Программа дополнительного образования
рабочая программа по математике (младшая группа)
Программа Кружковой деятельности "В стране Занимательной математики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_strane_zanimatelnoy_matematike.docx | 44.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 922»
Регистрационный номер № 1037739286420 ИНН
111555, город Москва, улица Молостовых дом 6-а тел. (495) 300-44-81: факс: (495)-300-44-81;
e-mail: 922@edu.mos.ru
«Согласовано» «Утверждено»
Зам. директора по содержанию образования Директор ГБОУ Школа № 922 « » _____________ 2018 г. « » ________________ 2018 г.
_________________ Градов М.В. ___________ Филипов В.В.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«В стране Занимательной математики»
Направленность программы: естественнонаучная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 3 -5 лет
Срок реализации программы: 2 года
Составитель: Демьяненко Е.В._______
Москва, 2019 год
Программа «В стране Занимательной математики» на развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Содержание:
1.Пояснительная записка.
2.Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
3.Цель и задачи программы.
4.Новизна и отличительные особенности программы.
5.Возраст обучающихся и срок реализации программы.
6.Формы и методы реализации программы.
7.Режим занятий.
8.Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы.
9.Учебно-тематический план.
10.Формы контроля.
11.Организационно-педагогические условия реализации программы.
12.Литература.
1.Пояснительная записка:
Важное значение в познавательном развитии детей имеет формирование элементарных математических представлений. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Наша задача-развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Работа в математическом кружке позволяет приобщить ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
2.Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, кто проявляет интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что-то новое. К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности,
Актуальность данной программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим возникает необходимость обеспечивать математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.
3.Цель и задачи программы:
Цель программы – Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- Приобретать знания о множестве, числе, величине, пространстве и времени, как основах математического развития дошкольника
- Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей
- Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10
- Устанавливать равенство и неравенство групп предметов
- Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине
- Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал
- Знакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр
- Формировать простейшие графические умения и навыки
Воспитывающие:
-Воспитывать внимание, интерес к познанию
-Воспитывать организованность
- Формировать инициативность и самостоятельность
- Учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т.д.)
- Формировать позитивную установку к учебной деятельности
Развивающие:
- Развивать логическое мышление и потребность активно мыслить
- Развивать инициативу и самостоятельность при выполнении поставленной задачи
- Развивать мелкую моторику и глазомер
4.Новизна и отличительные особенности программы:
Программа «В стране Занимательной математики» составлена на основе авторской парциальной программы Е.В.Колесниковой «Математические ступеньки». Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет успешно учиться.
Содержание, методы и формы организации образовательной деятельности непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. На занятиях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать. Игровые персонажи, веселые рисунки, герои сказок, которым ребенок помогает выполнить то или иное упражнение, делают процесс обучения незаметным для него, а самое главное – такие занятия вселяют в ребенка уверенность, что он все может.
Данная кружковая работа будет включать в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированную наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения для развития моторики, театрализацию. Программа предполагает сделать процесс обучения веселым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладеть задачами дошкольного обучения.
5.Возраст обучающихся и срок реализации программы:
Содержание программы рассчитано на два года работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
6.Формы и методы реализации программы:
Формы:
- Беседы
-Групповая и индивидуальная работа
- Дидактические игры
-Математические упражнения
-Логические задачи
-Игровые ситуации
-Рисование (простейшие графические умения)
-Работа с родителями
Методы:
-Словесный: Объяснение, беседа, устное изложение, загадки, пословицы, математические сказки, диалог.
-Наглядный: Иллюстрированный материал, рисунки, плакаты, игрушки-герои.
-Практический: Выполнение упражнений на заданную тему.
Принципы организации:
- Принцип интеграции : В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей (Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
- Доступность: Деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному). Подача материала в игровой форме.
- Проблемность: Поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.
- Наглядность в обучении: Осуществляется на восприятии наглядного материала.
- Развивающий и воспитательный характер обучения: Повышение интереса к занятию математикой и развитие логического мышления у детей.
7.Режим занятий:
Время проведения: вторая половина дня
Длительность занятия :25 мин.
Кол-во детей в группе: 5-10 человек
Количество учебных часов в году: 31 в каждой возрастной группе (одно занятие в неделю)
Возраст детей | Продолжит. занятия | Периодичность в неделю | Кол-во часов в год |
3-4 лет | 25 мин. | 1 раз | 31 занятие |
4-5 лет | 25мин. | 1 раз | 31 занятие |
8. Прогнозируемые (ожидаемые результаты) программы:
Ожидаемым результатом освоения программы являются следующие ориентиры:
К концу второго года обучения дети должны:
- считать в пределах десяти, относить последнее числительное ко всей группе предметов, согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже;
- называть цифры от 1 до 10, писать их по точкам, соотносить количество предметов с цифрой;
- понимать отношения между числами в пределах десяти, выражать эти отношения в речи;
- отгадывать математические загадки;
- различать количественный, порядковый счет;
- устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу;
- находить заданные геометрические фигуры среди множества других;
- сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине в пределах пяти, обозначая результаты сравнения соответствующими терминами;
- выделять признаки сходства и различия между предметами и объединять их по этому признаку;
- отгадывать загадки о временах года;
- различать понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно;
- уметь ориентироваться на листе бумаги;
- решать простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
9.Учебно – тематическое планирование
1-й год обучения
№ | Наименование раздела/темы | Всего часов | Количество часов | Формы контроля | |
Теория | Практика | ||||
1 | Количество и счет | Мониторинг | |||
1.1 | «Один-много» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
1.2 | «Число один» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
1.3 | «Число два» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
1.4 | «Число три» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
1.5 | «Число четыре» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
1.6 | «Число пять» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
1.7 | «Число шесть» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
1.8 | «Число семь» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
1.9 | «Число восемь» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
1.10 | «Число девять» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
2 | Геометрические фигуры | Мониторинг | |||
2.1 | «Треугольник» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
2.2 | «Круг. Овал» | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | «Квадрат. Прямоугольник» | 2 | 1 | 1 | |
3 | Величина | Мониторинг | |||
3.1 | «Большой-маленький» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
3.2 | «Высокий-низкий» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
3.3 | «Длинный-короткий» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
3.4 | «Тонкий-толстый» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
3.5 | «Широкий-узкий» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
4 | Ориентировка во времени | Мониторинг | |||
4.1 | «Части суток Утро-День» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
4.2 | «Части суток Вечер-Ночь» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
4.3 | «Время года-Осень» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
4.4 | «Время года-Зима» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
4.5 | «Время года-Весна» | 1 | 0.5 | ||
5 | Ориентировка в пространстве |
| Мониторинг | ||
5.1 | «Положение предметов относительно себя-слева, справа, в, на, под» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
5.2 | «Внизу-наверху» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
5.3 | «Далеко-близко» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
6 | Логические задачи | 3 | 3 | Мониторинг | |
всего | 31 | 14 | 17 |
9.1 Содержание Учебно-тематического плана
1-й год обучения
Количество и счет
Учить:
-сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;
-устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
-понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше;
-понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;
-называть числительные по порядку в пределах 9, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;
-согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;
-решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.
Познакомить: со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.
Геометрические фигуры
Познакомить:
-с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
Учить:
-приемам обследования зрительно-двигательным путем;
-видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Дать представление: о том, что фигуры могут быть разного размера.
Величина
Учить:
-сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
-выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Использовать в речи: результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).
Ориентировка во времени
Учить:
-различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
-различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.
Ориентировка в пространстве
Учить:
-различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;
-обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу;
-двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.
Логические задачи
Учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.
10.Учебно – тематическое планирование
2-й год обучения
№ | Наименование раздела/темы | Всего часов | Количество часов | Формы контроля | |
Теория | Практика | ||||
1 | Количество и счет | Мониторинг | |||
1.1 | «Установление равенства и неравенства» | 2 | 1 | 1 | Самооценка |
1.2 | «Цифра 1» | 1 | 0.5 | 0.5 | Самооценка |
1.3 | «Цифра 2» | 1 | 0.5 | 0.5 | Самооценка |
1.4 | «Цифра 3» | 1 | 0.5 | 0.5 | Самооценка |
1.5 | «Цифра 4» | 1 | 0.5 | 0.5 | Самооценка |
1.6 | «Цифра 5» | 1 | 0.5 | 0.5 | Самооценка |
1.7 | «Цифра 6» | 1 | 0.5 | 0.5 | Самооценка |
1.8 | «Цифра 7» | 1 | 0.5 | 0.5 | Самооценка |
1.9 | «Цифра 8» | 1 | 0.5 | 0.5 | Самооценка |
1.10 | «Цифра 9» | 1 | 0.5 | 0.5 | Самооценка |
1.11 | «Цифра 0» | 1 | 0.5 | 0.5 | Мониторинг Самооценка |
1.12 | «Порядковый счет до 10» | 3 | 1 | 2 | Мониторинг Самооценка |
1.13 | «Количественный счет в пределах 10» | 3 | 1 | 2 | Мониторинг Самооценка |
2 | Геометрические фигуры | ||||
2.1 | «Геометрические тела-шар, куб, цилиндр» | 2 | 1 | 1 | Мониторинг Самооценка |
3 | Величина | ||||
3.1 | «Сравнение по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5размеров)» | 2 | 1 | 1 | Мониторинг Самооценка |
4 | Ориентировка во времени | Мониторинг | |||
4.1 | «Части суток Утро-День; Вечер-Ночь» | 2 | 1 | 1 | Самооценка |
4.2 | «Времена года Осень-Зима; Весна-Лето» | 2 | 1 | 1 | Самооценка |
5 | Ориентировка в пространстве | Мониторинг | |||
5.1 | «Внизу-вверху; впереди-сзади» | 1 | 0.5 | 0.5 | Самооценка |
5.2 | «Влево-вправо; в, на, под» | 1 | 0.5 | 0.5 | Самооценка |
5.3 | «Быстро-медленно; далеко-медленно» | 1 | 0.5 | 0.5 | Самооценка |
6 | Логические задачи | 2 | 2 | Мониторинг Самооценка | |
всего | 31 | 13.5 | 17.5 |
10.1 Содержание учебно-тематического плана
2-й год обучения
Количество и счет
Закреплять: умение считать в пределах 10, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд).
Согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе.
Знакомить:
- с цифрами от 1 до 0;
- со стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.
Учить:
- писать цифры по точкам;
- соотносить цифры с количеством предметов;
- понимать отношения между числами в пределах 9;
- отгадывать математические загадки;
- порядковому счету в пределах 10, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счету?»;
- устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине, форме, расположению.
Геометрические фигуры
Закреплять: знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Знакомить: с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.
Формировать: представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
Учить: видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.
Величина
Учить:
- сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 размеров);
- употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький» и т.д.)
- выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Ориентировка во времени
Закреплять:
-умение различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
- времена года: осень, зима, весна, лето.
Учить:
- отгадывать загадки о частях суток, временах года;
- различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами;
- различать понятия: быстро, медленно.
Ориентировка в пространстве
Продолжать учить:
- различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева направо;
- обозначать словами положение предмета относительно себя;
- ориентироваться на листе бумаги.
Логические задачи
Продолжать учить: решать более сложные задачи на сравнение, установление закономерностей, последовательности событий, анализ, и синтез.
11.Формы контроля:
Мониторинг промежуточных результатов освоения детьми программного материала.
Цель диагностики: выявление знаний детей по разделу «Формирование элементарных математических представлений»
Эту диагностику можно применять в течение двух лет обучения. Диагностику можно использовать, как контрольную (в начале и в конце года)
Методика Новиковой В.П.
- Выявление навыков счета.
Инструкция к проведению: Педагог спрашивает ребенка, умеет ли он считать. Если умеет, предлагает ему это сделать.
- Выявление знаний цифр
Материал: набор цифр до 10 в случайном порядке.
Инструкция к проведению: Сначала педагог предлагает ребенку назвать те цифры, какие он знает, затем разложить их по порядку.
- Выявление умения соотносить количество предметов с цифрой
Материал: набор цифр, две группы игрушек.
Инструкция к проведению: педагог предлагает отсчитать пять елочек, а потом четыре грибка и обозначить эти количества цифрами.
- Выявление умения отсчитывать количество на один предмет больше или на один меньше.
Материал: шесть грибков, шесть матрешек.
Инструкция к проведению: педагог предлагает отсчитать матрешек на одну больше, чем три грибка; на одну меньше, чем четыре грибка.
- Выявление умения сравнивать две группы предметов, по - разному расположенные.
Материал: три большие чашки на большом расстоянии друг от друга, под ними в ряд три маленькие чашки, стоящие близко друг к другу.
Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку сказать, каких чашек больше (меньше) или, может, их поровну.
- Выявление знаний порядковых чисел.
Материал: На столе зайчик, елка, матрешка, мячик, гриб.
Инструкция к проведению: педагог предлагает сказать, сколько игрушек в ряду; какая по счету матрешка.
- Выявление умения раскладывать предметы по увеличению или уменьшению длины.
Материал: пять полосок разной длины и цвета.
Инструкция к проведению: педагог предлагает разложить полоски по порядку от самой длинной до самой короткой, а затем сказать, какие они по длине.
- Выявление знания геометрических фигур
Материал: по три круга, прямоугольника, треугольника, квадрата разной величины и цвета.
Инструкция к проведению: педагог предлагает отложить круги, треугольники, квадраты, прямоугольники и назвать все группы фигур.
- Выявление умения ориентироваться в пространстве
Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку сказать, что слева от него, что справа, что впереди.
- Выявление умений ориентироваться во времени, называть части суток
Материал: картинки, на которых изображены части суток.
Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку разложить картинки по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Спрашивает: «Какое сейчас время суток?»
Оценка результатов
- 1 балл – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечая на вопросы.
- 0,5 балла – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
- 0 баллов – ребенок не справляется с заданием.
12.Организационно – педагогические условия реализации программы
Техническое оснащение:
Материально-техническое оснащение кабинета: наличие необходимого освещения, рабочих мест, доска магнитная, фланелеграф, раздаточный материал, демонстрационный материал, дидактический материал, цветные карандаши, фломастеры, настольно-печатные игры с математическим содержанием, карточки с заданиями, сюжетные игрушки, спортивный инвентарь (мячи, кегли), математические прописи.
13.Литература
- Е.В.Колесникова «Математические ступеньки» Программа развития математических представлений у дошкольников «ТЦ Сфера» 2017
- Е.В.Колесникова «Математика для детей 3-4 лет» методическое пособие «ТЦ Сфера» 2012
- Е.В.Колесникова «Математика для детей 4-5лет» методическое пособие «ТЦ Сфера» 2015
- Е.В.Колесникова «Я начинаю считать» математика для детей 3-4 лет. Рабочая тетрадь. «ТЦ Сфера» 2015
- Е.В.Колесникова «Я считаю до пяти» рабочая тетрадь «ТЦ Сфера» 2014
- Е.В.Колесникова «Математические прописи для детей 4-5 лет» «ТЦ Сфера» 2008
- Е.В.Колесникова «Математика вокруг нас» Учебно-игровые задания для детей 3-4 лет. «ТЦ Сфера» 2018
- Е.В.Колесникова «Математика вокруг нас» Учебно-игровые задания для детей 4-5 лет «ТЦ Сфера» 2016
- З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» «Просвещение»2004
- Н.А.Арапова-Пискарева «Формирование элементарных математических представлений» 2016
- Л.В.Воронина, Н.Д.Суворова «Знакомим дошкольников с математикой»
М., 2011
- Л.Ю.Козина «Игры по математике для дошкольников» М., 2008
- Т.З.Прописнова «Математика с увлечением. Веселые цифры и задачи.» М., 2010
- Т.З.Прописнова «Математика с увлечением. Геометрические фигуры, ориентировка на листе» М., 2010
- Т.А.Шорыгина «Путешествие в Цифроград. Первая математика.» М., 2012
- В.П.Новикова «Математика в детском саду» «Мозаика-Синтез» 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...