«Путешествие в стране геометрических фигур »
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Столяр Наталья Сергеевна

 

Непосредственная  образовательная  деятельность на первую категорию

в старшей  группе

 

Образовательная область «Познание»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Поронайска

Дошкольное отделение

КОНСПЕКТ

Непосредственной образовательной деятельности

в старшей  группе

Тема: «Путешествие в стране геометрических фигур »

Образовательная область «Познание»

Воспитатель:

Наталья Сергеевна Столяр

2013 г.

Методическая информация

Тема НОД,

форма НОД

Тема: «Путешествие в стране геометрических фигур»

Форма: Игра –путешествие с математическим содержанием.

Основная комплексная образовательная программа

«Программа воспитания и обучения  в детском саду» под ред. М.А. Васильевой,

В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Классификация НОД в системе образовательных мероприятий

Классификация: НОД, основана на деятельностном принципе – активное участие каждого ребёнка в занимательной, познавательной деятельности.

Образовательная область: Познание (ФЭМП)

Интеграция областей:

ОО «Коммуникация» - развивать  общение со взрослыми и сверстниками, уточнять их ответы.

ОО «Здоровье» - профилактика утомляемости, развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.

ОО «Социализация» - воспитывать дружелюбие, доброту.

ОО «Художественное творчество (рисование).

ОО «Познание» -формирование целостной картины мира.

Форма организации детей: Подгрупповая

Цель НОД

Цель: Организовать познавательно- исследовательскую деятельность детей.

Образовательные: Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов способом удаления, добавления единицы,  правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопрос: «Сколько?»;  Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь); совершенствовать представления детей о геометрических фигурах.

Развивающие:  Развивать мышление,  зрительную память, внимание, счетные умения.

Воспитательные: Воспитывать усидчивость, целеустремлённость дружелюбие, доброту.

Универсальные образовательные действия детей, на формирование которых направлена НОД ( к чему должен стремиться воспитатель)

Формировать умение самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для разрешения проблемных ситуаций. Формировать навыки самостоятельной работы.

Развивать нравственные качества: доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, поощрение проявлений находчивости.

Воспитывать чувство удовлетворения, радости от совместно выполненной работы.

Необходимое оборудование и материалы

Демонстрационный материал:

-Письмо

-Дорожки здоровья

-счетный материал ( елочки, шишки)

Раздаточный материал:

- карточки «одежда»

-карандаш простой

-шарик Су-джок

-тарелочки

-цветные карандаши

-альбомный лист на каждого ребенка

ИКТ:

- презентация Power Point  «Путешествие в стране геометрических фигур»

Ход непосредственной деятельности

 п/п

Этапы НОД

 (структур-

ные

части)

Подробное описание АМО

 (активные методы обучения)

Описание действий

воспитателя

Предполагаемые действия и ответы детей

1.

2.

3.

Организационный момент (Вхождение или погружение в тему)

Массаж пальчиков

Интерактивная часть (Совместная игровая деятель-

ность)

Физкульт-минутка

Подведение итогов

Формирование позитивной мотивации на предстоящую совместную образовательную  деятельность

Активизация умственной деятельности

Профилактика утомляемости, развивать общую и мелкую моторику, координацию движений

Путешествие по городам с использованием ИКТ

«Создание проблемной ситуации»

Цель:закреплять знания геометрических фигур

Профилактика утомляемости, развивать общую и мелкую моторику, координацию движений

«Создание проблемной ситуации»

Цель: познакомить с образование числа 10, на основе сравнения двух групп предметов, способом  добавления еденицы, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопрос «Сколько»

Активизация познавательной деятельности (внимание, мышление)

Похвалить детей с целью поддержания их интереса и положительного настроя на продолжение совместной деятельности

Профилактика утомляемости, развивать общую и мелкую моторику, координацию движений

«Создание проблемной ситуации»

Цель: закреплять внимание, мышление.

Рефлексия деятельности детьми

Дать положительную оценку участия каждого ребёнка в совместной игровой деятельности.

Ребята давайте возьмёмся за руки и поделимся друг с другом теплом, чтобы наше утро было добрым до самого вечера.

И пожелаем нашим гостям того же!

Ребята сегодня утром почтальон принес необычное письмо, давайте прочитаем его: «Здравствуйте ребята старшей группы. Приглашаем вас в гости». Но кто приглашает пока здесь не указано, но вы хотите узнать?

Давайте все вместе рассмотрим карту путешествия. (Слайд)

Что изображено на карте?

Правильно! Только это необычные дома, а целые города, в которых живут разные жители, Давайте мы с ними познакомимся, а для этого отправимся в путешествие.

И первый город в который мы с вами попадем, это город? Следующий город? И последний город?

Мы пойдем с вами пешком, поэтому надо одеться потеплее. Кто скажет почему?

А что мы с вами оденем в путешествие?

Для этого нам необходимо выполнить задание за столами, Займите свои места.

Перед вами лежат карточки c заданием, переверните пожалуйста их и внимательно посмотрите.

Оля, что изображено на твоей карточке?

А у тебя Кирилл что изображено?

Сережа, посчитай  сколько всего вещей изображено?

Леша, а у тебя сколько изображено вещей?

Ребята, шапка какая  по счету?

Что находится слева от шапки?

А что находится справа от шапки?

Ребята, а что вы заметили на вещах?

На какие фигуры похожи дырочки на одежде?

А можно в дырявой одежде путешествовать?

Предлагаю вам починить одежду.  Под каждой вещью находятся заплатки разной формы. Нужно соеденить дырочку с нужной заплаткой.

А перед заданием необходимо размять пальчики!

Пальчиковая игра «Ежик» с использованием шарика Су-джок

Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ежик,ежик,хитрый еж,на клубочек ты похож (катают шарик между ладонями). На спине иголки (массажные движения большого пальца) очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца). Хоть и ростом ежик мал (масаж.движения среднего пальца)нам колючки показал,(масаж.движения безымяного пальца). А колючки тоже (масаж.движения мизинца) на ежа похожи.(катают между ладонями)

Ладошки и пальчики размяли, можете выполнять задание.

Проверка задания у детей:

Заплатку какой формы вы поместили на свитер?Почему? на шапку, на брюки, на куртку.

Молодцы ребята! Одежду починили и теперь смело можем отправляться в путешествие. Чтоб попасть в первый город нужно нам пройти по волшебной  дорожке .(дети идут по дорожке здоровья, массажируя ступни)

Все подходят к карте (Слайд-город 1).

Дети вот мы с вами подошли к воротам 1 города, а чтобы туда попасть надо загадку отгадать: Нет углов у меня, И похож на блюдце я, на тарелку и на крышку, на кольцо и колесо.

Правильно! А вот и жители этого города. Что это?(Слайд)

Чем похожи круг и овал?

А чем отличаются?

Назовите предметы похожие на круг?

А какие на овал?

Вот мы в городе кругов и овалов побывали, и перед тем как отправиться дальше нужно отдохнуть!

Физкультминутка

Раз- подняться, потянуться

Два- согнуться, разогнуться

Три-в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре руки шире

Пять- руками помахать

Шесть на носочки тихо сесть

Семь-голову поднимем выше

И легко легко подышем.

Отдохнули, путешествие наше продолжается, а на пути нас встретил Карлсон (Слайд)

Ребята Карлсон нам приготовил задание, для того чтобы мы попали во второй город.

Выполним?

Проходите за столы, присаживайтесь на свои места.

-Отсчитайте 9 елочек и поставь на верхней ступеньке.

-Оля сколько ты отсчитала елочек?

-Богдан  отсчитайте столько шишек, сколько елочек и поставь  на ступеньку ниже.

-Богдан сколько шишек вы отсчитали?

 Даша сколько стоит елочек?

А сколько на нижней ступеньке  шишек?

-Что можно сказать о количестве елочек и шишек?

-Правильно! А что получится, если мы к елочкам добавим еще одну елочку?

-Лера добавь к елочкам еще одну елочку.

-Сколько теперь стало у нас елочек и шишек?

-Что можно сказать о количестве елочек и шишек?

-На сколько  елочек больше чем шишек?

-Что нужно сделать, чтобы елочек и шишек стало поровну?

-Совершенно верно! Егор добавь 1 шишку.

-Сколько теперь стало шишек?

-А елочек сколько?

-Что можно сказать о количестве елочек и шишек?

-Что мы сделали,чтобы получить число 10?

-Ребята вот мы и справились с заданием Карлсона.

Дети подходят к карте через дорожку здоровья.

Вот мы с вами у ворот второго города, А чтобы попасть во второй город нужно разгадать загадку: С детства я знакомый твой. Каждый угол здесь прямой,все четыре стороны одиноковой длины, Вам представиться я рад а зовут меня….

Загадку отгадали и в город попали, а встречают нас жители какие?(Слайд)

Что общего у квадрата и прямоугольника?

Чем отличается квадрат от прямоугольника?

Молодцы, все верно сказали!

Предлагаю немного поиграть в игру.

«Когда это бывает»

1.Солнце яркое встает,петушок в саду поет,наши дети просыпаются, в детский садик собираются.

2.Солнце в небе ярко светит, на прогулку мы идем, песни весело поем.

3.Солнышко лучистое  село за дома, мы пришли с прогулки, ужинать пора.

4.В небе звездочки горят, в речке струйки говорят, к нам в окно луна глядит, нашим деткам спать велит.

5.Сначало вечер,а потом…..

6.Мы завтракаем утром, а обедаем …

7.Приходии утром в садик, а уходим домой…..

8.Назови соседей дня……………

Чтобы в город попасть надо выполнить задание! Готовы?

Молодцы ребята! Справились с заданием. Подойдите к карте, и вот мы добрались до 3 города. Что эта за город мы сейчас узнаем: Моя загадка коротка, три стороны и три угла.

А вот и житель этого города. (Слайд)

Чем отличается треугольник от всех фигур?

Ребята посмотрите на карту во всех ли городах мы побывали?

С какими жителями вы встретились?

А кто догадался, от кого мы получили письмо, кто нас пригласил в гости?

Значит мы путешествовали по стране ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР.

Вот наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось?

Жители геометрической страны очень хотят ребята что бы вы нарисовали для каждого геометрического жителя  предметы, но не обычные а спрятанные в нашей группе. Давайте посмотрим на какого  жителя  похожа дверь, окно доска, зеркало, телевизор, часы, солнышко?

Значит какому геометрическому жителю мы нарисуем в подарок дверь, окно?

Нарисуйте для каждого жителя геометрической страны подарки

Дети стоят вокруг воспитателя

Дети здороваются с гостями «С добрым утром»

Да!

Дети: на карте изображена тропинка и дома с разными формами окон.

Дети: город под цифрой 1, город под цифрой 2, город по цифрой 3.

Дети: потому что на улице поздняя осень, и очень очень холодно

Дети рассматривают

Дети: на карточке изображена одежда

Дети: тоже одежда

Дети: одна, две, три, четыре. Всего 4 вещи

Тоже 4

Шапка по счету третья. Слева от шапки находится куртка.

Справа от шапки находится свитер.

Дырочки разной формы

Нет!Замернем.

Дети выполняют

Дети работают с карточками, воспитатель контролирует выполнение задание.

Я поместила на свитер квадратную заплатку, потому что дырочка на свитере квадратная.

Дети: это круг

Это круг и овал

Дети: у них нет углов и сторон.

Дети:Овал вытянутый а круг круглый

Солнце,мяч,зеркало.

Яйцо,батон,туфли

Дети выполняют движения по тексту

Да

Я отсчитала 9 елочек!

Отсчитал 9 шишек

Стоит 9 елочек

9 шишек

Дети: елочек и шишек поровну, по 9.

Елочек станет 10

Елочек 10, а шишек 9

Елочек больше чем шишек

Ёлочек больше, чем шишек на 1

Надо добавить одну шишку или убрать одну елочку

Шишек стало 10

Елочек тоже 10

Елочек и шишек стало поровну,по 10

Мы к 9 добавили еще 1 и получилось число 10.

Дети: Квадрат

Дети:квадрат и прямоугольник

У квадрата и прямоугольника есть по 4 угла и по 4и стороны.

У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника только противоположные.

Утро

День

Вечер

Ночь

Ночь

Днем

Вечером

Утро и вечер

В третьем

Да

Треугольник.

У треугольника 3 угла и 3 стороны.

Да,мы побывали в трех городах.

Мы встретились с кругом, овалом, квадратом, прямоугольником, треугольником.

Письмо было от жителей геометрических фигур.

Дети выполняют

Используемая литература, источники информации

1.«Программа воспитания и обучения  в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,  Т.С. Комаровой

2.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного отделения

3. «Формирование элементарных математических представлений в старшей группе детского сада» И.А. Помораева, В.А.  Позина, 2009г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация «Путешествие в стране геометрических фигур» Выполнила: Столяр Наталья Сергеевна

Слайд 2

КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ 1 3 2

Слайд 3

1 город 1

Слайд 4

и Жители города

Слайд 5

Карлсон

Слайд 6

2 город 2

Слайд 7

и Жители города

Слайд 8

3 город 3

Слайд 9

Жители города

Слайд 10

КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ 1 3 2



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г. Поронайска

дошкольное отделение

Самоанализ НОД

по освоению образовательной области «Познание»

на тему:  «Путешествие в стране геометрических фигур»  

в старшей группе

Воспитатель:

Наталья Сергеевна Столяр

2013г.

1. Данная непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Дети разделены на две подгруппы по возрастным характеристикам, по уровню развития, степени овладения речевыми, познавательными навыками и умениями. Для открытой непосредственно образовательной деятельности взята подгруппа детей, которым исполнилось 5,5 -6 лет в количестве 8 человек.

2. НОД на тему: «Путешествие в стране геометрических фигур» связана с предыдущими темами, относится к типу НОД по комплексному применению знаний и умений (обобщение и закрепление пройденного материала). Общей дидактической целью  было создание условий для применения знаний и умений в знакомой и новой игровой  ситуации. В непосредственно образовательной деятельности основная образовательная область «Познание» интегрированна с образовательными областями: коммуникация, социализация, здоровье, познание, художественное творчество.

3. При планировании НОД были учтены возрастные особенности детей, также я  учитывала, что у воспитанников уже сформированы необходимые представления о геометрических фигурах, об образовании чисел от 1 до 9; умение самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для разрешения проблемных ситуаций;.

4. Цель НОД:  Организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей.

Непосредственно образовательная деятельность была направлена на решение следующих задач:

Задачи НОД:

Основная образовательная область «Познание»:

Образовательные: Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов способом удаления, добавления единицы,  правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопрос: «Сколько?»;  Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь); совершенствовать представления детей о геометрических фигурах. 

Развивающие:  Развивать мышление,  зрительную память, внимание, счетные умения.

Воспитательные: Воспитывать усидчивость, целеустремлённость дружелюбие, доброту.

Задачи интегрируемых образовательных областей:

ОО «Коммуникация» - развивать  общение со взрослыми и сверстниками, уточнять их ответы.

ОО «Здоровье» - профилактика утомляемости, развивать общую и мелкую моторику, координацию движений

ОО «Социализация» - воспитывать дружелюбие, доброту, отзывчивость.

ОО «Художественное творчество»-развитие творчества, воображения.

ОО «Познание»-формирование целостной картины  мира.

5. Данный тип НОД предполагает взаимное сотрудничество воспитателя и детей и направлено на решение поставленных задач. В реализации непосредственно- образовательной деятельности обеспечивалась личностно-ориентированная  мотивация деятельности. Каждый ребенок выполнял задание осознанно, и это соответствовало дидактической цели НОД.

        А) Вводно - организационная. На этом этапе я создала условия, направленные на формирование позитивной мотивации для предстоящей совместной образовательной деятельности, концентрацию внимания детей, раскрытия образовательных задач и формирования у дошкольников умений слушать и руководствоваться указаниями воспитателя. Для этого были использован игровой прием по созданию ситуации «появления письма».

        Б) Интерактивная часть (совместная игровая деятельность) Это часть НОД условно была разделена на этапы. Этапы НОД взаимосвязаны одним сюжетом и плавно переходили из одного в другой. Мотивацией к деятельности служили возникающие проблемные ситуации расматривание карты, где  необходимо было побывать в городах геометрических фигур. Их решение проходило в виде игровых, развивающих, познавательных заданий:

В ходе НОД была использована  динамическая пауза для предупреждения утомления, развития общей моторики и координации движения, проведенная в форме физкультминутки, которая позволила детям снять физическое и эмоциональное напряжение.

В)  Подведение итогов (рефлексия) На заключительном этапе подвела итоги НОД в форме «вопрос – ответ». Дети отвечали на вопросы, высказывали свои впечатления по поводу качества выполненной работы, осознавали  себя, как участников познавательного процесса и оценивали свое эмоциональное состояния.

  7. Для реализации цели и поставленных задач мной использовались разнообразные  методы и приемы:                                                                                                                        - создание игровой и проблемной ситуации,

 - показ презентации «Путешествие в стране геометрических фигур»

 - рассуждения,

 - игровые, развивающие задания,

 - самостоятельная работа,

 - словесно – ответное общение,

 - динамическая пауза (физминутка)

Использовала следующие приёмы как: пояснения, напоминания, повторения, обобщения, собственные ответы.

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе.

Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то я сама на него отвечала.

Осуществлялся индивидуальный, дифференцированный подход: малоактивные дети чаще вовлекались в беседу, им уделялось больше внимания (привлекала их интонацией, поддерживала их высказывания).

В течение всей образовательной деятельности закрепляла умение детей не перебивать друг друга. Активизировала словарь, уточняла, дополняла ответы.

В начале НОД, для мотивации детей я использовала игровой прием по созданию ситуации «появления письма», что вызвало у детей интерес и активизировало их на дальнейшую работу, а использование ИК технологии (презентации) способствовало к включению всех детей в  деятельность и поддерживало их интерес на протяжении всей НОД.

       Использование перечисленных методов и приемов создало условия, позволяющие каждому ребенку быть активным, самостоятельным. Наглядные пособия были красочными, яркими, реалистичными.

Продолжительность образовательной деятельности составила 25 минут, что соответствует рекомендациям СанПин.

Во время НОД соблюдалась техника безопасности. Мебель (столы и стулья) подобраны в соответствии с ростом детей и соответствовала требованиям СанПина. В группе перед НОД была проведена влажная уборка и проветривание.

Обращала внимание на осанку детей.

8. Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Дети понимали мою речь и задания, старались их выполнять. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной, т. к. детям всегда нравится путешествовать, выполнять поручения, благодаря этому, у них развивается чувство ответственности, повышается самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур».

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур». Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и прове...

"Путешествие в страну геометрических фигур."

Совместная деятельность воспитателя  детьми старшей группы....

Конспект открытого занятия в средней группе по Непосредственной образовательной области "Познание" ФЭМП "Путешествие в страну геометрических фигур".

В конспекте данного занятия представленны : программное содержание и ход занятия, что может быть полезным и включенным  в опыт работы  воспитателя с детьми, по данной образовательной области...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование элементарных математических представлений) на тему: «Путешествие в страну геометрических фигур» (вторая младшая группа)

Конспект   образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование элементарных математических представлений)   на тему:  «Путешествие в страну геометриче...

"путешествие в страну Геометрических фигур"

Интегрированное занятие (познание, физкультура)...

Конспект игры-путешествия в младшей группе «Зайчата» «Путешествие в страну геометрических фигур»

Программное содержание:Образовательные: закрепить умение детей отличать, называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и определять их по цвету. Дать первоначальные представления детям...