Игры с песком, направленные на закрепление математических представлений .
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)
Для более успешного усвоения и закрепления математического материала можно использовать в своей работе нетрадиционные методы: песочную терапию (игры с песком).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_peskom.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с песком.
Для более успешного усвоения и закрепления математического материала можно использовать в своей работе нетрадиционные методы: песочную терапию (игры с песком).
Игры с песком – это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. Игры с математическим содержанием помогают установлению эмоционального контакта детей и взрослых, детей друг с другом, формируют чувство партнёрства и взаимопомощи.
Играя, с песком мы можем решать задачи по формированию представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, по формированию навыков счёта, вычислений, измерений, конструирования, моделирования. Кроме этого игры способствуют развитию самоанализа, умению логически мыслить, развивают память, внимание, обогащают речь детей, расширяя словарь и воспитывая грамматически правильную речь.
Игры с песком предполагают различные приемы выполнения игровых действий в зависимости от особенностей развития воспитанников:
- совместные действия детей и взрослых;
- действия по подражанию взрослым и по образцу, предложенному взрослым;
-самостоятельные действия детей в соответствии с собственным замыслом. Для проведения игр должна быть специально организована развивающая среда:
1. выделенная зона для игры с песком;
2. емкости для игр, песок, клеенка;
3. оборудование:
- разноцветные пластмассовые кувшины, миски, ложки, ковшик;
- формочки для песка в виде овощей, животных, геометрических фигур;
- пластиковые буквы, цифры, геометрические фигуры, штампы;
- наборы игрушек, маленькой игрушечной посуды, персонажи сказочных игр;
- природный материал: ракушки, камешки разного цвета и величины, скорлупа орехов, каштаны, косточки, горох, шишки, желуди, веточки,
палочки;
Игры на закрепление математических представлений у детей по разделу программы «Количество и счёт».
1. Счёт предметов до 10:
- «У кого столько же?»
Играя с песком, дети по просьбе взрослого производят различные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия. Например, педагог предлагает ребенку прослушать количество хлопков и закопать в песке столько игрушек, сколько хлопков он услышит, или, наоборот, выкопать из песка столько игрушек, сколько хлопков он услышит.
- «Найди сюрприз»:
Для закрепления у детей порядкового счета, можно провести следующую игру. Сделать из песка 5 кучек. В одной из них спрятать, какой-либо предмет, а затем предложить ребенку найти его по инструкции: «Ищи во второй кучке слева» или «В пятой справа». В следующий раз ребенок сам прячет предмет и рассказывает нам, где его искать.
2. Знакомство с цифрами:
- «Напиши цифру»:
Например, дети рисуют на песке пальцем или палочкой цифры.
- «Отгадай, цифру которую я спрятала»
Педагог пишет на песке цифру и закрывает её игрушкой, рассказывает: из каких элементов состоит цифра, и как они расположены. Ребёнок называет и проверяет свой ответ. В следующий раз ребенок сам прячет цифру и рассказывает о ней.
- «Выложи цифру»:
Педагог предлагает ребенку на песке выложить знакомую ему цифру из различных материалов: ракушек, мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц и т.д.
- «Допиши цифру»:
Педагог начинает писать цифру, а ребёнок продолжает.
3. Соотнесение цифры, числа и количества:
- «Ждём гостей»:
Для закрепления умения соотносить цифры и количества:
Детям предлагается приготовить «угощение» из песка для кукол, используя формочки. Сообщается количество гостей или показывается цифра, обозначающая количество.
- «Подбери цифру»:
Педагог в «песочнице» раскладывает разные предметы: ракушки, пуговицы, элементы мозаики – просит ребёнка подобрать соответствующие цифры. Ребёнок пересчитывает предметы и определяет нужные цифры.
- «У кого столько же»;
Соединить линией (провести на песке) одинаковое количество предметов.
- «Цифре свой дом».
В нарисованный дом на песке, на крыше написана цифра, положить соответствующее количество предметов.
4. Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование у детей знаний о составе числа:
- «Раздай грибы 2 белочкам»;
- «Разложи конфеты в 2 вазы»;
- «Разложи яблоки на 2 тарелки»;
- «Засели домик»;
- «Разложи овощи в 2 корзины»;
- «Расставь цветы в 2 вазы»;
- «Добавь до заданного числа».
В играх с песком активно развивается речевое и неречевое общение детей со взрослым и друг с другом. Этому способствует совместная деятельность в песочном ящике, совместное планирование предстоящих игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический опыт работы по формированию и закреплению математических представлений средствами игровых методов
Уважаемые педагоги хотелось бы предложить практический опыт работы по формированию и закреплению математических представлений с детьми подготовительной группы....
Закрепление математических представлений в быту и деятельности детей
Эта статья адресована родителям. В ней представлены методические советы родителям по изучению математики в процессе игр, бытовых ситуаций в семье....
Дидактические игры их роль в закреплении математических представлений.
Игра имеет особое важнейшее значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. В.А. Сухомлинский высоко оценивая значение игры, писал: «Игра – это и...
"Мы считаем, мы играем", образовательная область «Познавательное развитие дошкольников» по направлению формирование элементарных математических представлений (ФЭМП).
"Мы считаем, мы играем" . «Познавательное развитие дошкольников» по направлению формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)....
Математические игры в детском саду на закрепление количественных представлений
Материал для педагогов и родителей...
Мастер-класс «Использование технологии «Игры с песком» для формирования элементарных математических представлений дошкольников»
Материал о технологии «Игры с песком», которую использую для развития познавательной активности...
Конспект непрерывной образовательной деятельности во второй младшей группе общеразвивающей направленности по элементарным математическим представлениям по теме «Закрепление понятий: широко-узко, высоко –низко, треугольник, квадрат, круг.»
Конспект непрерывной образовательной деятельностиво второй младшей группе общеразвивающей направленностипо элементарным математическим представлениямпо теме «Закрепление понятий: широко-узко, вы...