Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Знакомство детей с фольклором Мордовского народа"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Расширять представление детей о родном крае, культуре, народном
творчестве. Познакомить детей с мордовским фольклором, закрепить
представления о русском фольклоре.
Развивающие задачи:
Развивать мышление, произвольное запоминание, внимание, умение придумывать загадки.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к родному краю, интерес и уважение к мордовской
и русской культуре.
Оборудование:
Иллюстрации, фишки.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, мы с вами в прошлый раз познакомились с русским
фольклором: отгадывали загадки, проговаривали скороговорки, учили
песенки, потешки. Давайте с вами вспомним некоторые из них: « Тили-
бом ! Тили – бом», «Водичка-водичка». ( дети с педагогом проговаривают потешки) Фольклор сопровождает нас всю жизнь и доставляет радость
Сегодня я познакомлю вас с мордовским фольклором. Мамы поют детям колыбельные песни, когда их баюкают. Послушайте мордовскую колыбельную песню.
Ложись-ка, доченька,
Ложись-ка, лапонька!
Под головку положу высокую подушку,
Постелю тебе мягкую постельку.
Воспитатель: Дети, когда и кому поют колыбельные песни?
Ответы детей.
Воспитатель: А какие они, громкие или тихие?
Ответы детей.
Воспитатель: Быстрые или медленные? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие ласковые слова вам запомнились из колыбельной
песни?
Ответы детей.
Воспитатель: И теперь многие мамы поют колыбельные песни детям.
Послушайте русскую колыбельную песню.
Баю- баю- баю- бай,
Ты, собаченька не лай,
Белобока, не скули,
Мою детку не буди.
Красивая колыбельная песня. Сколько в ней заботы, нежности слышится!
Дети, все вы любите играть. Любимая забава у мордовских детей – качаться у взрослых на ноге. Взрослый качая ребенка на ноге, при этом произносит слова под ритм. Они называются пестушками.
При одевании ребенка, взрослый тоже ласково проговаривает:
Сами, сами обувайтесь,
К бабушке ходите,
Бабушка даст яичко,
Крестный даст крендель
Нашей доченьке.
У русского народа тоже есть такая забава.
По ровной дорожке,
По ровной дорожке,
А потом по кочкам, по кочкам
И в ямку – бух!
Воспитатель: Дети, нравится вам такая забава ? Какого так развлекали и кто?
Ответы детей.
Воспитатель: На смену пестушкам пришли потешки. Мамы всего мира поют
для своих детей веселые песенки, рассказывают потешки , когда умывают их, причесывают. Вот одна из мордовских потешек. Взрослый загибает по очереди пальчики на руке ребенка и приговаривает:
Это- дедушка,
Это- бабушка,
Этот- баню топит,
Этот- воду носит,
Этот- веничком парит.
Чему учит такая потешка?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, счету. Мы с вами знаем много разных потешек .
Давайте вспомним их.
( Дети читают потешки)
Воспитатель: Молодцы, сколько потешек вы знаете! А теперь давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Послушайте мордовскую закличку.
Закличка- это обращение к солнцу, дождю, ветру.
Солнышко, выйди, выйди, выйди,
Ложку масленой каши дам!
Солнышко выйди, выйди, выйди,
Красного петуха тебе дам!
А теперь вместе повторим мордовскую закличку.
( Дети повторяют вместе с воспитателем закличку)
Воспитатель: Каким голосом мы произносили закличку?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним обращение- закличку из
из русского фольклора.
( Дети вместе с воспитателем читают закличку)
Дождик, дождик, пуще,
Будет трава гуще.
Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей!
Молодцы! Все запомнили заклички. А чтобы дети росли смышлеными,
взрослые придумывали загадки . Загадки нужно отгадывать, в них только
рассказывается о чем-то, а о чем именно - нужно догадаться. Я предлагаю устроить соревнование: кто быстрее и больше отгадает загадок. За правильный ответ получаете фишку, кто больше наберет фишек, тот и победил.
( Воспитатель загадывает загадки)
На дворе --горой, в доме - водой. ( снег)
Без рук, без ног, дверь отворяет.(ветер)
И летом и зимой, все в одежде одной. (ель)
Воспитатель: Интересные мордовские загадки? Давайте сосчитаем , сколько у кого фишек и определим победителя. Победил Ваня, молодец!
Ответы детей: А сейчас мы с вами поучимся придумывать загадки по картинкам. ( У каждого ребенка на руках картинка ) Подумайте, какими
словами можно интересно рассказать о том, что у вас изображено на картинке.
( Каждый ребенок рассказывает свою историю).
Молодцы, все справились с заданием. Интересные получились у вас загадки.
А теперь пришло время поиграть. Мы с вами познакомимся с мордовской стариной игрой « Горшки». Нам нужен ведущий. Что нужно, чтобы выбрать
ведущего?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, посчитаться. Какие считалки вы знаете ?
Ответы детей.
Воспитатель: Мордовский народ тоже знает много считалок, вот одна из них:
Один, два, двенадцать,
Бежит парень без фуражки,
Он не старый и не молодой,
На все село счетовод удалой.
Воспитатель: Ваня , посчитай и выберем ведущего для игры.
( Ребенок считает , выбирается ведущий игры)
( Проводиться игра)
Воспитатель: Дети , сегодня мы с вами познакомились с мордовским
фольклором. Народ создавал его для вас, что бы вы росли с любовью.
Любите мордовский и русский фольклор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Правила дорожные детям знать положено!»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группеТема: «Правила дорожные детям знать положено!» Воспитатель: Черепанова Л.И.Цель: закреплять и систематизировать знани...
Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.
Занятие по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....
Конспект занятия по познавательному развитию "Вода-волшебница" для детей старшей группы
Формирование познавательной активности у детей в процессе исследовательской деятельности...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе для детей с ТНР «Город Математика»
Задачи образовательной деятельности: - Упражнять в умении называть цифры в прямом и обратном порядке (в пределах 10). - Продолжать формировать представление о равенстве и умение сравнивать ряд...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе №10 ГБДОУ №44 Выборгского района Санкт-Петербурга Знакомство с картиной Б.М.Кустодиева «Дети в маскарадных костюмах», пастель, 1909 г., Русский музей.
Знакомство с картиной Б.М.Кустодиева «Дети в маскарадных костюмах», пастель, 1909 г., Русский музей....
Конспект занятия по познавательному развитию «Перелётные птицы» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Расширить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение.Задачи: Образовательные: побуждать детей вступать в речевое взаимодействие...
Конспект занятия по познавательному развитию «Встреча весны» для детей старшей группы
Знакомство с русскими обычаями и традициями встречи весны. Ребята уже имеют представление о народных праздниках "Осенины", "Коляда"....