление карточек -схем |
Декабрь | Игры с родителями | «Коврик», «Логические кубики». |
Январь | Поручения | Изготовление таблиц для игр «Раздели блоки», «Где спрятался Джерри?». |
Февраль | Поручения, ширма | Знакомство с отрицанием свойства «НЕ» |
Март | Поручения | Карточки – схемы на отрицание свойства, таблицы. |
Апрель | Открытое занятие | РЭМП +игры на оперирование 2-мя свойствами +д/и «Магазин», «Угощение медвежат». |
Май | Индивидуальная беседа | Результаты диагностирования. |
Старшая группа
Месяц | Форма работы | Тема |
Сентябрь | Ширма | «Развитие логического мышления логическими блоками Дьенеша». Актуальность темы на сегодняшний день. |
Октябрь | Поручения | Карта-схема «На свою веточку». |
Ноябрь | Поручения, консультации | Карты- «домики» «У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок». |
Декабрь | Поручения, беседа | Панно «Волшебное дерево», «Архитекторы». |
Январь | Игры с родителями | Оперирование двумя свойствами, «Дружба», «Укрась елку бусами». |
Февраль | Поручения | Карта – схема «Кто хозяин?». |
Март | Поручения, ширма | Фото - газета: «давайте вместе поиграем». Карта – схема «Найди свой домик». |
Апрель | Открытое занятие | «Занимательная математика» |
Май | Индивидуальная беседа | Результаты диагностирования |
Подготовительная группа.
Месяц | Форма работы | Тема |
Сентябрь | Консультации, | «У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок?»-3 |
Октябрь | Поручения, Игры с родителями. | Карта – схемы «Помоги фигурам выбраться из леса». Карточки – домики «Построй дом 2 и 3» |
Ноябрь | День открытых дверей | Игры родителей с детьми по желанию детей на развитие логического мышления. |
Декабрь | Беседы, поручения | Карточки – схемы для игр «Гостиница», «Найди ключ к замку», «Расшифруй код» |
Январь | Поручения | Силуэты платья по цвету, наличию кармана и его цвета, наличию воротника и его формы. |
Февраль | Открытое занятие, анкетирование, консультация. | РЭМП + логические блоки Дьенеша «Кодирование», декодирование. |
Март | Поручения, ширма. | Фото – газета :»Давайте вместе поиграем!», Карточки – схемы для авторской игры «Ателье». |
Апрель | Досуг | Игры на развитие логического мышления у дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша. |
Май | Индивидуальная беседа | Результаты диагностирования |
Мониторинг развития логического мышления у дошкольников
№ | Фамилия Имя ребенка | Знание геом. фиг. умение показать по слову | Знание 4-х св-в(цвет, форма, величина, толщина) | Нахождение по карточке-схеме | Нахожд. по Слову, удер-живая в памяти | Отсутствие Св-ва с Использ. карт «НЕ» | Умение опери-ровать 2-мя св-ми | Умение опери-ровать 3-мя св-ми |
Предварительный просмотр:
Карта наблюдений за детьми средней группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.
Задачи | Методы обследования | Критерии оценки | Уровни освоения | Результат | Коррекция |
Знание геометрических фигур и умение показать их по слову | Беседа, показ | -Называют все геометрические фигуры, находят по слову -Называют, но сами найти по слову затрудняются -Не знают | -высокий -средний -низкий | Д/и «Магазин», «Логические фигуры», «Один обруч», «Мышки – норушки» и др. | |
Знание 4-х св-в Цвет Форма Величина Толщина | Наглядное описание блока | -Знание всех 4-х св-в -Частичное знание(2-3 свойства) -Знание 1-го из 4-х св. | -Высокий -Средний -низкий | «Индивидуальные карты «, «Коврик», «Найди пару», «Художники» и др. | |
Нахождение блоков по карточке-схеме | Игры (показ) | -Легко находят нужные блоки -Находят по наводящим вопросам -Затрудняются в поиске | -Высокий -Средний -Низкий | «Угощение для медвежат», «Найди пару», «Логические кубики» и др. | |
Нахождение блоков по слову, удерживая в памяти | Игры | -Свободно находят нужные блоки -Находят по наводящим вопросам -Не справляются с поставленной задачей | -Высокий -Средний -Низкий | «Домино», «Второй ряд», «Поезд», «Цепочка», «Найди на ощупь» и др. | |
Отсутствие свойства с использованием карточек «НЕ» | Игры с карточками, где свойство перечеркнуто двумя линиями | -Задача не составляет труда -Требуется время для анализа -Не могут найти нужный блок | -Высокий -Средний -Низкий | «Волшебное дерево», «Угощение для медвежат», «Логические кубики», и др. | |
Умение оперировать двумя свойствами | Игры | -Свободно оперируют 2-мя св-ми -Требуется разъяснение -Не справляются даже после разъяснения | -Высокий -Средний -низкий | «Два обруча», «Дружба», «Построим дом» др. | |
Выявление умений оперировать3-мя свойствами | Игры | -Легко ориентируются -Требуется помощь -Путаются даже после разъяснений | -Высокий -Средний -Низкий | «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок», «Три обруча» и т.д. |
Карта наблюдений за детьми старшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.
Задачи | Методы обследования | Критерии оценки | Уровни освоения | Результат | Коррекция |
Знание геометрических фигур и умение показать их по слову | Беседа, показ | -Называют все геометрические фигуры, находят по слову -Называют, но сами найти по слову затрудняются -Не знают | -высокий -средний -низкий | «Магазин», «Логические фигуры», «Один обруч», «Найди свой домик» | |
Знание 4-х св-в Цвет Форма Величина Толщина | Наглядное описание блока | -Знание всех 4-х св-в -Частичное знание(2-3 свойства) -Знание 1-го из 4-х св. | -Высокий -Средний -низкий | «Волшебный мешочек», «Логический поезд», «Найди пару», «Индивидуальные карты» | |
Нахождение блоков по карточке-схеме | Игры (показ) | -Легко находят нужные блоки -Находят по наводящим вопросам -Затрудняются в поиске | -Высокий -Средний -Низкий | «Волшебное дерево», «Найди свой домик», «Кто хозяин?» | |
Нахождение блоков по слову, удерживая в памяти | Игры | -Свободно находят нужные блоки -Находят по наводящим вопросам -Не справляются с поставленной задачей | -Высокий -Средний -Низкий | «»Домино», «Второй ряд», «Магазин», «Найди на ощупь» | |
Отсутствие свойства с использованием карточек «НЕ» | Игры с карточками, где свойство перечеркнуто двумя линиями | -Задача не составляет труда -Требуется время для анализа -Не могут найти нужный блок | -Высокий -Средний -Низкий | «»Украсим елку бусами», «Архитекторы», «Помоги Незнайке», Кто хозяин?» | |
Умение оперировать двумя свойствами | Игры | -Свободно оперируют 2-мя св-ми -Требуется разъяснение -Не справляются даже после разъяснения | -Высокий -Средний -низкий | «»Два обруча», «Кто хозяин?», Дружба», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?», «Построим дом» | |
Выявление умений оперировать3-мя свойствами | Игры | -Легко ориентируются -Требуется помощь -Путаются даже после разъяснений | -Высокий -Средний -Низкий | «Найди с вой домик», «Раздели правильно, «Три обруча» |
Карта наблюдений за детьми подготовительной группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая мастерская "Технология развития критического мышления у дошкольников"
Представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОБУ № 221 "Сказка" г Орска Дунаевой А.Л. по использованию приёмов технологии развития критического ...
консультация для родителей " Формирование логического мышления детей с помощью блоков Дьенеша"
Одним из высших по уровню развития является логическое мышление.Наиболее эффектимным пособием для развития логического мыщления являются логические блоки Дьенеша для подготовки мышления детей ...
Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.
Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша....
«Рекомендации родителям по развитию логического мышления у дошкольников через блоки Дьенеша»
Рекомендации родителям по развитию логического мышления детей....
Мастер-класс «Игры для развития логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша»
Мастер-класс «Игры для развития логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша» Тема: «Игры на развитие логического мышления детей с использованием блоков Дьенеша...
Развивающая настольная игра «Веселые резиночки» как способ развития мелкой моторики, внимания и логического мышления у дошкольников
Развивающая настольная игра «Веселые резиночки» как способ развития мелкой моторики, внимания и логического мышления у дошкольников...