Методическая разработка: НОД по познавательному развитию: «Путешествие по солнечной системе» для детей подготовительной к школе группы
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Миронова Ирина Владимировна

Методическая разработка НОД в форме увлекательного путешествия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mironova_iv_konspekt_puteshestvie_po_solnechnoy_sisteme.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83

комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга

Методическая разработка:

НОД по познавательному развитию:

«Путешествие по солнечной системе»

для детей подготовительной к школе группы

                                 

Миронова Ирина Владимировна,

Воспитатель высшей квалификационной категории

Группа "Золотая рыбка"

 

Г. Санкт-Петербург

2018 /2019 учебный год

Аннотация

В методической разработке мною представлен собственный педагогический опыт проведения НОД по познавательному развитию для детей 6-7 летнего возраста «Путешествие по солнечной системе». Подтолкнул меня к организации познавательной деятельности неподдельный интерес, удивление детей во время изучения темы, связанной с космосом.

Введение

Дети, попадающие в логопедические группы, часто страдают интеллектуальной пассивностью. Поэтому необходимо развивать у детей продуктивные формы мышления. Для это я считаю подойдет интегрированная игровая деятельность.

В соответствии с ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.

Ребёнок – дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к познанию окружающего мира - космоса.

С помощью интегрированной игровой деятельности у детей 6-7 летнего возраста разовьются такие качества личности как:

  • мотивированность деятельности,
  • любознательность,
  • самостоятельность,
  • креативность мышления.

Важно правильно обозначить детям проблему, через проблемную ситуацию. Детям также необходим игровой стимул, путешествие, проблемная ситуация. Это сделает НОД более ярким для детей, позволит проявлению у детей заинтересованности в решении проблемы.

Так как в дошкольном возрасте ведущая деятельность игровая, то важно Проводить НОД в игровой форме. Это позволит развить:

  • познавательную активность,
  • умение выдвигать гипотезу,
  • самостоятельно или с помощью взрослого сравнивать результаты и делать выводы.

Необходимо, если у детей возникают затруднения, навести на правильный вариант решения проблемы вопросами, но не давать готового решения проблемы. Важно выслушивать ответ каждого ребёнка, не критикуя с одинаковым вниманием.

Во время проведения игровой интегрированной деятельности важно обратить внимание, на проговаривание проблемы и формулирования её чёткого решения.

Перед проведением НОД с детьми проводится предварительная работа, чтобы они могли опираться в некоторых суждениях на свой личный опыт. Это поможет делать детям элементарные умозаключения, подводящие их к решению проблемы.

Подготовка материального оснащения НОД поможет не отвлекаться на организационные моменты.

Анализ.

Дети активно включались в игровую, познавательную деятельность, получили яркие эмоциональные впечатления, помогшие дополнить представления о космосе.

Детям понравилось решать проблемные ситуации в процессе путешествия по просторам космоса.

После игрового НОД дети с оживлением пересказывали свои впечатления друг другу и сотрудникам детского сада, вечером они чётко и обоснованно всё пересказали родителям.

Можно сделать вывод, что игровые занятия дают детям более яркие, чёткие впечатления, чем просто обычное методичное занятие.

I. Цель

Цель – Расширять кругозор детей. Закреплять навыки порядкового и количественного счета.

II. Задачи.


1. Обучающие задачи 

1. Способствовать формированию знаний детей о планетах Солнечной системы.

2.Продолжать закреплять навыки счета,.

3. Формировать умение детей называть предшествующее и последующее число.

4. Закреплять умение решать простейшие арифметические задачи.

2. Развивающие задачи 

1.Продолжать развивать умение детей пользоваться знаками "больше", "меньше", "равно".

2.Закреплять состав числа первого десятка.

3. Продолжать развивать познавательно-речевые навыки по теме " Планеты Солнечной системы".
3. Воспитывающие задачи 

1. Продолжать воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

2.Воспитывать инициативность, самостоятельность.

4. Коррекционные задачи:

1.Продолжать формировать умение согласовывать числительные с существительными в роде.

2. Закреплять умение отвечать на вопросы развернутым предложением.

III. Интеграция образовательных областей.

IV. Педагогические технологии.

V. Предварительная работа.

Рассматривание плаката  "Солнечная система",  макета планет Солнечной системы, дидиактические  словесные игры на закрепление навыков счета в прямом и обратном поядке  чисел первого десятка.. чтение детям  Ю.А. Гагарин "Вижу землю", Г. Юрмин "Счастливого пути , космонавт"., В. Бороздин "Звездолетчики"., Упражнения с карточками и раздаточным материалом по решению простейших арифметических задач.

VI. Длительность проведения НОД:

30 минут

VII. Материалы и оборудование.

Ноутбук, интерактивная доска, магнитная доска, макет планет Солнечной системы,  макет ракеты с десятью иллюминаторами для магнитной доски, карточки с цифрами от 1 до 10, для магнитной доски, карточки с цифрами и распределяющими знаками по количеству детей, карточки , разделенные на две части с изображением неравного  количества  звезд, карточки с изображением ракет и  маленькие фигурки космонавтов (10 штук) на каждого ребенка, карточки с изображением планет разной величины, карточки с изображением ракет и летающих тарелок (10 штук), карточки с изображением цифр в хаотичном порядке.

VIII. Структура НОД.

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

Сюрпризный, беседа, рассматривание изображения на интерактивной доске,

Словесная игра на количественный и порядковый счет, беседа, рассматривание макета, дидактические упражнения с карточками на решение арифметических задач, дидактическая игра "Найди пару", "Ракета", дыхательная гимнастика, физминутка.

беседа

IX. Планируемые результаты:

1.Дети знают названия планет Солнечной системы.

2.Умеют решать простые арифметические задачи в пределах 10.

3.Умеют раскладывать карточки с цифрами в прямом и обратном порядке.

4.Умеют называть предыдущие и последующие цифры к заданной.

5.Умеют использовать знаки "больше", "меньше". "равно".

6.Умеют найти одинаковые по размеру, но разные по цвету предметы.

7.Для получения конкретного изображения умеют соединить цифры по порядку.

VII. Технологическая карта НОД:

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Дети входят в зал, здороваются с гостями. У педагога звонит телефон. приходит смс от Незнайки. Педагог читает. : Ребята мне пришло смс от Незнайки , он просит нас  помочь ему узнать о планетах Солнечной системы . Поможем?

. На интерактивной доске появляется изображение ракеты. Готовы отправиться в космическое путешествие?

……………….

        Да.…

Да………………

1,5 мин.

.

.

……………………

……………………..

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

?

  Сегодня нас ждет необычное путешествие. Мы с  вами полетим в космос.      А вы знаете, как называют людей, которые летают в космос? Мы с вами будем космонавтами и будем путешествовать в  ракете. В нашем путешествии мы будем выполнять космические задания.

Для того, чтобы запустить двигатель космического корабля, нужно выполнить  задание. Мы разделимся на 3 команды по 2 участника. Перед вами на магнитной доске 3 ракеты. Первая команда выкладывает цифры от 8 до2 в ракете с цифрой 1. Вторая команда выкладывает цифры от 9 до3 в ракете с цифрой 2. Третья команда выкладывает цифры от 1до 7 в ракете с цифрой 3. Молодцы, выполнили все правильно, теперь мы можем лететь .Присаживайтесь  на стульчики . Обратный отсчет.

Пристигнуть ремни, запускаем двигатели, вот мы с вами и летим. Вот и первая планета Марс (на  интерактивной доске появляется изображение Марса. Педагог: -   вот и первая планета     Марс, она вдвое меньше Земли,  ее часто называют красной  планетой , Здесь мы выполним первое задание. У вас на столах лежат карточки , они разделены на  части. В каждой части расположено какое-то количество звезд. Их нужно сосчитать и между ними поставить знаки "больше", "меньше", "равно".

Запуск двигателя, начинаем обратный отсчет.

Следующая планета Юпитер . Но приземлять мы не будем, потому что Юпитер жидкая планета и утонуть в ней можно.  Поэтому мы не будем приземляться, а выполним устное задание. "Назови соседа". Педагог называет число.

Педагог: - Уважаемые космонавты,  прошу занять  свои места, мы отправляемся на планету Сатурн.  Запуск двигателя, начинаем обратный отсчет

Мы пролетаем планету Сатурн.

Сатурн спортивная планета, окружен кольцами из снега и льда,. Приземляемся, но чтобы не замерзнуть разомнемся..

 Все готово для полета  ( руки вперед и вверх)

 Ждут ракеты всех ребят  ( руки над головой, изображая ракету)

 Мало времени для взлета (маршируют на месте)

 Космонавты встали в ряд ( прыжок, ноги врозь, руки на поясе)

 Поклонились вправо, влево ( наклоны в стороны)

 Отдадим земной поклон (наклоны вперед)

 Вот ракета полетела (прыжки на двух ногах)

  Опустел наш космодром (приседание)

 Приготовиться к старту. Обратный отсчет.

Пуск.  Летим дальше. Вот и еще одна планета- Уран. Это единственная планета, которая вращается лежа на боку.  Выходим и посмотрим, какое у нас здесь задание. Надо разделиться на 3 команды. У каждой команды на столе лежит изображение ракеты и маленькие фигуры космонавтов.  В верхнем отсеке каждой ракеты стоит цифра, она обозначает общее количество космонавтов во всех 3 отсеках. Расположите по 3 отсекам столько космонавтов, чтобы получилось  заданное число. После выполнения перейдите к соседнему столу и проверьте правильно ли выполнили задание ваши соседи.

Молодцы. Полетели дальше. Обратный отсчет.

 Следующая планета Нептун. Царит на ней вечно зима ледяная. Выполняя следующее задание космонавты должны быть очень внимательны. Задания с карточками  У вас на столах карточки с изображением планет, вам нужно соединить линиями разные по цвету, но одинаковые по размеру планеты.

Молодцы. Справились с этим заданием, но чтобы наша ракета взлетела надо запустить двигатели.

 ) При готовиться к запуску . Обратный отсчет.  Полетели.  Пред нами планета Плутон.

Эта самая холодная и очень маленькая планета. Но мы выйдем и проведем дыхательную гимнастику.

. Когда холодно мы вдыхаем и  выдыхаем воздух через нос.

 На планете дышится тихо, спокойно и  плавно.

 Берем курс на следующую планету  Обратный отсчет . Полетели..  Перед нами Меркурий  Это самая близкая к Солнцу планета. Днем на планете жарко, а ночью идет ледяной дождь.

 Ребята , мы с вами экипаж большого корабля. Мы с вами будем решать космическую задачу., а для этого мне нужен капитан корабля. Подумайте, кого вы выберете

На магнитной доске карточки с изображением ракет и летающих тарелок. Командир составляет задачу..

В космос полетело 5 ракет и 4 летающих тарелок и выкладывает на доске карточки с изображениями. Командир вызывает ребенка и предлагает выложить цифрами и знаками эту задачу. Повторить несколько раз.

Педагог .- Чтобы вернуться на Землю, нам надо попасть на последнюю планету- Венеру. Это горячая планета, поэтому мы не будем приземляться, а выполним космическое задание.  На столах лежат карточки с нарисованными цифрами. Предлагается соединить цифры по порядку линиями. Педагог - что у вас получилось?

Молодцы.

 .        

 Да

космонавты.

Раскладывают цифры и считают вслух.

 

Вызываемый ребенок считает от 10 до 1

На карточках дети сравнивают множества

Обратный отсчет

 Назвать предыдущую и последующую цифру к названной.

Обратный отсчет

Выполнение физминутки.

Отсчитывают от9 до 1

Делятся на 3 команды

На столах фигуры ракет, раскладывают космонавтов.

 Соединить линиями одинаковые по размеру, но разные по цвету планеты.

Дыхательные упражнения 3  -6  раз.

Вызванный ребенок считает в обратном порядке от 10 до 1.

Предлагают, кого хотят выбрать капитаном.

Дети считают сколько всего космического транспорта. и выкладывают на доске ци фрами  и знаками задачу.

Соединяют цифры, получается силуэт ракеты

ракета

20 минут

.

 

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

 .».Мы с вами стали настоящими космонавтами. А как вы думаете, как называется наша планета? 

 Чем она отличается от других планет?

Наша ракета приземлилась. Вот мы и дома. По порядку все планеты назовет любой из нас.

Раз - Меркурий

Два - Венера

Три -Земля

Четыре - Марс

Пять - Юпитер

Шесть -Сатурн

Семь -Уран

За ним Нептун

Он восьмым идет по счету

А, за ним уже потом

И девятая планета

Под названием Плутон

\Давайте рассмотрим макет и попробуем назвать планеты. Молодцы.

Земля.

Есть жизнь, воздух, реки, моря, растения, животные.

Рассматривают макет и называют планеты.

7.

Рефлексия

   Какое у вас настроение? Как вы считаете, запомнит Незнайка наше путешествие?

Давайте этот макет подарим Незнайке, чтобы он мог запомнить планеты Солнечной системы.

Веселое, бодрое

Да, и будет знать планеты Солнечной системы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Планеты Солнечной системы" для детей подготовительной к школе группы

Данный материал поможет в формировании у детей элементарных представлений о Вселенной и закрепит знания о планетах Солнечной системы. Главная цель - это развитие связной речи....

Методическая разработка "Конспект совместной образовательной деятельности "В гостях у Экологии" для детей подготовительной к школе группы"

Целью иетодической разработки совместной образовательной деятельности "В гостях у Экологии" является формирование основ экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде ...

Методическая разработка "Конспект совместной образовательной деятельности "В гостях у Экологии" для детей подготовительной к школе группы"

Целью методической разработки совместной образовательной деятельности "В гостях у Экологии" является формирование основ экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде ...

Методическая разработка с детьми по теме: «Путешествие в город Неболейка» для детей подготовительной к школе группы.

Данный конспект будет полезен воспитателям по организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. Прослеживается интеграция 5 образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО. В данном занятии исполь...

Методическая разработка занятия по познавательному развитию "Путешествие в Лабораторию интересных исследований".Термометр.(подготовительная группа)

Методическая разработка занятие по познавательно –исследовательской деятельности для детей 6-7 лет группы общеразвивающей направленности было разработано в соответствии с основной общеобразовате...