Технологическая карта НОД по математике (средн. гр.)
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Цель занятия: сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать
до пяти, соотносить цифру 5 с количеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta_po_matemat._srn._gr.docx | 33.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)
629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,
E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, тел. 532666
ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001
Технологическая карта
непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Счет до пяти. Число и цифра 5»
Запрудина Марина Владимировна,
воспитатель
Надым, 2019
Образовательная область | Познавательное развитие. | |||||||||
Возраст детей, группа | 4-5 лет, средняя группа дошкольного возраста | |||||||||
Тип НОД | Открытие новых знаний | |||||||||
Тема НОД | Счет до пяти. Число и цифра 5. | |||||||||
Цель | Сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством. | |||||||||
Задачи | 1) закрепить счетные умения, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству; 2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»; 3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля. | |||||||||
Материал | Демонстрационный: игрушечные медвежонок и зайчонок, изображение земляники и черники, карточки с изображением 2, 3, 4, 5 предметов, карточки с цифрами 1—7. Раздаточный: по 6 кругов красного и синего цвета (на каждого ребенка), карточки с цифрой 5 по одной (на каждого). | |||||||||
Этапы технологии «Игровая ситуация» | Деятельность воспитателя | Методы, приемы | Деятельность воспитанников | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности | |||||
I. Введение в игровую ситуацию | Воспитатель предлагает детям вспомнить, к кому они ходили в гости в прошлый раз. — Как вы думаете, где живут наши друзья? (В лесу.) — Медвежонок и зайчонок зовут нас по ягоды, их выросло так много, что они не могут посчитать. — Вы хотите помочь нашим друзьям? (Да.) — Поедем? (Да) — На чем можно добраться до леса? Дети предлагают различные средства передвижения. Выбирается поезд. | Беседа Диалог | Дети подходят к педагогу, включаются в процесс. | Настрой на предстоящую деятельность. Организация поведения. | Приветствие, включение в диалог. | |||||
Этапные задачи. | Мотивировать детей на включение в игровую деятельность. | |||||||||
II. Актуализация знаний. | Игра «Билет на поезд». — Что нужно сделать, прежде чем сядем в поезд? (Купить билет.) — Где покупают билеты? (В кассе.) — Как называется человек, который продает билеты? (Кассир.) — Сколько билетов нужно купить, если вы хотите поехать все вместе? (Столько же, сколько детей.) Воспитатель говорит, что билетом на поезд будет служить карточка, на которой нарисовано 4 предмета. Воспитатель-проводник проверяет билеты около поезда (если билет куплен правильно, то проводник просит сказать, что и в каком количестве нарисовано на билете). Проводник забирает билет. Если на карточке, которую выбрал ребенок, не 4 предмета, то воспитатель просит ребенка-пассажира пересчитать предметы. Все пассажиры на местах, билеты проверены — можно ехать. — Посмотрите направо (налево). Дети поворачивают головы направо (налево). Приехали в лес. Игра «Отдых в лесу». — Как надо вести себя в лесу? (Нельзя шуметь, чтобы не потревожить лесных жителей, нельзя мусорить, ведь лес — это дом зверей и птиц, а в доме должно быть чисто и т. п.) Воспитатель предлагает детям полежать на мягкой травке, рассмотреть в траве маленького красивого жука. | Беседа Игровой метод Словесная инструкция | Дети подходят к столу-кассе, на котором находятся карточки-билеты с нарисованными на них предметами. Карточек столько же, сколько детей. Также имеются карточки с 2, 3, 5 предметами. Карточки лежат вперемешку. Дети самостоятельно покупают билеты. Дети встают со стульев — выходят из поезда — и идут в лес. Дети ложатся на ковер, на живот, раздвигают траву. | Формирование произвольного внимания, памяти. Умение удерживать учебную цель. | Ответы детей. Выполнение действий. | |||||
Этапные задачи | 1) актуализировать представления о числе 4 и о понятии «столько же»; 2) закрепить умение считать в пределах четырех, различать левую и правую сторону; 3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, сформировать опыт самоконтроля; 4) организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение, речь, воспитывать бережное отношение к природе. | |||||||||
III. Затруднение в игровой ситуации | Игра «По ягоды» (начало). На середине каждого стола вперемешку лежат красные и синие круги по 6 на каждого ребенка. — Мы пришли на полянку с ягодами. На какие ягоды похожи красные (синие) круги? Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель показывает изображение земляники и черники. — Медвежонок собрал 4 землянички. — Зайчонок собрал столько же ягод черники. — Сколько ягод черники вы выложили? (Четыре.) — Почему вы выложили 4 синие ягодки? (Потому что каждая ягодка земляники имеет пару — ягодку черники; либо: ягод земляники — 4, ягод черники — тоже 4, а 4 и 4 — поровну.) Вдруг медвежонок нашел еще одну ягодку земляники. — Сколько теперь ягод земляники? Возникает затруднение — как правильно сосчитать дальше? (некоторые дети могут сбиться, так как еще не знают счета до пяти). — Сумели ли вы сосчитать ягоды земляники? (Нет.) — Почему не сумели? (Потому что не знаем, как считать дальше.) | Фиксация затруднения Словесная инструкция Игровой метод | Дети садятся за столы по 4 человека. Дети отсчитывают 4 красных круга и кладут перед собой. Дети под красными кругами выкладывают синие. Дети берут один красный круг и кладут его рядом с остальными. Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждой ягодки: один, два, три, четыре... | Умение фиксировать затруднение, выявлять причину затруднения | Практическое действие Ответы детей | |||||
Этапные задачи | 1) создать мотивационную ситуацию для введения числа 5, счета до пяти; 2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; 3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление. | |||||||||
IV. Открытие нового знания | Игра «По ягоды» (продолжение). — Что же нужно сделать, чтобы узнать количество ягод земляники? (Надо узнать, как считать дальше.) — Кто знает, какое число следует при счете за числом четыре? Воспитатель заинтересованно выслушивает версии всех детей, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Как правило, многие дети уже умеют считать до 5, поэтому большинство из них назовут число 5. Воспитатель хвалит детей: — Молодцы! Вы нам очень помогли! Затем он просит всех детей посчитать до пяти. Если же никто из детей не ответит, можно актуализировать с ними способ действий в ситуации, когда надо что-то узнать — «спросить у того, кто знает». Воспитатель подводит итог: что при счете за числом 4 идет число 5. — Как получилось 5 ягод? (Было 4, добавили еще одну, и получилось 5.) — Каких теперь ягод больше? (Больше земляничек.) — Как сделать поровну? Воспитатель предлагает добавить ягодку черники. — Сколько теперь ягод земляники (черники)? Делается вывод: 5 и 5 — поровну. | Объяснение Беседа Наглядный Игровой метод | Восприятие полученной информации. Дети считают хором, согласовывая числительные с существительными: одна ягода, две, три, четыре, пять. Дети должны дать два варианта уравнивания: либо убрать одну ягодку землянички, либо добавить одну чернику. | Развитие интереса к новым знаниям. Формирование умственных действий. | Ответы, действия детей. | |||||
Этапные задачи | 1) закрепить представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе пять, умение считать до пяти, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих их пяти предметов; 2) сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия; 3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности. | |||||||||
V. Затруднение в игровой ситуации. | Игра «По ягоды» (продолжение). Воспитатель кладет на стол карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 6, 7 и карточки с цифрой 5 по количеству детей. Сообщает детям о том, что зверушки хотят написать письмо своему другу лисенку и рассказать, сколько ягод они собрали. — Выберите на столе карточку, которую надо послать лисенку для того, чтобы он понял, что его друзья собрали по 5 ягод. Если никто из детей не сможет правильно выбрать карточку с цифрой 5, воспитатель задает детям вопросы: — Сумели вы выбрать карточку с нужной цифрой? (Нет.) — Почему не сумели? (Потому что не знаем, как записывается число пять.) | Беседа Проблемные вопросы Фиксация затруднения Игровой метод | Каждый ребенок выбирает карточку с цифрой 5. Возникает затруднение, так как многие дети не знают, как пишется цифра 5. | Умение фиксировать затруднение, выявлять причину затруднения | Ответы детей | |||||
Этапные задачи | 1) создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 5; 2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; 3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление. | |||||||||
VI. Преодоление затруднения. | Игра «По ягоды» (окончание). — Что нужно сделать, если чего-то не знаешь и очень хочешь узнать? (Надо у кого-либо спросить.) После вопроса детей воспитатель показывает им карточку, на которой написана цифра 5. Воспитатель делает вывод: число пять записывается с помощью цифры 5. | Беседа Наглядный метод | Дети выбирают нужные карточки на столе и кладут их около собранных ягод. | Нахождение способов решения. | Ответы детей | |||||
Этапные задачи | 1) познакомить детей с цифрой 5, сформировать у них умение распознавать цифру 5 среди других цифр и соотносить ее с количеством; 2) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»; 3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь. | |||||||||
VII. Включение нового знания в систему знаний. | Игра «Ягодка для мамы». Воспитатель предлагает детям представить, что они оказались в лесу на земляничной поляне. — Хотите отнести ягоды маме? После ответов детей воспитатель рассказывает, что у детей нет с собой корзинки. — Как вы донесете ягоды? (В ладошке, на листочке, на травинке.) Надо объяснить им, что рвать ягоды вместе с веточками ни в коем случае нельзя. Игра «Вкусные ягоды». Воспитатель предлагает им съесть вот столько (1) ягод земляники. - Съешьте вот столько (5) ягод земляники. - Почему вы не можете выполнить просьбу? (Потому что ягод земляники осталось всего 4, а нужно съесть 5.) - Съешьте вот столько (5) ягод черники. - Сколько ягод у вас осталось? (4.) - Какие это ягоды? (Земляника.) Воспитатель говорит детям, что от черники у них испачкались губы, и предлагает губы облизать. | Словесная инструкция Игровой метод | Дети ходят по группе, изображая сбор ягод. Дети изображают свой способ в движении Дети садятся за столы и берут в руку один красный круг. Дети выполнить задание не могут. Дети берут 5 ягод черники, пересчитывая их по одной. Дети несколько раз проводят языком по губам слева направо и справа налево. | Умение использовать полученные знания. Самоконтроль деятельности. | Выполнение действий | |||||
Этапные задачи | 1) организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение, воспитывать бережное отношение к природе; 2) закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов, считать по названному числу, развивать артикуляционный аппарат, речь. | |||||||||
VIII. Осмысление (итог) | - Где вы сегодня побывали? - Кому помогли? - Что интересного сделали? Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь зверушкам собрать ягоды и написать письмо, потому что научились считать до пяти и узнали, как записывается это число. | Беседа Диалог | Дети собираются около воспитателя. | Фиксирование достижения цели. Самооценка. | Ответы детей | |||||
Этапные задачи | восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта учебной деятельности воспитателя средней группы по математике
Сдесь написано несколько технологических карт учебной деятельности для воспитателя средней группы по математике...
технологическая карта занятия по математике в средней группе "Звездочет"
умение работать по определенному алгоритму, схеме; закрепление счета до пяти....
Технологическая карта занятия по математике (подготовительная группа) "Весна в стране Математике"
quot;Весна в стране Математики"...
Технологическая карта занятия по математике в средней группе «Щенячий патруль»
Формирование слухового восприятия, развитие умений ориентироваться на листе бумаги в клетку....
Технологическая карта ООД в группе среднего дошкольного возраста. ФЭМП тема: " Путешествие в страну Математика"
Обобщить полученные знания , умения, которые дети получили в течение года....
Технологическая карта занятия по математике в средней группе «Помощь Фиксикам»
Технологическая карта занятия по математике в средней группе «Помощь Фиксикам»Образовательная область: познавательное развитие.Тема занятия: «Помощь Фиксикам».Возрастная группа...
Технологическая карта занятия по математике на тему: «Космическая математика»
Технологическая карта занятия по математике...