Мастер-класс для воспитателей «Игра как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Зуева Эльмира Мухаметовна

Знакомство педагогов с играми, направленными на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

 «Игра как средство формирования

познавательного интереса к математике

у детей дошкольного возраста»

Цель: Ознакомить педагогов с играми, направленными на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Повысить уровень знаний педагогов по методике формирования элементарных математических представлений.
  2. Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр.
  3. Ознакомить педагогов с играми, направленными на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП с детьми 5-6 лет.

Материал и оборудование

 «Колумбово яйцо»,  пластилин, дощечки для пластилина, презентация для динамической паузы, счетные палочки, математический квадрат с резинками., 2 листа в крупную клетку, 2 простых карандаша.

  Ход работы

Здравствуйте, коллеги!

Позвольте спросить Вас «Часто ли вы думаете?» Правильно постоянно, всегда.

А как вы считаете, думать и мыслить - это одно и то же? Совершенно верно, разные процессы.

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх.

Коллеги, займите, пожалуйста, места за столиками.

Начнём с первого игрового задания «Вылепи цифру». Я буду загадывать загадку о цифре, а вы вылепите ответ.

Кто-то ночью старый стул

Спинкой вниз перевернул.

И теперь у нас в квартире

Стал он цифрою. (4)

Эта циферка с секретом.

И зимой, и жарким летом

Различишь едва-едва,

Где в ней ноги, голова. (8)

Вторая игра называется «Составь фигуру». Для этого мы будем использовать «Колумбово яйцо».

Фраза «Колумбово яйцо» означает неожиданно простой выход из затруднительного положения.

По преданию, когда Колумб рассказывал историю о том, как он открывал Америку, один из присутствующих сказал: «Что может быть проще, чем открыть новую землю?» В ответ на это Колумб предложил ему простую задачу: как поставить яйцо на стол вертикально? Когда ни один из присутствующих не смог этого сделать, Колумб, взяв яйцо, разбил его с одного конца и поставил на стол, показав, что это действительно было просто.

Название «Колумбово яйцо» очень подходит к предлагаемой головоломке. В ней также приходится долго ломать голову над тем, как собрать из десяти кусочков яйца картинку, а полученное в результате изображение обычно бывает очень простым.

Для этого мы будем использовать «Колумбово яйцо» для детей старшей группы «Ракета»,  для детей подготовительной группы «Бабочка». Ваша задача: составить изображение по схеме.

А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки», эта игра может служить динамической паузой. Задания:

1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (6)

2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (7)

3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (5)

4. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (2)

5. Сколько очков, столько язычком щелчков. (4)

6. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки(3)

Хочу предложить вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые есть в каждой группе, и которые по карману каждому родителю.

Краткий экскурс в историю: Игра со счетными палочками имеет древние корни. Наши предки играли в бирюльки. Бирюльками называли мелкие предметы, которые высыпались горкой на стол.

Задача игроков по очереди вытаскивать по одной бирюльке, стараясь не потревожить соседние. Выигрывал тот, кто к концу игры вытащит больше предметов. В этом соревновании ребенок приобретал необходимую ловкость пальцев, а также развивал терпение и выдержку.
        Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей.

Задачи на построение простых фигур:

  1. Например, построить треугольник из 6 палочек.
  2. Построение сложных фигур:

Как построить 2 треугольника из 5 палочек, или 3 треугольника из 7 палочек?

  1. Задачи на преобразование фигур:

Сложить из 10 палочек 3 квадрата.

Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

Убрать 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата.

На закрепление знаний, описывать их по характерным признакам, учить определять пространственное расположение предметов, сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров,  геометрические фигур направлена игра «Математический квадрат».

 Может быть использована в работе с детьми любого возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений, в

процессе совместной деятельности с детьми, а также в процессе самостоятельной деятельности детей.

Предлагаю разгадать загадку, а ответом будет являться фигура, которую ребёнок должен натянуть при помощи резинки.

        Примеры загадок:

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник).

Можно предложить задания на закрепление свойств фигур, расположение предметов в пространстве.

Задачки-шутки.

Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые я использую в совместной деятельности.

Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Результат решения задач-шуток зависит от жизненного опыта детей, развития представления об окружающем мире, предметах и явлениях.

На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (переложить крайнюю)

На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)

Ленту разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2)

За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (2)

Ну и, наконец, самое интересное для детей – это, конечно же, графический диктант. Для всех он будет одинаковый.

Возьмите карандаш, поставьте на точку.

1. От точки вверх 2 клетки.

2. По диагонали вверх, вправо 3 клетки.

3. 2 клетки вправо.

4. 10 клеток вниз.

5. 2 клетки влево.

6.8 клеток вверх.

7. 3 клетки по диагонали вниз, влево.

Какая цифра у Вас получилась? (1)

Рефлексия:

- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.

- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.

- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, то помашите рукой.

- Если вам нравится обучаться и обучать других, то улыбнитесь!

И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.

Я еще раз благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Образовательная область Коммуникация. Тема. Модернизация и моделирование речевых функций у детей дошкольного возраста в процессе работы над инновационными формами составления рассказов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 комбинированного вида     Мастер- класс.Образовательная область « Коммуникация».Тема « Моде...

Мастер – класс для педагогов Тема: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Цель: познакомится с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи».Задачи:• Активизировать знания педагогов о значимости ра...

Мастер - класс Тема: Использование образовательной технологии Зиганова М.А. «ИнтеллекТ» в развитии детей дошкольного возраста.

Цели: развитие интеллектуальных способностей           повышение мотивации            сниж...

Мастер - класс для родителей "Игры и упражнения по развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"

Ознакомление  родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения и  коррекции зрения  у детей....

Мастер класс для коллег «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение уровня познавательно-исследовательской компетентности воспитателей МАДОУ.Задачи: создать атмосферу творческого поиска; систематизировать знания педагогических работников по р...

Мастер класс для воспитателей "Интерактивная игра как средство при подготовке обучению грамоте детей дошкольного возраста".

Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Сейчас в дошкольных образовательны...

мастер-класс для педагогов "«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками....