КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»
консультация по математике (младшая группа)

Елена Александровна Шмакова

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №161»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»

                                                                         Выполнила: воспитатель

Шмакова Елена Александровна

г.Оренбург

Введение.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                                          В.А. Сухомлинский.

Главное место в жизни ребенка занимает игра. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на занятиях (индивидуальных и групповых), а также включаться в музыкальные занятия, быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности.

Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решение различного рода практических задач.

Начальное обучение дошкольников математике осуществляется в основном на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счета и измерения (считать свободно различные предметы, звуки, движения, сравнивать числа, знать, как можно получить число, измерять длину, ширину, высоту предметов, определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры и т.д.).

Формирование у ребят математических представлений должно опираться на предметно – чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, т.е. приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.

Изучение количественных отношений – процесс сложный и трудный. Положения программы, которые связаны с изучением данной темы, должны осваиваться последовательно, равномерно и систематически. С этой целью надо продумывать различные формы образовательной работы с детьми, т.е. обучение необходимо проводить не только непосредственно на занятиях по математике, но и во время других видов воспитательной работы (в игре, в процессе выработки трудовых навыков и др.) Этому должны соответствовать и методы педагогического руководства деятельностью детей, направленные на обогащение и закрепление элементарных математических знаний и умений, усвоенных дошкольниками на занятиях и в игре. Каждая игра основана на практическом применении счетно–измерительных действий, освоенных детьми 3-4 лет на занятиях по математике, что обеспечивает тесную взаимосвязь двух основных видов деятельности занятий и последующей игры. Результаты окажутся успешными в том случае, если воспитатель будет соблюдать принципы организации дидактических игр, включающих счет и измерение, учитывать особенности методики педагогического руководства ими и творчески относится к процессу обучения началам математики.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по – иному, чем взрослым. Ребенок – «Новичок», все для него полно новизны. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких – либо иных целей, чем играть.

«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива» - так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская. Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела.

Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе метода учитываются ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т.д.  

При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Но ее можно отнести и к группе практических методов, имея в виду особую значимость разного вида игр в овладении разными практическими действиями, такими, как составление целого из частей, рядов фигур, счет, наложение и приложение, группировка, обобщение, сравнение и др.

Наиболее широко используются дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облегченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание. Все виды дидактических игр (предметные, настольно – печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их, настольно – печатные, как правило, в свободное от занятий время.

Знания в виде способов действий и соответствующих им представлений ребенок получает вначале вне игры, а в ней лишь создаются благоприятные условия для их уточнения, закрепления, систематизации (в сюжетно – дидактических, дидактических и других видах игр).

Игра, как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование на занятиях отдельных элементов разных видов игр (сюжетно – ролевой, подвижной и т.д.), игровых приемов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т.д.), органичное сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей и обучающей роли взрослого и высокой познавательной активности детей.

Процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности, а именно: связь с жизнью у маленьких детей ограничена их возможностями, их жизнь – это игра, труд, занятия, поэтому приобретаемые знания по счету следует использовать именно в этих видах деятельности, использование же знаний в разных условиях делает их более значимыми и прочными.

Формирование у детей умения использовать приобретенные знания в новых, бытовых условиях следует рассматривать в качестве специальной цели обучения и направлять усилия на разработку и дальнейшее совершенствование методов практического применения математических знаний в деятельности, привлекательной для дошкольников.

Педагогический процесс детского сада предполагает углубленное формирование представлений о количестве, счете, числе. Это можно продемонстрировать на примере таких видов деятельности, как трудовая, изобразительная, игровая, когда ставится задача пересчитать, отсчитать или измерить нужное количество предметов и материалов. Так, во время сервировки стола дежурные сопоставляют количество приборов и число детей (столовых приборов должно быть столько, сколько детей), на занятиях по аппликации ребята убеждаются в том, что количество предметов не зависит от места их расположения (десять уточек остаются десятью уточками независимо от того, наклеиваются они кучкой или в ряд, друг за другом), во время игр на участке дети измеряют расстояние между деревьями, сравнивают разные виды оборудования по длине, ширине, высоте и т.д.

Однако нередки случаи, когда указанные действия включаются лишь как дополнительное средство достижения основной цели деятельности (нарисовать, вырезать, построить, вымыть и т.д.), и этот процесс осуществляется эпизодически, т.е. при условии, если воспитатель специально ставит перед детьми математическую цель. Подобная практика, носящая кратковременный характер, не создает достаточных условий для прочного закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком на коллективных занятиях.

Рассмотрим подробнее, какова роль одной из самых привлекательных форм деятельности дошкольников - игры в использовании счетно– измерительных умений и навыков.

Достаточный опыт применения дидактических игр для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа и т.д. При обучении началам математики педагоги все чаще начинают использовать игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото», «домино» и др. Дети совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний.

Однако в процессе умственных упражнений, которые так отчетливо выступают в существующих играх, дети имеют возможность отрабатывать и закреплять лишь отдельные счетные операции (количественный или порядковый счет, составление числа из единиц и др.), не связывая их друг с другом. Поэтому дошкольники не понимают взаимозависимости выполняемых действий, их роли в качестве способа познания количественной стороны действительности.

Иногда значение дидактических игр умаляется и оттого, что многие воспитатели плохо владеют методикой их проведения. Вследствие чего активность играющих затормаживается (например, один ребенок действует, а остальные ждут своей очереди) или дидактические игры подчас превращаются в занятие, где воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно делать, а не в качестве партнера по игре – в результате ограничивается и самостоятельность детей. Наличие в дидактической игре двух элементов (познавательного и игрового) приводит к тому, что первый часто подавляет второй – это обедняет игры, снижает интерес детей к ним, и самостоятельно в эти игры они почти не играют.

Наряду с дидактическим и в детских садах бытуют увлекательные игры «в кого–нибудь» или «во что–нибудь»: в больницу, магазин, парикмахерскую. В таких играх иногда создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребенок может производить разнообразные счетные и измерительные действия. Например, в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, записывает свои подсчеты, измеряет ткань, ленты, веревочки и др., в игре «Транспорт» устанавливает маршруты и рейсы поездов, самолетов, автобусов и т.д.

Что касается количественных отношений, то самостоятельно непосредственно воспринимать действия взрослого  числом, счетом, измерением дошкольник также не может. Область количественных отношений как бы выпадает из поля его зрения. Он  в своем опыте обычно не сталкивается с необходимостью практического использования этих отношений, и потому они не отражаются в его играх. Выделить в деятельности взрослых количественные отношения и способы их определения ребенок может только с помощью воспитателя.

Для решения задач умственного воспитания дошкольников, их познавательного развития, подготовки к обучению в школе большое значение имеет использование загадок. В дидактических играх с загадками развивается наблюдательность, умение самостоятельно решать умственные задачи. Дошкольники учатся отгадывать, узнавать по описанию животное, растение, транспортное средство и т.д. С помощью загадок обогащаются знания детей, формируются умения анализировать предметы и явления, сравнивать, обобщать, делать умозаключения. Важную роль в формировании интеллектуальных умений играет сравнение загадок об одном и том же предмете или явлении.

Каждая загадка является логической задачей, содержащей в той или иной форме вопрос и признаки загаданного предмета или явления. В педагогической литературе загадки по своему строению делятся на три вида: с перечислением признаков, метафорические и построенные на основе отрицательного сравнения. Однако такая классификация не дает полного представления о многих загадках. Ведь в одной и той же загадке могут быть как точно названные, так и зашифрованные с помощью иносказаний признаки предметов и явлений. Поэтому при обучении детей отгадыванию и сравнению загадок следует иметь в виду не три, а пять их видов с различной структурой логической задачи:

1 . Загадки только с точно названными признаками.

2 . Загадки только с зашифрованными признаками.

3 . Загадки с отрицательными сравнениями и точно названными признаками.

4 . Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками.

5 . Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными

признаками.

Так же можно выделить несколько видов деятельности детей в дидактических играх с загадками.

1 .Загадывание загадок.

2 . Отгадывание загадок.

3 . Доказательство правильности отгадок.

4 . Сравнение загадок об одном и том же.

5 . Сравнение загадок о разном.

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовывать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни. Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды  в дошкольных учреждениях:

1) принцип дистанции, позиций при взаимодействии;

2) принцип активности, самостоятельности, творчества;

3) принцип стабильности-динамичности;

4) принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5) принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7) принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Основная задача воспитателя - наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, поиски разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.  

В процессе игр закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.

Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум (форма и размер).

Игры должны быть направлены на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

В ходе игры воспитатель не только задаёт заранее подготовленные вопросы, но и непринужденно разговаривает с детьми по теме и сюжету игры, содействует вхождению ребёнка в игровую ситуацию. Педагог использует потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок. Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных пособий.

Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является  творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.

Воспитатель должен знать не только,  как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей. Широкое использование специальных обучающих игр так же важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

 

Работая в детском саду всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребёнка в целом.

Проводя занятия по формированию элементарных-математических представлений я заметила, что дети нашей группы редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.

Как педагога меня это очень насторожило, и я решила провести анализ знаний, с помощью которого я смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети допускали ошибки в счёте, не могли ориентироваться во времени, не знали геометрические фигуры, не правильно показывали правую и левую руки.

Изучая новую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей.

         С прошлого года я работаю углублённо над темой: «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольного возраста».

В настоящее время продолжаю обучение детей счёту в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей с образованием всех чисел в пределах, путем сравнивания равных и неравных групп предметов.

Занятия по математике стараюсь проводить в игровой форме или по сюжету сказок - например: я спрашивала у детей: - «Ребята, Вы любите сказки? – «А какие сказки знаете?» – «Сейчас я Вам загадаю загадку, а вы отгадайте её:

                 Не лежалось на окошке,

                 Покатился по дорожке …

                                                                                                                                         (Колобок)

Сегодня мы познакомимся с новой сказкой о Колобке, который любит математику.

                   

                 Жил весёлый Колобок,

                 Колобок – румяный бок.

                 Он от бабушки ушёл,

                 Он от дедушки ушёл,

                 По дорожке покатился,

                 В густом лесу очутился.

Использую в своей работе сказки, вызываем у детей сочувствие, переживание за сказочных персонажей и помогать им в выполнении различных заданий.

Сравнивая две группы предметов, располагала их то на нижней, то на верхней полоске счетной лесенке. Это я делала для того, чтобы у детей не возникло ошибочного представления о том, что большее число всегда находится на верхней полоске, а меньшее на нижней.  

Например: «Ребята, давайте поможем посчитать Зайцу морковку. Сначала посчитаем зайчат. (Один, два, три, четыре, пять). Всего пять зайчат, на нижней лесенке. Зайчата, очень любят есть морковки, Давайте угостим зайчиков морковкой. ( Одна, две, три, четыре). Всего четыре морковки.

Посмотрите, дети один зайчик сидит очень грустный. Почему? Потому что ему не хватило одной морковки.

Кого больше?  Чего меньше ? Зайчат или морковки?

Зайчат больше, чем морковки, а морковки меньше, чем зайчат. Зайчат 5,

морковки 4, а число 4 меньше числа 5.

Что надо сделать, чтобы зайчат и морковки стало поровну?

Надо добавить одну морковку или убрать одного зайца.

Если добавим одну морковку, сколько их станет?

Их будет 5. Сколько и зайчат, столько и морковки.

Одинаково, поровну, зайчат столько, сколько морковки, морковки столько, сколько зайчат, по 5».

Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как:                                

«Какой цифры не стало?»

«Сколько?»

«Путаница?»

«Исправь ошибку»

«Назови соседей?»

Вспоминаем с детьми стихи, потешки, считалки, загадки.

Например:    Пальчик, пальчик, где ты был?

                      С этим братцем в лес ходил,

                      С этим братцем щи варил,

                      С этим братцем кашу ел,

                      С этим братцем песни пел.

Сколько братцев было у пальчика – мальчика?

                      Один, два, три, четыре, пять.

                      Вышел зайчик погулять.

                      Что нам делать, как нам быть?

                      Нужно заиньку ловить!

                      Снова будем мы считать:

                      Один, два, три, четыре, пять.    

                                                         В. Важдаев.

          Семь дружных братьев.

Красный, оранжевый, желтый, зеленый,

Голубой, синий, фиолетовый.

Сколько дружных братьев?

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

- Приходите все на чай.

- Сколько чаек? Отвечай.

Пять цыпляток у наседки.

Что за миленькие детки!

Первый сынок – как ячный желток,

Второй сынок – как яичный желток,

Третий сынок – как яичный желток,

Четвёртый сынок – как яичный желток,

И пятый сынок – как яичный желток.

Дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами действия.

Дидактические игры, такие как:

«Задумай число»

«Составь цифру»

«Кто первый назовёт, которой игрушки не стало?» И многие другие я использую на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Например: Игра: «Считай не ошибись!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счёте. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, использованных на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счёта помогают таблицы, со сказочными героями, направляющие к Вини – Пуху в гости. Кто будет первым? Кто идет второй? И т.д.

В группе познакомила детей с днями недели. Объясняла, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали названия дней недели, мы обозначили их кружочком разного цвета. Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это я сделала специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Рассказала детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счёту: понедельник – первый день после окончания недели, вторник – второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница пятый.

После наблюдения предложила детям посмотреть мультфильм «Емелина неделя».  

Мы спросили у Емели:

- Назови нам дни недели.

Стал Емеля вспоминать,

Стал Емеля называть:

 

         Понедельник.

- Дядька крикнул мне «Бездельник!»

Это было в понедельник.

         Вторник.

На забор я лез, и дворник

Гнал меня во вторник.

         Среда.

В среду я ловил жука

И свалился с чердака.

        Четверг.

Воевал в четверг с котами

И застрял под воротами.

        Пятница.

В пятницу дразнил собаку –

Изорвал себе рубаху.

       Суббота.

А в субботу – вот потеха! –

На свинье верхом поехал.

       Воскресенье.

В воскресенье отдыхал –

На мосту сидел, дремал,

Да с моста свалился в реку,

Не везет же человеку!

Так у нашего Емели

Дни недели пролетели.

После просмотра проводила – беседу.

- А как у нас проходит неделя?

- Какими играми заполнен каждый день?

- Что вы скажите о Емелиной неделе?

Как вы понимаете пословицу «У лени семь праздников в неделю?»

После я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя». Для игры вызываю к доске 6 детей и сама включаюсь в игру, пересчитываю детей по порядку, даю им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели.

Например, первый ребёнок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.

Затем, усложняла игру тем, что строились дети начиная с любого другого дня недели.

Так же детей  учили ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.

Для закрепления предлагала детям игру: «Когда это бывает».

                       

Утро.

            Просыпайся, глазок,

            Просыпайся, другой,

            Да порадуйся солнышку

            Вместе со мной.

       

День.

             Мы играем, мы гуляем,

             Книжки с мамою читаем.

             И ни сколько нам не лень

             Прыгать, бегать

             Целый день.

                       

 Вечер.

   

             Солнце прячется за горку,

             Птички – в гнезда,

             Мышки – в норку

             Только Машей не замечен

             Наступает тихо вечер.

                        Ночь.

             Вот и люди спят, Вот и звери спят,

             Птицы спят на веточках,

             Лисы спят на горочках,

             Зайцы спят на травушке,

             Утки на муравушке.

Детям очень нравится играть в игру: «Закончи предложение»

Завтракаем мы утром, а ужинаем…(вечером).

Спим мы ночью, а делаем зарядку …(утром).

Днем мы обедаем, а завтракаем…(утром).

Солнце светит днем, а луна…(ночью).

Ужинаем мы вечером, а обедаем…(днем).

А еще детям нравится играть в подвижную игру: «День и ночь».

Я включала веселую музыку, и говорила, что наступил «День», дети веселились, танцевали, играли. А когда я выключала музыку и говорила «Ночь», дети замирали.

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, впереди, сзади, далеко, близко.

Сначала я научила детей ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, правая/левая рука и др.) Давала детям такие задания, как подними правую руку, покажи левую ногу, и т.д.

Я поставила перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять своё место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди сидела Аня, а сзади – Дима. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамидка и т.д. В начале каждого занятия проводила игровую минутку: любую игрушку прятала где – то в группе, а дети ее находили, или выбирала ребенка и прятала игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывало у детей и организовало их на занятие. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей чтобы результат был лучше, предметные игры с появлением какого – либо сказочного героя. Например, игра: «Найди игрушку», говорю  детям – «Ночью, когда в группе никого не было» - «К нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатываю конверт, читаю: «Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 3 шага и т.д.». Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них усложнила – т.е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанная игрушка. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Путешествие по комнате», и многие другие игры. Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги,  на столе.

   

    4. Для закрепления знаний о форме, геометрических фигур с целью повторения материала младшей группы. Предлагала детям послушать стихи о геометрических фигурах:

             Круг.

В небе – шар воздушный,

Всем ветрам послушный.

Ярко солнышко горит.

А улитка говорит:

- Шарик с солнышком похожи.

Шарик круглый, солнце тоже.

                              Треугольник.

                 Заиграла балалайка,

                 Запускает змея зайка.

                 Застучал гиппопотам

                 В барабан: тарам – там – там!

                 На рисунок погляди,

                 Треугольники найди.

                              Квадрат.

                  Вот квадрат. Ещё квадрат.

                  Мы рассмотрим всё подряд.

                  Тут квадратное окно,

                  За окном пока темно.

                  Вот портрет в квадратной раме.

                  Чей портрет, смотрите сами.

                              Прямоугольник.

                   Вот диван прямоугольный,

                   А под ним ковёр напольный.

                   И приёмник – погляди – ка! –

                   Выключает кот Мурка.

                   Знает ли разбойник

                   Про прямоугольник?

                               Ромб.

                    Льву весёлые мартышки

                    Сшили модные штанишки.

                    Лев обновкою гордится!

                    Львица ромбам удивится.

                    И глядите! – крокодил

                    Гребень в ромбах отрастил.

Так же предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга,

треугольника, квадрата.

Например, спрашиваю: Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). С целью закрепления знаний о геометрических фигурах, проводила игру типа – «Лото». Детям предлагала картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивали фигуру, подобную той, которую я демонстрировала. Затем, предлагала детям назвать и рассказать, что они нашли. Занимаясь с детьми, я поняла, что дети Кристина и Аня плохо знают геометрические фигуры, поэтому с ними я занималась в основном индивидуально, давая детям сначала простые упражнения, а затем более сложные. Опираясь на полученные ранее знания, познакомила детей с прямоугольником. При этом использовала имеющиеся у дошкольников представления о квадрате. В дальнейшем, для закрепления знаний, в свободное от занятий время, детям давала задания нарисовать на бумаге разные предметы, похожие на прямоугольник.

В своей работе использую множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей.

Например, такие игры как «Найди такой же узор»; «Сложи квадрат»; «Каждую фигуру на свое место»; Кто больше назовет»; «Подбери заплатку». Сначала прочитала детям стихотворение «Сапожник»:

                 

                  Мастер, мастер,

                  Помоги -

                  Прохудились сапоги.

                  Забивай покрепче

                  Гвозди –

                  Мы пойдем сегодня

                  В гости!

                                    В. Заходер.

Сказала детям, что сапоги прохудились, и надо подобрать каждому сапогу свою заплатку. И дети охотно выполняют задание, придя на помощь.

Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры детей делю на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даю задания разной сложности.            

                       

Например: а) составление изображения предмета из геометрических фигур, по образцу.

 б) Работа по собственному замыслу, и т.д.

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвуют в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходство и различия в решении конструктивного замысла.

К каждому занятию стараюсь изготовить новую интересную игру. А некоторые игры использовала несколько раз, но давала уже более сложные задания, различные по цвету, форме и величине. Задания такого характера:

Назови самый большой треугольник?

Какого цвета самая маленькая фигура?

Назовите все квадраты, начиная с самого маленького и т.п.

            В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.

Такие игры как: «Найди фигуру, чем отличаются?»,  «Мельница» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжая ряды фигур, на поиск цифр. Знакомство с такими заданиями начала  с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей.

В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент.

Кроме того давала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить задания, в которых необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше. Для закрепления знаний, полученных на занятиях, я даю детям задания в виде дидактических игр и упражнений. Например: «Собери бусы».

Дети стараются выполнить свое задание правильно, не допуская ошибок, чтобы получить за это веселое солнышко, а не хмурую тучку с дождем.

Заключение.

Разработанная система дидактических игр и апробация этой системы предусматривала отбор дидактических игр в соответствии со следующими критериями:

  • соответствие игрового материала задачами исследования,
  • включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения,
  • доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала.

Игры использовались во всех формах работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, утренней гимнастике, физминутке, физкультурных занятиях, в повседневной жизни, активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности.

Игровая форма обучения повышала настроение детей, способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное – развитию элементарных математических способностей.

Важным условием самостоятельной игровой деятельности являлось создание предметной среды, имеющей развивающий характер, т.е. создание предметного оснащения для самостоятельных игр.

Необходимо отметить, что с группой проводилась работа по формированию элементарных математических представлений, в основе которой лежала «Программа воспитания и обучения в детском саду».

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей  в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.

Поэтому в дальнейшем буду продолжать использовать в своей работе различные дидактические игры и упражнения.

 

             

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика - это интересно! Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Статья на тему" Математика - это интересно! Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста". Математика &nda...

Разновидность дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Статья "Разновидность дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста"...

Дидактический материал для педагогов «Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Весёлая математика»

Данное пособие адресовано педагогам, студентам педагогических колледжей, а также всем, кто занимается формированием элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. В п...