Путешествие в страну геометрических фигур
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Голотова Ольга Александровна

данное занятие позволяет закреплять знания о геометрических фигурах в игровой форме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект

непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной к школе группы

Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»

(образовательная область «Познавательное развитие»)

                                           Используемые технологии:

  • исследовательская деятельность
  • игровая деятельность с элементами игр М.Монтессори

Подготовила:

Голотова О.А.

Цель: формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира

Задачи: 

Обучающие:

  • закреплять знания о геометрических фигурах;
  • совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;
  • тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.
  • учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих

Развивающие:

  • развивать познавательные интересы детей; способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации;
  •  развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;
  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

  • формировать интерес детей к совместной деятельности;
  • развивать умение договариваться;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитывать культуру речевого общения

        Оборудование:

Геометрические фигуры на липкой основе, коврографы, «Необычная веревочка» с узелками, «Волшебный колодец», мяч, цветные карандаши, картинки для динамической паузы, письмо с билетами и шаблоном ковра, математические картинки для динамической паузы, Монтессори-пособия: геометрические тела и их проекции, геометрические треугольники, геометрический комод, магнитофон и аудиозапись для путешествия, фонарик.

 

Предварительная работа:

           Познакомить ребят с геометрическими телами, тренировать в решении логических задач на закономерную последовательность.

Ход занятия:

Организационный момент. Постановка познавательной задачи.

Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло удивительное письмо. Давайте прочитаем и узнаем, кто же его прислал.

Кому: ребятам детского сада № 31

От кого: от жителей Страны Геометрических Фигур

«Здравствуйте дорогие ребята! У нашей королевы скоро День Рождения. И мы решили подарить ей прекрасный ковер ручной работы. Но злой волшебник Многоугольник разорвал ковер на кусочки, спрятал их и заколдовал всех наших мастеров шитья! Помогите нам, пожалуйста, найти все части ковра и реставрировать его. Ребята, мы знаем, что вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Очень на вас рассчитываем!                                                                                                            

С уважением, подданные Королевы - Геометрические Фигуры».

Воспитатель: Ребята, вы готовы

помочь геометрическим фигурам в их беде?

Дети: Да, готовы!

Для этого нам нужно совершить путешествие в волшебную страну Геометрических Фигур.

На чем  же нам туда добраться?

Дети: Дети дают различные ответы

Воспитатель: Смотрите, а в нашем письме еще что-то написано…

«… Чтобы попасть в страну Геометрических фигур, нужно сесть в волшебный  поезд. Высылаем вам ваши посадочные билеты и карту, в которой указаны места, где спрятал злой Многоугольник  лоскутки от ковра»

Вот карта, билеты и волшебный поезд. Получите, ребята, билеты и  занимайте места в вагонах. Но будьте внимательны, нужно, чтобы ваш билет совпал с фигурой на сиденье в вагоне.

Смотрите, у меня красный прямоугольник, а вот и моё место.

(Дети рассказывают каждый про свою фигуру.)

Воспитатель: Все заняли свои места, отправляемся в путь.

Звучит музыка

Задание 1.

«Найди тень»

(распознавание фигур независимо от их пространственного расположения)

Воспитатель: Приехали! Ребята, для восстановления чудесного ковра, вам надо выполнить все задания  злого Многоугольника! Вы готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте посмотрим на карту, где найти первый лоскуток?

От пенька три шага направо, четыре шага налево.                                       (Дети находят первое задание).

Ваше первое задание! Итак, круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат — это плоскостные фигуры. Еще есть фигуры объемные! Называют их телами. Может, вы знакомы с некоторыми из них?

Дети: куб, шар, цилиндр…

Воспитатель: Здорово! Вы наверняка знаете, что каждый предмет может отбрасывать тень. Я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека и внимательно рассмотреть свои объемные фигуры. Так же на столе вы найдете их тени. Подберите правильные тени для объемных фигур. Приступаем.

Дети работают в группах

Воспитатель: Готовы? Давайте проверим, как вы выполнили задание.

Проверяем с помощью фонарика и листа белой бумаги

Воспитатель объясняет, что у тела может быть две тени, в зависимости от того, как его повернуть

Получают лоскуток.

Воспитатель: Здорово вы справились с заданием!

Задание 2.

«Логические бусы»

(формирование умения выстраивать логические цепочки по заданному алгоритму)

Воспитатель: Давайте искать следующий лоскуток. Посмотрим на карту: Пять шагов прямо, три шага налево….

А вот и следующее испытание.

        У Королевы геометрических фигур случилась неприятность! Порвались ее любимые бусы. Перед вами разорванные части. Соедините их, используя логическую закономерность.

Выполняют задание. Получают лоскуток.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием!

Задание 3.

«На что похоже?»

(развитие внимания, умение выделять существенный признак предмета по словесной инструкции)

Воспитатель: Посмотрим на карту: Перепрыгнуть через ручей, найти задание под грибом….

Для выполнения задания я предлагаю вам встать в круг. Мяч передавай, что в группе на круг (квадрат, прямоугольник) похоже называй!

Дети называют предметы. Получают лоскуток.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием!

Задание 4.

«Слушай внимательно» (ориентировка на плоскости)

Воспитатель: Давайте посмотрим  на карту: Три прыжочка от грибочка…

Воспитатель: Вот и следующее задание. «Слушай внимательно». Злой Многоугольник хочет проверить, как вы умеете ориентироваться в пространстве. Будьте внимательны!

Положите: -  квадрат в правый верхний угол.

                   - круг в середину листа.
                  - треугольник в левый нижний угол.

                         - овал в левый верхний угол,
                        - прямоугольник в правый нижний угол.

Дети выставляют на коврографе фигуры. Проверяем.

Получают лоскуток.

Динамическая пауза

«Математическая физкультминутка»

Воспитатель:

А теперь я предлагаем вам немного размяться! Разминка наша не простая, а математическая!

      Сколько треугольников в елочке зеленой, 
     Столько ты немедленно выполни наклонов. (3)

               Сколько на тарелке овальных пирожков,
              Столько же немедленно выполни прыжков. (5)

Прямоугольных сколько стаканов для гостей,
Столько приседаний выполни скорей. (4)

                На полке сколько круглых ваз.
               В ладоши хлопни столько раз. (1)

Сколько квадратных флагов повесили для нас,
Столько поворотов выполни сейчас. (2)

Получают лоскуток.

Задание 5.

«Волшебный колодец»

(моделирование геометрических фигур)

Воспитатель: Давайте посмотрим на кару: От дерева шесть больших шагов вправо…

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите! Что это? - «волшебный колодец». Известно, что этот колодец может делать чудеса. Фигуры, которые в нем находятся, каким – то чудесным образом могут меняться. Давайте попробуем?

Вынимайте фигурки из колодца и посмотрите, во что могут превратиться две одинаковые фигурки.

Воспитатель демонстрирует, как происходит «волшебство»

Ребята выполняют задание, озвучивают, что было и что стало. Получают лоскуток.

Задание 6.

«Необычная веревочка»

(конструирование фигур по словесному описанию)

Воспитатель: Давайте посмотрим на карту, куда она нас еще направит: От колодцев восемь прыжков прямо..

Воспитатель: Посмотрите, какая «Необычная веревочка». На ней неспроста завязаны узелки. Я буду давать вам задания-загадки, а вы, с помощью веревочки, сложите отгадку. Нужно это делать, держа веревочку на весу.

Игровое задание с веревочкой. 
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник). 
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат). 
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник). 

4. Постройте фигуру, у которой нет ни одного угла (круг или овал)

Дети озвучивают каждую фигуру, которую собрали.

Получают лоскуток.

Задание 7.

«Геометрический комод»

(тренировка мыслительных операций)

Воспитатель: Вот и заключительное задание, которое приготовил для нас Многоугольник.

Перед вами геометрический комод, на каждом этаже которого живут….кто, как вы думаете?

Дети: геометрические фигуры

Воспитатель: Конечно! Отгадав мою загадку, вы сможете узнать, какая фигура спрятала у себя нужный нам лоскуток. Есть одно правило! Заглянуть в домик фигуры можно только один раз! Готовы?

Шесть углов и шесть сторон

На кристалл похожий он

Для пчелы фигуры этой

В целом мире лучше нету.

Ребята ищут шестиугольник. Получают лоскуток.

Заключение. Рефлексия

Воспитатель: Какие вы молодцы ребята!

А теперь давайте сложим из кусочков лоскутков чудесный ковер для Королевы Геометрических Фигур. Берите по одному лоскутку и выкладывайте на белое полотно.

Дети прикрепляют цветные лоскутки на пустой шаблон

Воспитатель:   Вот и все, нам пора возвращаться в группу, занимайте свои места в поезде. Отправляемся! Звучит музыка поезда

Ребята, как вы считаете, мы помогли жителям геометрической страны восстановить подарок?

Дети: Да!

Воспитатель: Спасибо вам большое!

Где вы побывали сегодня?

Что делали? какая игра вам понравилась? Какое задание было сложным для вас? А какое очень легким?

А мы дарим раскраски, чтоб вы вспоминали наше путешествие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур».

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур». Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и прове...

"Путешествие в страну геометрических фигур."

Совместная деятельность воспитателя  детьми старшей группы....

Конспект открытого занятия в средней группе по Непосредственной образовательной области "Познание" ФЭМП "Путешествие в страну геометрических фигур".

В конспекте данного занятия представленны : программное содержание и ход занятия, что может быть полезным и включенным  в опыт работы  воспитателя с детьми, по данной образовательной области...

«Путешествие в стране геометрических фигур »

Непосредственная  образовательная  деятельность на первую категориюв старшей  группе Образовательная область «Познание»...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование элементарных математических представлений) на тему: «Путешествие в страну геометрических фигур» (вторая младшая группа)

Конспект   образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование элементарных математических представлений)   на тему:  «Путешествие в страну геометриче...

"путешествие в страну Геометрических фигур"

Интегрированное занятие (познание, физкультура)...