Кружок "Занимательная логика" (логические блоки Дьенеша)
статья по математике (младшая группа)
Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Развитию памяти, внимания, воображения, речи. Классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_bloki.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Развитию памяти, внимания, воображения, речи. Классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет основные принципы дошкольного образования, в том числе «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».
В документе перечисляются следующие виды деятельности, наиболее полно отвечающие потребностям детей дошкольного возраста:
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещение и на улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями).
Эффективное развитие интеллектуальных способностей дошкольника – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В дошкольной педагогике существуют множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.
Задачи использования логических блоков в работе с детьми:
- Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование).
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать пространственные представления
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в преодолении трудностей.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Развивать творческие способности, воображение. Фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для того, чтобы реализовать индивидуальный подход, организовываем работу с учётом трёх уровней развития детей.
Игры составлены на основе комплекта геометрических фигур. Этот комплект состоит из:
- Четырёх форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
- Трёх цветов (красный, синий, жёлтый)
- Двух размеров (большой и маленький)
- Двух видов толщины (толстый и тонкий)
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырёх форм, одним из четырёх цветов, одним из двух размеров и одним из двух видов толщины.
Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по признакам и по существующим во множестве геометрическим отношениям, включать подмножества в состав множества, разбивать множество на непересекающиеся подмножества.
Задания в играх можно упрощать или усложнять, используя меньшее или большее количество признаков фигур. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета, то их используют в работе с детьми с раннего возраста. Возможность познакомиться с блоками представилась во второй младшей группе. Дети использовали их по своему усмотрению в различных видах деятельности. В процессе манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
Работу по формированию познавательных способностей начинаем с формы и затем с цветом. Когда дети хорошо усвоят свойства геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий эти свойства. Это позволит развивать способности к моделированию и замещению свойств, умению кодировать и декодировать информацию.
Когда дети свободно научаться пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не».
Перспективный план
работы кружка «Занимательная логика» на 2018-2019 уч. год
Цель: интеллектуальное развитие дошкольников при использовании «Логических блоков Дьенеша».
Задачи
Образовательные:
Формировать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их.
Формировать умение обобщать объекты по одному, двум, трем свойствам. Сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать информацию.
Развивающие:
Развивать умение выражать в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, размеру, форме.
Развивать умение находить общий признак группы (цвет, размер, форма). Развивать конструктивное мышление, воображение.
Активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные навыки, инициативу, настойчивость в достижении цели.
№ | Дата | Тема | Цель | Литература |
1. | 05.09.18 | «Геометрические фигуры» | Познакомить детей с блоками круглой формы. Упражнять в умении описывать блок, называя его форму, цвет. | стр.29 |
2. | 12.09.18 | «Геометрические фигуры» | Познакомить детей с блоками квадратной формы. Упражнять в умении описывать блок, называя его форму, цвет. | стр.30 |
3. | 19.09.18 | «Геометрические фигуры» | Познакомить детей с блоками треугольной формы. Упражнять в умении описывать блок, называя его форму, цвет. | стр.26 |
4. | 26.09.18 | «Геометрические фигуры» | Познакомить детей с блоками прямоугольной формы. Упражнять в умении описывать блок, называя его форму, цвет. | стр.40 |
5. | 03.10.18 | «Геометрические фигуры» | Закрепить с детьми знания о блоках прямоугольной, квадратной, треугольной, круглой формы. Упражнять в умении описывать блок, называя его форму, цвет. | стр.29 - 40 |
6. | 10.10.18 | «Геометрические фигуры» | Познакомить детей с блоками прямоугольной, квадратной, треугольной, круглой формы, разного размера. (Большой и маленький). Упражнять в умении описывать блок, называя его форму, размер, цвет. | стр.29 - 40 |
7. | 17.10.18 | «Геометрические фигуры» | Продолжать знакомить детей с блоками прямоугольной, квадратной, треугольной, круглой формы, разного размера. (Большой и маленький). Упражнять в умении описывать блок, называя его форму, размер, цвет. | стр.29 - 40 |
8. | 24.10.18 | «Геометрические фигуры» | Продолжать знакомить детей с блоками прямоугольной, квадратной, треугольной, круглой формы, разного размера. (Большой и маленький). Упражнять в умении описывать блок, называя его форму, размер, цвет. | стр.29 - 40 |
9. | 31.10.18 | «Поезд» | Учить классифицировать геометрические блоки по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, размеру и форме. | стр.37 |
10. | 07.11.18 | «Поезд» | Учить классифицировать геометрические блоки по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, размеру и форме. | стр.37 |
11. | 14.11.18 | «Поможем Мальвине» | Развивать у детей логическое мышление, память, сообразительность. Активизировать детское воображение. Развивать умение обобщать объекты по трём свойствам (форма, цвет, размер) с учётом наличия или отсутствия каждого. | стр.41 |
12. | 21.11.18 | «Поможем Мальвине» | Развивать у детей логическое мышление, память, сообразительность. Активизировать детское воображение. Развивать умение обобщать объекты по трём свойствам (форма, цвет, размер) с учётом наличия или отсутствия каждого. | стр.41 |
13. | 28.11.18 | «Микки Маус в зоопарке» | Развивать умение выделять заданную геометрическую фигуру по трём признакам – форма, цвет. Размер. Формировать наглядно-схематическое мышление с помощью карточек-свойств. Закрепить понятия «большой-маленький». | стр.51 |
14. | 05.12.18 | «Микки Маус в зоопарке» | Развивать умение выделять заданную геометрическую фигуру по трём признакам – форма, цвет. Размер. Формировать наглядно-схематическое мышление с помощью карточек-свойств. Закрепить понятия «большой-маленький». | стр.51 |
15. | 12.12.18 | «Чудесный мешочек» | Закрепить умение классифицировать множества по двум свойствам (цвет-форма, размер-форма); развивать умение находить и на ощупь определять геометрические фигуры, называть их. Развивать комбинаторные способности, мыслительные операции, умение обосновать правильность суждений. | стр.57 - 59 |
16. | 19.12.18 | «Чудесный мешочек» | Закрепить умение классифицировать множества по двум свойствам (цвет-форма, размер-форма); развивать умение находить и на ощупь определять геометрические фигуры, называть их. Развивать комбинаторные способности, мыслительные операции, умение обосновать правильность суждений. | стр.57 - 59 |
17. | 26.12.18 | «Секретики» | Закреплять знания детей о признаках геометрических фигур. Упражнять в применении кодовых карточек. Развивать мелкую моторику рук. Речь. Мышление, внимание. Воображение. Учить ориентироваться на листе бумаги. | стр.67 |
18 | 09.01.19 | «Секретики» | Закреплять знания детей о признаках геометрических фигур. Упражнять в применении кодовых карточек. Развивать мелкую моторику рук. Речь. Мышление, внимание. Воображение. Учить ориентироваться на листе бумаги. | стр.67 |
19. | 16.01.19 | «Цирк» | Развивать наблюдательность, логическое мышление, упражнять в классификации геометрических фигур с использование блоков Дьенеша. | стр.53 |
20. | 23.01.19 | «В гостях у сказки» | Формировать представление о множестве, развивать умение правильно определять соотношение между элементами, умение сравнивать множества, ориентироваться на плоскости. | стр.55 |
21. | 16.01.19 | «В гостях у сказки» | Формировать представление о множестве, развивать умение правильно определять соотношение между элементами, умение сравнивать множества, ориентироваться на плоскости. | стр.55 |
22. | 30.01.19 | «Новые приключения колобка» | Закрепить знание детей о геометрических фигурах, умение объединять геометрические фигуры по двум разным признакам с применением карточек-символов. Развивать внимание, пространственное мышление. | стр.59 |
23. | 06.02.19 | «Кто ты, малыш?» | Закрепить знания детей о геометрических фигурах, их основных признаках. Развивать умение находить сходства и различия, обосновывать своё мнение. | стр.61 |
24. | 13.02.19 | «Кто ты, малыш?» | Закрепить знания детей о геометрических фигурах, их основных признаках. Развивать умение находить сходства и различия, обосновывать своё мнение. | стр.61 |
25. | 20.02.19 | «Учимся играя» | Развивать наглядно-действенное мышление и мыслительные операции; закрепить понятие «много-один», развивать внимание. | стр.63 |
26. | 27.02.19 | «Учимся играя» | Развивать наглядно-действенное мышление и мыслительные операции; закрепить понятие «много-один», развивать внимание.. | стр.63 |
27. | 06.03.19 | «Новые приключения колобка» | Закрепить знание детей о геометрических фигурах, умение объединять геометрические фигуры по двум разным признакам с применением карточек-символов. Развивать внимание, пространственное мышление. | стр.59 |
28. | 13.03.19 | «Город цветных человечков» | Закреплять знания о понятиях «цвет» и «форма». Развивать умение обобщать, классифицировать по цвету, подбирать предметы соответствующего цвета. Упражнять в умении сравнивать по величине. Развивать внимание, воображение, мышление. | стр.66 |
29. | 20.03.19 | «Город цветных человечков» | Закреплять знания о понятиях «цвет» и «форма». Развивать умение обобщать, классифицировать по цвету, подбирать предметы соответствующего цвета. Упражнять в умении сравнивать по величине. Развивать внимание, воображение, мышление. | стр.66 |
30. | 27.03.19 | «Город цветных человечков» | Закреплять знания о понятиях «цвет» и «форма». Развивать умение обобщать, классифицировать по цвету, подбирать предметы соответствующего цвета. Упражнять в умении сравнивать по величине. Развивать внимание, воображение, мышление. | стр.66 |
31. | 03.04.19 | «Город цветных человечков» | Закреплять знания о понятиях «цвет» и «форма». Развивать умение обобщать, классифицировать по цвету, подбирать предметы соответствующего цвета. Упражнять в умении сравнивать по величине. Развивать внимание, воображение, мышление. | стр.66 |
32. | 10.04.19 | «Мы едем, едем, едем» | Формировать умение находить в окружающей обстановке один или несколько предметов. Знакомить детей с основными цветами. Развивать способности к конструированию, логическое мышление, внимание | стр.72 |
33. | 17.04.19 | «Мы едем, едем, едем» | Формировать умение находить в окружающей обстановке один или несколько предметов. Знакомить детей с основными цветами. Развивать способности к конструированию, логическое мышление, внимание | стр.72 |
34. | 24.04.19 | «Мы едем, едем, едем» | Формировать умение находить в окружающей обстановке один или несколько предметов. Знакомить детей с основными цветами. Развивать способности к конструированию, логическое мышление, внимание | стр.72 |
35. | 08.05.19 | «Весёлый паровозик» | Совершенствовать навыки в определении цвета, формы геометрических фигур; развивать логическое мышление, творческое воображение. Умение группировать предметы по признакам сходства. | стр.74 |
36. | 15.05.19 | «Весёлый паровозик» | Совершенствовать навыки в определении цвета, формы геометрических фигур; развивать логическое мышление, творческое воображение. Умение группировать предметы по признакам сходства. | стр.74 |
Литература . Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ младший возраст» (блоки Дьенеша) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр с блоками. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша
Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша...
Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....
Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"
В памятке для педагогов представлен практический материал по применению блоков Дьенеша в работе с детьми ....
Программа по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие в стране блоков и палочек»
Программа для детей младшего и среднего дошкольного возраста по освоению детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр....
«Блоки Дьенеша – логическая игра для развития и ума» Логические блоки Дьенеша.
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...
«Блоки Дьенеша – логическая игра для развития и ума» Логические блоки Дьенеша.
Консультация для родителей....