Конспект образовательной деятельности по ФЭМП. Тема: «Число и цифра 10».
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Возраст: старшая группа (5-6 лет).

Цель: создать условия для формирования представлений о составе числа 10.

Образовательные задачи:

- познакомить детей с числом 10;

- учить считать в пределах 10, соотносить цифры с числом;

- закрепить геометрические фигуры;

- закрепить представления о временных отношениях.

Развивающие задачи:

1.     Способствовать развитию логического мышления, внимания, внимательности.

Воспитательные цели:

1.     Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

2.     Воспитывать интерес к математическим занятиям.

3.     Воспитывать усидчивость, умение слушать.

 

Оборудование:

Демонстрационный материал: «Письмо», конверты, магнитная доска, треугольники и квадратики для магнитной доски, крупное изображение цифры 10.

Раздаточный материал:

Карточки с домиками на каждого ребенка, набор цифр, карточки с соотнесением цифры и количества предметов, карточки с изображением ключика, карандаши.

План: 25-30 минут.

1.     Организационный момент– 7 минут.

- стихотворение при входе;

- упражнение «домики»;

- сюрпризный момент.

2.     Основная часть – 21 минута.

- ответы на вопросы;

- задание по ознакомлению с новым материалом, число и цифра 10;

- физминутка;

- задание «Соедини цифру и количество предметов»;

- задание «Нарисуй нам подарки!»

3.     Заключительная часть – 2 минуты. Рефлексия.

 

Ход занятия:

 

Часть образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

Организационный момент

(1 минута)

 

 

 

 

Упражнение «Домики»

(3 минуты)

 

 

 

 

 

 

Сюрпризный момент – 3 минуты

 

 

 

 

 

 

 

«В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся».

 

Упражнение «Домики».

- Ребята, посмотрите, у каждого из вас есть на столах домики. В центре живет цифра. А рядом расположены пустые окошки. Вам нужно в пустые окошки поселить соседние числа.

- Молодцы! Все справились с заданием быстро и правильно!

 

- Послушайте! Сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Его написал нам Буратино. Хотите узнать, что в нём?

Чтение письма:

«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса забрали у меня золотой ключик и не отдают мне его. Отдадут мне они только тогда, когда я помогу им ответить на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! Первый вопрос в конверте под номером 1.»

- Ну, что, ребята? Поможем Буратино?

 

Дети вместе с воспитателем становятся

в круг.

Выполняют упражнения в соответствии с текстом.

 

 

 

 

Дети заполняют пустые окошки в домике соответствующими цифрами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да!

 

 

 

 

 

 

 

 

До занятия, воспитатель располагает на столе раздаточный материал для каждого ребенка. Для этого упражнения это таблицы в виде Домика, наборы цифр.

 

 

Письмо.

Основной этап

 

 

 

Ответы на вопросы

 (3 минуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание по ознакомлению с новым материалом

(10 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

(3 минуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. «Соедини цифру и количество предметов»

(3 минуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4. «Нарисуйте нам подарки»

(3 минуты)

- Даша, принеси, пожалуйста, конверт под номером 1.

Воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его.

Задание №1. Оно называется «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»

1. Какой сегодня день недели?

2. Сколько всего дней в неделе?

3. Какой день идёт после четверга?

4. Какой день идёт перед средой?

5. Как называется пятый день недели?

6. Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?

7. Как называются «выходные» дни недели?

8. Сколько месяцев в году?

9.Назовите первый месяц весны.

10. Назовите второй месяц лета.

11. Назовите осенние месяцы?

12. Какой месяц следует за декабрём? 13. Сколько ушей у двух мышей?

14. Сколько хвостов у трёх котов?

 

- Молодцы! Справились, а вот и подсказка: 2-ое задание ищите в конверте, где изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки, который катился по дорожке. (Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл…).

- Что же это за геометрическая фигура?

- Да, это круг.

- Саша, принеси, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой – круг. Воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его.

Задание 2. «Отсчитай фигуры».

- Кто Базилио и лиса Алиса, предлагает Вам в верхнем ряду магнитной доски отсчитать 9 квадратов, а в нижнем – 9 треугольников.

- Сколько стало квадратов и треугольников?

Вместе с детьми он устанавливает, что квадратов и треугольников поровну – по 9.

- Наши герои, предлагают добавить еще 1 треугольник.

 

- Сколько треугольников у нас получилось?

- А как получилось 10 треугольников?

 

- А поровну ли теперь треугольников и квадратов?

- Чего больше, квадратов или треугольников?

- На сколько, больше треугольников больше, чем квадратов?

- А что нужно сделать, чтобы квадратов и треугольников стало поровну?

Воспитатель предлагает установить равенство путем добавления 1 квадрата.

- Итак, поровну ли теперь треугольников и квадратов?

- А по сколько их?

- Как мы получили число 10?

- Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и послушать стихотворение:

Цифра вроде буквы «О» -

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Если ж слева рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это - …..  (десять)

- Правильно, ребята!

Воспитатель прикрепляет в верхней части магнитной доски крупное изображение цифры 10.

 

Физминутка.

Дидактическая игра «Угадай сколько!»

У воспитателя в руках карточки, на которых числа изображаются цифрами или точками. Он предлагает детям сделать какое-нибудь движение (наклониться, подпрыгнуть, присесть, потянуться и т.д.) столько раз, сколько указывает цифра в его руке.

 

- Ребята, у нас осталось еще два конверта. Принесите конверт, на котором изображен квадрат.

Воспитатель открывает конверт, достает задание.

Задание 3. «Соедини цифру и количество предметов».

- Ребята, посмотрите, перед вами лежат задания. Вам нужно соединить линиями цифру с количеством предметов.

- Подвиньте к себе задания и карандаши. Выполните задание.

- Все справились?

- Давайте проверим. Олег, пожалуйста, расскажи, как ты соединил цифры с количеством предметов.

- Молодцы, ребята!

 

 

 

 

Остался всего 1 конверт. Принесите его.

- Какая фигура изображена на конверте?

- Верно! Треугольник!

Воспитатель открывает конверт, достает задание.

Задание №4. «Нарисуйте нам подарки».

- Вам необходимо соединить точки по порядку и сказать, что у Вас получилось!

- Давайте оправим все ваши ключики лисе и коту. Пусть они отдадут Буратино его ключик.

 

Ребенок приносит конверт.

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы.

1.     Вторник.

2.     В неделе семь дней.

3.     Пятница.

4.     Вторник.

5.     Пятница.

6.     Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.

7.     Суббота, воскресенье.

 

8.     В году 12 месяцев.

9.     Март.

10. Июль.

11. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

12. Январь.

13. Четыре.

14. Три хвоста.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это круг.

 

Ребенок приносит конверт.

 

 

 

 

Один из детей выходит и устанавливает 9 квадратов.

Второй ребенок выставляет 9 треугольников.

- Их стало поровну – по девять.

 

 

 

 

Вызванный ребенок вместе с воспитателем добавляет на нижний ряд 1 треугольник и считает их.

- 10.

 

- мы к 9 треугольникам добавили еще 1 треугольник.

- Нет.

 

- треугольников больше.

 

- на 1 треугольник больше, чем квадратов.

- нужно добавить один квадрат или убрать один треугольник.

 

Дети добавляют один квадрат.

- Да.

 

- по 10.

- к 9 прибавили 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Десять.

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют какое-либо движение столько раз, сколько указывает цифра в руке воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

Дети приносят конверт.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют письменное задание.

 

- Да.

Олег рассказывает, как она выполнил задание, все проверяют свои работы.

 

 

 

 

 

 

Дети приносят конверт.

- треугольник.

 

 

 

Дети приступают к выполнению этого задания.

- ключики.

 

 

 

 

 

Конверт 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конверт 2.

 

 

 

 

Работа на магнитной доске. Используются квадратики и треугольники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На магнитную доску располагают крупное изображение цифры 10.

 

Воспитатель для дидактической игры использует карточки, на которых изображены цифры от 1 до 10.

 

 

 

 

Конверт 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используются бланки, на которых изображены цифры и количество предметов.

У детей на столах есть карандаши для работы.

 

Конверт 4.

 

 

 

 

Раздаточный материал для задания 4.

 

 

 

Работы собираются и кладутся в конверт.

Заключительный этап

(2 минуты)

- «Ребята! Большое вам спасибо. Вы хорошо помогали Буратино. Кот Базилио и лиса Алиса обязательно вернут Буратино золотой ключик. Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось.

- Давайте вспомним, какую цифру мы сегодня изучали?

- А как она выглядит?

- Верно! Чем мы еще занимались?

 

 

- Правильно! Молодцы!

 

 

 

 

 

 

- цифра 10.

 

- единичка и ноль.

- Заполняли окошечки в домиках. Соединяли цифру с количеством предметов. Рисовали ключики.

 

 

Список литературы.

Сирацкая В.В. Сборник дидактических игр по математике для дошкольников от 3 – 7 лет.

Сборник дидактических игр по разделу «Количество и счет».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_femp.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП.

Тема: «Число и цифра 10».

Возраст: старшая группа (5-6 лет).

Цель: создать условия для формирования представлений о составе числа 10.

Образовательные задачи:

- познакомить детей с числом 10;

- учить считать в пределах 10, соотносить цифры с числом;

- закрепить геометрические фигуры;

- закрепить представления о временных отношениях.

Развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию логического мышления, внимания, внимательности.

Воспитательные цели:

  1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  2. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
  3. Воспитывать усидчивость, умение слушать.

Оборудование:

Демонстрационный материал: «Письмо», конверты, магнитная доска, треугольники и квадратики для магнитной доски, крупное изображение цифры 10.

Раздаточный материал:

Карточки с домиками на каждого ребенка, набор цифр, карточки с соотнесением цифры и количества предметов, карточки с изображением ключика, карандаши.

План: 25-30 минут.

  1. Организационный момент– 7 минут.

- стихотворение при входе;

- упражнение «домики»;

- сюрпризный момент.

  1. Основная часть – 21 минута.

- ответы на вопросы;

- задание по ознакомлению с новым материалом, число и цифра 10;

- физминутка;

- задание «Соедини цифру и количество предметов»;

- задание «Нарисуй нам подарки!»

  1. Заключительная часть – 2 минуты. Рефлексия.

Ход занятия:

Часть образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

Организационный момент

(1 минута)

Упражнение «Домики»

(3 минуты)

Сюрпризный момент – 3 минуты

«В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся».

Упражнение «Домики».

- Ребята, посмотрите, у каждого из вас есть на столах домики. В центре живет цифра. А рядом расположены пустые окошки. Вам нужно в пустые окошки поселить соседние числа.

- Молодцы! Все справились с заданием быстро и правильно!

- Послушайте! Сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Его написал нам Буратино. Хотите узнать, что в нём?

Чтение письма:

«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса забрали у меня золотой ключик и не отдают мне его. Отдадут мне они только тогда, когда я помогу им ответить на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! Первый вопрос в конверте под номером 1.»

- Ну, что, ребята? Поможем Буратино?

Дети вместе с воспитателем становятся

в круг.

Выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Дети заполняют пустые окошки в домике соответствующими цифрами.

- Да!

- Да!

До занятия, воспитатель располагает на столе раздаточный материал для каждого ребенка. Для этого упражнения это таблицы в виде Домика, наборы цифр.

Письмо.

Основной этап

Ответы на вопросы

 (3 минуты)

Задание по ознакомлению с новым материалом

(10 минут)

Физминутка

(3 минуты)

Задание 3. «Соедини цифру и количество предметов»

(3 минуты)

Задание 4. «Нарисуйте нам подарки»

(3 минуты)

- Даша, принеси, пожалуйста, конверт под номером 1.

Воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его.

Задание №1. Оно называется «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»

1. Какой сегодня день недели?

2. Сколько всего дней в неделе?

3. Какой день идёт после четверга?

4. Какой день идёт перед средой?

5. Как называется пятый день недели?

6. Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?

7. Как называются «выходные» дни недели?

8. Сколько месяцев в году?

9.Назовите первый месяц весны.

10. Назовите второй месяц лета.

11. Назовите осенние месяцы?

12. Какой месяц следует за декабрём? 13. Сколько ушей у двух мышей?

14. Сколько хвостов у трёх котов?

- Молодцы! Справились, а вот и подсказка: 2-ое задание ищите в конверте, где изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки, который катился по дорожке. (Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл…).

- Что же это за геометрическая фигура?

- Да, это круг.

- Саша, принеси, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой – круг. Воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его.

Задание 2. «Отсчитай фигуры».

- Кто Базилио и лиса Алиса, предлагает Вам в верхнем ряду магнитной доски отсчитать 9 квадратов, а в нижнем – 9 треугольников.

- Сколько стало квадратов и треугольников?

Вместе с детьми он устанавливает, что квадратов и треугольников поровну – по 9.

- Наши герои, предлагают добавить еще 1 треугольник.

- Сколько треугольников у нас получилось?

- А как получилось 10 треугольников?

- А поровну ли теперь треугольников и квадратов?

- Чего больше, квадратов или треугольников?

- На сколько, больше треугольников больше, чем квадратов?

- А что нужно сделать, чтобы квадратов и треугольников стало поровну?

Воспитатель предлагает установить равенство путем добавления 1 квадрата.

- Итак, поровну ли теперь треугольников и квадратов?

- А по сколько их?

- Как мы получили число 10?

- Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и послушать стихотворение:

Цифра вроде буквы «О» -

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Если ж слева рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это - …..  (десять)

- Правильно, ребята!

Воспитатель прикрепляет в верхней части магнитной доски крупное изображение цифры 10.

Физминутка.

Дидактическая игра «Угадай сколько!»

У воспитателя в руках карточки, на которых числа изображаются цифрами или точками. Он предлагает детям сделать какое-нибудь движение (наклониться, подпрыгнуть, присесть, потянуться и т.д.) столько раз, сколько указывает цифра в его руке.

- Ребята, у нас осталось еще два конверта. Принесите конверт, на котором изображен квадрат.

Воспитатель открывает конверт, достает задание.

Задание 3. «Соедини цифру и количество предметов».

- Ребята, посмотрите, перед вами лежат задания. Вам нужно соединить линиями цифру с количеством предметов.

- Подвиньте к себе задания и карандаши. Выполните задание.

- Все справились?

- Давайте проверим. Олег, пожалуйста, расскажи, как ты соединил цифры с количеством предметов.

- Молодцы, ребята!

Остался всего 1 конверт. Принесите его.

- Какая фигура изображена на конверте?

- Верно! Треугольник!

Воспитатель открывает конверт, достает задание.

Задание №4. «Нарисуйте нам подарки».

- Вам необходимо соединить точки по порядку и сказать, что у Вас получилось!

- Давайте оправим все ваши ключики лисе и коту. Пусть они отдадут Буратино его ключик.

Ребенок приносит конверт.

Дети отвечают на вопросы.

  1. Вторник.
  2. В неделе семь дней.
  3. Пятница.
  4. Вторник.
  5. Пятница.
  6. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
  7. Суббота, воскресенье.

  1. В году 12 месяцев.
  2. Март.
  3. Июль.
  4. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
  5. Январь.
  6. Четыре.
  7. Три хвоста.

- Это круг.

Ребенок приносит конверт.

Один из детей выходит и устанавливает 9 квадратов.

Второй ребенок выставляет 9 треугольников.

- Их стало поровну – по девять.

Вызванный ребенок вместе с воспитателем добавляет на нижний ряд 1 треугольник и считает их.

- 10.

- мы к 9 треугольникам добавили еще 1 треугольник.

- Нет.

- треугольников больше.

- на 1 треугольник больше, чем квадратов.

- нужно добавить один квадрат или убрать один треугольник.

Дети добавляют один квадрат.

- Да.

- по 10.

- к 9 прибавили 1.

- Десять.

Дети выполняют какое-либо движение столько раз, сколько указывает цифра в руке воспитателя.

Дети приносят конверт.

Дети выполняют письменное задание.

- Да.

Олег рассказывает, как она выполнил задание, все проверяют свои работы.

Дети приносят конверт.

- треугольник.

Дети приступают к выполнению этого задания.

- ключики.

Конверт 1.

Конверт 2.

Работа на магнитной доске. Используются квадратики и треугольники.

На магнитную доску располагают крупное изображение цифры 10.

Воспитатель для дидактической игры использует карточки, на которых изображены цифры от 1 до 10.

Конверт 3.

Используются бланки, на которых изображены цифры и количество предметов.

У детей на столах есть карандаши для работы.

Конверт 4.

Раздаточный материал для задания 4.

Работы собираются и кладутся в конверт.

Заключительный этап

(2 минуты)

- «Ребята! Большое вам спасибо. Вы хорошо помогали Буратино. Кот Базилио и лиса Алиса обязательно вернут Буратино золотой ключик. Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось.

- Давайте вспомним, какую цифру мы сегодня изучали?

- А как она выглядит?

- Верно! Чем мы еще занимались?

- Правильно! Молодцы!

- цифра 10.

- единичка и ноль.

- Заполняли окошечки в домиках. Соединяли цифру с количеством предметов. Рисовали ключики.

Список литературы.

Сирацкая В.В. Сборник дидактических игр по математике для дошкольников от 3 – 7 лет.

Сборник дидактических игр по разделу «Количество и счет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП Тема: «По дороге к Зайчику»

формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности....

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП Тема: «Счет в пределах 9 »

Цель: Научить детей считать в пределах 9.Задачи: - Учить детей считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.- Закрепл...

Конспект совместной образовательной деятельности. Область «Познание». Тема: «Число и цифра 3» 2я младшая группа

Конспект совместной образовательной деятельности. Тема: «Число и цифра 3» 2я младшая группа Цель образовательной деятельности: Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой. ...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП. Тема: "Морское путешествие" с детьми среднего дошкольного возраста.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе "Путешествие к морю" был подготовлен и проведен с детьми среднего возраста. Ребятам очень нравится такие занятия в игровой форме, что спос...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП Тема: : «В гости к Мишке мы пойдем»

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП   Тема: : «В гости к Мишке мы пойдем»...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП "Тема: «Шар и куб»

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП "Тема:  «Шар и куб»...