Дидактические игры - средство формирования познавательного интереса к математике
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические игры – средство формирования познавательного интереса к математике.
«Математику только зачем учить надо, что она ум в порядок приводит», сказал Михаил Васильевич Ломоносов.
Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первой ступенью общего образования, а детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того насколько своевременно и качественно будет проводиться подготовка детей к школе, во многом зависит их успешность в будущем.
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений. Реализации этой задачи способствует использование разнообразных дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста. Дидактическая игра требует от ребенка внимательности, усидчивости, серьезного настроя. Развивается память, речь, воображение, эмоции, формируется настойчивость, терпение.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарища.
Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для меня, есть и другая - это
Цель: организовать работу с детьми по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
-Приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития.
- Формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности.
-Формирование навыков и умений в счёте, вычислениях, измерении, моделировании, овладении математической терминологией.
- Развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребёнка.
- Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации
- Формирование и развитие общих приёмов в умственной деятельности
(сравнение, классификация, обобщение и другие).
Девиз моей работы: пусть ребенок осваивает мир – и даже такую сложную дисциплину, как математика, - с легкостью и интересом!
Мною был составлен план работы:
Во-первых, это изучить методическую литературу по теме.
Во-вторых, составить картотеку дидактических игр для формирования элементарных математических представлений.
В-третьих, изготовить дидактические игры.
В-четвертых, обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы, оформив математический уголок.
В-пятых, вовлечь родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования дидактических игр.
Слайд
Свою работу я провожу в двух направлениях – это работа с детьми и работа с родителями.
Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого я использовала разнообразные формы работы с родителями. Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия.
Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.
Мною был подобран методический материал, оборудован математический уголок, где максимально разнообразила игры не только собственного, но и игры промышленного производства, с учётом возрастных, психологических и индивидуальных возможностей ребёнка. Материал, находящийся в математическом уголке, разнообразен. Это и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринты, тетради на печатной основе, числовые лото, календари, измерительные приборы и инструменты: весы, мерные стаканы, линейки; магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур и т. д
Далее постепенно я стала использовать игры во всех видах деятельности, каждое событие ребёнка стараюсь ненавязчиво связать с математикой (на утренней гимнастике, на прогулке, в свободной деятельности). В этом мне помогает картотека с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, также в ней содержатся пословицы, скороговорки, крылатые выражения, считалки, логические задачи, задачи-шутки, математические сказки. Благодаря таким играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у самых несобранных детей.
Много ярких развивающих игр привлекают к себе внимание детей. Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке.
Мною был разработан (из личного опыта работы и методической литературы) комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников:
слайд
- авторские игры («Веселые часики», «Собери цветочки», «Угощение для белочки», «Домики для чисел»)
Для развития мелкой моторики, смекалки и сообразительности, закреплению первоначальных знаний геометрических фигур и арифметического счёта, использую счетные палочки и нитки, которые мы совместно с детьми выкладываем на бархатной бумаге
слайд
игры Воскобовича
Сегодня методика Воскобовича включает в себя около 50 игр. Каждая из них представляет собой универсальное творческое пособие, которое делает обучение ребёнка весёлым и непринуждённым. Это достигается благодаря сказочной направленности всех игр, в которых главные герои помогают детям запомнить цифры, фигуры и буквы.
Но на данный момент в своей работе я использую самые известные
«Геоконт» - её еще называют «дощечкой с гвоздиками» или «разноцветные паутинки"
«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат»
слайд
игры Никитиных Творческие, развивающие (интеллектуальные) игры, разработанные Б.П. и Л.А Никитиными для своих детей. («Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уникуб»)
слайд
игры Монтессори При использовании системы обучения Монтессори воспитатель должен отойти на второй план и просто контролировать использование дидактических материалов
Научиться мыслить дальновидно, быть способным к логическому мышлению и предугадывать действия соперников - всему этому учит эта интересная логическая игра шашки и китайские шашки
графические диктанты
Очень важно привить ребенку навыки, необходимые для написания цифр. Для этого провожу с ним большую подготовительную работу, направленную на уяснение разлиновки тетради. Сначала ребята учатся видеть клетки, находить стороны, углы, обводит клетки. Далее мы учимся писать графические диктанты.
блоки Дьенеша Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий. С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвет, форму, объем, размер. Развивают у детей мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация, обобщение; логическое мышление; творческие способности и познавательные процессы: восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).
палочки Кюзинера
Цветные счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Тико-конструктор
С прошлого учебного года мы обогатили развивающую среду новой дидактической игрой – это конструктор «Тико». Технология ТИКО-конструирования разработана с учетом требований ФГОС ДО и соответствует возрастным особенностям дошкольников от 3 до 7 лет. Практические занятия и занимательные упражнения позволяют детям формировать и развивать пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий. Дети успешно овладевают основными приёмами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.
В результате использования дидактических игр в непосредственно-образовательной деятельности по математике и в других режимных моментах в течение дня, дети стали более активны, любознательны, стараются ответить полным ответом, их высказывания основываются на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении разных проблемных ситуаций. У них улучшилось внимание, память, мышление, умение думать, рассуждать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение дидактической игры как средства формирования познавательного интереса детей
В настоящее время, как и в прошлом, дидактическая игра имеет большое значение в развитии ребенка. Она эффективно влияет на интеллект подрастающего ребенка, что п...
Игра как средство формирования познавательного интереса на занятиях у детей дошкольного возраста
выступление на семинар - практикуме...
Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса дошкольников к изучению основ безопасности жизнедеятельности
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и педагогов детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность жизни и здоровья ребенка, но...
Игровой занимательный материал, как средство формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста
Игровой занимательный материал, как средство формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особеннос...
«Игра как средство формирования познавательного интереса и инициативности ребенка через различные виды деятельности»
Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра о...
Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста
Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста...
Дидактические игры в формировании познавательных интересов и познавательных действий дошкольников
Презентация "Дидактические игры"...