Проект :Логика рядом"
проект по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект: « Логика рядом»
Разработчик: Гайнанова Т.А.,
воспитатель I кв. категории
Актуальность проблемы: В настоящее время с внедрением федерального государственного стандарта дошкольного образования одной из методических проблем дошкольной педагогики является проблема формирования и развития математических способностей. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям федерального государственного стандарта, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти.
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.
Между тем, многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами.
Математические способности относятся к группе специальных способностей (как музыкальные, изобразительные и т. д.). Для их проявления и дальнейшего развития требуются усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умение, применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности.
Многие исследователи (как отечественные, так и зарубежные) формирование и развитие математических способностей связывают её не с содержательной стороной предмета (предметные знания и умения), а с процессом мыслительной деятельности, т.е. с развитием математического мышления детей.
В современной психологии существуют различные направления исследования мыслительных процессов. Все они сходятся в признании того, что основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
В связи с этим возникает противоречие между необходимостью структурного развития математического мышления и отсутствием эффектного средства, позволяющего осуществить это на практике.
Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему моего проекта. Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, и я пришла к выводу, что именно интеллектуальные игры опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений.
Контингент участников проекта: дети дошкольного возраста, педагоги, родители.
Цель: способствовать развитию у детей:
- высокой познавательной мотивации;
- свободной, самостоятельной, активной, проявляющей инициативы в деятельности и в общении;
- чувство собственного достоинства и способность уважать других;
- подготовленности к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» школе;
- обеспечить детям высокий уровень подготовки к последующему усвоению систематического курса математики;
- поддержать систему непрерывного образования.
Задачи:
- формировать мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
- увеличение объема внимания и памяти;
- формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии);
- развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Содержание проекта
Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играют интеллектуальные игры. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей.
Интеллектуальная игра является деятельностью, где идет активный и осмысленный поиск, в которую ребенок охотно и добровольно включается в новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации, в его собственных играх является важным показателем развития интеллектуальных способностей ребенка. Эти игры учат действовать, «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их математические способности.
Таким образом, работа с дошкольниками строится на основе следующих дидактических принципов:
- Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- Новое знание вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности)
- Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
- Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми своего собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- Обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Этапы реализации проекта:
I этап Организационный.
- Составление проекта поэтапного плана работы;
- Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;
- Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно–образовательного процесса математической направленности.
II этап Планирование реализации проекта.
- Определение задач воспитательно- образовательной работы;
- Планирование деятельности;
- Разработка конспектов игр - занятий, КВН, викторин и т.д.
III этап Реализация проекта
- Определить новые направления в работе с родителями .
- Составить новые формы работы с детьми.
- Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.
- Совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач;
- Развитие пространственного и логического мышления;
- Формирование общих приемов и подходов к решению арифметических, логических задач;
Работа проводилась по блокам:
I блок: взаимодействие с детьми
II блок: взаимодействие с родителями
III блок: самостоятельная деятельность
IV блок: взаимодействие с педагогами
Задачи
Способы реализации
Срок
1
2
3
I блок: взаимодействие с детьми
Определить уровень математических способностей детей -диагностирование
1.Выявление трудностей у детей.
2.Банк диагностических методик по проблеме: «Математические способности детей»
сентябрь
Конкретизировать представление детей об использовании математики в разных сферах жизни.
Беседы об истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна;
сентябрь
Закрепить знание цифр от 1 до 10.
Учить соотносить количество предметов с цифрой. Закреплять названия геометрических фигур; составлять из геометрических фигур разные предметы. Раскладывая их в порядковом возрастания; упражнять в ориентировке на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине, умение выражать словами местонахождение предмета); различать части суток: утро – вечер, день – ночь; учить правильно пользоваться порядковыми числительными, соотносить числительное с каждым из предметов
Проведение открытых занятий:
«Игра-путешествие Зайчонка»;
сентябрь
Развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счете о днях недели, их последовательности развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, учить находить общий признак и на этой основе объединять фигуры в группы; развивать внимание, упражнять в нахождении закономерности и обоснование найденного решения, в после- довательном анализе каждой группы рисунков; учить зрительно устанавливать сходство и различие предметов, развивать навыки самоконтроля.
«Играем с Машей и Медведем»
октябрь
Сформировать представление о числе 10; его образовании, составе. Развивать умение соотносить цифру с количеством предметов. Учить пользоваться знаками больше и меньше. Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Закреплять знания о геометрических фигурах. Учить понимать поставленную задачу и решать её. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
«Цветик семицветик»
ноябрь
Учить решать логические задачи. Закреплять знания о геометрических фигурах. Учить элементам элементарных рассуждений, развивать поисковую активность детей. Учить уметь продолжать заданную закономерность. Закреплять навык количественного счета до 20. Учить решать примеры, используя числа второго десятка, находить ответ из ряда чисел. Продолжать учить измерять высоту предметов с помощью линейки, записывать результаты измерения. Закреплять умение составлять арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
«Путешествие на остров Чудес»
декабрь
Закреплять умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение пользоваться для записи сравнения знаки больше, меньше другого; закреплять представления о составе чисел в пределах 10; учить решать примеры, используя числа второго десятка; развитие поисковой активности и интеллектуальных способностей; закреплять знания о геометрических фигурах; формировать способность к анализу и синтезу; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно на основе взаимосвязи целого и частей; формировать навык самоконтроля и самооценки.
Традиционные формы образовательной деятельности
«Путешествие в страну МАТЕМАТИКА»
«Как помочь Буратино»
«Освободите принцессу»;
«Путешествие в зоопарк»
«Волшебный поезд»
«Один день в школе Мальвины»
«Кубарик спешит на помощь»
Сентябрь-апрель
Развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку и сообразительность с
Продолжать учить отгадывать математические загадки на сложение и вычитание в пределах 10;
Закрепить знания числового ряда чисел (последующего и предыдущего) в пределах 20;
Учить решать интеллектуальные математические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации;
Воспитывать умение работать коллективе;
Формировать навыки самоконтроля и самооценки
Нетрадиционные формы образовательной деятельности.
«Математический КВН».
Викторина «Путешествие в королевство Математики».
Брей ринг «Юный математик».
«Умники и умницы»
«Лабиринты науки».
«В гостях у Всезнамуса».
ОД с использованием ИКТ «Выручим Царицу Математику»
«В цирке»
Октябрь-май
Учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры, группировать предметы по форме, величине, месту расположения;
Развивать мышления детей путем классификации предметов по разным признакам.
Развивать гибкость и оригинальность мышления.
Учить решать интеллектуальные задачи на поиск следующей или пропущенной фигур.
Интеллектуальные игры: «Четвертый лишний», «Веселые соседи», «Исключи лишнее и назови оставшиеся одним словом», «Нарисуй следующую фигуру», «Нарисуй пропущенную фигуру», «Преврати каждый кружок в какое-нибудь интересное, необычное изображение», «Разноцветные фигуры», «Две клетки», Задача на «Совмещение», «Путаница», «Танграм», «Уникуб», «Цепочки», «Торопись да не ошибись», «Найди закономерность», «Рассмотри и продолжи» «Угадай на что похоже?»
Интеллектуальные игры с применением ИКТ
«Устный счёт», «Белочка», «Счёт в пределах 10. Буратино», «Счёт в пределах 10. Весёлый ёжик», «Форма», «Геометрические фигуры», «Неравенства», «Решаем задачи» и др.
В течение года
Расширение и закрепление знаний и умений детей
- Образовательная деятельность .
-Использование интеллектуальных игр во всех видах детской деятельности: игра, труд, самостоятельная деятельность
В течение года
Стимулировать активность детей
Использование игр с математическим содержанием на всех других занятиях: лепка, рисование, ознакомление с окружающим миром, музыка, физкультура
В течение всего года
II блок: работа с родителями
1. Выявить запросы родителей по организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми
1.Провести анкетирование родителей по организации работы по развитию математических способностей детей
Сентябрь
1. Обогащать родительский опыт новыми интеллектуальными играми
-Оформить папку передвижку на тему: «Математика и в шутку и всерьез»
-«Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики»
март
октябрь
3. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя умения организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей.
1.Провести родительское собрание на тему: «Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики»
октябрь
Проявлять находчивость, сообразительность и смекалку. Уметь работать в одной команде
-Провести математический КВН
-Деловая игра
-Тренинги
Ноябрь
Февраль
апрель
Показать достижения детей в области математики
1.Провести открытое мероприятие в форме викторины «Лучший знаток математики»
Октябрь, апрель
.Обогащать родительский опыт по использованию педагогически эффективных методов математического развития дошкольников. Повышать педагогическую культуру родителей.
1. Консультации и беседы с родителями на тему: «Интеллектуальные игры в жизни детей», «Развитие математических способностей детей в домашних условиях»
Познакомить родителей с эффективными методами обучения детей и подготовке их учебной деятельности.
1.Провести школу для родителей выпускников: «Первоклассник и новая социальная действительность»
январь
Дать информацию по использованию интеллектуальных игр.
Беседа на тему: «В какие интеллектуальные игры вы играете дома».
Ноябрь
III блок Самостоятельная деятельность
Закрепление и применение полученных знаний
Экспериментирование.
В течение года
Закрепление и применение полученных знаний
Прогулка.
Стимулировать активность детей
Игры детей с дидактическими играми.
Расширить кругозор, Повышение умственной активности детей
Рассматривание книг, пособий, картин.
Закрепление и применение полученных знаний
Игры в альбомах по математике.
Закрепление и применение полученных знаний
Беседы детей между собой.
IV блок Работа с педагогами
Повышать общую и педагогическую культуру педагогического коллектива
Выступить на педагогическом совете с сообщением на тему: «Интегрированные занятия – комплексный подход к развитию интеллекта детей и творчества»
март
Обеспечить атмосферу творчества, неформального общения.
Провести КВН среди педагогов
март
Распространить опыт работы среди педагогов района.
Выступить РМО на тему: «Развитие математических способностей детей посредством интеллектуальных игр»
апрель
IV этап. Презентация результатов.
Организация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке родителей, таких как: интеллектуальные игры КВН, конкурсы, викторины и Дни открытых дверей.
V этап. Анализ деятельности.
Зная, что для успешного освоения программы школьного обучения, нужно не только много знать , но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение и проводив работу по развитию математических способностей детей пришла к следующему выводу: проведение интеллектуальных игр способствует развитию математических способностей детей.
У детей к концу года сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут им в будущем легко освоить новое. Развились такие свойство как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений.
Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Сформировались умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять своем действия. Легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации.
Заключение
Успешное развитие математических способностей дошкольников на современном этапе, возможно только при реализации личностно – ориентированной модели образования с использованием идеи: «Не рядом, не над, а вместе». Целью образования является разносторонне – развитая, свободная, самобытная, творческая личность. Благодаря использованию эффективных методов и приёмов, таких как: моделирование, ТРИЗ, проектирование, опыты и экспериментирование, весёлые игровые упражнения, а также современные интеллектуальные игры с использованием ИКТ, заметно повышается результативность воспитательно– образовательного процесса при грамотном построении развивающей предметно-пространственной среды: дидактические игры с интеллектуальным содержанием, познавательные плакаты, внедрение новых развивающих технологий, ИКТ, благополучному эмоционально психологическому климату в группе, дифференцированному подходу к детям. Таким образом, использование новых методов – приёмов и форм организации, позволяют детям приобретать глубокие знания, совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач; развитие пространственного и логического мышления; формирование общих приемов и подходов к решению арифметических, логических задач;
Я считаю, что правильно организованная педагогическая работа, грамотный воспитательно-образовательный процесс, комплексный подход к всестороннему развитию воспитанников, позволил воспитанникам проявить свои возможности. Наши воспитанники неоднократно принимали участие и завоевывали призовые места в муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах. Несомненно, полученный в детском саду опыт пригодится в будущем.
Проведенная работа не исчерпывает данной проблемы и требует дальнейшей работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Неизведанное рядом"
Допроектная деятельность:Мотив: У детей недостаточно сформированы навыки исследовательской деятельности в процессе изучения явлений и закономерностей в природном окружении. Чем больше дети соприкасают...
Проект «Птицы рядом с нами»
Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных ...
Исследовательско – творческий проект «Удивительное рядом»
У нас на Земле много рек, озер, морей и океанов. В них свой неповторимый подводный мир. Главные обитатели водных просторов – рыбы. В реках и озерах вода не соленая, как в море, а пресная. Здесь живут ...
Экологический проект «Чудо рядом с тобой» для детей средней группы
Экологический проект«Чудо рядом с тобой»для детей средней группы Продолжительность: долгосрочный. Вид: практико - оиентированный. ...
ПРОЕКТ «Неизведанное рядом»
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в труде, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребёнка грузом знаний, ...
проект "Папа рядом,мама рядом, что ещё для счастья надо ?!". Совместные работы родителей и детей.
Развлечение "Чья рукавичка?!" Проводится совместно с родителями и детьми средней группы.Заключительная часть проекта. В развлечении приняли участие родители и дети. С целью и задачами все сп...
Проект «Мама рядом, папа рядом – что еще для счастья надо»
проект " Мама рядом, папа рядом - что еще для счастья надо"...